Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое).
методическая разработка (10, 11 класс)

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования.

       В рамках введения ФГОС возрастает роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, следовательно, школе необходимо создать такую систему индивидуальной организации образовательной деятельности, которая бы точно и объективно отслеживала не только отдельные стороны или проявления ученика, но и создавала условия для самоопределения личности в выборе будущей профессии.

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) предполагает:

- наличие целостности подходов по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;

 - обеспечение необходимыми методиками, информационными материалами, программами, учебно- наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;

 -  информированность обучающихся по вопросам выбора траекторий образования после школы;

- сформированность способности принятия самостоятельных решений  обучающихся;

 - сформированность у обучающихся качества профессионального прогнозирования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Загороднева Ирина Петровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ (С ГРУППАМИ ДВУХ НАПРАВЕНИЙ: (ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ).

Zagorodneva Irina Petrovna

Аннотация

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования.

       В рамках введения ФГОС возрастает роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, следовательно, школе необходимо создать такую систему индивидуальной организации образовательной деятельности, которая бы точно и объективно отслеживала не только отдельные стороны или проявления ученика, но и создавала условия для самоопределения личности в выборе будущей профессии.

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) предполагает:

- наличие целостности подходов по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;

 - обеспечение необходимыми методиками, информационными материалами, программами, учебно- наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;

 -  информированность обучающихся по вопросам выбора траекторий образования после школы;

- сформированность способности принятия самостоятельных решений  обучающихся;

 - сформированность у обучающихся качества профессионального прогнозирования.

Цель системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля в условиях общеобразовательной школы создать условия для развития личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля опирается на:

 - профориентационную  работу среди учащихся 5-7-х классов;

 -  предпрофильную подготовку среди учащихся 8-9-х классов;

 -   профильное обучение учащихся 10-11-х классов.

Система реализуется через урочную, внеурочную, внешкольную образовательную деятельность в условиях сетевого взаимодействия школы с социальными структурами: профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями.

Система работы по профессиональной ориентации осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе. 

Профориентационная работа для учащихся 5-7-х классов проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры.  Строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на уровне ООО. Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.

Обобщение знаний о мире профессий осуществляется через введение образовательных курсов внеурочной деятельности, реализуемых пятью направлениями: социальное, обще интеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.

Система профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности.

Ожидаемые результаты «Системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) включают:

 приобретение навыков и умений

- профессионального самоопределения;

 - самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;

 - установления эффективных форм межличностного контакта;

 - рефлексии;

  -  анализа, сравнения, сопоставления информации.

Данная система дала возможность создать школьную модель профессиональной ориентации обучающихся в классах гуманитарного профиля.

Одним из основных критериев качества образования при данной системе по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля является социальная успешность выпускников школы.

ФГОС ООО  предусматривает введение нового содержания в  систему работы по самоопределению и профессиональной ориентации учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий при реализации профильного обучения.

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования [4, с. 61].

       В рамках введения ФГОС возрастает роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, следовательно,  школе необходимо создать такую систему индивидуальной организации образовательной деятельности, которая бы точно и объективно отслеживала не только отдельные стороны или проявления ученика, но и создавала условия для самоопределения личности в выборе будущей профессии.

    Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений (лингвистическое и историческое) предполагает:

- наличие целостности подходов по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

 - обеспечение необходимыми методиками, информационными материалами, программами, учебно- наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;

 -  информирование обучающихся по вопросам выбора траекторий образования после школы;

- формирование способности принятия самостоятельных решений учащимися;

 - формирование у учащихся качества профессионального прогнозирования.

Цель системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля в условиях общеобразовательной школы создать условия для развития личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Задачи развития  профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества; формирование способности к социально – профессиональной адаптации в обществе.

 Задачи образовательные: 

- внедрение изменений в образовательную систему в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО;

 - изменение методик, технологий обучения, обеспечивающих внедрение системно-деятельностного подхода с возможностями развития методов деятельности, системности, минимакса, психологического комфорта и творчества;

 - оценивание образовательных результатов (предметных,  метапредметных,  личностных);

 - организация образовательного процесса (сетевые и дистанционные формы организации: школа-школа, школа-вуз; индивидуальные; организация учебных практик);

 - реализация личностно ориентированного учебного процесса в урочной и внеурочной деятельности;

-  формирование представлений о престижности той или иной профессии.

