Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"
статья (10 класс)
«Современная практика
по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в разные формы наставничества в рамках реализации проекта «МоПед»
Проблема нехватки педагогических кадров, молодых специалистов в школах и детских садах Ирбейского района актуальна по сегодняшний день. Для решения данной проблемы необходимо содействовать привлечению молодых специалистов в профессию педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 133.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирбейский район Красноярского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тальская средняя общеобразовательная школа
МБОУ Тальская СОШ
Зимарева Ирина Владимировна, учитель начальных классов,
старшая вожатая;
Федченко Анжела Валерьевна, учитель русского языка и
литературы, методист;
«Современная практика
по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в разные формы наставничества в рамках реализации проекта «МоПед»
Проблема нехватки педагогических кадров, молодых специалистов в школах и детских садах Ирбейского района актуальна по сегодняшний день. Для решения данной проблемы необходимо содействовать привлечению молодых специалистов в профессию педагог. Приезжать и оставаться работать в нашем селе молодые специалисты из других мест не хотели, так как отсутствует благоустроенное жилье, не устраивал быт деревенской жизни. Поэтому решили привлекать в педагогическую профессию своих выпускников, начиная со школьной скамьи, которые привыкли к деревенской жизни. Необходимо было увеличить количество поступающих выпускников школы в педагогические образовательные учреждения и привлечь их работать в школы родных села, района.
Цель: создание условий для самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в разные формы наставничества в рамках реализации проекта «МоПед»
Задачи:
- Определить склонности, задатки и способности желающих обучающихся 7-11 классов на всех уровнях образования через организацию анкетирования к профессии педагога, выявить наставников в школе и детских садах;
- изучить данные о востребованности педагогических кадров образовательных организаций района;
- сформировать базы наставников и наставляемых, наставнические пары, группы;
- расширить сетевое сообщество для реализации проекта «МоПед» со школами и детскими садами района;
- создать условия для прохождения обучающимися школы профессиональных проб в качестве учителей, воспитателей через разные формы наставничества;
- содействовать привлечению молодых специалистов в педагогическую профессию, через разные формы наставничества в рамках проекта «МОПЕД»;
- расширить сотрудничество с Канским педагогическим колледжем, и КГПУ им. В.П. Астафьева;
Практика наставничества в проекте «МоПед» - Молодой Педагог - помогает обучающимся в ходе подготовки и проведения профессиональных проб в профессиях педагог, воспитатель определиться со своим выбором профессии в будущем. Идея создания данного проекта возникла при проблеме нехватки педагогов в нашей школе, районе. Наставничество при этом приобрело несколько форм. Наставник – наставляемый: учитель – ученик (куратор-будущий специалист), старший ученик - младший ученик, студент – ученик. Наставник – группа наставляемых: старший ученик - группа учеников (воспитанников), методист – группа учеников.
Создание условий для прохождения обучающимися школы профессиональных проб в качестве учителей, воспитателей через разные формы наставничества, совместно с Канским педагогическим колледжем, и КГПУ им. В.П. Астафьева для привлечения молодых специалистов в педагогическую профессию в рамках реализации проекта МоПед (молодой педагог)
Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализации практики:
№п\п | ||
Этапы | 1 Подготовительный |
|
2.Содержательный |
| |
3. Завершение наставничества Рефлексивный |
| |
Технологии: |
| |
Механизмы реализации |
| |
Организационная модель практики | Модель №1 | |
Необходимые ресурсы (кадровые, методические, финансовые и др.). | Кадровые: педагоги, вожатая, администрация школы, детских садов села Талого и села Ирбейского «Солнышко» №2 , ученики 7-11 классов – участники проекта «МоПед»; Методические: программа «Наставничество» МБОУ Тальская СОШ 2021-2024; положение о программе наставничества; https://taloe.krskschool.ru/?section_id=154 , приказ (приложение 6 , дорожная карта (приложение 2), анкетирование (приложение 1), методические рекомендации по разработке НОД в ДОУ: Венгер Л.А, Пензулаева Л., Помораева И.А., Комаровой Т.С.; финансовые: материально - техническим оснащением, транспортными средствами; |
Критерии результативности эффективного вовлечения обучающихся в различные формы наставничества для осуществления профессиональных проб в проекте «МоПед» в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» соответствуют поставленным задачам и ожидаемым результатам.
