РАОП Филиппова О. А.
материал

Ольга Анатольевна Филиппова

РАОП Филиппова О. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raop_filippova_o._a.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Формат описания практик РАОП

* – пункт, обязательный для заполнения

1

*Территория

Красноярский край

Ермаковский район

2.1

*Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Семенниковская средняя общеобразовательная школа»

2.2

*Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава)

МБОУ «Семенниковская СОШ»

2.3

*Почтовый адрес (для позиционирования на карте):

_почтовый индекс

662824

_населенный пункт

село Семенниково

_улица (без указания ул., просп., пер. и т.п.)

Трактовая

_дом 38

_строение/корпус

3

*Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации

http://semennikovo.ermuo.ru/wp-content/uploads/2014/12/obrazovatelnaya_praktika.docx 

4

*Ф.И.О., должность лиц (-а), курирующих(-его) образовательную практику

Филиппова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

5

*Контактные данные лиц (-а), курирующих (-его) образовательную практику:

рабочий телефон с кодом

83913841317

_е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)

foa_71@mail.ru

_мобильный телефон (желательно)

89527484368

6

Ф.И.О. авторов/реализаторов практики

Филиппова Ольга Анатольевна

7

*Укажите тип представленной практики (выбрать один из предложенных):

Методическая практика

8

*Укажите направление представленной практики:

«Внедрение современных методов и технологий обучения и воспитания, обеспечивающих освоение обучающимися  базовых навыков и умений, повышения их мотивации к учению и включенности в непрерывный образовательный процесс».

9

*Название практики:

«Словарная работа на уроках русского языка -  путь повышения грамотности учащихся »

10

*Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)

Словарное слово, словарная работа, приемы работы со словарными словами, виды словарной работы, справочная и методическая литература, орфографическая грамотность.

11

*На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется ваша практика (выбор вариантов из списка):

- дошкольное образование

12

*На какую группу участников образовательной деятельности направлена ваша практика (выбор вариантов из списка):

- воспитанники;

- воспитатели.

13

*Масштаб изменений (выбор одного варианта):

- уровень образовательной организации.

14

*Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов:

14.1

*Актуальность практики, включая проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика.

Актуальность.

         В образовательном стандарте по русскому языку и литературе нового поколения  огромное значение придается  воспитанию гражданственности и патриотизма, любви к языку, сознательному отношению к языку как к духовной ценности, средству общения, а также развития речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.

Среди требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников основной школы, обязательными умениями являются:

- овладение большим количеством словарного запаса как средством социализации в современном обществе;

- анализировать структуру и языковые особенности текста;

- определять тему, основную мысль, стиль текста;

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к  прочитанному, услышанному, увиденному;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения.

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций. Важнейшей составляющей последней является «осознание языка как формы выражения национальной культуры». Это особенно актуально сегодня, когда происходит неоправданное засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура  насильственно вторгается в нашу жизнь. Это серьёзнейшая проблема, к которой и отнестись необходимо серьёзно, поскольку  речь человека — это осязаемая связь между телом и духом, мировоззрением человека. Необходимо уделять большое внимание словарной работе, чтобы вместо англиканизмов использовать исконно русские слова, что позволит выпускнику овладеть грамотной, красивой речью.

Проблема.

Состоит в обновлении приемов словарной работы традиционной технологии обучения на уроках русского языка.

Цель исследования - создание дизайн-проекта по преобразованию территории образовательного учреждения в комфортную и красивую мини - экосистему, благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

1) изучить и проанализировать методическую литературу по теме;

2) выделить направления в организации словарной работы на уроках русского языка;

3) Выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения;

4) Выработать навыки умения пользоваться словарями, понимания значения слова, его сознательное употребление в контексте.

14.2

*Какова основная идея/суть/базовый принцип вашей практики?

 Словарная работа на уроках русского языка  помогает вызвать интерес к  родному языку. Она  от урока к уроку расширяется, углубляется, ведёт к стремлению самостоятельно узнавать необходимую информацию о слове, обращаться за помощью к лингвистическим пособиям и различным словарям, тем самым  повышается уровень орфографической грамотности обучающихся и как следствие повышается качество обученности школьников.

14.3

*Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется ваша практика?

