Урок математики: "Основное свойство дроби".
материал

Основное свойство дроби

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoe_svoystvo_drobi.docx216.91 КБ
Файл osnovnoe_svoystvo_drobi.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Конспект урока математики.

7 класс

Тема: «Основное свойство дроби».

 

 

                                                     
                                                              учитель: Лапина Анжелика Валерьевна

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                           


г. Смоленск 2018

Тема урока: «Основное свойство дроби».

   Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный  

     Цели урока:   

образовательные: сформулировать основное свойство дроби, научить применять его для преобразования дробей;  

коррекционно-развивающие: способствовать развитию наблюдательности, внимания, формированию логического мышления, умения находить причинные связи, развитию речи, обогащению словаря учащихся;

воспитательные: создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка,  атмосферы сотрудничества, содействовать воспитанию навыков сознательной дисциплины.

 

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, воспитание уважительного отношения к иному мнению.

Предметные:

минимальный уровень: знание обыкновенных дробей; их получение, запись, чтение; нахождение доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); знание основного свойства дроби, умение применять его для преобразования дробей (с помощью таблицы умножения, опорных схем).

допустимый уровень: знание обыкновенных дробей; их получение, запись, чтение; нахождение доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); знание основного свойства дроби, умение применять его для преобразования дробей.

   

    Формирование БУД:  

Личностные: активно включаться в  учебную деятельность.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в учебных, ситуациях; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.  

Оборудование: на каждую парту конверты с полосками и кругами,  презентация демонстрируется через мультимедиа проектор.  

Педагогические  технологии:  
ТДМ (базовый уровень);  

педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

технология групповой деятельности;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

1

2

по горизонтали : 

1. Часть от целого.

3.Число, показывающее, на сколько частей разделили. 4.Название дроби 1/2.

5. Число, показывающее, сколько частей взято.

6. Математический символ, разделяющий дробь.

По вертикали: 

2. Название «двухэтажной» дроби.

5.Название Дроби 1/4. 7.Название дроби 1/3.

 

3

4

 

5

6

7

(слайд 2)

II. Актуализация знаний учащихся. (слайд 3, 4)

                         

  • Назовите знаменатели дробей первой группы. (3, 5, 6.)
  • Что показывает знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделено целое)
  • Назовите числители дробей второй группы. (11, 4, 3.)
  • Что показывает числитель дроби? (Числитель показывает, сколько равных частей целого взято)
  1. Сравните дроби:

1

и

1

3

и

3

2

и

4

3

и

7

4

8

9

7

5

5

10

10

(Ученики выполняют задание, проговаривая правила сравнения дробей с равными числителями и равными знаменателями)

  1. Найдите такое значение ☺, чтобы равенство было верным:

 3 • ☺= 6           5 • ☺= 15          7 • ☺= 28          9 • ☺= 45

  1. Найдите такое значение ☻, чтобы равенство было верным:

12 :☻= 4           36 :☻= 6           16 :☻= 8            32 :☻= 8

  1. Назовите два числа, которые делятся на: 3, 5, 8.

III Проблемное объяснение нового знания.

Какие из равенств верные? (слайд 5)

http://festival.1september.ru/articles/626076/img4.jpg

(1- т.к. обе дроби равны единице, 2 – т.к. половина равна двум четвертям;

3- равенство неверное – 3/4>2/4;

4 и 5 мы выполнить  не можем, т.к. у дробей разные знаменатели и разные числители. Мы не можем их сравнить.)

- Поставьте перед собой цель. Что мы должны сделать сегодня на уроке? (Найти свойство для дробей, которое позволит определить истинность данных равенств.)

Запишите тему урока: Основное свойство дроби.

Ну, а теперь проведем небольшое исследование. У вас на партах лежат конверты,  в которых находятся полоски и круги  синего и зеленого цвета. (полоски:, синяя – на 3, зеленая - на 9; круги: синий на 4, зеленый на 8)

                                                                           

        

- Ученик, сидящий справа, берет полоски, слева - круги. Посмотрите на них внимательно! Что вы заметили?

