Программа по профориентации воспитанников школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья.
рабочая программа (9 класс) по теме

Михайлова Светлана Анатольевна

Содержание программы.

            Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 9 класса в системе профориентационной работы с учащимися школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.

            Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Основная направленность занятий:

  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
  • развитие механизмов самопознания;
  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
  • расширение кругозора учащихся, знакомство с конкретными специальностями.
  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

            Программа курса рассчитана на 19 часов. Занятия по профессиональному самоопределению проводятся 1 раз в  неделю социальным педагогом во время внеклассных занятий, выполнение практических работ осуществляется во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_proforientatsii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по профориентации

воспитанников школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка

Постановка проблемы.

        Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов  новых подходов к решению задач профессионального самоопределения школьников. Цель профессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития. Особенно важно профессиональное ориентирование, самоопределение для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Ведь для лиц с интеллектуальными нарушениями трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.

        Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятости лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда специальной (коррекционной) школы VIII вида. Созданные в ней условия обеспечивают ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решение сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности учащегося с интеллектуальными нарушениями, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

        Программа  относится к профессионально-ориентированным курсам.

 

Цель программы: 
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через  комплексное оказание  содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

Задачи:

  • Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;
  • Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия  на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
  • Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
  • Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
  • Формирование у воспитанников  способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;  
  • Выбор проф. училища, оказание помощи в трудоустройстве;
  • Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.

Эффективность реализации программы.

 Программа рассчитана на воспитанников от 15 до 17 лет.

Реализация мероприятий предусмотренных программой позволит:

  • создать систему профориентационной  работы в коррекционном учреждении YIII вида;
  • повысить компетентность учащихся о мире профессий, через активизацию их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;
  • скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии;
  • увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;
  • расширение знаний о профессиях;
  • обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы-интерната;

Содержание программы.

        Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 9 класса в системе профориентационной работы с учащимися школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.

        Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Основная направленность занятий:

  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
  • развитие механизмов самопознания;
  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
  • расширение кругозора учащихся, знакомство с конкретными специальностями.
  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

        Программа курса рассчитана на 19 часов. Занятия по профессиональному самоопределению проводятся 1 раз в  неделю воспитателями во время внеклассных занятий, выполнение практических работ осуществляется во внеурочное время в рамках воспитательной работы по направлению «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение».

        Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:

  • знание и учет умственных возможностей и способностей;
  • знание требований профессии к человеку;
  • умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

        Предполагается использование на занятиях рабочей тетради обучающегося. На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий ученик познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.

Основные методы, используемые педагогом во время занятий:

  • словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
  • наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;
  • практические: упражнения, деловые игры, практические работы.

Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы VIII вида:

  • воспитывающая и развивающая направленность обучения;
  • научность и доступность;
  • систематичность и последовательность;
  • связь обучения с жизнью;
  • принцип наглядности;
  • сознательность и активность учащихся;
  • индивидуальный и дифференцированный подходы.

        Программа курса не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 25-40 минут.

        Структура занятия традиционна, может быть представлена следующим образом:

  • Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
  • Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.
  • Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.

        Эффективность усвоения содержания курса оценивается по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.

        По завершении изучения курса учащиеся должны знать:

  • свои способности и возможности;
  • основные правила выбора профессии;
  • владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
  • иметь представления об индивидуальных особенностях личности.

        Учащиеся должны уметь:

  • адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
  • ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.

Мероприятия

9 класс

1. Вводное занятие. На пороге взрослой жизни.

2. Мир профессий. Классификация профессий.

3. Повар. Кондитер.  

4. Штукатур.

5. Маляр.

6. Слесарь.

7. Плотник.

8. Токарь.

9. Овощевод. Садовник.

Практическая работа: пересадка растений, подготовка цветочных горшков, посадка растений, сортировка семян.

10. Швея.

11. Каменщик. Знакомство с профессией

12. Обувщик.

13. Дворник.

 14. Игра «Угадай профессию»

15. Современный рынок труда. Профессии 21 века.

16. Склонности и интересы в выборе профессии.

17. Куда пойти учиться  (обзор учреждений начального профессионального образования).

18. Трудоустройство выпускников интернатных учреждений.

19. Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ МСКОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

АНАЛИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬ...

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Самоанализ деятельности воспитателя по профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

   Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, от...

Опыт надомного обучения воспитанников детских домов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В статье рассказывается о методах и приемах работы с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата, живущими в детском доме и обучающимися по программе, адаптированной для учащихся с легким нар...

Опыт надомного обучения воспитанников детских домов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Опыт надомного обучения воспитанников детских домов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...