Образовательные технологии и их особенности (статья)
статья

Новохацкая Элеонора Эдуардовна

 

Образовательная технология представляет собой неотъемлемую часть процесса обучения. В последнее время благодаря развитию науки данный процесс полностью изменился. И поэтому образовательная технология в современных условиях представлена не только методиками, но и различными кибернетическими системами.

Изучение образовательных технологий является актуальной темой, т.к. сегодня самым главным аспектом в обучении будущих специалистов является формирование у них творческой целеустремленности, желания и готовности работать добросовестно и высокопрофессионально. Все это требует от современных педагогов находить все более эффективные формы, методы и технологии обучения.

Современные условия жизни дали толчок для появления и развития большого количества личностно-ориентированных образовательных технологий.

Целью данной работы является изучение сущности образовательных технологий и их типов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii_i_ih_osobennosti_.docx75.41 КБ

Предварительный просмотр:

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  И ИХ ОСОБЕННОСТИ »

Исполнитель:

Новохацкая Элеонора Эдуардовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ        3

2. ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ        5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        14


ВВЕДЕНИЕ

Образовательная технология представляет собой неотъемлемую часть процесса обучения. В последнее время благодаря развитию науки данный процесс полностью изменился. И поэтому образовательная технология в современных условиях представлена не только методиками, но и различными кибернетическими системами.

Изучение образовательных технологий является актуальной темой, т.к. сегодня самым главным аспектом в обучении будущих специалистов является формирование у них творческой целеустремленности, желания и готовности работать добросовестно и высокопрофессионально. Все это требует от современных педагогов находить все более эффективные формы, методы и технологии обучения.

Современные условия жизни дали толчок для появления и развития большого количества личностно-ориентированных образовательных технологий.

Целью данной работы является изучение сущности образовательных технологий и их типов.

Задачи, поставленные для достижения цели, заключаются в следующем:

1. Изучить теоретические аспекты образовательных технологий, а именно их сущность, основные признаки.

2. Охарактеризовать основные типы образовательных технологий.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве [12, с.33].

В педагогике дается несколько определений образовательной технологии. Суммируя и анализируя их, можно сделать вывод о том, что современные образовательные технологии – это комплекс дидактических методов, используемый для передачи информации от преподавателя к обучаемому.

Сущность образовательных технологий составляют [9, с.29]:

- определение конкретных целей обучения;

- дифференциация содержания;

- организация учебного процесса наилучшим образом;

- средства, методы и прием обучения;

- профессионализм педагога;

- объективная оценка результатов.

Признаки образовательной технологии [8, с.164]:

1. Экономичность. За небольшой промежуток времени педагог должен достигнуть по средствам своего труда поставленные цели. Это будет оценкой качества педагогической системы.

2. Современные образовательные технологии предполагают гарантированное достижение целей и эффективности работы по обучению.

3. Образовательным технологиям принадлежит идея воспроизводимости, содержащая в себе последовательность, целостность, проецирование и управляемость.

4. Возможность коррекции позволяет вернуться и изменить заданный курс на четкое выполнение поставленной цели.

5. Визуальный контакт предполагает использование дидактического материала и наглядных пособий, а также специальной техники для оптимизации учебного процесса.

Таким образом, само понятие «технология» было заимствовано из сферы производственных процессов, но в педагогике приобрело особое значение. Поэтому образовательные технологии являются процессом достижения профессионального мастерства педагогом с помощью методов, приемов и последовательности их использования для получения оптимального результата в своей деятельности.

Актуальность использования образовательных технологий заключается в следующем [6, с.365]:

1. Современные образовательные технологии достаточно легко вливаются в общий образовательный процесс в условиях классно-урочных занятий и никак не изменяют установленные стандарты образования.

2. Проникая в реальный процесс обучения, такие технологии помогают достичь поставленных целей по определенному предмету.

3. С их помощью беспрепятственно осуществляется гуманизация образования и применяется личностно-ориентированный подход.

4. Образовательные технологии помогают детям развиваться интеллектуально, учат самостоятельности, доброжелательности в отношениях с учителем и со сверстниками.

5. Особенностью образовательной технологии является ее индивидуальный подход к развитию личности и его творческих способностей.


2. ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассмотрим современные типы образовательных технологий.

