Программа по профориентации средняя школа 21-25 - копия
рабочая программа

Программа по профориентации средняя школа 21-25 - копия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2016 г. № 568 с изменениями от 31.08.2020 г. приказ № 211  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры начального общего образования

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Руководитель кафедры ________________ /_______________/

Согласовано

Заместитель директора по УВР___________ /Поспелова Т.Б./ 30.08.2021 г.            

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Путь к успеху»  по профориентации «Твое профессиональное будущее» 2021-2025гг.

  1. Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения
    Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

Составитель: Кузнецова А.А. педагог-организатор

Пионерский, 2021 год

Паспорт программы

Название

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Путь к успеху»  по профориентации «Твое профессиональное будущее»

Исполнитель

  1. Администрация
  2. Педагоги-организаторы
  3. Педагоги
  4. Психолог

Проблема

Низкий уровень осознания выпускниками школы собственного профессионального выбора.

Цель

  • Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи

  • Собрать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • Определить содержание, формы и методы, сроки реализации программы
  • Организовать взаимодействие между участниками программы в рамках решения проблемы
  • Разработать систему диагностики по выявлению уровня  эффективности программы

Целевые группы

  1. Учащиеся
  2. Родители
  3. Педагоги

Ожидаемый результат

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

  • повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

  • сориентировать учащихся на реализацию собственныхзамыслов в реальных социальных        условиях.

Краткое содержание

Идея заключается в том, чтобы создать такие условия для профориентации учащихся, которые позволяют:

  1. Сформировать у учащихся первого и второго уровня представления и знаний о мире труда и профессий;
  2. С помощью тестирования и диагностики учащихся, выявить их интересы, склонности, способности к той или иной профессиональной деятельности;
  3. Учащимися попробовать себя в разных элективных курсах и определиться с выбором профильного класса и в дальнейшем с выбором профессиональной карьеры.

Этапы реализации

I этап – организационный (2021-2022 уч. год)

 II этап – основной (2022- 2024 уч. годы)

III этап – итоговый (2024-2025 уч. годы)

Введение

Профессиональное самоопределение –процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности –кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.

Во ФГОС нового поколения указывается на то, что профессиональное самоопределение школьника, наряду с личностным, является важной составной частью самоопределения жизненного пути. В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации указывается, что для развития рынка труда как важнейшей составляющей инновационной экономики необходимо развитие системы профессиональной ориентации, психологической поддержки населения, в т.ч. профессиональной ориентации школьников, повышении их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы в школе.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов. Таким образом, можно выделить следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психолого- педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Таким образом, программа профориентации представляет собой систему научно- обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.

  1. Обоснование программы

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число немотивированной на обучение и неработающей молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, часто молодые люди, закончившие ВУЗ оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор собственной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Школа профессионального самоопределения».

  1. Цель и задачи Программы

Цель: создание системы действенной профориентационной работы с учащимися, способствующей дальнейшему осознанному выбору собственной карьеры, формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации на рынке труда.

Задачи:

  1. Разработать и внедрить систему профориентационной работы с учащимися через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультацию учащихся.
  3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и школы по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  5. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

  1. Этапы реализации программы

Сроки реализации Программы: 2021 - 2025 годы

  1. этап: проектный – 2021 -2022чебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу.
  2. Разработать и утвердить программу по профориентации учащихся.
  3. Проанализировать        материально-технические, педагогические        условия        реализации программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
  5. Обучить педагога – навигатора на КПК
  1. этап: практический – 2022-2024 учебные годы.
  2. Цель: реализация программы по профориентации.
  3. Задачи:
  1. Отработать        содержание        деятельности, наиболее        эффективные        формы   и        методы воспитательного воздействия.
  2. Обогатить содержание профпросвещения.
  3. Развивать ученическое самоуправление.
  4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
  5.  Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями поселка.
  1. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  2. Проводить мониторинг реализации программы.
  3. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения поселка
  1. этап: аналитический – 2024-2025 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы школы.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3.Спланировать работу на следующий период.