- Из опрошенных в анкетировании по определению склонностей, задатков и способностей, обучающихся 7-11классов на всех уровнях образования, выделилось 85% учащихся, которые в дальнейшем приняли участие в работе;
- При изучении данных о востребованности педагогических кадров образовательных организаций района выявилась нехватка специалистов разного направления в 76% школ.
- В результате были сформированы базы наставников и наставляемых, наставнические пары, группы, которые корректируются ежегодно
Таблица №2. База 1.
Наставники, школы | Наставляемые |
Педагоги, вожатая - куратор проекта «МоПед» МБОУ Тальская СОШ, педагоги МБОУ Благовещенская СОШ, МБОУ Степановская СОШ; МБОУ Маловская ОШ, МБОУ Петропаловская ОШ, МБОУ Ирбейская СОШ №2, МБОУ Николаевская СОШ, МБОУ Мельничная ОШ. | Ученики 7-11 классов заявленных школ – участники проекта «МоПед» |
100% участников образовали пары: наставник – наставляемый – куратор (учитель) - (дублер)ученик.
Таблица №3. База2.
Наставники | Наставляемые |
Педагоги, вожатая - куратор проекта «МоПед» МБОУ Тальская СОШ, воспитатели, методист СП Тальский детский сад Педагог-библиотекарь СБ и педагог-организатор СДК села Талого | Ученики 7-11 классов заявленных школ – участники проекта «МоПед» |
100% участников образовали пары: наставник – наставляемый – куратор (учитель) - (дублер)ученик.
Наставники | Наставляемые |
Ученики 7-11 МБОУ Тальская СОШ классов– участники проекта «МоПед» | Воспитанники СП Тальского детского сада Посетители СБ и СДК села Талого |
Таблица №4. База 3.
Наставники | Наставляемые |
Педагоги, вожатая-куратор проекта «МоПед» МБОУ Тальская СОШ, воспитатели, методисты СП Тальский детского сада, ДОУ №2 «Солнышко» села Ирбейское | Ученики 7-11 классов МБОУ Тальская СОШ – участники проекта «МоПед» |
100% участников образовали пары: наставник – наставляемый – куратор (учитель) - (дублер)ученик | |
Наставники | Наставляемые |
Ученики 7-11 МБОУ Тальская СОШ классов– участники проекта «МоПед» Куратор проекта «МоПед» | Воспитанники СП Тальского детского сада Воспитатели ДОУ Ирбейского района в рамках муниципальной методической площадки работников дошкольного образования |
- Расширение сетевого сообщества для реализации проекта «МоПед» со школами и детскими садами района происходит ежегодно: смотреть модель №2.
Модель№2.
- В результате создания условий для прохождения обучающимися школы профессиональных проб в качестве учителей, воспитателей через разные формы наставничества произошло привлечению молодых специалистов в педагогическую профессию:
- Увеличилось количество поступающих выпускников школы в педагогические образовательные учреждения на 25%;
- 100 % благополучателей вовлечены в разные формы наставничества в рамках реализации проекта «МоПед»;
- 90 % благополучателей, получивших педагогическое образование, работают в школах родных села, района, края.
- Расширение сотрудничества с Канским педагогическим колледжем, КГПУ им. В.П. Астафьева позволяет участникам проекта получить наставничество от педагогов колледжа, ВУЗа и ровесников-студентов, что еще больше подвигает их к поступлению в педагогическое учреждение
На первом и завершающихся этапах использовался метод опросных анкет форм (Приложение 1.): «учитель-ученик» - (куратор-будущий специалист), старший ученик - младший ученик, студент – ученик, демонстрирующие эффективность реализуемой практики наставничества. Результатам мониторинга можно видеть в диаграмме №1.
Диаграмма №1.
Количество участников по годам:
2017 -2018-2019 -24 уч
2019-2020 – 16 уч
2020-2021-2022 – 10 уч.