Задачи ресурсного обеспечения профильного образования:

- освоение нормативно-правовых документов;

- обеспечение материально-техническим сопровождением;

- обеспечение и использование программно-методических ресурсов, ориентированных на деятельностный подход, формирование УУД;

- использование имеющейся образовательной сети и инфраструктуры,       внедрение новых образовательных дистанционных платформ;

- реализация профилизации, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования с профориентацией [4, с. 63].

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля опирается на:

- профориентационную  работу среди учащихся 5-7-х классов;

- предпрофильную подготовку среди учащихся 8-9-х классов;

- профильное обучение учащихся 10-11-х классов.

Система реализуется через урочную, внеурочную, внешкольную образовательную деятельность в условиях сетевого взаимодействия школы с социальными структурами: профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями.

«Рис.1»

Сетевое взаимодействие

Система работы по профессиональной ориентации осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе. 

Профориентационная работа для учащихся 5-7-х классов проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры.  Строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

«Рис.2»

Основные направления проофриентационной работы

Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально – профессиональную адаптацию. Профессиональная работа осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.

«Рис.3»

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05b2/000fd0a9-6bde5758/hello_html_1cbf9144.png

Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на уровне ООО. Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.

Обобщение знаний о мире профессий осуществляется через введение образовательных курсов внеурочной деятельности, реализуемых пятью направлениями: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное: «Проектная и исследовательская деятельность», «Школьная журналистика», «Исток», «Мир в котором я живу», «Мировая художественная культура», «Основы предпринимательства», волонтерский отряд «Вдохновленные искусством».

На решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы всей системы работы образовательного учреждения.

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое, историческое) предполагает:

- расширение, углубление знаний о мире профессий;

- формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями;

-общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения (формами обучения);

- характеристиками уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий;

-знакомство с достижениями профессионального успеха (на примере выпускников и родителей);

-предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников в ходе психолого-педагогического сопровождения.

Система профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности.

Профильное обучение на уровне основного общего образования  строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана: углубления отдельных предметов и проведение элективных (ориентационных) курсов с  использованием  технологий профориентации («Русский язык и профессия» «Создание макета будущей профессии», «Личность в истории», «Профессии прошлого и настоящего»).

Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении элективных (ориентационных) курсов следующие:

- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профилирования).

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля большое значение уделяется внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность способствует самоопределению обучающихся в личностной, социокультурной, профессиональной областях.  Включение обучающихся в различные виды творческой деятельности позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.

Механизмы реализации образовательной политики в рамках данной системы посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны как в виртуальном, так и в реальном пространстве.  организованные в группы сетевого взаимодействия применяют современные дистанционные технологии для проведения мероприятий в offline и online режимах: видеолекции; видеоконференции, форумы, дискуссии; вебинары; тренинги, практические занятия.

 Ожидаемые результаты «Системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) включают:

 приобретение навыков и умений

- профессионального самоопределения;

 - самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;

 - установления эффективных форм межличностного контакта;

 - рефлексии;

  - анализа, сравнения, сопоставления информации.

 Данная система дала возможность создать школьную модель профессиональной ориентации обучающихся в классах гуманитарного профиля. Одним из основных критериев качества образования при данной системе по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля является социальная успешность выпускников школы.

Выпускники 11-х классов 2016-2017 учебного года, 45 из 48 учащихся и выпускники 2019-2020 учебного года, 54 из 60, продолжили обучение в соответствии с лингвистическим и историческим направлением. (Приложение 1)

Список литературы:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  2. Основы профориентологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  4. Разработана на основе рекомендаций серии «Работаем по новым стандартам». См. Чистяков С.Н., Родичев Н.Ф. Программа профессиональной ориентации обучающихся. // Сборник программ. М.: Просвещение, 2013. С. 61-79

Приложение 1

Выпуск 2016-2017 учебного года

№ п/п

Учреждение высшего профессионального образования

Факультет, специальность

1.