  1. Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми   актами:

  1. Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1/ (полный текст Постановления приводится в Приложении 1.);
  3. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089/;
  4. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающегося в условиях непрерывного образования (проект ФИРО).
  5. ФГОС основного общего образования. Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897.
  6. ФГОС среднего общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413

  1. Основные направления системы программных мероприятий

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Профессиональное воспитание

Профессиональное просвещение

Профессиональная диагностика

Профессиональная консультация

Профессиональный подбор

Профессиональная адаптация

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся школы в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  • Профпросвещение педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  • Профвоспитание ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно- полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.
  • Профдиагностика и профконсультирование с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  • Профподбор и взаимодействие с предприятиями с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
  • Профадаптация с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и содержание :

  1. 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
  2. 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе посещения элективных курсов и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

  1. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы.

Соисполнителями мероприятий Программы – педагоги-организаторы, классные руководители, педагоги     предметники, психолог школы, социальный педагог.

Структура        деятельности        педагогического        коллектива        по        проведению  профориентационной работы в школе:

   

Заместитель директора по ВР

- направляет        работу        педагогического        коллектива        в        осуществлении        основных направлений государственной политики образования;

- вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

- содействует вовлечению учащихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;

- поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

- планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика);

- организует летние трудовые практики;

Педагог-организатор /навигатор

- создаёт учебно-методическую базу по профориентации;

- создает банк учебных заведений округа и ближайших территорий, знакомит с ними будущих выпускников;

  • составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников ;

- проводит занятия в классах, направленных на профессиональное самоопределение;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

- участвует в родительских собраниях по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, ССУЗов.

собирает, обобщает и распространяет передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников;

Классный руководитель:

- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • помогает учащемуся        проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к  профильному и профессиональному самоопределению;

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  •  адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • рекомендует учащимся литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Школьный психолог:

  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации        с        учётом        возрастных        особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.

  1. Направления и формы работы

Организационно-методическая деятельность.

Методическая        помощь        исполнителям

Программы в        подборке        методических        материалов        и диагностического инструментария.

Работа с учащимися.

Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);

Анкетирование;

Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

Проведение родительских собраний, (общешкольные, классные), лекторий для родителей;

Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

Анкетирование родителей учащихся;

Привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

В        создании        профориентационного        пространства        участвуют        все        участники   образовательной деятельности, а также социальные партнёры школы.

Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

  1. Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
  2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
  3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
  5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

  1. Оценка эффективности профориентационной работы

К основным результативным критериям и показателям эффективности

профориентационной работы, прежде всего, относится:

  • Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследованиям жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  • Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  • Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
  1. Тематическое планирование

пп

Содержание

Срок

проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся

Август 2021

Педагог-организатор

2.

Создание банка данных об учебных заведениях города

В течение года

Педагог-организатор

3.

Обучение по проекту «Билет в будущее»

13.09 – 30.11 2021

Педагог-организатор

4.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе

профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности

Сентябрь 2021

Заместитель директора по ВР

5.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации

программы профориентации учащихся

В течение года

Педагог-организатор

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в библиотеке, на стендах в фойе школы, на сайте

2021 - 2024

библиотекарь

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

1.

Экскурсии в Сузы, ПУ.

Ежегодно по   плану УО

Зам директора по ВР

Педагог-организатор

2.

Участие в выставках, конкурсах, конференциях, олимпиадах

Ежегодно

Заместители директора по ВР ,

учителя - предметники

3.

Профпросвещение на уроках в рамках проекта по апробации предметной области «Профессии в деталях»

В течение   года

Учитель технологии

Реализация профориентационной работы в рамках школьной программы

1.

Профориентация учащихся на уроках

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Конкурсы творческих проектов

2022 год

Заместитель директора по ВР,

методист, учителя-предметники

учителя технологии

3.

Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий

В течение года

Классные руководители,

библиотекарь, психолог школы,

педагоги-организаторы

4.

