Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"
статья (10 класс)

Зимарева Ирина Владимировна

«Современная практика

по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в  разные формы наставничества в рамках реализации проекта «МоПед»

 

Проблема нехватки педагогических кадров, молодых специалистов в школах и детских садах Ирбейского района актуальна по сегодняшний день. Для решения данной проблемы необходимо содействовать привлечению молодых специалистов в профессию педагог. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raop_zimareva_iv_fedchenko_av_statya_opisaniya_praktiki_.docx133.76 КБ

Предварительный просмотр:

Ирбейский район Красноярского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Тальская средняя общеобразовательная школа

МБОУ Тальская СОШ

Зимарева Ирина Владимировна, учитель начальных классов,

старшая вожатая;

Федченко Анжела Валерьевна, учитель русского языка и

литературы, методист;

«Современная практика

по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в  разные формы наставничества в рамках реализации проекта «МоПед»

Проблема нехватки педагогических кадров, молодых специалистов в школах и детских садах Ирбейского района актуальна по сегодняшний день. Для решения данной проблемы необходимо содействовать привлечению молодых специалистов в профессию педагог. Приезжать и оставаться работать в нашем селе молодые специалисты из других мест не хотели, так как отсутствует благоустроенное жилье, не устраивал быт деревенской жизни. Поэтому решили привлекать в педагогическую профессию своих выпускников, начиная со школьной скамьи, которые привыкли к деревенской жизни. Необходимо было  увеличить количество поступающих выпускников школы в педагогические образовательные учреждения и привлечь их работать в школы родных  села, района.

Цель: создание условий для самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в  разные формы наставничества в рамках реализации проекта «МоПед»

Задачи:

  • Определить  склонности,  задатки  и  способности  желающих  обучающихся 7-11 классов на всех уровнях образования через организацию анкетирования к профессии педагога, выявить наставников в школе и детских садах;
  • изучить данные о востребованности педагогических кадров образовательных организаций района;
  • сформировать базы наставников и наставляемых, наставнические пары, группы;
  • расширить сетевое сообщество для реализации проекта «МоПед» со школами и детскими садами района;
  • создать условия для прохождения обучающимися школы профессиональных проб в качестве учителей, воспитателей через разные формы наставничества;
  • содействовать привлечению молодых специалистов в педагогическую профессию, через разные формы наставничества в рамках проекта «МОПЕД»;
  • расширить сотрудничество с Канским педагогическим колледжем, и КГПУ им. В.П. Астафьева;

Практика наставничества в проекте «МоПед» - Молодой Педагог - помогает обучающимся в ходе подготовки и проведения профессиональных проб в профессиях педагог, воспитатель определиться со своим выбором профессии в будущем. Идея  создания данного проекта возникла при проблеме нехватки педагогов в нашей школе, районе. Наставничество при этом приобрело несколько форм.  Наставник  – наставляемый: учитель  – ученик (куратор-будущий специалист), старший ученик - младший ученик, студент – ученик.  Наставник  – группа наставляемых: старший ученик - группа учеников (воспитанников), методист – группа учеников.

 Создание  условий для прохождения обучающимися школы профессиональных проб в качестве учителей, воспитателей через разные формы наставничества, совместно с Канским педагогическим колледжем, и КГПУ им. В.П. Астафьева для привлечения молодых специалистов в педагогическую профессию в рамках реализации проекта МоПед (молодой педагог)

Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализации практики:

№п\п

Этапы

1 Подготовительный

  • определение склонностей, задатков и способностей желающих обучающихся 7-11классов на всех уровнях образования через  анкетирование
  • Создание базы необходимых пед. Кадров;
  • Формирование базы наставников;
  • Формирование базы наставляемых;
  • Отбор и обучение наставников;
  • Формирование наставнических пар, групп;

2.Содержательный

  • Создание условий для прохождения профессиональных проб.
  • Подготовка учеников-дублеров к прохождению профессиональных проб через разные формы наставничества;
  • Организация профессиональных проб.

3. Завершение наставничества

Рефлексивный

  • Проведение рефлексии
  • Обратная связь наставничества
  • Ежегодная корректировка работы, форм, плана работы практики

Технологии:

  • Коммуникативные;
  • Проектные;
  • Игровые;
  • технология наставничества;
  • технология проблемного обучения.