Вятский Государственный Университет. Город Киров

Юриспруденция

2.

СГУ им Питирима Сорокина,

Институт истории и права. Город Сыктывкар

педагогическое образование с двумя профилями история и обществознание

3.

СГУ им Питирима Сорокина,

Институт истории и права. Город Сыктывкар

СГУ им. Питирима Сорокина. Город Сыктывкар

4.

Нижегородский Государственный Университет

Юрфак, судебная и прокурорская деятельность

5.

Вятский Государственный Университет. Город Киров

Факультет филологии и медиакоммуникаций;

Филология. Отечественная Филология.

6.

Вятский Государственный Университет. Город Киров

Юриспруденция

7.

Вятский Государственный Университет. Город Киров

Юриспруденция

Выпуск 2019-2020 учебного года

№ п/п

Учреждение высшего профессионального образования

Факультет, специальность

1.

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Институт гуманитарных наук.

Сыктывкар

филология

2.

 Казанский Федеральный университет. Город  Казань

лингвистика, перевод и переводоведение, теория и методика преподавания иностранных языков

3.

Санкт – Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Графический дизайн в мультимедиа

4.

Нижегородский Государственный университет имени Н. И. Лобачевского.

Город Нижний Новгород

юриспруденция

Направление-право и организация социального обеспечения

5.

Вятский Государственный Университет. Город Киров

Факультет филологии и медиакоммуникаций;

Филология. Отечественная Филология.

6.

Чехия. Образовательный центр Association г. Прага

Годовые курсы по чешскому языку

7.

Нижегородский государственный лингвистический

университет имени Н.А. Добролюбова. Город Нижний Новогород

Бакалавриат, Высшая школа социальных наук, Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере (английский язык как основной)

8.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт- Петербург

 Факультет управления, менеджмент

9.

 Северо-Кавказский филиал Российского Государственного университета правосудия. Город Краснодар.

Специальность «Судебно-прокурорская деятельность»

10.

Нижегородский Государственный Университет имени Н. И. Лобачевского. Город Нижний Новгород

Юрфак, судебная и прокурорская деятельность

11.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет транспорта" | РУТ (МИИТ). Город Москва

Юридический институт. Специальность судебная экспертиза

12.

Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции. Город Казань

Юриспруденция, гражданско-правовой профиль

13.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова. Город Санкт - Петербург

Гуманитарный факультет, Реклама и связь с общественностью

14.

СГУ им Питирима Сорокина,

Институт истории и права. Город Сыктывкар

педагогическое образование с двумя профилями история и обществознание

15.

Омский Государственный технический университет. Город Омск

Факультет дизайн, направление дизайн одежды

16.

Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии. Город Москва

Факультет ветеринарной медицины, ветеринария

17.

Санкт-Петербуржский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Санкт - Петербург

Менеджмент, логистика и управление цепями поставок

18.

Невский институт дизайна. Город Санкт -Петербург

Факультет дизайна

19.

Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Санкт - Петербург

Факультет международных отношений и политических исследований, специальность международные отношения/международное сотрудничество

20.

Филиал Московского юридического университета имени О. Е. Кутафина. Город г. Киров

Юридический факультет, юриспруденция

22.

Московский государственный педагогический университет. Город Москва

Юриспруденция

23.

СГУ им. Питирима Сорокина. Город Сыктывкар

факультет журналистики, авторская деятельность

24.

Российский государственный педагогический университет им А.И.Герцена. Город Санкт-Петербург

Специальное (дефектологическое) образование, направление - логопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение математике в профильных классах гуманитарного профиля по курсу: геометрия

Пояснительная записка. Целями изучения математики в гуманитарном профиле являются умственное развитие школьника, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, формирование тех ...

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Урок №78 Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». 9 класс гуманитарный профиль

В рамках дистанционного обучения разработан краткий план занятий для обучающихс 9 класса гуманитарного профиля с использование видео материалов....

Приказ № 86 Мониторинг показателей эффективности муниципальной системы по самоопределению и профессиональной ориентации

Приказ № 86 Мониторинг  показателей эффективности  муниципальной системы по самоопределению и профессиональной ориентации...

102 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по повышению качества системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

102 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по повышению качества системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся...

Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"

laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в  разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...