ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Формирование УУД как средство развития творческого потенциала и познавательных способностей учащихся"
проект

Томина Юлия Валерьевна

Проект педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pedagoga_tominoy_yu.v.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1.Формальные параметры:

1.1. Наименование педагогического проекта: «Формирование универсальных учебных действий как средство развития творческого потенциала  и познавательных способностей учащихся», проект опубликован на образовательном портале.

1.2. Автор – разработчик: Томина Ю.В.

1.3. Период формирования и функционирования педагогического опыта: 2019-2021 г.

1.4. Адрес педагогического опыта.

Педагогический опыт предназначен для педагогов, работающих в 5-8 классах, занимающихся вопросами формирования УУД. Предложенный в системе работы механизм и этапы деятельности могут быть использованы на уроках русского языка и литературы и во внеучебной деятельности.

1.5. Участники проекта: педагог, учащиеся, родители.

2. Содержательно-целевые  параметры:

2.1.Актуальность педагогического проекта.

Необходимость разработки инновационного проекта  обусловлена концептуальными основами нормативных документов: Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»).

Сегодня востребован определённый тип личности, обладающий качествами, необходимыми для построения профессионального плана действий, обеспечения высокой социальной мобильности: умением приспосабливаться к изменениям, любознательностью, гибкостью, способностью сохранять самообладание в условиях неопределенности, умением накапливать опыт в нескольких областях; способностью к созиданию и творчеству. Выпускник школы должен быть вооружен не только основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой деятельности, но и уметь  самостоятельно добывать знания, адекватно оценивать результаты своей деятельности, обладать универсальными учебными действиями. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие творческой личности учащегося, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, анализировать информацию, выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором технологий. В связи с этим необходимо использовать такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; формировали бы компетенции, умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;  были бы приоритетно нацелены на развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся.

В современную практику прочно вошли информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют осуществить индивидуальный подход (учесть индивидуальные способности), значительно расширить рамки и изменить формат олимпиад и конкурсов, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала учащегося. В настоящее время в Сети существует большое количество образовательных порталов, специализирующихся на проведении Интернет-олимпиад и дистанционных конкурсов, увлекательных и интересных форм занятий, главная цель которых – это организация для детей нужных условий с целью формирования креативного потенциала, обнаружения творческих способностей, приобретения навыков работы с информационными технологиями.

В системе школьного образования существуют разнообразные формы организации творческой деятельности учащихся. Дистанционные олимпиады по русскому языку и литературе,  конкурсы, викторины, марафоны знаний выявляют скрытые возможности и таланты учащегося, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством информационно-коммуникационных технологий. Особое значение в развитии интеллектуального потенциала, творческих компетенций учащихся играют победы в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни.

Проблема: уровень современных требований к качественным характеристикам выпускников школ выявляют противоречия между потребностью общества в личности, обладающей высоким уровнем творческой компетентности, и недостаточной  сформированностью данного качества  у учащихся общеобразовательных учреждений (превалирует знаниевый подход).

На мой взгляд, если использовать потенциал дистанционных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей, то это способствует формированию универсальных учебных действий, повышению мотивации учащихся к раскрытию интеллектуального потенциала, формированию личности, способной к самоутверждению, самореализации и успешной социализации.

Данная система обучения создает условия для раскрытия, развития и реализации личностных качеств подростков за счет формирования универсальных учебных действий и способов интеллектуальной и практической деятельности. Нетрадиционные формы деятельности и технологии повышают мотивацию обучения и интерес к предмету, обеспечивают развитие творческих способностей учащихся и возможностей к их самореализации, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании.

Объект исследования: творческие способности как способ формирования универсальных учебных действий.

Предмет исследования: дистанционные формы организации работы для развития творческих способностей, направленные на формирование универсальных учебных действий; поиск методов и средств обучения, позволяющих эффективно повышать уровень творческой компетентности учащихся.

2.2. Цели и задачи педагогического проекта.

        Цель проекта: развитие творческих способностей для активизации знаний учащихся и формирования универсальных учебных действий, их применение в нестандартных ситуациях, позволяющих подготовить творческую, компетентную, социально-ответственную личность выпускника.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. изучение методологии проблемы;
  2. определение наиболее эффективных форм, методов и приемов  для развития у учащихся творческих способностей и формирования универсальных учебных действий;
  3. развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков практического решения творческих задач, разработка системы творческих заданий, объединяющих урочную и внеурочную деятельность;
  4. формирование практических навыков работы в различных видах литературной деятельности;
  5. развитие коммуникативной компетентности школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
  6. создание условий для успешной творческой самореализации учащихся через организацию индивидуальной работы по подготовке к результативному участию конкурсах и олимпиадах.
  7. воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к действительности, к произведениям художественной литературы, к русскому языку, к национальным традициям русского народа.
  8. подбор системы методов и приемов, направленных на формирование универсальных учебных действий, способствующих развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся.

Ключевые УУД для достижения целей и задач проекта:

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания (сотрудничество): задавать вопросы; вести дискуссию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; составлять устные и письменные монологические высказывания, используя информацию, полученную из разных источников, приводить убедительные доказательства.
  2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность: осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет; использовать знаково-символические средства для структурирования, представления информации; преобразовывать, творчески переделывать объект.
  3. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности, на формирование контрольно-оценочной деятельности.
  4. Личностные (или всё же мировоззренческие) универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям: осознавать, и  принимать жизненные ценности; различать основные нравственно-этические понятия; соотносить поступок с моральной нормой; с кодексом чести кадета; оценивать свои и чужие поступки в соответствии с нормами этики и поведения; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих. Именно личностные (мировоззренческие) УУД  позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

2.3. Инновационная направленность педагогического проекта.