Первая технология – это проблемное обучение, которое представлено системой методов и средств обучения, в основе которых лежит моделирование реального творческого процесса благодаря созданию проблемной ситуации и управлению поиском решения проблемы [4, с.144].

Смысл проблемного обучения заключается в поиске ответов на свои же вопросы, это выглядит так, сначала постановка вопроса, который есть в учебной программе, затем ответы, которые так же присутствуют в учебниках, далее объяснение учителем, но в это время ученик занят разнообразной самостоятельной работай.

Суть этой технологии состоит в том, что ученик участвует в решении волнующих его вопросах. Для того чтобы, учебная программа стала для них интересной, необходимо создать проблемную ситуацию – интеллектуальные сложности, возникающие явления, которые невозможно объяснить, факты, какие-либо процессы, которые не поддаются описанию известным способом.

В основе проблемной ситуации лежит удивление, озадаченность, что новый факт невозможно объяснить, так как он противоречит уже имеющимся знаниям.

Проблемные ситуации можно создать любым способами: указывая на несоответствие нового факта и уже известного, «невозможность» использования теоретических знаний в определённой ситуации, подталкивая к прогнозированию развития событий в определённых условиях, предоставляя задания сравнить несравнимые на первый взгляд факты.

Создав проблемную ситуацию, определив проблему и вопросы, учитель показывает путь научного поиска, который помог её решить современными способами. Причём изначально в одном способе учитель всё сделал сам: постановка вопроса, пути решения, исследования и доказательство, а в другой – привлекает учеников к решению проблемы.

Методы проблемного обучения заключают в себе шесть дидактических способов процесса проблемного обучения, они делятся строго на две равные части, три вида учебного материала рассказывает, объясняет и поясняет учитель, а остальные три ученик самостоятельно организовывает учебный процесс: монологическое изложение; рассуждение; диалогическое изложение; эвристическое изложение; исследовательский метод; метод программированных заданий [4, с.145].

Проблемное обучение помогает развитию познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая форма обучения направлена на организацию учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно добывают знания, пользуясь современными методами подходя с творческой стороны. Формирование гармонически развитой личности вот главная задача учебного заведения. Современная педагогика исследует вопросы общего развития детей в процессе обучения.

Следующая технология – разноуровневое обучение, которое представлено организацией учебного процесса, при которой каждый обучающийся в зависимости от его индивидуальных способностей имеет возможность овладеть учебным материалом на разном уровне («А», «В», «С»), но не ниже базового. При этом за критерий оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, по его творческому применению [5, с.35].

В основе технологии разноуровневого обучения лежит внутренняя дифференциация учебных групп. Основная цель дифференциации процесса обучения заключается в обеспечении каждого ученика соответствующими условиями с целью максимального развития его способностей, склонностей, а также удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

В основе разноуровневого обучения лежат:

- психолого-педагогическая диагностика учащегося;

- сетевое планирование;

- разноуровневый дидактический материал.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности [5, с.36]:

1 уровень – на данном уровне сохраняется логика самой науки и здесь можно получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

2 уровень – на данном уровне углубляется первый уровень и обогащается по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания;

3 уровень – на данном уровне углубляется и обогащается второй уровень как по содержанию, так и по глубине проработки.

Итак, данные уровни можно охарактеризовать при проведении занятий таким образом:

1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

Проектные методы обучения.  С одной стороны — это совокупность различных методов, с другой — интеграция знаний из различных областей.

Результат проектной деятельности – учебные творческие проекты. Они осуществляются в три этапа: исследовательский; технологический; заключительный. Данные инновационные технологии способствуют созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств обучающегося независимо от будущей конкретной профессии [7, с.210].

В настоящее время в отечественной методике разработано немало типов телекоммуникационных проектов. При этом главными типологическими признаками являются следующие [7, с.211]:

- Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр.

- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

- Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

- Количество участников проекта.

- Продолжительность проекта.

Исследовательские методы в обучении – это самостоятельные приемы изучения педагогических явлений и процессов, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей и взаимоотношений, а также с целью построения и обоснования научных концепций [3, 862].

Методы исследования педагогического опыта представляют собой приемы работы по изучению реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. С помощью них учащиеся самостоятельно могут пополнить свои знания, глубоко вникнуть в изучаемую проблему и предположить пути ее решения. Это представляет особую важность в определении индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.

