Образовательные технологии и их особенности
статья

Образовательные технологии и их особенности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii_i_ih_osobennosti.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательные технологии и их особенности»

Черноус Александр Александрович

Педагог дополнительного образования

ГБОУ Школа №320 Приморского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург 2021 год

 Содержание

1.        Введение…………………………………………….…………….3

2.        Понятие образовательной технологии …………………………4

3.        Виды образовательных технологий и их особенности.………..7

4.        Заключение………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………….…15


  1. Введение

Процессы модернизации и информатизации современного общества приводят к необратимым изменениям системы образования. Технологическая ориентация современного общества делает необходимым переосмысление базовых ориентиров образования: система образования должна обеспечивать подготовку таких специалистов, которые могли бы ориентироваться в непрерывно меняющихся условиях современного мира. Традиционная система образования была направлена на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном сообществе в качестве нормативных. Традиционная система образования ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов, которые были способны применять полученные знания, в практической деятельности. Основанием такого подхода к образованию является определенная устойчивость социальных механизмов, позволяющая прогнозировать деятельность в различных областях социальной реальности.

 Углубление и ускорение процессов модернизации и информатизации предъявляют новые требования к процессу обучения. Объем социального знания непрерывно умножается, что делает невозможным его усвоение в рамках образовательных институтов. Изменяются потребности общества: возрастает необходимость в специалистах, которые бы наряду с техническими знаниями и навыками, необходимыми сегодня практически во всех областях профессиональной деятельности, умеют оперировать полученными знаниями, и соответственно способны к самостоятельному образованию и профессиональной переориентации.

 Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков их получения. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. Сегодня данным термином обозначают методологические нововведения в образовании, которые получают все большее распространение.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.


  1. Понятие образовательной технологии.

Образовательные технологии – совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых навыков и достижению запланированных результатов образования

Образовательная технология связана с процессом постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В современной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • Информационно-коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс-технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

Используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее проблемы:

  • Способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
  • Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены «одной команды».
  • Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.
  • Овладение современными педагогическими технологиями, позволяет существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

  1. Виды образовательных технологий и их особенности.
  1. Технология развития критического мышления.

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонники развития критического мышления учащихся достаточно много. Однако есть мнение, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

  1. Технология проектного обучения.

Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

  1. Игровые технологии

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно ориентированного обучения.

Игра несёт на себе функции:

  • психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
  • психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
  • технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
  1. Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Преимущества интегрированных уроков.

  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
  • Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных уроков:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу
  • урок объединяется основной мыслью
  • урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого
  • этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости
  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое»
  1. ТРИЗ – педагогика.

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу прежде всего была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г.С.Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм и т.д.

  1. Интерактивные технологии

Организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата является целью интерактивной образовательной технологии. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.

К самым распространенным интерактивным методам можно отнести:

  • Мозговые штурмы ( brainstorm)
  • Круглые столы (дискуссия, дебаты)
  • Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
  • Деловые и ролевые игры
  • Мастер-классы

Преимущества интерактивных методов обучения:

  • обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого ученика;
  • появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;
  • в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;
  • активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки.
  1. Информационно-коммуникационные образовательные технологии

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это информационные процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств ИКТ с целью обучения.

В современном мире необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в обучении крайне актуальна и неоспорима. Умение применять ИКТ является одним из критериев при оценке опытности и профессионального мастерства педагога.

Очевидные преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

‒ наглядность, зрелищность, выразительность – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

‒ компактность – возможность накапливать информацию на электронных носителях без накопления значительных объемов папок с информационным материалом на бумажных носителях;

‒ экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

‒ возможность творческого развития обучающихся и педагогов через участие в онлайн-олимпиадах, конкурсах, публикации своих работ и проектов в интернет – пространстве;

‒ организация постоянного мониторинга самостоятельной работы обучающихся, их текущей успеваемости.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя это, с одной стороны, средство обучения и средство предоставления знаний, а с другой, – использование различных информационных инструментов, автоматизация процесса обработки учебных материалов.

  1. Модульная технология

Модуль — это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль част совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в нем все измеряется и оценивается: задание, работа, посещение учащимся занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый.

В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий:

— системность содержания, т.е. то необходимое и достаточное знание (тезаурус), без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;

— чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;

— системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки и профессиональные умения.


  1. Заключение

В данной работе рассмотрены некоторые образовательные технологии, наиболее востребованные в современном образовательном процессе. Массовое внедрение вычислительной техники, широкая доступность мультимедийных средств, распространение доступа к сети Интернет позволяют модернизировать образовательные процессы, сделать их интересней, эффективней и наглядней.

Несомненно, если наша система образования будет ставить перед собой цель дать обучаемым фундаментальные знания и навыки, сделать их готовыми к дальнейшему обучению в высшей школе, традиционные технологии так же будут востребованы. Но нельзя не воспользоваться новыми технологическими возможностями, чтобы сделать процесс обучения эффективней.

Педагог, желающий идти в ногу со временем, не может отмахнуться от реалий современного мира. В образовательном процессе ему нужно стараться использовать новые технологии.


Список литературы

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
  2. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
  3. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.
  4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения базируется на лучших педагогических практиках старой фортепианной школы и на...

Образовательные технологии и их особенности (статья)

Образовательная технология представляет собой неотъемлемую часть процесса обучения. В последнее время благодаря развитию науки данный процесс полностью изменился. И поэтому образовательная техно...

Реферат по теме: «Образовательные технологии и их особенности»

В реферате описаны образовательные технологии и их особеннсоти, новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании.Каждый педагог дополнительного образования выбирает образовательны...

Образовательные технологии и их особенности

Реферат по педагогике «Образовательные технологии и их особенности»План-конспект занятия по образовательной робототехнике на тему «Зоопарк из Lego WeDo Education»...

Статья "Образовательные технологии и их особенности"

Если обратиться к «Википедии» мы получим такое определение понятия «Образовательные технологии»: «В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является о...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по физической культуре

Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу ...