«Адаптация приемных детей в общеобразовательной школе»
методическая разработка

Жалнина Ольга Николаевна

«Адаптация приемных детей в общеобразовательной школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

03.10.2019 Выступление на городском мероприятии в Управлении опеки и попечительству г. Нижневартовска

 «Адаптация приемных детей в общеобразовательной школе», Жалнина О.Н., педагог-психолог МБОУ «СШ№8».

Добрый день! Меня зовут Жалнина Ольга Николаевна, педагог-психолог МБОУ «СШ№8» и я хотела сегодня с вами поделиться опытом по теме «Адаптация приемных детей в общеобразовательной школе».

Проблемы адаптации детей к школе не минуют практически ни одного ребенка.

Адаптация или другими словами привыкание зависит от многих факторов:

- склад характера ребенка;

- степень подготовки к школе;

- коммуникабельность(общительность) ребенка .

В любом случае адаптация – это стресс для школьника.

Приемный ребенок в такой ситуации получает двойной или даже тройной стресс. Как правило, у таких детей, по моим наблюдениям, появляется тревога:

- меня не примут в классе;

-  будут трудности в учебе;

- узнают, что я приемный и плохо будут относится;

- новые родители откажутся от меня из-за плохих оценок.

Как следствие, ребенок может чувствовать свою растерянность, волнуется, становится неусидчивым, невнимательным, рассеянным, могут появиться проблемы с поведением. В итоге приемный ребенок свои проблемы в школе порой пытается решать самостоятельно, но они могут быть решены только совместными усилиями самого ребенка, родителей и учителями-предметниками во главе с классным руководителем, школьным психологом, социальным педагогом.

В нашей школе обучается 30 опекаемых детей различного возраста, от первоклассника до девятиклассника. И  ежегодно мы сталкиваемся с проблемами разного характера, влияющими на протекание адаптации приемного ребенка.

  1. Проблемы с успеваемостью

Бывает так, что ребенок  запрограммирован на неуспешность. Звучит странно, но это так. Когда ему говорят: «У тебя не получится», и у ребенка не получается. Важно мотивировать школьника. Это не обязательно должны быть деньги и подарки. Достаточно радоваться любым успехам, а неудачи принимать в позитивном ключе. У тебя двойка? Ну, ничего, я уверена ты выучишь параграф и закроешь плохую оценку – хорошей.

Опекаемым детям всегда не хватает внимания приемных родителей потому, что это внимание они недополучили в своей родной семье. Подумайте, насколько ваш новый член семьи был лишен родительского внимания. И вот появились вы, готовые с ним заниматься, играть, решать его проблемы. Ему хочется как можно больше внимания. И вот приемные родители начинают «сидеть» - следить за выполнением уроков, звонить и проверять – дошел ли до дома, сел ли за домашнее задание. Детям, которые с самого рождения купаются в родительской любви, такое внимание быстро бы надоело. А приемным хочется еще и еще. Поэтому они сознательно получают плохие оценки, не пытаются вникнуть в материал – ведь мама или папа, пусть и рассерженные его неудачей, будут рядом.

Если ребенок действительно не может усвоить программу по медицинским показаниям, то в этом случае не стоит паниковать. Современная школьная система очень гибкая – вы можете, обсудив проблему с классным руководителем, психологом, завучем по учебной работе, выбрать приемлемый образовательный маршрут для школьника, пройти ПМПК.

Если отношения ребенка в школе не складываются – необходимо наладить сотрудничество семьи со школой, обсудить эту проблему с классным руководителем, школьным психологом, социальным педагогом, учебным завучем, постараться найти компромиссное решение проблемы, исходя из интересов ребенка и найти правильное решение. Лишь в самом последнем случае, если использованы все возможные варианты, ребенка можно перевести в другое учебное заведение по рекомендации специалистов, либо на домашнее обучение, пройдя ПМПК. И все-таки, домашнее обучение и другая школа – это последний выход. Для начала нужно постараться наладить сотрудничество со школой. (Пример из практики)

2. Проблемы с поведением

Трудное поведение чаще всего не связано с желанием приемного ребенка обидеть взрослых или одноклассников. Просто приемные дети более уязвимы для стресса, не всегда справляются со своими эмоциями. Их поведение – защитная реакция, которая помогала им выжить в неблагополучной семье, или, затем, в социальном учреждении. Такое поведение нужно регулировать, переключать внимание ребенка на учебу, на более важные задачи, чем драка или истерика, к примеру. Поведение ребенка в школе может быть также реакцией на поведение одноклассников. Конечно, сами родители вместе с ребенком должны решить, должны ли одноклассники знать о тайне усыновления. Но практика показывает, что так, или иначе все равно узнают. Поэтому приемные родители вместе с педагогом должны подготовить почву. Объяснить школьникам, что дети появляются на свет и живут в разных обстоятельствах. При этом не стоит переходить на личности. (Пример из практики)