Лекционно-семинарско-зачетная система – это одна из образовательных технологий, которая используется в основном в старшей школе, т.к. она направлена на подготовку к обучению в высших заведениях. Применение данной технологии помогает собрать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а процесс контролирования осуществлять по предварительной подготовке учеников [11, с.759].

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. Игра — это тип определённая ситуация, направленная на воспроизведение и изучение социального опыта, где вырабатывается и развивается управление своим поведением [2, с.265].

В конструкцию игры как действия входят: образы, выбранные для себя игроками; игровые процессы как методы осуществления таких образов; игровое использование предметов, т.е. замена настоящих вещей игровыми, условными; живые взаимоотношения между игроками; сюжет (содержание) — сфера реальности, условно воссозданная в игре.

Виды образовательных игр делятся по видам деятельности на: физические (двигательные), мыслительные (умственные), рабочие, общественные и психологические [2, с.266].

По виду педагогического процесса распознаются следующие группы игр: учебные, тренировочные, осматривающие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. [2, с.266].

Широка типология педагогических игр по образу игровой методики. Три большие группы составляют [2, с.267]:

- игры с готовыми «жёсткими» правилами;

- игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

- игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Игра представлена проигрыванием отношений, которые существуют в человеческой жизни.

Следующая образовательная технология – это обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество представляет собой идею совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Основой индивидуального подхода является путь от ребенка к предмету, в ходе которого нужно идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности [10, с.701].

Совместная работа в отношениях «ученик - ученик» реализуется в единичной жизнедеятельности школьных сообществ, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

В рамках общешкольного коллектива дела совместной работы инсталлируются меж учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип общей работы распространяется и на все виды отношений учеников, педагогов и управляющих с находящейся вокруг общественной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями). В настоящее время система обучения должна учитывать возможности и необходимости человека. Нрав образовательной системы должен быть личностно-нацеленным [10, с.702].

Информационно- коммуникационные технологии. Они предполагают сбор, переработку, хранение и передачу информации учащемуся с помощью компьютера. Сегодня многие профессиональные учебные заведения разрабатывают и используют автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Они включают в себя комплекс учебно-методических материалов, компьютерные программы для управления процессом обучения. Для передачи обучаемому информации в электронном виде наиболее удобны следующие образовательные технологии: видео-лекции; мультимедиа-практикумы; электронные учебники; компьютерные тренажеры, имитационные модели (обучающие системы); тестирующие системы; консультации с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции [1, с.5].

Здоровьесберегающие технологии – комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса [13, с.224].

Как можно понять из определения, понятие здоровьесберегающей технологии является очень широким. Их можно классифицировать по множеству признаков, но лишь некоторые из них действительно важны на практике. Один из таких признаков – субъектная активность. Различают три вида сохраняющих здоровье технологий по этому признаку: внесубъектные (ученик может даже не знать, что в данный момент он заботится о своем здоровье); подразумевающие пассивную позицию; подразумевающие активную позицию.

Также во всем объеме сохраняющих здоровье технологий можно выделить меры санитарно-гигиенические и меры собственно педагогические.

Гигиеническая составляющая технологии сохранения здоровья включает в себя: условия в помещении (температура, освещенность, вентиляция, режим уборки); организацию рационального питания; соответствие режима занятий санитарным нормам и возрастным особенностям учащихся; правильный подбор мебели и других предметов, используемых во время занятий; учет состояния здоровья ученика при организации его рабочего места [13, с.225].

Педагогические здоровьесберегающие технологии в образовании состоят в умении построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний. Самыми простыми и важными из подобных педагогических приемов являются: частая смена видов деятельности на уроке (от пяти и более раз); рациональное распределение нагрузки по времени урока (самая напряженная работа должна приходится на его середину); использование игровых и ролевых форм работы (кроме всего прочего, так можно ненавязчиво заставить детей двигаться); создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое мнение); создание благоприятной эмоциональной атмосферы (шутка или литературная цитата не сделают урок несерьезным) [13, с.225].

Система инновационной оценки «портфолио». Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности. Портфолио учащегося отражает самооценку, самоанализ, перспективу дальнейшей деятельности учащегося, социальную практику, т.е. обеспечивает создание условий для осознанного выбора образовательной траектории [8, с.164].