2022-2023 уч.г - 12 уч
Количество участников меняется от желания участия, понимания трудности данной профессии, и от количества выпускников, учеников в классе.
Выполнение задачи №6 по привлечению молодых специалистов в профессию педагога. См. Таблицу №1.Участники проекта, получившие педагогическое образование, и работавшие в школе в настоящее время, получавшие пед. образование:
Таблица №1.
П№п\п | ФИО | Класс /уч. заведение | Сроки работы | Результат |
1 | Бардакова (Федченко) Анжела Валерьевна | МБОУ Тальская СОШ филолог | С 2019 по настоящее время | КГПУ им. В.П Астафьева учитель русского и литературы |
2 | Басович (Яковенко) Любовь Сергеевна | 1 класс МБОУТальская СОШ | С 2018по настоящее время | Канский пед. колледж учитель начальных классов |
3 | Левкина Полина Вячеславовна | Изумрудновская школа | С 2018по настоящее время | Колледж им. М. Горького г Красноярск/учитель начальных классов |
4 | Зимарева (Кузьменко)Алена Андреевна | школа 156 г. Красноярск | С 2018 по настоящее время | Колледж им. М. Горького г Красноярск учитель начальных классов |
5 | Маковецкая Анастасия Сергеевна | школа 147 г. Красноярск | 2018по настоящее время | КГПУ им. В.П Астафьева учитель физики и информатики |
6 | Бондарева Алина Алексеевна | Г. Красноярск , | С 2021г по настоящее время | КГПУ им. В.П Астафьева учитель химии и биологии |
7 | Левдиков Максим Сергеевич | Практика в родной школе и работа после армии | 2022, армия | Канский пед.колледж |
8 | Цветкова Елена Владимировна | Г Красноярск Педагогический колледж №2 | учеба очно | Г.Красноярск, социальный педагог , 3 курс.Практика, апрель 2023, Тальская СОШ |
9 | Каврижана Лидия Николаевна | Г.Канск, заочно воспитатель ДОУ | Учеба 2021по настоящее время | Канский педколледж |
10 | Дадонов Кирилл Владимирович | Г. Канск, информатика | очно, практика 2021-2022 март Тальская школа | Канский педколледж |
11 | Кравченко Дмитрий Сергеевич | Г. Канск, информатика | очно,практика 2021-2022март СХ«Возрождение» | Канский педколледж |
Риски реализации практики:
Риски | Решение проблемы | |
Назначение наставника (опасение взять ответственность за предполагаемый результат, методический дефицит) | Обучение наставника | |
Совмещение наставничества с основными обязанностями – снижение собственной эффективности | Мотивация сотрудника, профилактика профессионального выгорания | |
Снижение количества участников-благополучателей практики в проекте | Акцентировать внимание на успех в будущем, возможность выбора профессии. Указать на долгосрочные плюсы, а не на краткосрочные минусы, на приобретение определенного опыта и его использование в любой сфере |
Алгоритм внедрения практики:
Постановка целей и задач практики наставничества в проекте | Анкетирование учащихся по выявлению способностей к педагогической профессии | Изучение данных о востребованности педагогических кадров образовательных организаций района. | Формирование базы наставников и наставляемых | Обучение, инструктирование наставников и наставляемых перед профессиональными пробами |
Оценка эффективности работы наставников ОО | Организация сотрудничества с Канским педагогическим колледжем. Проведение студентами мастер-классов с учениками-дублерами | Оценка наставниками работы наставляемых. Самооценка. содействие по привлечению молодых специалистов в педагогическую профессию | Проведение наставниками практики при прохождении обучающимися школы профессиональных проб | Создание сетевого сообщества для реализации проекта через вовлечение в разные формы наставничества |
На первом этапе реализации проекта «МоПед» было создано межшкольное сообщество. Соглашение по сотрудничеству было заключено между МБОУ Тальской СОШ, МБОУ Благовещенской СОШ и МБОУ Степановской СОШ Ирбейского района. В результате проведенного анкетирования были выявлены обучающие, которые вошли в данное сообщество и стали проходить профессиональные пробы в роли педагога, вожатого, педагога-организатора на базах трех школ сообщества по круговой системе. В 2018 году к нашему сообществу присоединились еще 5 школ района: МБОУ Маловская ОШ, МБОУ Петропаловская ОШ в феврале 2018, МБОУ Ирбейская СОШ №2 МБОУ Николаевская СОШ, МБОУ Мельничная ОШ в ноябре 2018. В ходе реализации проекта проводилось методическое и психологическое сопровождение дублеров-учеников - наставляемых педагогами (наставниками). Заранее выбирались классы, предметы, соответствующие темы занятий, составлялось расписание уроков, назначались наставники – кураторы для подготовки уроков дублерами-учениками, эксперты молодые педагоги к дублерам других школ. Мероприятия проводились на высоком уровне. Ученики дублеры были подготовлены грамотно, разработки занятий и их проведение соответствовали требованиям ФГОС. Во время экспертизы педагогами были даны рекомендации ученикам-дублерам и указаны положительные стороны их профессиональной пробы.
