Литературное чтение 2 класс
рабочая программа

Лукьянова Светлана Сергеевна

Рабочая программа для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_dlya_portala.docx84.51 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка  

1) Цель

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

—  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

—  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

—  обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран

     Задачи

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

 — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

 — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

 — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;

 — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

 — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

 — работать с различными типами текстов;

—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность

2) Общая характеристика учебного предмета

«Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую самостоятельность. Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков. Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением со- держания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этике- та в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план вы- двигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства

3) Описание места учебного предмета в учебном плане

Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели) и 1 час в неделю на внеклассное чтение: всего 170 часов

4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.

5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные

Учащиеся научатся:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); l анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  •  фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  •  предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  •  осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Познавательные УУД 

Учащиеся научатся:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
  •  не конфликтовать, использовать вежливые слова;
  •  в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
  •  оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности; 
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  •  формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);
  • определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам;
  • составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
  • предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
  • находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
  • при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы;
  • делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу. 

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учи теля;
  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного на- родного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
  • приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному;
  • составлять таблицу различий;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
  • находить в произведении средства художественной выразительности;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

Планируемые результаты третьего года обучения (2 класс)

Учащиеся должны уметь:

  • читать  вслух сознательно, правильно целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова – по слогам) в темпе 30-40 слов в минуту;
  • правильно ставить ударение в словах, четко произносить окончания слов, соблюдать необходимые паузы;
  • читать про себя небольшие тексты с постепенным увеличе¬нием объема текста;
  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
  • читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста
  • находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • давать подробный пересказ небольшого доступного текста;
  • составлять устно небольшой рассказ на темы, близкие интересам обучающихся, связанные с наблюдениями по заданию учителя;
  • сравнивать поступки героев прочитанных произведений и давать им свою оценку;
  • находить в оглавлении учебника произведение по фамилии его автора и названию.

6) Содержание учебного предмета

Самое великое чудо на свете

Библиотеки. Книги.

Устное народное творчество

Русские народные сказки. Русские народные потешки и прибаутки. Скороговорки, считалки, приговорки, небылицы. Загадки, пословицы, поговорки Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…». Сказка « Петушок и бобовое зернышко». Сказка «У страха глаза велики». Сказка «Лиса и тетерев». Сказка «Лиса и журавль». Сказка «Каша из топора». Сказка «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник…», В. Берестов «Хитрые грибы», М. Пришвин «Осеннее утро».

Русские писатели

  А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», стихи. И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и муравей». Л. Толстой «Старый дед и внучек», «Филипок», «Котенок», «Правда всего дороже».

        О братьях наших меньших

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…». И. Пивоварова «Жила-была собака…». В. Берестов «Кошкин щенок». М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ». Б.Житков «Храбрый утенок». В. Бианки «Музыкант», «Сова».

       Из детских журналов

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?...», «Что это было?». Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи». Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка».

    Люблю природу русскую. Зима

И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…». К. Бальмонт «Светло-пушистая». Я. Аким «Утром кот…». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». С. Есенин «Поет зима-аукает…», «Береза». Сказка «Два Мороза». С. Михалков «Новогодняя быль». А. Барто «Дело было в январе…». С. Дрожжин «Улицей гуляет…».

    Писатели – детям

К.Чуковский  «Путаница», «Радость». «Федорино горе». С. Маршак «Кот и лодыри». С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок». А. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука…», «В школу», «Вовка – добрая душа». Н.Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке».

    Я и мои друзья

Стихи о дружбе и обидах. Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Ю. Ермолаев «Два пирожных».

В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?».

    Люблю природу русскую. Весна

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды». А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка», «В бурю». А. Блок «На лугу». С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».  И. Бунин «Матери». Е. Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел». С. Васильев «Белая берёза».

     И в шутку и всерьез

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», Песенки Винни-Пуха. Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». И. Токмакова «В чудной стране». Г. Остер «Будем знакомы». В. Драгунский «Тайное становится явным».

   Литература зарубежных стран

Американская и английская народные песенки. Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети…». Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Э. Хогарт «Мафин и паук».

7)       Характеристика класса

Речь детей с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью словаря. Высказывания детей нецеленаправленны. Правильно строить предложения им помогают схемы, карточки, таблицы, практическая деятельность, сопровождаемая громким проговариванием, игры, инсценировки. Важное условие – выслушать мысль ребёнка до конца и скорректировать её.

Очень  важно максимально использовать возможность непроизвольного обучения, усвоения новой информации,  новых умений в необязательной ситуации,  в игровой форме, когда образец нового умения, новая речевая форма,  новое знание даются ребенку точно в тот самый  необходимый момент,  когда он нуждается в нем.  В  этом случае  ребенок чаще получает возможность самостоятельно использовать усвоенное,  может переносить навык в другой контекст.

8) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы.

Учебники 

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.  Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.  Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Рабочие тетради

Бойкина М. В., Виноградская Л. А.  Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор  

Компьютер

 Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. Составители:Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина.  2 класс.