Цель портфолио: обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Процесс формирования портфолио условно можно разбить на два этапа: технический (выбор средств для создания портфолио); содержательный (информационное наполнение портфолио).

Педагоги и учащиеся предпочли работать над созданием комплексного портфолио, поскольку оно даёт наиболее полное представление о его владельце и включает в себя как официальные документы, так и творческие работы.

Таким образом, использование указанных технологий позволяет существенно оптимизировать эффективность образовательно-воспитательного процесса, формирования приоритетных академических, профессиональных компетенций. Соответственно, наличие данных технологий должно быть детально рассмотрено при анализе педагогической деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной научной литературе под категорией образовательной технологии понимают:

- совокупность форм, методов, приемов, способов обучения и воспитания, которая системно используется в образовательно-воспитательном процессе;

- обновление, модернизация инструментальных, теоретико-методологических инструментов педагогики;

- составляющую процессуальной части образовательного процесса, функционирующую в тесной взаимосвязи с дидактическими процессами, организационными формами и средствами обучения;

- модель совместной учебной и педагогической деятельности по планированию, организации и практической реализации процесса обучения.

В основе каждой образовательной технологии – психолого-педагогические установки, закономерности учебного процесса, что позволяет осуществлять прогнозирование результатов при допустимой норме отклонений.

Основными современными образовательными технологиями являются следующие: проблемное обучение; разноуровневое обучение; проектные методы обучения; исследовательские методы в обучении; лекционно-семинарско-зачетная система; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и др.; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио».

Таким образом, образовательная технология представляет собой один из наиболее эффективных инструментов оптимизации образовательно-воспитательного процесса современности, что обуславливает актуальность ее имплементации в практическую педагогическую деятельность с целью достижения поставленных дидактических задач.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вылегжанина Е.А., Мальцева Н.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 4-6.
  2. Грибова Ю.Ю. Игра как метод обучения // Молодой ученый. – 2014. – №12. – С. 265-267.
  3. Громов Р.М. Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве // Молодой ученый. –2016. – №21. – С. 862-864.
  4. Емельянова И.А. Проблемное обучение в современном образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 144-145.
  5. Зверева Н.А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 35-37.
  6. Иванько А.Ф., Иванько М.А., Воронцова С.С. Новые образовательные технологии // Молодой ученый. – 2017. – №49. – С. 364-368.
  7. Курышева С.Н. Эффективность применения метода проектного обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 210-211.
  8. Лебедева В.В., Загоруйко Т.В., Лактионова Е.Е., Диденко С.Ю. Современные образовательные технологии в ДОУ и ОУ // Молодой ученый. – 2017. – №44. – С. 163-165.
  9. Мандель Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение / Б.Р. Мандель // Образовательные технологии. – 2015. – № 2. – С. 27-48.
  10. Саидова З.Х. Обучение в сотрудничестве // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 701-703.
  11. Сибирякова И.Л. Личностный подход к обучению и воспитанию через лекционно-семинарско-зачетную систему преподавания истории // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 758-761.
  12. Склярова Ю.Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 33-36.
  13. Фомина Н. И., Фигурова А. Ю. Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 224-227.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Тема. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Особенности использования дистанционных образовательных технологий  в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями....

Статья Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Реферат по теме: «Образовательные технологии и их особенности»

В реферате описаны образовательные технологии и их особеннсоти, новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании.Каждый педагог дополнительного образования выбирает образовательны...

Образовательные технологии и их особенности

Реферат по педагогике «Образовательные технологии и их особенности»План-конспект занятия по образовательной робототехнике на тему «Зоопарк из Lego WeDo Education»...

Статья "Образовательные технологии и их особенности"

Если обратиться к «Википедии» мы получим такое определение понятия «Образовательные технологии»: «В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является о...

Образовательные технологии и их особенности

Образовательные технологии и их особенности...

Научная статья на тему "Особенности организации и проведения начального этапа учебного занятия по ФГОС ООО и ФГОС СПО с использованием и применением игровых образовательных технологий» (из опыта работы)"

Тема: "Особенности организации и проведения начального этапа учебного занятия по ФГОС ООО и ФГОС СПО с использованием и применением игровых образовательных технологий (из опыта работы)"...