Вязание на спицах
творческая работа учащихся

Довут Валентина Токаевна

Открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vyazanie_na_spitsah_.docx590.04 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества «Олчей удазыны»

Конспект открытого занятия

объединения  «Илбилиг хендир»

Тема занятия

«Вязание на спицах»

                                                                                     

  Педагог дополнительного                                                                            

                                                                                        образования: Довут В.Т.

с. Тоора-Хем - 2020 г.

                               

                           Тема урока: «Вязание на спицах»
Цель урока:
 Познакомить учащихся с инструментами и материалами для вязания  спицами.
Задачи: 
1. Познакомить с историей возникновения вязания. Вязание как вид декоративно - прикладного искусства.
2.Научить подбирать спицы и пряжу для вязания, набирать петли начального ряда.

3. Воспитывать аккуратность и старательность при изготовлении вязаных изделий.

4.Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук. 

Оборудование: компьютер, образцы изделий, набор спиц, приспособлений для вязания, образцы пряжи.

Инструменты и материалы: спицы, пряжа, ножницы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационная часть.

2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

 Беседа.

Какие предметы быта, одежды можно связать спицами или крючком? Дополняя ответы учащихся, учитель сообщает о том, что вязание спицами является видом декоративно-прикладного искусства, овладев которым можно создавать удобные, нарядные и неповторимые вещи. 

Стихотворение.

За петелькою - петелька,

Прозрачный клекот спиц.

Свивается изделие

Под взмах железных птиц.

Сплетутся петли в кружево

И в теплые носки,

В салфеточки, в подарочки

Для всей моей семьи.

- Как вы думаете, какая  тема нашего урока. И так, тема нашего урока «Вязание на спицах». 
(Слайд 1, название темы урока) 
(Сейчас моя помощница расскажет стихотворение, 
А ваша задача сформулировать цель нашего урока)

Я себе вязала кофту

целый месяц, или два.

Но, увы , в мою работу 
лишь пролезла голова. 

Я опять перевязала,

но старалась, видно, зря: 
в этот раз в неё влезала 
не одна, а три меня.

Вновь работу распустила.

Это был последний раз, 
потому что нитка как-то 
вся сама переплелась. 
Цель нашего урока,  Познакомить учащихся с инструментами и материалами для вязания  спицами.
(Слайд 2, Цель и задачи урока). 

Задачи нашего урока:

 1.Познакомить с историей возникновения вязания. Вязание как вид декоративно- прикладного искусства.
2.Научить подбирать спицы и пряжу для вязания, набирать петли начального ряда. 

 3.Воспитывать аккуратность и старательность при изготовлении вязаных изделий.
4.Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук. 

III. Изучение нового материала.

Сейчас мы совершим с вами небольшое путешествие.                   Слайд3.(Презентация  фильм история вязания ) 
2.История вязания на спицах. Вязание как вид ДПИ.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

  И так наше путешествие начинается в Египте, где в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось  изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. Детские чулки III-IV в. н.э. найдены в Египте.

Далее мы переносимся в Каир

А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.

Европа XII век. 
В Европу вязание проникло через коптов – египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. 
Вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!

В Испании только в 16 в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки.Чулки были необходимым предметом одежды, в 17 и 18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.

Мы двигаемся дальше и попадаем в Англию где в 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли.И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. 
В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир — чулки и перчатки, связаные из шелка пауков.

Мы возвращаемся в Россию.В России с давних времен крестьяне вязали чулки, варежки, носки. В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX было распространено вязание сапожек украшенных цветочными мотивами. Уникальным является узорчатое вязание знаменитых оренбургских платков. Спицами вы можете связать себе не только шарфик или носки, но и красивое вечернее платье. 