Механизмы  реализации

  • Нормативно-правовое обеспечение реализация проекта через наставничество;
  • Планирование реализации проекта «МоПед» и наставничества в нем;
  • Организация системы наставничества в проекте с учетом выбора и необходимости форм;
  • Обеспечение ресурсами (кадровыми, материально - техническим оснащением, транспортными средствами);
  • Психолого-педагогическое сопровождение наставничества.

Организационная  модель практики

Модель №1

Необходимые  ресурсы (кадровые, методические, финансовые и др.).

Кадровые: педагоги, вожатая, администрация школы, детских садов  села Талого и села Ирбейского «Солнышко» №2 , ученики 7-11 классов – участники проекта «МоПед»;

Методические: программа «Наставничество» МБОУ Тальская СОШ 2021-2024; положение о программе наставничества; https://taloe.krskschool.ru/?section_id=154 , приказ (приложение 6 , дорожная карта (приложение 2), анкетирование (приложение 1),

методические рекомендации по разработке НОД в ДОУ: Венгер Л.А, Пензулаева Л.,  Помораева И.А., Комаровой Т.С.;

финансовые: материально - техническим оснащением, транспортными средствами;

Критерии результативности эффективного вовлечения  обучающихся в различные формы наставничества  для осуществления профессиональных проб в проекте «МоПед» в рамках  реализации   регионального проекта «Успех каждого ребенка» соответствуют поставленным задачам и ожидаемым результатам.

  • Из опрошенных в анкетировании по определению склонностей, задатков и способностей, обучающихся 7-11классов на всех уровнях образования, выделилось 85% учащихся, которые в дальнейшем приняли участие в работе;
  • При изучении  данных о востребованности педагогических кадров образовательных организаций районаХочу такой сайт выявилась нехватка специалистов разного направления в 76% школ.
  • В результате были сформированы базы наставников и наставляемых, наставнические пары, группы, которые корректируются ежегодно

Таблица №2. База 1.

Наставники, школы

Наставляемые

Педагоги,  вожатая - куратор проекта «МоПед»

МБОУ Тальская СОШ, педагоги МБОУ Благовещенская СОШ, МБОУ Степановская СОШ; МБОУ Маловская ОШ, МБОУ Петропаловская ОШ,  МБОУ Ирбейская СОШ №2,  МБОУ Николаевская СОШ, МБОУ Мельничная ОШ.  

Ученики 7-11 классов заявленных школ – участники проекта «МоПед»

100% участников образовали пары: наставник – наставляемый – куратор (учитель) - (дублер)ученик.

Таблица №3. База2.

Наставники

Наставляемые

Педагоги,  вожатая -  куратор проекта «МоПед»

 МБОУ Тальская СОШ, воспитатели, методист СП Тальский детский сад  

Педагог-библиотекарь СБ и педагог-организатор СДК села Талого

Ученики 7-11 классов заявленных школ – участники проекта «МоПед»

100% участников образовали пары: наставник – наставляемый – куратор (учитель) - (дублер)ученик.

Наставники

Наставляемые

Ученики 7-11 МБОУ Тальская СОШ классов– участники проекта «МоПед»

Воспитанники СП Тальского детского сада  

Посетители  СБ и СДК села Талого

Таблица №4. База 3.

Наставники

Наставляемые

Педагоги,  вожатая-куратор проекта «МоПед»

 МБОУ Тальская СОШ, воспитатели, методисты СП Тальский детского сада, ДОУ №2 «Солнышко» села Ирбейское

Ученики 7-11 классов МБОУ Тальская СОШ – участники проекта «МоПед»

100% участников образовали пары: наставник – наставляемый – куратор (учитель) - (дублер)ученик

Наставники

Наставляемые

Ученики 7-11 МБОУ Тальская СОШ классов– участники проекта «МоПед»

Куратор проекта «МоПед»

Воспитанники СП Тальского детского сада  

Воспитатели ДОУ Ирбейского района в рамках муниципальной методической площадки работников дошкольного образования

  • Расширение сетевого сообщества для реализации проекта «МоПед» со школами и детскими садами района происходит ежегодно: смотреть модель №2.

Модель№2.