Словарная работа присутствует практически на каждом уроке по 5-7 минут. Предлагаю следующие виды  словарной работы на уроках русского языка:

  1.  Орфографический диктант – правильное произнесение записанных на доске слов. Набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечит хорошее усвоение произносительных норм.
  2.  Диктант «Угадай словечко» можно проводить после изучения темы «Лексика». Учитель даёт толкование, а учащиеся записывают само слово.
  3. В лексическом диктанте дети дают толкование диктуемым учителем словам. Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас школьников, но и вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления.
  4. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить – предоставить; одеть – надеть; экономный – экономичный; подпись – роспись). Она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения.
  5. Зрительный диктант используется как на первом, так и на втором этапе работы со словом. Для такого диктанта берутся 3-5 предложений, записанных на доске или полосках бумаги. Эти предложения поочерёдно демонстрируются по 10-20 секунд. За это время учащиеся должны прочитать предложение про себя, запомнить его, затем молча записать в тетрадь. После окончания диктанта записанное читается и обязательно проверяется. Набор предложений не меняется до тех пор, пока не будет ни одной ошибки. Тогда появляется новый зрительный диктант. Такая работа в 5-6 классах повышает технику чтения.
  6.  Картинный диктант. Используются иллюстрации картин по определенным темам. Например, «Школа», «Животные», «Цветы», «Музыка», «Овощи и фрукты» и т. д.

Одним из эффективных видов словарной работы считаю словарные диктанты. Виды таких диктантов могут быть такими:

1. Словарный диктант с «подсказкой».  Учитель называет слово, указывает,  в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию – вставляют в слово орфограмму. Например: мячом. Учитель говорит, что орфограмма находится в окончании существительного после шипящей. Мы должны решить, что писать –о или –ё. Определим, находится слово под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение, если под ударением, то пишем –о, в безударном положении –ё.

2. Словарный диктант с грамматическим заданием. Задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе диктовки, является путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание. Например: к гвардии, к аллее, в санатории (определите склонение, падеж, обратитесь к опорной таблице, запишите нужную букву).

Словарный диктант с самопроверкой. Основное направление – формировать у детей навыки самоконтроля. Такая работа включает следующие этапы: 1) учащиеся пишут диктант; 2) учитель называет параграф, к которому надо обратиться для самоконтроля; 3)с помощью указанного параграфа дети проверяют диктант, обозначают орфограмму.

4. Словарный диктант с продолжением. Этот вид развивает зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Потом следует самодиктант: к каждому слову диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой. Например: станция – революция; шёпот – пчёлы, крыжовник – шорох; подъём – съел.

14.4

*Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает ваша практика?

1. При реализации практики хочется  увидеть следующие результаты:

  1. 2. Развитие навыков  работы учащихся со словарями и справочной литературой.
  2. 3. Формирование у школьников умения осуществлять информационную переработку словарного текста, извлекать необходимую информацию, добывать знания самостоятельно.
  3. 4. Умственное и речевое развитие детей, идейное и нравственное воспитание учащихся.
  4.  5. Умения анализировать структуру и языковые особенности текста.
  5. 6. Привычка обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
  6. 7. Умение пользоваться словарями, понимание значения слова, его сознательное употребление в контексте.

15

*Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики:

Реализуя практику, используются разные средства измерения результатов, такие как:  систематические проверочные диктанты,  оценочная шкала, самооценка, взаимооценка, проверка по шаблону.

16

С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?

При реализации нашей практики, я  столкнулась с проблемами:

А также проблемы методического обеспечения: 

- недостаток дидактического  и справочного материала;

- недостаточное количество словарных диктантов, запланированных в рабочей программе.

17

Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (ваши практические советы)?

 Хотелось бы  рекомендовать педагогам:

- заинтересуйте каждого ребёнка тематикой практики, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;

- для повышения орфографической грамотности проводите как можно больше словарных диктантов на разных этапах уроков;

- используйте различные виды словарной работы на уроках для развития интереса учащихся;

- научите учащихся работать с различной справочной литературой;

- соблюдайте преемственность начальной и основной школы  в работе над словарными словами  (т. к. в начальной школе  ведётся в основном словарно – орфографическая работа)

18

*Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей образовательной практикой (выбор варианта (-ов) из списка):

  • провести мастер-класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

Текст изложения "Булочная Филиппова" 9 класс

Текст для сжатого изложения...

Презентация Программы развития ОК 1103 на Кадровый совет ДОгМ Филиппова Л.Н.

Презентация Программы развития ОК 1103 на Кадровый совет ДОгМ...

Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"

laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в  разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...