IV. Познакомимся с правилами безопасной работы при вязании на спицах

C:\Users\Admin\Downloads\img9 (3).jpg

 V. Правила при вязании на спицах

Первое правило


 C:\Users\Admin\Downloads\img45 (1).jpg C:\Users\Admin\Downloads\slide_38 (2).jpg

Первая петля всегда снимается на правую спицу не провязывая.

Второе правило. C:\Users\Admin\Downloads\69eb8670eb30.jpg Лицевая петля провязывается за заднюю стенку.
Третье правило. C:\Users\Admin\Downloads\d783472a5f48.jpg

Последняя петля ряда провязывается изнаночной.

VI.  ДЕЛОВАЯ ИГРА.

 ( учащиеся делятся на три группы и получают карточки-задания для самостоятельного ознакомления с материалом и предоставления полученной информации).

Группа 1:вопросы материаловедения (пряжа и ее виды)

Группа 2:разработка рекомендаций подбора спиц для вязания

Группа 3:подготовка инструкции безопасности труда и санитарно-гигиенических требований при вязании спицами

А теперь выполним тест на закрепление знаний.После выполнения теста, обменяться тестами и проверить поставить оценки, за тестовое задание.

    При вязании спицами нужно подобрать не только понравившуюся вам пряжу, но и определённый набор инструментов.

    При подготовке к уроку, я попросила дома найти информацию о видах спиц, о видах пряжи и инструментах которые используются при вязании спицами.

Спицы — это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, спицы могут быть алюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый. 

Пряжа

Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Для вязания спицами применяют: шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные, синтетические,

Вопросы: 
1.Назовите, какие виды спиц вы знаете, как подобрать спицы? Демонстрация спиц. 

2.Какие виды пряжи вы знаете, как правильно подобрать  пряжу? Перед вами лежат, образцы пряжи рассмотрите их, пожалуйста. 

 3.Каким образом мы можем определить волокнистый состав пряжи. 

4. Расскажите о санитарно - гигиенических требованиях, которые необходимо соблюдать при вязании.

5.Перечислите правила безопасной работы при вязании.
Акрил – синтетическое волокно плавится, горит коптящим пламенем с образованием твердого шарика на конце 
Вискоза – искусственные волокна, горят ровным ярким пламенем, пахнет сожженной бумагой 
Натуральные волокна (мериносовая шерсть, ангора, мохер) горят сильным пламенем, и чувствуется запах горелых перьев.  
ТОЛЩИНА СПИЦЫ ДОЛЖНА БЫТЬ ВДВОЕ БОЛЬШЕ ТОЛЩИНЫ НИТИ.

Посмотрите и запишите в тетрадь 2 способа платочной вязки.

1-й способ все петли провязываются лицевыми.

2-й способ все петли провязываются изнаночными.

VI. Практическая работа

 Набор петель.

Вязание любого изделия, начинают с набора петель. Вот мы сейчас и попробуем с вами набрать петли. Для начала нам нужно знать какую длину нити нужно взять. Например для образца 10 см., примерно нужно взять 20 см. нити, это значит в два раза больше ширины изделия. 
Правила безопасной работы при вязании спицами

  • Рабочее место должно быть хорошо освещено
  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
  • Концы спиц должны быть безопасными, иметь ограничения
  • Перед началом и после окончания работы следует мыть руки 
  • По окончании работы все инструменты убирать в рабочую коробку
  • Спицы переносить в защитном футляре

IX. Показать наглядно набор петель.

( набор петель показать видео) 
Показать на слайдах и показать, на спицах как правильно набирать петли.

    При наборе петель используем обе спицы для того чтобы при вывязывании первого ряда петли не затягивались, а свободно облегали спицы. Набираем 12 петель. Это примерно 6-7 см., свободную нить берем примерно 15 см.Просмотреть как девочки справились с работой. 

X. Зарядка для глаз (Видео зарядка на слайдах)

C:\Users\Admin\Downloads\img21.jpg
     Итак, мы продолжаем. Мы набрали петли, и теперь должны научиться вязать петли. Теперь давайте посмотрим, как правильно провязывают лицевые петли.