  • В результате создания условий для прохождения обучающимися школы профессиональных проб в качестве учителей, воспитателей через разные формы наставничества произошло привлечению молодых специалистов в педагогическую профессию:
  • Увеличилось количество поступающих выпускников школы в педагогические образовательные учреждения на  25%;
  • 100 % благополучателей вовлечены в разные формы наставничества в рамках реализации проекта «МоПед»;
  • 90 %  благополучателей, получивших педагогическое образование, работают в школах родных  села, района, края.
  • Расширение  сотрудничества с Канским педагогическим колледжем, КГПУ им. В.П. Астафьева позволяет участникам проекта получить наставничество от педагогов колледжа, ВУЗа и ровесников-студентов, что еще больше подвигает их к поступлению в педагогическое учреждение

На первом и завершающихся этапах использовался метод опросных анкет форм (Приложение 1.): «учитель-ученик» - (куратор-будущий специалист), старший ученик - младший ученик, студент – ученик, демонстрирующие эффективность реализуемой практики наставничества. Результатам  мониторинга  можно видеть в диаграмме №1.

Диаграмма №1.

Количество участников по годам:

2017 -2018-2019 -24 уч

2019-2020 – 16 уч

2020-2021-2022 – 10 уч.

2022-2023 уч.г  - 12 уч

Количество участников меняется от желания участия, понимания трудности данной профессии, и от количества выпускников, учеников в классе.

Выполнение задачи №6 по привлечению молодых специалистов в профессию педагога. См. Таблицу №1.Участники проекта, получившие педагогическое образование, и работавшие в школе в настоящее время, получавшие пед. образование:

Таблица №1.

П№п\п

ФИО

Класс /уч. заведение

Сроки работы

Результат

1

Бардакова (Федченко)

Анжела Валерьевна

МБОУ Тальская СОШ филолог

С 2019 по настоящее время

КГПУ им. В.П Астафьева учитель русского и литературы

2

Басович (Яковенко) Любовь Сергеевна

1 класс МБОУТальская СОШ

С 2018по настоящее время

Канский пед. колледж учитель начальных классов

3

Левкина Полина Вячеславовна

 Изумрудновская школа

С 2018по настоящее время

Колледж им. М. Горького  г Красноярск/учитель начальных классов

4

Зимарева (Кузьменко)Алена Андреевна

 школа 156 г. Красноярск

С 2018 по настоящее время

Колледж им. М. Горького  г Красноярск учитель начальных классов

5

Маковецкая Анастасия Сергеевна

 школа 147 г. Красноярск

2018по настоящее время

КГПУ им. В.П Астафьева учитель физики и информатики

6

Бондарева Алина Алексеевна

Г. Красноярск ,

С 2021г по настоящее время

КГПУ им. В.П Астафьева учитель химии и биологии

7

Левдиков Максим Сергеевич

Практика в родной школе и работа после армии

2022, армия

Канский пед.колледж

8

Цветкова Елена Владимировна

Г Красноярск

Педагогический колледж №2

учеба очно

Г.Красноярск, социальный педагог , 3 курс.Практика, апрель 2023, Тальская СОШ

9

Каврижана Лидия Николаевна

Г.Канск, заочно воспитатель ДОУ

Учеба 2021по настоящее время

Канский педколледж

10

Дадонов Кирилл Владимирович

Г. Канск, информатика

очно, практика 2021-2022 март Тальская школа

Канский педколледж

11

Кравченко Дмитрий Сергеевич

Г. Канск, информатика

очно,практика 2021-2022март СХ«Возрождение»

Канский педколледж

Риски реализации практики:

Риски

Решение проблемы

Назначение наставника (опасение взять ответственность за предполагаемый результат, методический дефицит)

Обучение наставника

Совмещение наставничества с основными обязанностями – снижение собственной эффективности

Мотивация сотрудника, профилактика профессионального выгорания

Снижение количества участников-благополучателей практики  в проекте

Акцентировать внимание на успех в будущем, возможность выбора профессии.

Указать на долгосрочные плюсы, а не на краткосрочные минусы, на приобретение определенного опыта и его использование в любой сфере

Алгоритм внедрения практики:

Постановка целей

и задач практики наставничества в проекте

Анкетирование учащихся по выявлению способностей к педагогической профессии

Изучение данных о востребованности педагогических кадров образовательных организаций районаХочу такой сайт.

