Тема по самообразованию: Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни.
методическая разработка

Дитте Александра Александровна

«Физическое воспитание  - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства».    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samoobrazovaniyu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию

Тема: Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни.

Подготовил:  учитель                                                                                            физической культуры                                                                                                                    Дитте А.А.

2020г

В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье  - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.                                                                                                                                                                            «Физическое воспитание  - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства».                                                                                                                                                                        В практическом отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к деятельности – трудовой, военной, общественной. В единстве с другими видами воспитания физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.                                                                                                                                                                                                Ведь именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Одним из условий гармоничного формирования молодого организма является двигательная активность. Вынужденное ограничение физической нагрузки (долгое сидение за партой во время уроков, при выполнении домашнего задания, за компьютером и т.д.) снижает физическую и умственную работоспособность, так как происходит снижение потоков импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Доказано, что при мышечных нагрузках реакции тревоги и напряжения значительно снижаются или исчезают совсем (что для современного школьника весьма актуально). Значит, работа мышц, является фактором, способствующим не только «разрядки», но и предупреждению эмоционального перенапряжения, агрессии.                                                                                         Любовь к движению, физкультуре, спорту начинается с детства. Это надо поощрять, «подталкивать» и направлять, что бы зарожденная в виде инстинкта радость в движении, сохранялась всю жизнь.  

 Система работы любого учителя, в том числе и моей, складывается из следующего:

 1.Целиполагания                                                                                                                                                                  2.Диагностика                                                                                                                                                                       3.Выбор уровня усвоения.                                                                                                                                                                                         4. Дифференциация содержания                                                                                                                                                            5. Определение обратной связи                                                                                                                                          6. Выбор методов обучения                                                                                                                                                            7. Проектирование системы упражнений                                                                                                        8.Рефлексия                                                                                                                                                                             9. Планируемый результат

Главная цель физического воспитания -  содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.

Из этой цели вытекают задачи:

·        Привитие правильных умений и навыков по физической культуре.

·        Воспитание с раннего возраста устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой.

·        Повышение уровня физической культуры.  

·        Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

·        Формирование прочных основ здорового образа жизни.

Выпускник школы, у которого:

- развиты самосознание, понимание ценности здорового образа жизни и способности к дальнейшему саморазвитию;

- сформировано умение применять знания на практике  в дальнейшей жизни.  

Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).

Перед началом года я составляю план, в котором ставятся следующие  задачи:

•         Формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;

•         Укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;

•         Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;

•         Развитие двигательных качеств;

•         Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;

•         Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;

•         Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.

Считаю, что комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации – основа формирования мотивации к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.

Для успешного обучения физической культуре во взаимоотношениях с детьми руководствуюсь принципами гуманистической педагогики:

Я считаю :

  • каждый ребёнок – это личность;
  • каждый ребёнок – это индивидуальность;
  • каждый ребёнок имеет право на ошибку.

 

Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними – ученики со средней и даже слабой подготовкой. В классе занимаются ученики двух и более возрастов, мальчики и девочки.

 Кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров.   Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред их здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому  в начале каждого учебного года  ученики проходят медосмотр, с результатами которого я обязательно знакомлюсь. Затем  в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности школьников дозирую нагрузку на уроке.

Уроки физической культуры проводятся в разных условиях – в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. С целью закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры должны по возможности проводиться на открытом воздухе.  Главная цель уроков на свежем воздухе - закаливание и повышение уровня общей физической подготовки учащихся.

Любимый вид деятельности детей младшего и среднего возраста – игровая деятельность, поэтому  подвижные игры можно проводить в любой части урока, так как они  способствуют функциональному совершенствованию организма, развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков. Подвижные игры на уроках физической культуры являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, нормального физического развития, укрепления и сохранения здоровья.

Подвижные игры проводятся обычно фронтальным или групповым методом. В первом случае все играют в одну игру (иногда разделившись на две – три группы). Во втором случае игры применяются для решения разных  образовательных задач и одновременно в классе проходит не одна, а две – три игры.

Большое значение для здоровья  имеет бег. О его оздоровительной пользе говорили и в древности, и современные медики. (со слайда) Научить школьников правильно бегать, рационально используя свои силы и возможности, - трудно. Но научить бегать быстро – задача вдвое сложнее. Чтобы научить бегать быстро, важно в первую очередь привить детям любовь к бегу, так чтобы ребёнок испытывал потребность в нём. В развитии скоростных качеств  используется система подводящих и специальных упражнений, в основе которой лежит дидактический принцип “от простого - к сложному”. Одни упражнения направлены на развитие мышц ног, на их растягивание и расслабление. Другие - скоростно-силового характера, для развития быстроты реакции и быстроты движений. При этом часто применяются игровые методы.

ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ВЕРШИНА, НА КОТОРУЮ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОДНЯТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО (И.Брехман)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Туризм - как основа формирования навыков здорового образа жизни»

Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой сфере и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические возможности содействуют как детского, так и взрослого ...

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте....

«Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни»

laquo;Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни»...

Проект «Спортивный клуб в школе как средство формирования потребности в здоровом образе жизни в рамках проведения ВФСК ГТО»

Проект «Спортивный клуб в школе как средство формирования потребности в здоровом образе жизни в рамках проведения ВФСК ГТО»...

Самообразование на тему «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте».

Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый обра...