Смотрим образец, как правильно вывязывать лицевую петлю. (Слайд)

Вяжем до конца ряда, но не довязываем последнюю петлю. Теперь внимательно смотрим на как правильно провязать изнаночную петлю, вспомним последнее правило, последнюю петлю провязываем изнаночной петлей.

Итак, попробуем, провязать следующий ряд. Переворачиваем вязание и вяжем следующий ряд.

Просмотреть, как девочки справились с работой. 
XI. Выставляю оценки за практическую работу.

XII. Закрепление. Итог урока.

Задание.

Составьте схему вязки по текстовому описанию. (Один учащийся работает возле доски, комментируя составление схемы.)

Вопросы

1.Какие материалы и инструменты необходимы для ручного вязания? 

2.Назовите основные правила подбора спиц. 

3.Расскажите о правилах безопасной работы при вязании.

XIII. Домашнее задание.

Выучить правила, и связать образец лицевыми петлями (платочной вязкой) 10х10 см. 

Занятие закончен спасибо всем за работу.

Протокол посещения урока/занятия

Дата _09.02.2017г._____   Группа___________________________

Объединение _кружок «Илбилиг хендир» Ф.И. О. педагога Довут Валентина Токаевна

Ф.И.О. посещающего Константинова Т.Ю. – методист ЦДТ «Олчей удазыны», Хунан-Кара А.М. – учитель технологии  МБУ СОШ с.Тоора-Хем им.Л.Б.Чадамба, Кол Джамилия Эренчиновна. – педагог ЦДТ «Олчей удазыны»

Количество учащихся на занятии ___6______________

Планирование  (наличие, отсутствие) имеется в наличии

Готовность к занятию _полностью готова_____________

Цель посещения: всесторонняя проверка деятельности педагога в межаттестационный период_

Тема занятия: «Вязание на спицах»_________________

Цели и задачи занятия

Образовательные: познакомить с историей возникновения вязания. Вязание как вид декоративно- прикладного искусства.2.Научить подбирать спицы и пряжу для вязания, набирать петли начального ряда.

Развивающие:  Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук. 

Воспитательные: Воспитывать аккуратность и старательность при изготовлении вязаных изделий.

Цель занятия обсуждается, согласуется с учащимися, задается педагогом, ставится проблемная ситуация

Тип занятия: изучение нового, закрепление, обобщение и повторение, контроль знаний, комбинированный.

Форма занятия: исследование, аукцион, игра, путешествие, традиционный, семинар, зачет, другое _игра, традиционный_________________________________________________________________

Организация, этапы занятия: опрос – 5 минут, актуализация знаний - 5минут, объяснение нового материала - 5_ минут, закрепление изученного - 5 минут, самостоятельная работа - 20 минут, домашнее задание – 0 минут, итог урока - 5 минут.

Другие этапы: _______________________________________________________________

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование.

Формы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль педагога, сочетание количественной и качественной оценки фронтального опроса, графический диктант)  другое _самоконтроль, взаимоконтроль____________________________________________

Количество опрошенных учащихся ___6__________________________________________

Используемые методы (выбраны оптимально, рационально, нет): _____________________

Методы

На каких этапах занятия используются

Объяснительно-иллюстративные

-Беседа, стихотворение

-Показ презентация

-Путешествие.                   

-Работа со схемами

-Закрепление пройденного материала

-Творческая работа «вязании на спицах »

-Выставка работ

Репродуктивные

-В заключительной части

Проблемно-сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов)

-Использовалась в 1-ой части занятия

Частично-поисковые

Во 2-ой части занятия

Исследовательские методы

Во 2-ой основной части занятия

Другие методы, приемы

Здоровьесбергающие технологии: деловая игра, гимнастика глаз, физминутка.

Формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные), дифференцированный подход, рациональное сочетание форм работы групповые, индивидуальные____________

Организация самостоятельной работы (индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная), на каком этапе занятия, индивидуальная, в основной части занятия

Количество времени самостоятельной работы - _20___.

Организация работы со способными учащимися было организовано более сложные задания.

Использование ТСО, ИКТ (целесообразность применения, вид ИКТ)  Показ презентации

Наглядность плакатов, дидактического материала, карточки с заданиями, текстами, другое

схемы (на доске и на партах); цветовые схемы; алгоритм выполнения работы;

Здоровьесберегающие технологии деловая игра,  гимнастика для глаз.

Композиция занятия (логичность подачи материала, наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока) применяется логичность подачи материала, делаются выводы и обобщения, четко переходили от одного этапа к другому, урок завершен вовремя.

Темп ведения занятия (оптимальный, доступный для слабоуспевающих): было оптимально, доступно для слабоуспевающих_

Плотность (достаточная): достаточная__________________________________________

Домашние задание (наличие инструкции, методические советы по выполнению, запись на доске, дифференцированно, опережающие творческие задания) _ методические советы по выполнению

Активность и работоспособность учащихся (высокая, средняя, низкая) _высокая________

Работа над формированием общих учебных навыков (развитие речи, работа с книгой, картой, в тетрадях, практические навыки) практические навыки___________

Учет педагогом при организации урока дня недели, места в расписании, степени утомления учащихся  учет педагога при организации занятия дня недели соответствует по рекомендации методики - четверг, место в расписании - 1-е занятие, степень утомления учащихся отсутствует_

Урок окончен вовремя, после звонка. Урок окончен вовремя

Все задания во время занятия продуманы, взаимосвязаны. Был подведен итог. Занятие построено методически грамотно. Выбранные методы работы способствовали увеличению мотивации, познавательной активности учащихся. Занятие достигло поставленных целей, результативен.

Дата и время проведения занятия: _09.02.2017г___11.00ч____________________________________________

Присутствующие:___________________________________________________________________________________________________________________Подпись: ________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Подпись:______________

Ознакомлена: _______________________

Самоанализ занятия «Вязание на спицах»

Дата проведения: 09.02. 2017 года

Форма занятия: Творческая мастерская.

Охват обучающихся: 6

Цель урока: Познакомить учащихся с инструментами и материалами для вязания  спицами.
Задачи: 
1. Познакомить с историей возникновения вязания. Вязание как вид декоративно - прикладного искусства.
2.Научить подбирать спицы и пряжу для вязания, набирать петли начального ряда.

3. Воспитывать аккуратность и старательность при изготовлении вязаных изделий.

4.Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук. 

   В 09.02.2017 года проводила занятие «Вязание на спицах». В начале занятия провела краткую беседу, были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. Был проведен инструктаж по технике безопасности.

   Занятие прошло в форме творческой мастерской. Содержание занятия соответствовало целям и задачам занятия, развивало творческие способности обучающихся.

  Занятие проводился в соответствии с тематическим планированием. Цель урока была озвучена. Все этапы урока подчинены достижению этих целей. Учебный материал соответствует программным требованиям, теме, цели и задачам урока и отобран с учетом возраста обучающихся, их возможностей и в целом психофизического состояния обучающихся. Для профилактики усталости использовала физминутка для глаз и деловая игра. Самостоятельность и активность учащихся проявляется при выполнении практического задания вследствие хорошо усвоенных теоретических знаний. При проведении урока учитывались психофизические особенности обучающихся, их эмоциональное состояние, уровень подготовки каждого обучающегося, учет его индивидуальных возможностей. Старалась отмечать успехи учащихся, что способствовало поддержанию доброжелательной психологической атмосферы на занятии. Это позволило полностью реализовать на уроке все поставленные задачи.