Оборудование класса

Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Полки для книг.

        

        

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема (раздел)

№ п/п

Дата план

Корректируемая дата

Наименование темы урока

Кол-во

часов, отведенных

на тему

Содержание видов учебной деятельности

Требования к усвоению учебного материала (на каждый раздел)

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника

Личностные УУД

        на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

Регулятивные УУД

        сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

        оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

Познавательные УУД

        отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

        понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

Коммуникативные УУД

         в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

        прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

Самое великое чудо на свете

Самое великое чудо на свете

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса. Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить сходство и различия

Библиотеки

1

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

1

В.Ч.

В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

Книги

1

Устное народное творчество

Устное народное творчество

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают предствить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки. Называть другие русские народные сказки, перечислять героев сказок. Соотносить, пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками. Придумывать свои сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения

Личностные УУД

        на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

Регулятивные УУД

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

        контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

        оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

        коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

Познавательные УУД

        пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

        проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

        сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

        создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

Русские народные песни

1

Потешки, прибаутки

1

В. Ч.

Н. Сладков «Непослушные малыши»

1

Считалки и небылицы

1

Загадки, пословицы, поговорки

1

Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт»

1

Сказка « Петушок и бобовое зернышко»

1

В.Ч.

Н. Сладков «Трясогузкины письма»

1

Сказка «У страха глаза велики»

1

Сказка «Лиса и тетерев»

1

Сказка «Лиса и журавль»

1

Сказка «Каша из топора»

1

В.Ч.

Н. Сладков «Топик и Катя»

1

Сказка «Гуси-лебеди»

1

Сказка «Гуси-лебеди»

1

Викторина по сказкам

1

Проверим себя и оценим свои достижения

1

В.Ч.

В. Бианки «Подкидыш»

1

Люблю природу русскую. Осень

Люблю природу русскую. Осень

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический тексты. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением, подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности, подбирать свои слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения

Личностные УУД

        с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Регулятивные УУД

        сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

        анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

Познавательные УУД

        отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

        создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

1

К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»

1

В.Ч.

 Н. Сладков «Осень на пороге»

1

А. Фет. «Ласточки пропали…»

1

Осенние листья

1

В. Берестов «Хитрые грибы»

1

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

1

В.Ч.

В. Бианки «Теремок»

1

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

1

Русские писатели

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить смысл пословицы со смыслом басни. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить смысл пословицы со смыслом прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам.

Личностные УУД

        на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

        с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Регулятивные УУД

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

        коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

        контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

Познавательные УУД

        понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

        сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

        сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

        находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

        употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

Стихи  А. Пушкина

1

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

В.Ч.

Е. Чарушин «Друзья»

1

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»

1

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

1

В.Ч.

М. Пришвин «Ёж»

1

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

1

Л. Толстой «Старый дед и внучек»

1

Л. Толстой «Филипок»

1

Л. Толстой «Филипок»

1

В.Ч.

Е. Чарушин «Что за зверь?»

1

Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

1

Весёлые стихи

1

Проверим себя и оценим свои достижения

1

О братьях наших меньших

Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?»

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения, характеризовать их, выражать своё собственное от- ношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой

Личностные УУД

        на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

        с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Регулятивные УУД

        осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

        оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

Познавательные УУД

        понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

        сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

        употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

В.Ч.

М. Пришвин «Этажи леса»

1

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…»

1

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

Домашние животные

1

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

В.Ч.

Е. Чарушин «Волчишко»

1

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

Б. Житков «Храбрый утенок»

1

В.Ч.

М. Пришвин «Охота за бабочкой»

1

В. Бианки «Музыкант»

1

В. Бианки «Сова»

1

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Из детских журналов

Из детских журналов

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал», распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал, придумывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения

Личностные УУД

        на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

        с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Регулятивные УУД

        выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

        оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

Познавательные УУД

        пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

        отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

        создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

        определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

        употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

В.Ч.

Е. Чарушин «Кошка Маруська»

1

Д. Хармс «Игра»

1

Д. Хармс «Вы знаете?...»

1

Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи»

1

Д. Хармс «Что это было?»

1

В.Ч.

М. Пришвин «Хромка»

1

Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1

Ю. Владимиров «Чудаки»

1

А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»

1

Обобщение по разделу «Из детских журналов». Проект «Мой любимый детский журнал»

1

В.Ч.

Э. Шим «Неслышные голоса»

1

Люблю природу русскую. Зима

Люблю природу русскую. Зима

1

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам, придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев про- изведения на основе их поступков, использовать слова-антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

Личностные УУД

        с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Регулятивные УУД

        оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

Познавательные УУД

        пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

        понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

        сравнивать лирические и прозаические произведения;

        сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Стихи о первом снеге

1

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1

С. Есенин «Поет зима-аукает…», «Береза»

1

В.Ч.