Организация элективных курсов, спецкурсов профессиональной направленности

Ежегодно

Заместитель директора по УВР

методист

Информационно – просветительская работа

1.

Оформление стенда по профориентации, обновление информации на сайте, в соц.сетях

2021-2025

Педагог-организатор

Организация работы с родителями

1.

Родительские собрания:

  • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения
  • Изучение склонностей и способностей ребенка
  • Организация летнего отдыха и  трудоустройство учащихся
  • Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов
  • Родительское собрание для будущих

десятиклассников. Знакомство с профилями

В течение года

Заместители директора по УВР

методист классные руководители, психолог,

педагог-организатор

Диагностика и консультирование

1.

Консультирование и тестирование учащихся      6 - 9 классов

Ежегодно

Заместитель директора по ВР,

педагог-организатор, психолог школы

2.

Консультирование родителей по вопросам   профориентации

Ежегодно

Заместители директора по УВР, классные руководители 9-11 классов

психолог,

педагог-организатор

Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников

Ежегодно в августе

классные

руководители

2.

Оказание        помощи        в        трудоустройстве  опекаемых и детям «группы риска»

Ежегодно в мае, июне

Методист социальный педагог

Организация социально-значимой деятельности (волонтерство)

В течение года

Педагог-организатор

Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору

Ежегодно

Заместители директора по УВР, ВР

3.

Ежеквартальный мониторинг по профессиональному самоопределению учащихся

В течение всего периода

Педагог- психолог,

Педагог – организатор, заместитель директора по ВР

Ожидаемый результаты:

В результате реализации программы профориентационной работы:

  • создана система работы педагогического коллектива по данному направлению;
  • повышен интерес обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии, мотивация молодежи к труду;
  • учащихся сориентированы на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
  • оказана адресная психологическая помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.

Личностные результаты обучающихся:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты обучающихся:

  • развить самостоятельность;
  • оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
  • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Календарно-тематическое планирование 2021-2022 учебный год

пп

Содержание

Срок

проведения

Форма контроля

Ответственные

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

1.

Экскурсии в ВУЗы, Сузы, ПУ.

по  плану УО

Опрос-отзыв

фотоотчет

Зам директора по ВР

Педагог-организатор

2.

Участие в выставках, конкурсах, конференциях, олимпиадах

В течение года

Свидетельства участников, дипломы, грамоты

Заместители директора по ВР , учителя - предметники

3.

Профпросвещение на уроках в рамках проекта по апробации предметной области

«Профессии в деталях»

В течение года

анкетирование

Учитель технологии

Реализация профориентационной работы в рамках школьной программы

1.

Профориентация учащихся на уроках

В течение года

Учителя предметники

2.

Конкурс творческих проектов

1-15 апреля

Грамоты, дипломы

Заместитель директора по ВР,

методист, учителя-предметники

учителя технологии

3.

Проведение тематических классных часов и  внеклассных мероприятий

В течение  года

Анкетирование, фотоотчет

Классные руководители,

библиотекарь, психолог школы,

педагоги-организаторы

4.

Организация элективных курсов (факультативов)

В течение  года

Результат ГИА

Заместитель директора по УВР

Информационно – просветительская работа

1.

Оформление стенда по профориентации, обновление информации на сайте, в соц.сетях

В течение  года

Фотоотчет, мониторинг просмотров

Педагог-организатор

2.

Проведение онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ» на шоу профессий

По плану УО

Мониторинг, фотоотчет

Классные руководители, педагог-организатор

Организация работы с родителями

1.

Изучение склонностей и способностей  ребенка

Декабрь - январь

2.

Родительское собрание для будущих

десятиклассников. Знакомство с профилями

3.

Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов

Сентябрь, март

4.

Организация летнего отдыха и  трудоустройство учащихся

1-10 мая

Мониторинг занятости обучающихся в летний период

5.

Родительское собрание с обучающимися 8-х классов «О подготовке к индивидуальным проектам в 9-м классе»

май

Диагностика и консультирование

1.