Формирование базы наставников и наставляемых

Обучение, инструктирование наставников и наставляемых перед профессиональными пробами

Оценка  эффективности работы наставников ОО

Организация сотрудничества с Канским педагогическим колледжем.

Проведение студентами мастер-классов с учениками-дублерами

Оценка наставниками работы наставляемых. Самооценка. содействие по привлечению молодых специалистов в педагогическую профессию

Проведение наставниками практики  при прохождении обучающимися школы профессиональных проб

Создание сетевого сообщества для реализации проекта через вовлечение в разные формы наставничества

На первом этапе  реализации проекта «МоПед» было создано межшкольное сообщество. Соглашение по сотрудничеству было заключено между МБОУ Тальской СОШ, МБОУ Благовещенской СОШ и МБОУ Степановской СОШ Ирбейского района. В  результате проведенного анкетирования были выявлены обучающие, которые вошли в данное сообщество и стали проходить профессиональные пробы в роли педагога, вожатого, педагога-организатора на базах трех школ сообщества по круговой системе. В 2018 году к нашему сообществу присоединились еще 5 школ района: МБОУ Маловская ОШ, МБОУ Петропаловская ОШ в феврале 2018,  МБОУ Ирбейская СОШ №2 МБОУ Николаевская СОШ, МБОУ Мельничная ОШ в ноябре 2018.  В ходе реализации проекта проводилось методическое и психологическое сопровождение  дублеров-учеников - наставляемых педагогами (наставниками). Заранее выбирались классы, предметы, соответствующие темы занятий, составлялось расписание уроков, назначались наставники – кураторы для подготовки уроков дублерами-учениками,  эксперты молодые педагоги к дублерам других школ. Мероприятия проводились на высоком уровне. Ученики дублеры были подготовлены грамотно, разработки занятий и их проведение соответствовали требованиям ФГОС. Во время экспертизы педагогами были даны рекомендации ученикам-дублерам и указаны положительные стороны их профессиональной пробы. 

На  втором  этапе проводились  профессиональные пробы учащихся в роли педагога  -библиотека в сельской библиотеке села, и педагога-организатора в СДК села Талого, в роли вожатых на туристическом слете и детской летней оздоровительной площадке, совместно с Благовещенской школой. Данные мероприятия дали свой результат. https://taloe.krskschool.ru/?section_id=36 Ученики нашего района, в том числе и нашей школы, поступали в учреждения по получению педагогической профессии , по окончанию шли работать в родную школу, в школы районы, некоторые оставались в городах по семейным обстоятельствам.  Проведение встреч участниками проекта в роли вожатых в детском саду села Талого  в октябре-декабре 2018 г. навели всех на мысль, (приложение 7)что пора пробовать себя в роли воспитателей. Было  заключено соглашение с руководством детского сада по организации проб. В январе 2019 г заключили договор с детским садом №2 «Солнышко» села Ирбейского по инициативе специалиста УО отдела по дошкольному образованию Ирбейского района Е.М. Шмидт. И реализация проекта осуществлялась на районном уровне, но только с группой учеников нашей школы от 6-12 человек. На третьем этапе реализации проекта МоПед появились наставнические пары, группы при организации профессиональных проб в роли воспитателей  и специалистов детских садов Тальского и №2 Солнышко села Ирбейского.