(Они разделены на равные части)

Первыми выполняют задание ученики сидящие справа, соседи по парте контролируют правильность выполнения.

- Отрежьте от синей полоски 1/3, от зеленой – 3/9; сравните их наложением друг на друга, сделайте вывод. (они равны)

-  Выпишите числители, оставляя между ними две пустых клетки:

1

3

=

3

3

3

=

9

 Какое арифметическое действие нужно выполнить, что бы получить из 1 – 3, а из 3 – 9. (нужно умножить на 3)

Вывод: дробь не изменится, если числитель и знаменатель дроби _____________на одно и то же число.(умножить)(слайд 6)

- отрежьте от синего круга -2/4, от зеленого 4/8; сравните их наложением друг на друга, сделайте вывод. (они равны)

-  Выпишите числители, оставляя между ними две пустых клетки:

4

:

2

=

2

8

:

2

=

4

 Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы получить из 4 – 2, а из 8 – 4. (нужно разделить на 2)

Вывод: дробь не изменится, если числитель и знаменатель дроби ____________ на одно и то же число.(разделить) )(слайд 6)

IV Первичное закрепление правила во внешней речи.

Рассмотрите рисунки и сделайте вывод. (слайд 7)

https://1.bp.blogspot.com/-AGquz45FliA/VrxSho4E9SI/AAAAAAAAEE4/lR29ENLAV6g/s1600/1.png

2

=

1

10

5

https://1.bp.blogspot.com/-AGquz45FliA/VrxSho4E9SI/AAAAAAAAEE4/lR29ENLAV6g/s1600/1.png

На доске:

4 : 2= 2     12 : 2 = 6                          2 : 2 = 1      10 : 2 = 5  

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/7/d/f7dc5017facda70ae9b473ff1f245c64ea88dca7/img4.jpg https://arhivurokov.ru/multiurok/f/7/d/f7dc5017facda70ae9b473ff1f245c64ea88dca7/img4.jpg

На доске:

1 • 4 = 4     3 • 4 = 12                                                         3 • 3 = 9       4 • 3 = 12

(Ученики комментируют изображение на рисунках)

Вывод: если числитель и знаменатель дроби __________или __________на одно и то же натуральное число, то получатся равные дроби. (слайд 8)

IV Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу.

(наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.

( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

 ( встряхнули кистями рук)

V Задание на пробное действие. (слайд 9)

  1. Верно ли равенство?

1

=

3

12

=

3

2

=

10

24

=

3

4

20

28

7

5

25

40

10

- Каким правилом вы пользовались? Как оно звучит?

  1. Запишите дроби с новым числителем.

1

=

?

15

=

?

3

=

?

27

=

?

8

16

20

4

5

35

36

4

3.  Запишите дроби с новым знаменателем.

 

3

=

12

1

=

4

36

=

4

30

=

3

4

?

7

?

45

?

50

?

(Ученики комментируют решение, используя «Основное свойство дроби)

  1. Cамостоятельная работа с самопроверкой.

Решение заданий с сайта «Школьный помощник» 6 класс – раздел «Основное свойство дроби»

Задания 1 и 2.  

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  • Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (Найти свойство для дробей, которое позволит определить истинность данных равенств.)
  • Давайте попробуем это сделать сейчас. (слайд 10)

http://festival.1september.ru/articles/626076/img4.jpg

  • Что нужно для этого сделать? (Нужно сделать так, чтобы у дробей были равные знаменатели)
  • Какое правило для этого применим? (Основное свойство дроби)
  • Как можно его применить в задании № 4? (Можно числитель и знаменатель первой дроби разделить на 2 – получим 3/4)
  • Вывод: (равенство верное)
  • Как можно его применить в задании № 5? (Можно числитель и знаменатель первой дроби умножить  на 2 – получим 6/8)
  • Вывод: (равенство неверно)
  • Где мы можем применить новое знание? (Для сравнения дробей)

-  Давайте попробуем!