 Входе занятия обучающихся заинтересованно трудились над получением качественной и красивой поделки. Были  подготовлены все необходимые материалы и инструменты. Во время объяснения проводилась демонстрация действий и показ презентации. Обучающихся чувствовали себя на занятии спокойно, уверенно, с интересом отвечали на вопросы. Большинство  уже освоили приемы выполнения основных видов петь. Все хорошо  освоили технические приемы вязания,  правильно держали  спицы во время работы.

    Проводилась словарная работа, с доски определяли и находили те свойства пряжи, которые больше подходили к пряже. Сделали вывод, что шерстяная пряжа, натуральный материал, хорошо сохраняет тепло, а полушерстяная имеет блеск, основное отличие, которое они должны знать. 

   Занятие прошло в атмосфере доброжелательности  и заинтересованности.

Цель занятия достигнута, дети получили положительный эмоциональный настрой. Все справились с практическим заданием.

   В конце занятия организовали мини выставку.

Экспертный лист для оценивания открытого урока (занятия)

педагога дополнительного образования

Ф.И.О. педагога_Довут Валентина Токаевна___

Тема_ «Вязание на спицах»_

Предмет, должность объединение «Илбилиг хендир», педагог дополнительного образования_

Заявленная квалификационная категория первая квалификационная категория_

Эксперты Константинова Т.Ю. – методист ЦДТ «Олчей удазыны», Хунан-Кара А.М. – учитель технологии МБУ СОШ с.Тоора-Хем им.Л.Б.Чадамба, Кол Д.Э – педагог ЦДТ «Олчей удазыны»

Критерии

Критический уровень

Допустимый уровень

Средний уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

1

Повторение и проверка знаний:

- системность

- последовательность

0

4

6

8

10

2

Раскрытие темы:

- доступность материала

- эмоциональность

- использование современных средств обучения

- использование наглядности

- здоворьесберегающие технологии

- использование современных педагогических методик

0

4

6

8

10

3

Воспитательный аспект

0

4

6

8

10

4

Организация деятельности учащихся:

- при опросе

- при изучении

- при закреплении

0

4

6

8

10

5

Педагогическая культура (педагогический такт, культура речи, имидж педагога)

0

4

6

8

10

Сумма баллов

46баллов

Система оценки: Максимальный балл – 50 баллов, пороговое значение –25 баллов

от 40 до 50 – урок имеет высокий уровень

от 31 до 39-  урок имеет хороший уровень

от 25 до 30 - урок имеет средний уровень

от 0 до 24 –  урок имеет низкий уровень

Эксперты   _________________ (________________________)

                                  подпись       расшифровка подписи

                   _________________  (_______________________)                                                                                      

                                подпись        расшифровка подписи

                   _________________ (_______________________)                                                                                      

                                подпись        расшифровка подписи

Дата составления экспертного заключения  «09»   февраля 2017г.

Ознакомлен(а) 09.02.2017                                                  (_______________________)                                                                  

                                               дата, подпись                                расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Вязание на спицах"

Тест для учащихся 7-8 класса по теме: "Вязание на спицах"...

Тема «Первоначальные приемы вязания на спицах.Материалы и принадлежности для вязания"

Дегтярева М.В.,  учитель технологии МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области».   ...

Урок по технологии на тему "Вязание пинеток спицами".

Материал содердит краткий план урока и презентацию к нему....

Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»

Данная методическая разработка раскрывает особенности организации мониторинга результатов образовательной деятельности объединений "Вязание крючком" и "Вязание на спицах"...

Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"

Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"...

Тест по технологии по разделу « Рукоделие. Вязание на спицах» за 8 класс.

Тест по технологии по разделу « Рукоделие. Вязание на спицах» за 8 класс. Данный тест можно применить для итоговой проверки знаний. За каждый правильный ответ ученица получает 1 балл. Если в ...

Цветоведение. Вязание на спицах жаккардовых узоров.

Цветоведение(цвет, тон, холодные и теплые цвета. контрастные цвета). Схема жаккрдовых узоров....