Э. Шим «Молчком-то лучше!»

1

Сказка «Два Мороза»

1

С. Михалков «Новогодняя быль»

1

А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет»

1

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

1

В.Ч.

Н. Сладков «Кто в моем доме живёт?»

1

Игра «Поле чудес»

1

Писатели – детям

Писатели – детям

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения, характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение

Личностные УУД

        на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

        с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Регулятивные УУД

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

        коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

        контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

Познавательные УУД

        понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

        сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

        сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

        находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

        употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

К.Чуковский  «Путаница»

1

К.Чуковский «Радость»

1

В.Ч.  

Г. Скребицкий «Белая шубка»

1

К.Чуковский  «Федорино горе»

1

К.Чуковский «Федорино горе»

1

С. Маршак «Кот и лодыри»

1

С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

1

В.Ч.

Э. Шим «Медведь-рыболов»

1

С. Михалков «Мой щенок»

1

А. Барто «Веревочка»

1

А. Барто «Мы не заметили жука…», «В школу»

1

А. Барто «Вовка – добрая душа»

1

В.Ч.

 Н. Сладков «Длинноносые рыболовы»

1

Н. Носов «Затейники»

1

Н. Носов  «Живая шляпа»

1

Н. Носов  «Живая шляпа»

1

Н. Носов «На горке»

1

В.Ч.  

Э. Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень»

1

Обобщение по разделу «Писатели – детям»

1

Я и мои друзья

Я и мои друзья

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа, пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему

Личностные УУД

        на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

        с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Регулятивные УУД

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

        контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

        анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

        осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

        понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

        сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

        употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

Стихи о дружбе и обидах

1

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

1

В.Ч.  

Г. Скребицкий «Сказка о Весне»

1

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

1

В. Осеева «Волшебное слово»

1

В. Осеева «Волшебное слово»

1

В. Осеева «Хорошее»

1

В.Ч.

 Н. Сладков «Кто такой?»

1

В. Осеева «Почему?»

1

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

1

Люблю природу русскую. Весна

Люблю природу русскую. Весна

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение. Участвовать в подготовке проекта

Личностные УУД

        с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Регулятивные УУД

        оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

Познавательные УУД

        пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

        понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

        сравнивать лирические и прозаические произведения;

        сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Стихи Ф. Тютчева о весне

1

В.Ч.  

Г. Скребицкий «Длиннохвостые разбойники»

1

Стихи А. Плещеева о весне

1

А. Блок «На лугу»

1

С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»

1

И. Бунин «Матери»

1

В.Ч.  

В. Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»

1

А. Плещеев «В бурю»

1

Е. Благинина «Посидим в тишине»

1

Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

1

С. Васильев «Я помню, ранило берёзу». Проект «Газета «День Победы  - 9 мая»»

1

В.Ч.

 Е. Чарушин «Болтливая сорока»

1

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

1

И в шутку и всерьез

И в шутку и всерьез

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать виды работ с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника, выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать, собственные весёлые истории.

Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

Личностные УУД

        с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Регулятивные УУД

        оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

        выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

        сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

        определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

        сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

Познавательные УУД

        пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

        отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

        сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

        определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

        оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1

Б. Заходер.  Песенки Винни-Пуха

1

В.Ч.  

Э. Шим «Заячье семейство»

1

Б. Заходер.  Песенки Винни-Пуха

1

Э. Успенский «Чебурашка»

1

Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой»

1

Стихи Э. Успенского

1

В.Ч.

 Н. Сладков «Лиса-плясунья»

1

Стихи В. Берестова

1

Стихи И. Токмаковой

1

Г. Остер «Будем знакомы»

1

Г. Остер «Будем знакомы»

1

В.Ч.  

Г. Скребицкий «Пушок»

1

В. Драгунский «Тайное становится явным»

1

В. Драгунский «Тайное становится явным»

1

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

1

Литература зарубежных стран

Литература зарубежных стран. Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

1

Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить сходство и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках, составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения

Личностные УУД

        на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

Регулятивные УУД

        формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

        читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

        контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке

        выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

Познавательные УУД

        отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

        сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

        определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

Коммуникативные УУД

        вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

        создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

        оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

        прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

В.Ч.

 В. Бианки «Плавунчик»

1

Американская и английские народные песенки

1

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети…»

1

Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

В.Ч.

 Г. Скребицкий «Дружба»

1

Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

Ш. Перро «Красная шапочка»

1

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

1

Э. Хогарт «Мафин и паук»

1

В.Ч.  

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

1

Э. Хогарт «Мафин и паук»

1

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

1

Проверим себя и оценим свои достижения

1

КВН «Цветик-семицветик»

1

Что узнали. Чему научились.

1

Что читать летом

Лист коррекции.

Дата

Изменения

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса

Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...

Контрольная работа по произведениям 20 века 9 класс "Чтение и литературное чтение"

Итоговый контроль знаний по изученным произведениям 20 века в 9 классе...