На втором этапе проводились профессиональные пробы учащихся в роли педагога -библиотека в сельской библиотеке села, и педагога-организатора в СДК села Талого, в роли вожатых на туристическом слете и детской летней оздоровительной площадке, совместно с Благовещенской школой. Данные мероприятия дали свой результат. https://taloe.krskschool.ru/?section_id=36 Ученики нашего района, в том числе и нашей школы, поступали в учреждения по получению педагогической профессии , по окончанию шли работать в родную школу, в школы районы, некоторые оставались в городах по семейным обстоятельствам. Проведение встреч участниками проекта в роли вожатых в детском саду села Талого в октябре-декабре 2018 г. навели всех на мысль, (приложение 7)что пора пробовать себя в роли воспитателей. Было заключено соглашение с руководством детского сада по организации проб. В январе 2019 г заключили договор с детским садом №2 «Солнышко» села Ирбейского по инициативе специалиста УО отдела по дошкольному образованию Ирбейского района Е.М. Шмидт. И реализация проекта осуществлялась на районном уровне, но только с группой учеников нашей школы от 6-12 человек. На третьем этапе реализации проекта МоПед появились наставнические пары, группы при организации профессиональных проб в роли воспитателей и специалистов детских садов Тальского и №2 Солнышко села Ирбейского.
Встречи проводятся ежемесячно в соответствие с совместно составленным планом работы МБОУ Тальской СОШ и д\с №2 «Солнышко» по организации профессиональных проб в роли воспитателей детского сада учащимися по проведению НОД. В период карантина проводились в 2021-2022 занятия в дистанционном формате. Встречи организованы таким образом, что первое открытое мероприятие проводят специалисты детского сада (наставник). Вторым мероприятием выступают профессиональные пробы учащихся Тальской СОШ с воспитанниками старшей или подготовительной групп в проведении НОД по речевому развитию с применением LEGO конструктора и ЛогоРобота Пчёлка. В конце встречи обязательно проводится рефлексия, на которой воспитатель и старшеклассницы высказывают свое мнение о том, что им удалось во время занятия, что вызвало затруднение. В конце каждого года заполняются специальные анкеты по наставничеству. В связи с ковидной ситуацией первое полугодие 2021-2022 учебного года была пауза в работе. В январе 2022 в Ирбейском детском саду №2 «Солнышко» прошла муниципальная методическая площадка «Удивительный мир профессий». https://taloe.krskschool.ru/site/pub?id=455 После длительного перерыва возобновились занятия между начинающими наставниками из Тальской школы и дошколятами. Учащимися, совместно с педагогом-психологом Тальской сош была проведена в дистанционном формате непосредственно образовательная деятельность LEGO-конструирование «Башни». Сбор конструкций, соблюдая баланс с детьми подготовительной группы. Детям понравилось занятие, они с удовольствием отвечали на вопросы и собирали башню из конструктора LEGO. 20 апреля 2022 в ДОУ «Солнышко№2» с. Ирбейского встреча состоялась в очном формате, на которой старшеклассники провели очередное занятие, прошедшее в рамках муниципальной методической площадки для дошкольных образовательных учреждений, присутствовали педагоги из шести детских садов района. В 2022-2023 году запланированы полные дни профессиональных проб учеников-воспитателей в детском саду, чтобы полностью погрузиться в профессию. Работать с детьми участникам нравится. Поэтому, считаем, что работу надо продолжать и менять формы наставничества, а именно добавится ученик (воспитатель) - воспитанник по причине увеличения пребывания ученика – дублера в роли воспитателя в группе.