Тестирование по выявлению учащихся, неопределившихся с выбором профессии 9классы

Октябрь

Январь

Май

Результаты теста (входной, промежуточный и итоговый контроль)

Заместитель директора по ВР,

педагог-организатор, психолог школы

2.

Диагностика обучающихся 6-8, 8-9 классов

«Что я выбираю»

«Как я выбираю»

«Почему я выбираю»

Ноябрь

Апрель

Диагностика (промежуточный и итоговый контроль)

педагог-организатор, психолог школы

3.

Консультирование родителей по вопросам  профориентации

В течение года

Заместители директора по УВР, классные руководители 9-11 классов

психолог,

педагог-организатор

Профадаптация

1.

Создание банка данных о выбранном учебном заведении

 август

классные

руководители

2.

Оказание        помощи        в        трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска»

Апрель-май

Методист, социальный педагог

3.

Организация социально-значимой деятельности (волонтерство)

В течение года

Регистрация на сайте «Добро.ру», количество часов

Педагог-организатор

Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчеты классных руководителей  по профориентации учащихся

Декабрь, май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях,

факультативах, курсах по выбору

октябрь

Заместители директора по УВР, классные руководители

3.

Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы

В течение года

Заместитель директора по УВР

4

Ежеквартальный мониторинг по  профессиональному самоопределению учащихся

В течение года

Заместитель директора по ВР,

педагог- психолог,

педагог – организатор,


ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе курса внеурочной деятельности

 «Путь к успеху»  по профориентации

«Твое профессиональное будущее» 2021-2025гг.

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа)

«Твоя профессиональная карьера»

(на 2021-2022 учебный год, возраст 15-17 лет)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Профориентация» разработана в соответствии с требованиями

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015).

Особенностью курса внеурочной деятельности «Твоя профессиональная карьера» является актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе; о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

Программа курса внеурочной деятельности «Твоя профессиональная карьера» предназначена для обучения обучающихся 15-17 лет, не имеющих специальной подготовки. Рассчитана на одногодичный курс обучения. Группа одновозрастная. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

  • формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
  • формирование мотива самопознания и саморазвития;
  • осознание себя и своего места в жизни.

Метапредметные результаты:

  • наличие позитивного образа Я: абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании самого себя;
  • развитие умения сделать выбор и готовности нести за него ответственность на основе внутренней позиции взрослого человека.
  • формирование личностного самоопределения: наличие внутренней позиции взрослого человека, которая проявляется в осознании себя как члена общества и в понимании необходимости самому принимать решения относительно своего будущего.

Предметные результаты:

  • устойчивый интерес к курсу внеурочной деятельности «Профориентация»;
  • знание объективных психологических законов;
  • освоение важных для подросткового возраста психологических понятий;
  • освоение методов и приемов познания себя;
  • адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе сам диагностики и знания мира профессий;
  • ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способа получения профессии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Основы профессионального самоопределения (5ч)

Теоретические сведения. Понятие профессионального и жизненного самоопределения. Пути освоения профессии. Ситуация выбора. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Правила выбора профессии. Понятие о профессии, специальности. Общий обзор классификации профессий. Типы и классы профессий. Отделы и группы профессий. Применение информационных технологий в различных профессиях на современном этапе развития производства. Формула выбора профессии. Понятие профессиограммы и психограммы профессии.

Практическая работа. Запись основных терминов и положений. Заполнение таблицы «Мой идеал работника-профессионала»:

Оказывают влияние на выбор профессии

Степень влияния на выбор (по пятибалльной системе)

Ваш идеал (по пятибалльной системе)

Родители

Родственники

Учителя

Друзья

Литературные герои, киногерои

Кто-то еще

Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии.

Тема 2. Человек и профессия (5ч)

Теоретические сведения. Интересы, склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии.

Практическая работа. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей.

Тема 3. Слагаемые выбора профессии (2ч)

Теоретические сведения. Жизненный и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная консультация. Где получить профессию?