Встречи  проводятся ежемесячно в соответствие с  совместно составленным  планом работы МБОУ Тальской СОШ и д\с №2 «Солнышко» по организации профессиональных проб в роли воспитателей детского сада учащимися по проведению НОД. В период карантина проводились в 2021-2022 занятия в дистанционном формате.  Встречи организованы таким образом, что первое открытое мероприятие проводят специалисты детского сада (наставник). Вторым мероприятием выступают профессиональные пробы учащихся Тальской СОШ с воспитанниками старшей  или подготовительной групп в проведении НОД по речевому развитию с применением LEGO конструктора и ЛогоРобота Пчёлка. В конце встречи обязательно проводится рефлексия, на которой воспитатель и старшеклассницы высказывают свое мнение о том, что им удалось во время занятия, что вызвало затруднение. В конце каждого года заполняются специальные анкеты по наставничеству. В связи с ковидной ситуацией первое полугодие 2021-2022 учебного года была пауза в работе. В  январе 2022 в Ирбейском детском саду №2 «Солнышко» прошла муниципальная методическая площадка «Удивительный мир профессий». https://taloe.krskschool.ru/site/pub?id=455 После длительного перерыва возобновились занятия между начинающими наставниками из Тальской школы и дошколятами. Учащимися, совместно с педагогом-психологом Тальской сош была проведена в дистанционном формате непосредственно образовательная деятельность LEGO-конструирование «Башни». Сбор конструкций, соблюдая баланс с детьми подготовительной группы. Детям понравилось занятие, они с удовольствием отвечали на вопросы и собирали башню из конструктора LEGO.  20 апреля 2022  в  ДОУ «Солнышко№2» с. Ирбейского встреча состоялась в очном формате, на которой старшеклассники провели очередное занятие, прошедшее в рамках муниципальной методической площадки для дошкольных образовательных учреждений, присутствовали педагоги из шести детских садов района. В 2022-2023 году запланированы полные дни профессиональных проб учеников-воспитателей в детском саду, чтобы полностью погрузиться в профессию. Работать с детьми участникам нравится. Поэтому, считаем, что работу надо продолжать и менять формы наставничества, а именно добавится ученик (воспитатель) - воспитанник по причине увеличения пребывания ученика – дублера в роли воспитателя в группе.

В данный момент мы реализуем свою практику на муниципальной методической площадке для дошкольных образовательных учреждений, на базе районного детского сада №2 Солнышко Ирбейского района.

Параллельно ведется работа с пятью обучающимися 9-10 классов на базе КГПУ им. В.П. Астафьева  -  обучение в Центре довузовской подготовки, где проходит знакомство с теоретическими основами педагогической деятельности в семи направлениях:

1− Коммуникация;

2 − Кооперация;

3 − Критическое мышление;

4 − Общее развитие;

5 − Экология и здоровье;

6 − Креативность;

  7 − Предметная подготовка.

Кроме изучения материалов, обучающимся предлагается попробовать себя в полноценной практике, итогом которой будет разработка и реализация различных форм деятельности для младших школьников в роли помощников классного руководителя, учителя-предметника, педагога-организатора и учителя (наставника). Обучающимся в ходе работы над курсом предложен богатый методический и теоретический материал, который применяется при разработке занятий для воспитанников детских садов и учеников начальной школы. Практика в разделе «Помощник классного руководителя» «Час перед Рождеством» была достойно оценена специалистами центра довузовской подготовки и другими участниками  практики.

Национальная система учительского роста и отвечающий за нее федеральный проект «Учитель будущего»  призваны обеспечить повышение качества педагогической деятельности и предполагают разработку модели карьерного роста педагога, вершиной которой является ступень «учитель-наставник». Считаем, значимо то, что механизмы наставничества позволяют взрастить собственные педагогические кадры в школьном коллективе.

Для эффективного сотрудничества  и методического сопровождения по результатам анкетирования,  анализу итогов работы за прошлый год было решено:

  • Расшить сотрудничество с КПК г. Каска и ежегодно корректировать межшкольный учебный педагогический класс из числа обучающихся, участников проекта МоПед» проявляющих интерес к направлениям подготовки/специальностям  Канского Колледжа.
  • Своевременно доводить информацию до сведения руководителей ОО, родителей, обучающихся.
  • Продолжать сотрудничество с детскими садами №2 «Солнышко» с. Ирбейского, СП Тальский д/с по прохождению профессиональных проб используя разные формы наставничества;
  • Осуществлять совместную деятельность с Канским педколледжем по обучению и развитию старшеклассников через совместные мероприятия и работу в проекте «МоПед», наставничество.

Эффекты наставничества в данной практике:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение обучающихся через вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность по экологии

В методическом материале представлен проект педагогического эксперимента по формированию профессионального самоопределения обучающихся...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе

Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (профессиональная ориентация)

Результаты деятельности педагога в направлении профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся...

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое).

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования....

Результаты конкурсного отбора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» лучших практик, моделей, форматов профессиональной ориентации Федерального проекта «Билет в будущее»

В июле-августе 2019 года Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» инициировал проведение конкурсных отборов лучших практик, моделей, форматов профессиональной ориентации, а также ...

Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...