Сравните дроби: (слайд 11)

2

и

1

1

и

2

5

10

4

3

(Если числитель и знаменатель первой дроби умножить на 2, то можно воспользоваться правилом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями: больше та дробь, у которой числитель больше)

4

>

1

10

10

(Если числитель и знаменатель первой дроби умножить на 3, а второй – на 4, то можно воспользоваться правилом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями: больше та дробь, у которой числитель больше)

3

<

8

12

12

- Каким правилом вы пользовались? (Основное свойство дроби)

VII  Выставление оценок. Домашнее задание.

VIII  Рефлексия учебной деятельности на уроке.


– Что вы сегодня узнали? (Основное свойство дроби.)
–     Сформулируйте основное свойство дроби. (Учащиеся  отвечают вместе.)

  •    Дайте анализ своей работе на уроке. У вас на столе магниты:

Красный  – я хорошо понял(а) основное свойство дроби.

Зеленый – я не все понял(а), у меня были ошибки.

Синий  – я не понял(а ), как применять основное свойство дроби.

  •    Оцените свою деятельность, выберите  символ и прикрепите его  на магнитную доску.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основное свойство дроби 7 класс ОНЗ Учитель: А.В.Лапина

Слайд 2

1 2 по горизонтали : 1. Часть от целого. 3.Число, показывающее, на сколько частей разделили. 4.Название дроби 1/2. 5. Число, показывающее, сколько частей взято. 6. Математический символ, разделяющий дробь. По вертикали: 2. Название «двухэтажной» дроби. 5.Название Дроби 1/4. 7.Название дроби 1/3. 3 4 5 6 7

Слайд 3

Назовите знаменатели дробей Назовите числители дробей

Слайд 4

Сравните дроби: Найдите такое значение ☺, чтобы равенство было верным: 3 • ☺= 6 5 • ☺= 15 7 • ☺= 28 9 • ☺= 45 Найдите такое значение ☻, чтобы равенство было верным: 12 :☻= 4 36 :☻= 6 32 :☻= 8 16 :☻= 8 Назовите два числа, которые делятся на: 3, 5, 8.

Слайд 5

Какие из равенств верные?

Слайд 6

1 = 3 3 = 9 4 = 2 8 = 4 Вывод: дробь не изменится, если числитель и знаменатель дроби на одно и то же число Вывод: дробь не изменится, если числитель и знаменатель дроби на одно и то же число • 3 • 3 умножить разделить : : 2 2

Слайд 7

Рассмотрите рисунки и сделайте вывод.

Слайд 8

Вывод: если числитель и знаменатель дроби у множить или разделить на одно и то же натуральное число , то получатся равные дроби .

Слайд 9

Верно ли равенство ? Запишите дроби с новым числителем. Запишите дроби с новым знаменателем.

Слайд 10

Определите истинность данных равенств

Слайд 11

Сравните дроби:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме"Свойства дроби"(ФГОС)

продолжить формировать понятие вычитания натуральных чисел, сформировать представление о способах вычитания суммы из числа и числа из суммы ; применять  полученные навыки для решения уравне...

План - конспект урока математики "Основное свойство дроби"

Данная методическая разработка представляет собой план - конспект урока математики "Основное свойство дроби". Материал может быть полезен учителям математики....

Урок - презентация "Основное свойство дроби"

Урок - презентация на тему "Основное свойство дроби"...

Статья. Формирование у обучающихся на уроках математики основных понятий и терминов экономики и обучение их использованию в жизненной практике.

В данной статье раскрыты направления по формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках  математики основных понятий и терминов экономики....

успешные педагогические практики Организация проектной деятельности школьников на уроках математикив основной и старшей школе

​Доклад форума «Повышение качества образования: эффективные управленческие и педагогические практики» на тему "Организация проектной деятельности школьников  на уроках матем...