Новизна проекта заключается в системном использовании различных видов заданий  на уроках русского языка и литературы, в организации событийных мероприятий для  формирования универсальных учебных действий. Уровень новизны опыта  можно определить как творческий.

В рамках заявленной темы проекта в содержание предмета «русский язык», «литература» внесены существенные изменения, позволяющие подобрать методы и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий, способствующих развитию креативных способностей.

В своей работе активно использую технологию проектно-исследовательской деятельности, технологию уровневой дифференциации.

Условиями для реализации проекта станет развитие самостоятельности, творческого мышления, способности анализировать и делать выводы.

2.4. Методологическая база педагогического  проекта.

ФГОС нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (УУД). Таким образом, актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития УУД как важной составляющей фундаментального ядра современного образования. Современная система образования должна обеспечить формирование совокупности УУД школьников.

Основа проекта - системно-деятельностный подход (идеи Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова). А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина и С.В. Молчанов.

2.5.Педагогическая целесообразность педагогического проекта.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического проекта.

Целевой аудиторией настоящего педагогического проекта являются  учащиеся основной общеобразовательной школы, педагоги, использующие  приёмы по формированию УУД на уроках  русского языка и литературы, родители учащихся.

2.7. Социальная направленность педагогического проекта.

На уроках литературы стараюсь создать комфортные условия для работы и развития обучающихся посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка. Учитываю возрастные особенности школьника, уровень его развития и образовательных достижений. Провожу диагностику и мониторинг достижений  обучающихся для планирования  работы по формированию УУД. Осуществляю постоянную связь с родителями обучающихся (их законными представителями). Отношения с родителями строю на принципах сотрудничества. Создаю условия для осознанного бережного отношение к своему здоровью как  духовно-нравственной ценности, организую учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами,  чередую различные виды деятельности, провожу «физкультминутки». Домашнее задание не превышает объёма классной работы и носит дифференцированный характер.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддерживать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении  учащимися различных  творческих дифференцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость,  испытывает чувство гордости за значимость результата  своей работы.

Проект для меня – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учеников и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону – родителей, а также социальных партнеров.

  

2.8.Содержательная сторона проекта

На первом этапе проводится анкетирование с целью углубления знаний и выявления затруднений у учащихся по темам и блокам программ.

Выбирая формы занятий, участники олимпиад все более останавливаются на активных формах: тренинги, дискуссии, практические работы, работы с картой, схемой, картинкой, фотографией, статистическим материалом, компьютерной презентацией. Так как одной из ведущих целей подготовки детей к олимпиадам становится формирование у школьников умения самостоятельно работать с информацией: находить нужные сведения, преобразовывать их с учетом поставленной цели, применять их в решении теоретических и практических задач, то формы занятий по рейтингу выстроились следующим образом:

  1. самостоятельная и групповая работа;
  2. семинары и практикумы по отобранному материалу;
  3. практическая работа: решение тестовых задач, решение задач на логику, решение креативных заданий, требующих межпредметных знаний, фактов общественной жизни и анализа личного опыта.
  4. Лекция.

Второй этап подготовки связан с разработкой программы и учебного плана занятий педагога с учащимися. В данной связи особое внимание обращается на следующие подходы:

        Деятельностный подход, который связан с индивидуальной траекторией поиска, отбора, анализа, использования информации самим школьником для аргументации своих взглядов, позиций, мнений.

Содержательная целостность материала, выражающая весь комплекс заданий и их отработка;

Практическая направленность, связанная с социализацией учащихся: знание фактов общественной жизни, описание и применение своего жизненного опыта;

        Системный характер проектирования содержания заданий и логику их развертывания, переход от заданий репродуктивного характера к заданиям творческим или поискового характера.

Третий этап связан с проведением самих занятий, основанных прежде всего, как на групповой форме деятельности, так и на тьюторском сопровождении индивидуально каждого участника. В конце каждого занятия каждый ученик представляет учителю индивидуальную программу необходимой ему помощи. Основываясь на этих данных, учителем составляется проект следующего занятия, продуктивность которого зависит от точности, сформулированного учеником пожелания.

Четвертый        этап        работы        связан        с        рефлексией        по        итогам индивидуальной и групповой формы работы, где обычно используется анкета с методическим приемом неоконченного предложения:

Мой эмоциональный комфорт сегодня был ___________;

Лично для меня сегодня было важным_______________;

На следующем занятии я считаю нужным ____________;

Мне хотелось бы поделиться опытом ______________.

Таким образом, дистанционные олимпиады и конкурсы формируют у учащихся устойчивые положительные эмоции, вызывают позитивную мотивацию к обучению, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, активную жизненную позицию, учат анализировать свою учебную деятельность, развивают технические навыки использования компьютерных программ. Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах помогает учащемуся обрести веру в себя, свои возможности, увидеть свой креативный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов как средство развития творческого потенциала учащихся"

Обобщение опыта работы по вопросу развития творческого потенциала учащихся...

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...

Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.

В работе говориться о необходимости использования личного опыта учащихся для наиболее полного усвоения курса физики. Этот опыт преобретается в том числе и при выполнении домашних экспериментов. Привед...

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"

содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...

Развитие творческого потенциала и познавательной активности обучающихся на основе инновационных форм и методов обучения

Выступление на методическом объединении "Развитие творческого потенциала и познавательной активночти обучающихся на основе  инновационных форм и методов обучения"....

Педагогический проект «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»

Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осущест...