Задача приемных родителей научиться задавать педагогу правильные вопросы, которые помогут выяснить, с какими конкретно проблемами ребенок столкнулся в школе. Например, так:

  1. Какие сильные и слабые стороны моего ребенка вы можете отметить?
  2. Какие задания мой ребенок не выполнил вовремя? Что он еще может сдать и доделать?
  3. Есть какие-то специфические проблемы, о которых я должен знать?
  4. Какие пособия по подготовке к экзаменам, срезам, контрольным работам мы можем приобрести, чтобы помочь ребенку во внеучебное время?

Список можно продолжать бесконечно. В силах родителей создать для приемного ребенка команду, защитный барьер, который поможет его развитию и становлению личности. Естественно, что в этой команде должен быть и учитель.

3.Нежелание ходить в школу

    Школа-это правила, которые приемный ребенок не всегда готов соблюдать в силу того что он может быть к этому не готов или просто испытывает тревогу, о которой я говорила. Нужно время, чтобы  ребенок привык, понял, что это необходимо. Для этого родителю надо стать помощником, союзником для самого ребенка и для учителя. С педагогом важно поделиться и рассказать ему об особенностях ребенка, вместе определить меру помощи и поддержки. Родителю стараться поддерживать школьника, помогать ему, рассказывать примеры из собственной жизни, помнить о том, что изолировать ребенка из школьного социума – это самая последняя мера т.к. дети развиваются и учатся через общение друг с другом.

Если приемный ребенок уже подросткового возраста, а проблема нежелания посещать школу осталась, то причин может быть несколько: это пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить, дополнительно занимаясь по предмету, контролируя выполнение домашнего задания, текущей успеваемости по предметам, в постоянной связи с классным руководителем и учителем-предметником. (Пример из практики)

Одной из причин нежелания подростком посещать школу, являются конфликтные взаимоотношения со сверстниками. В этом случае родителю вместе с ребенком необходимо обратиться за помощью к школьному психологу для беседы и проведения коррекционной работы с самим школьником, классом, где он обучается.

Советы родителям «Как помочь преодолеть проблемы приемного ребенка в школе»

- совместно выполнять домашнее задание, углубленнее разъяснять непонятные моменты;

- больше расспрашивать ребенка о школе, ежедневно находить интересные моменты классной жизни;

- чаще хвалить ребенка за самые незначительные шаги вперед. Это способствует тому, что ребенок поверит в свои силы;

- закалять ребенка, больше бывать на свежем воздухе, совместно просматривать любимые мультфильмы и фильмы в свободное время;

- не сравнивать ребенка с другими детьми. Это только усугубит ситуацию и приведет к понижению самооценки;

- присматриваться к ребенку и выявлять его сильные стороны и задатки с целью их дальнейшего развития (в кружках, секциях, спортивных клубах). Ребенок (если не идет учеба) должен чувствовать собственный успех в любой другой сфере (спорт, музыка, кулинария, поэзия, домашние животные).

-обеспечить ему полноценный отдых;

-поговорить с классным руководителем, учителями, рассказать о ребенке, его характере, возможно о предыдущей семье и вместе искать пути к полноценному привыканию ребенка к школе и сверстникам;

-возможно посещение ребенком некоторых специалистов: начиная от психолога и логопеда, заканчивая неврологом, т.к. некоторым ребятам свойственны особенности в развитии.

  И напоследок хочется сказать, что каждый из Вас делает большое благое дело, Вы дарите ребенку семью. Именно в семье каждый ребенок получает важный социальный опыт, растет и развивается, учится важным моментам, которые ему пригодятся в будущем. Хочется пожелать Вам сил и терпения, здоровья, взаимопонимания и согласия в семье, душевной гармонии, всеисцеляющей надежды и веры в лучшее.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Потенци­альная одаренность по отношению к разным видам деятельности при­суща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей. В практике школьного обучения о...

Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы

Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....

Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе. Презентация

Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе. Материал выполнен в виде презентации....

Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Аннотация Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе....

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Обучение иностранному языку одаренных детей в общеобразовательной школе

Не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что яв...

Особенности существования системы дополнительного образования детей при общеобразовательной школе в городе-спутнике.

В данной статье рассмотрен вопрос о том, как использовать общероссийские статистические данные по дополнительному образованию для условий, в которых оно существует  в городах с небольшим количест...