Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя
методическая разработка

Вохменцев Андрей Владимирович

Тема «Применение новых технологий на уроках географии для развития творческой мотивации учащихся с целью повышения качества образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя  школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя географии

Вохменцева Андрея Владимировича

на 2018-2023 учебные годы

Личная карта учителя

1. Образование:  высшее

2. Предмет: география

3.  Должность:  учитель географии

4.Прохождение курсов:   повышала квалификацию  по теме «Организация процесса обучения биологии, географии, экологии в условиях реализации ФГОС общего образования», АУДПО ХМАО-Югры «ИРО», 2017г.; «Обучающиеся с ОВЗ: особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС», ООО «Столичный учебный центр», 2020г.;  «Обучение и воспитание учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и актуальные вопросы преподавания биологии при реализации ФГОС», АНОДПО «МАПК», 2021г

5. Тема самообразования:  «Повышение уровня профессиональной компетенции в обучении географии»

6.Методическая тема: «Применение новых технологий на уроках географии  для развития творческой мотивации учащихся с целью повышения качества образования»

7. Технология, по которой работает учитель: технологии личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; информационно-коммуникационных технологий, коллективных способов обучения, проектной и исследовательской деятельности.

8. Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных  мероприятий, олимпиад, участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах, проведение  вечеров, предметных недель, участие в различных природоохранных акциях.

 9. Творческие замыслы: участие в  инновационной  деятельности, создание и поддержка сайта, размещение печатных материалов,  участие в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям.  

10. Срок реализации: 2018 -2023 годы 

                 

Содержание
1. Пояснительная записка

2. Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период

  • Разделы программы профессионального развития педагога
  • Формы представления результатов педагогической деятельности
  • Схема самоооценки учебного занятия
  • Методическая продукция (учебно-программная документация)

3. План самообразования

  • Задачи
  • Перечень вопросов по самообразованию
  • Предполагаемый результат
  • Формы отчета

4. Список использованной литературы

 

                                           Пояснительная записка


    Новые социально-экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в концепции модернизации образования на период до 2030 года. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны». Важнейшим условием реализации концепции является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества результата образования, что в свою очередь влияет на качественные изменения состояния общества. Следовательно, современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Учитель должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе. Кроме того, меняется традиционное отношение к учителю как к транслятору знаний; к процессу учения как обезличенной, механической передаче знаний.

Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагогов, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих развитию качества образования. 

 

Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период


   Одной из  основных условий, влияющих на учебную деятельность, является формирование учебной мотивации. Общество нового века требует от школы, выпускников с развитыми познавательными потребностям, нацеленных на саморазвитие, умеющих применять полученные знания и ориентироваться в потоке информации, продуктивно  работать, анализировать и оценивать себя и свои достижения.  ФГОС требует модернизации методов образования и воспитания и освоения новых форм организации учебного процесса. ФГОС имеют в своей основе системно - деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем. При этом меняется роль учителя, он становится руководителем учебного процесса, меняется роль и ученика - он активно включается в учебно - познавательную деятельность.

География  - это школьный предмет, который формируют у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Для формирования их, нужно использовать проектно - исследовательскую деятельность, которая вовлекает ученика в активный процесс познания, а основы его заложили еще в начальной школе.

Проектно - исследовательская деятельность создает творческую среду и стимулирует его познавательные способности. Результатом этой деятельности, являются мини проекты и исследовательские работы. У учеников формируются УУД, что достигается путем активной работы.

Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет  межаттестационный период. 

В индивидуальную программу профессионального развития педагога необходимо вносить и результаты внутришкольного контроля: взаимопосещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией школы или специалистами методических служб. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса учащихся, их родителей, который проводится либо самим педагогом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга. 

На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период.

Если такая работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволит сформировать обобщенную характеристику деятельности учителя и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.