Практическая работа. Определение характера мотивов выбора профессии. Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений. Составление профессионального личного плана:

Перечень факторов

Лпп0

ЛПП1

Лпп2

1. Профессия

2. Главная цель (что буду делать)

3. Мой идеал в жизни и деятельности

4. Путь получения профессии

5. Оценка своих возможностей:

• склонности;

• способности;

• состояние здоровья;

• необходимые качества личности

6. Запасной вариант

7. Что рекомендуют родители

8. Позиция товарищей

9. Рекомендации учителя

Тема 4. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении (2ч)

Теоретический материал. Понятие профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении личности. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной деятельности.

Практическая работа. Определение профессиональной готовности к овладению той или иной профессией. Проведение методики «Опросник профессиональной готовности».

Тема 5. Творческий проект «Выбор профессии» (6ч)

Теоретический материал. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Последовательность выполнения проекта.

Практическая работа. Выполнение проектирования своей будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню усвоения учащимися материала элективного курса «Профессиональное самоопределение»

В результате изучения программы элективного курса «Профессиональное самоопределение» учащиеся получают возможность знать:

  • возможности личности в профессиональной деятельности
  • потребности рынка труда
  • социальные проблемы труда
  • свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии
  • классификацию профессий
  • понятие о профессиональной карьере
  • критерии профессиональной компетентности
  • специфику этапов профессионального самоопределения

Учащиеся получают возможность уметь:

  • составлять карту интересов
  • составлять формулы профессий
  • составлять собственное резюме
  • получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей
  • анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный профессиональный план

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

Дата

Примечание

план

факт

1

Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий

5

1.1

Основы профессионального самоопределения

1

10.09

1.2

Правила выбора профессии

1

17.09

1.3

Классификация профессий

1

24.09

1.4

Понятие профессиограммы и психограммы

1

01.10

1.5

Практическая работа Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии

1

08.10

2

Человек и профессия

6

2.1

Интересы, склонности, способности.

2

15.10

22.10

2.2

Практическая работа. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей

1

28.10

2.3

Здоровье и выбор профессии

1

12.11

2.4

Сознательность и самостоятельность выбора профессии

1

19.11

2.5

Самовоспитание и выбор профессии

1

26.11

3

Слагаемые выбора профессии

2

3.1

Жизненный и профессиональный планы

1

03.12

3.2

Профессиональная пригодность

1

10.12

4

Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении

2

4.1

Понятие профессиональной пробы.

1

17.12

4.2

Тест-опросник ОПГ

1

24.12

Промежуточный контроль

5

Творческий проект «Выбор профессии»

7

5.1

Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования

1

14.01

5.2

Выбор и обоснование темы проекта

1

21.01

5.3

Последовательность выполнения проекта. Практическая работа. Выполнение проектирования своей будущей профессиональной деятельности

5

28.01

04.02

11.02

18.02

25.02

6.

Создание «банка вакансий», работа с сайтами, предлагающими работу

1

04.03

7.

Экскурсии по учебным заведениям.

5

11.03

8.

Составление карты СУЗов, ВУЗов ХМАО и Свердловской области

3

18,25.03

01.04

9.

Фестиваль проектов

2

15.04

Итоговый контроль

Итого:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профориентации воспитанников школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы.            Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 9 класса в системе профориентацион...

Рабочая программа по Информатике средней школы для 10-11 классов

Программа преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы Л.Л.Босовой, адаптирована к условиям школы, т. е. на объем 10...

ПРОГРАММА по профориентации обучающихся «Школа профессионального самоопределения»

За фразой «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Одним из условий успешного профессионального самоопределения обучающихся, является подготовле...

Программа по профориентации старшая школа 21-25 - копия - копия

Программа по профориентации старшая школа 21-25 - копия - копия...

Программа развития МАОУ "Средняя школа № 8"

Программа развития МАОУ "Средняя школа № 8"...

Программа развития МАОУ "Средняя школа № 8 "

Программа развития МАОУ  "Средняя школа № 8 "...