В данный момент мы реализуем свою практику на муниципальной методической площадке для дошкольных образовательных учреждений, на базе районного детского сада №2 Солнышко Ирбейского района.
Параллельно ведется работа с пятью обучающимися 9-10 классов на базе КГПУ им. В.П. Астафьева - обучение в Центре довузовской подготовки, где проходит знакомство с теоретическими основами педагогической деятельности в семи направлениях:
1− Коммуникация;
2 − Кооперация;
3 − Критическое мышление;
4 − Общее развитие;
5 − Экология и здоровье;
6 − Креативность;
7 − Предметная подготовка.
Кроме изучения материалов, обучающимся предлагается попробовать себя в полноценной практике, итогом которой будет разработка и реализация различных форм деятельности для младших школьников в роли помощников классного руководителя, учителя-предметника, педагога-организатора и учителя (наставника). Обучающимся в ходе работы над курсом предложен богатый методический и теоретический материал, который применяется при разработке занятий для воспитанников детских садов и учеников начальной школы. Практика в разделе «Помощник классного руководителя» «Час перед Рождеством» была достойно оценена специалистами центра довузовской подготовки и другими участниками практики.
Национальная система учительского роста и отвечающий за нее федеральный проект «Учитель будущего» призваны обеспечить повышение качества педагогической деятельности и предполагают разработку модели карьерного роста педагога, вершиной которой является ступень «учитель-наставник». Считаем, значимо то, что механизмы наставничества позволяют взрастить собственные педагогические кадры в школьном коллективе.
Для эффективного сотрудничества и методического сопровождения по результатам анкетирования, анализу итогов работы за прошлый год было решено:
- Расшить сотрудничество с КПК г. Каска и ежегодно корректировать межшкольный учебный педагогический класс из числа обучающихся, участников проекта МоПед» проявляющих интерес к направлениям подготовки/специальностям Канского Колледжа.
- Своевременно доводить информацию до сведения руководителей ОО, родителей, обучающихся.
- Продолжать сотрудничество с детскими садами №2 «Солнышко» с. Ирбейского, СП Тальский д/с по прохождению профессиональных проб используя разные формы наставничества;
- Осуществлять совместную деятельность с Канским педколледжем по обучению и развитию старшеклассников через совместные мероприятия и работу в проекте «МоПед», наставничество.
Эффекты наставничества в данной практике:
- Повышение профессионализма педагогического состава школ и детских садов района;
- Развитие самоуверенности, коммуникотивности, ответственности, что приводит к повышению качества образовательного процесса и выбора будущей специальности
- Привлечение молодых специалистов в образовательные учреждения села, района, края
- https://taloe.krskschool.ru/?section_id=36
- https://taloe.krskschool.ru/site/pub?id=455
- https://vk.com/wall-145327901_723
- https://vk.com/wall-201209876_739
- https://taloe.krskschool.ru/?section_id=36 (отзывы)
https://taloe.krskschool.ru/?section_id=154 - https://taloe.krskschool.ru/site/pub?id=175
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50018.jpg)
Профессиональное самоопределение обучающихся через вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность по экологии
В методическом материале представлен проект педагогического эксперимента по формированию профессионального самоопределения обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578931-1422890327.jpg)
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/25/picture-451990-1551117310.jpg)
Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе
Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-1015641-1519548201.jpg)
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (профессиональная ориентация)
Результаты деятельности педагога в направлении профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся...
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое).
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-265245-1512331240.jpg)
Результаты конкурсного отбора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» лучших практик, моделей, форматов профессиональной ориентации Федерального проекта «Билет в будущее»
В июле-августе 2019 года Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» инициировал проведение конкурсных отборов лучших практик, моделей, форматов профессиональной ориентации, а также ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/22/picture-1481697-1692687333.jpg)
Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ
Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...