Разделы программы профессионального развития

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  • Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
  • Обучение на курсах повышения квалификации.
  • Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Серия учебных занятий
  • Методическая продукция
  • Портфолио
  • Собеседование
  • Творческий отчет
  • Представление результатов педагогической деятельности
  • Творческая мастерская
  • Профессиональные конкурсы

 

Схема самооценки учебного занятия

  1. Оценка содержания учебного материала.
  2. Оценка эффективности способов деятельности на уроке.
  3. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
  4. Оценка целей и результатов проведенного занятия.
  5. Оценка содержания учебного материала на уроке:
  • научность, доступность изучаемого учебного материала;
  • актуальность материала и его связь с жизнью;
  • степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
  • оптимальность объема предложенного для усвоения материала.

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)

  1. Рабочие программы по учебным предметам
  2. Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
  3. Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
  4. Программно-методическое обеспечение курса.
  5. Модель технологии обучения, описание  методической системы.
  6. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.

План самообразования

Проблема, над которой работаю:

«Применение новых технологий на уроках географии  для развития творческой мотивации учащихся с целью повышения качества образования»

Цель: 

- применить личностно-ориентированный подход, основанный на использовании приёмов проектно-исследовательской деятельности,  способствовать развитию приёмов умственной деятельности, приводящему к духовному, психическому, физиологическому росту и развитию личности, приобретению учащимися прочных знаний по предмету в условиях новой информационной среды.

- Разработка мониторинга формирования УУД по средствам формирования проектно-исследовательской деятельности.

Программа:

  • Изучение психолого-педагогической литературы и инновационной практики отечественного и зарубежного опыта;
  • Разработка программно-методического обеспечения;
  • Освоение педагогических технологий, отбор методов, содержания и средств обучения.
  • Составление мониторинга  формирования УУД в проектно- исследовательской работе школьников в урочное и неурочное время;
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  • Обучение на курсах повышения квалификации.
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
  • Участие в работе творческих и экспериментальных групп, проведение исследовательской и экспериментальной работы.
  • Обобщение собственного опыта (статьи, доклады, мастер классы)

Предполагаемый результат:

  • повышение качества обучения и восприятия учащихся;
  • применение проектно-исследовательской деятельности с целью повышения качества образования;
  • Участие в работе творческих и экспериментальных групп, проведение исследовательской и экспериментальной работы.
  • Обобщение собственного опыта (статьи, доклады, мастер классы)

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
  • формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей географии;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях РМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях,  отчет  о работе на экспериментальной площадке.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная 

Ожидаемые результаты: повышение качества обучения;  рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.

Содержание работы

сроки

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта:

Изучение ФГОС  общего образования.

Изучение  психолого-педагогической литературы.

 «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Новинки учебных пособий по географии.

систематически

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов работы над методической темой и темой самообразования.

В течение года

Обобщение и распространение опыта через систему открытый мероприятий, мастер классы на семинарах,  курсах повышения  квалификации учителей географии.

Участие в работе районного МО учителей географии  и в районных семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Открытые уроки на школьном, районном  и региональном уровне.

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Повышение общего уровня кругозора, ведение здорового образа жизни.

По  приглашению

В течение года

В течение года

На предметной неделе, в течение года.

Систематически

Результаты обучающихся на основе годовых оценок по преподаваемому предмету аттестуемого  педагогического работника

Учебный год

Средний балл по предмету

% успеваемости по предмету

% качества зна- ний по предмету

Общий СОУ (%)

2018-2019

3,6

100

52

64,13

2019-2020

3,9

100

55

65,65

2020-2021

3,9

100

75

69,9

Список использованной литературы:

Концепция модернизации Российского образования на период до 2030 года. — М.: АПК и ПРО, 2021.

Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта.  2009 г.

Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2016.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителя на  2016 – 2020 годы...

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

При внедрении СФГОС для обучающихся с ОВЗ процесс самообразования для каждого педагога становится особенно значимым. Данный перспективный индивидуальный образовательный маршрут профессиональной компет...

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

Индивидуальный планпрофессионального развития учителя русского языка и литературы...

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителя...

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя-дефектолога

Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителя...

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя...