«Адаптация приемных детей в общеобразовательной школе»
методическая разработка
«Адаптация приемных детей в общеобразовательной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_priemnyh_detey_v_obshcheobrazovatelnoy_shkole.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
03.10.2019 Выступление на городском мероприятии в Управлении опеки и попечительству г. Нижневартовска
«Адаптация приемных детей в общеобразовательной школе», Жалнина О.Н., педагог-психолог МБОУ «СШ№8».
Добрый день! Меня зовут Жалнина Ольга Николаевна, педагог-психолог МБОУ «СШ№8» и я хотела сегодня с вами поделиться опытом по теме «Адаптация приемных детей в общеобразовательной школе».
Проблемы адаптации детей к школе не минуют практически ни одного ребенка.
Адаптация или другими словами привыкание зависит от многих факторов:
- склад характера ребенка;
- степень подготовки к школе;
- коммуникабельность(общительность) ребенка .
В любом случае адаптация – это стресс для школьника.
Приемный ребенок в такой ситуации получает двойной или даже тройной стресс. Как правило, у таких детей, по моим наблюдениям, появляется тревога:
- меня не примут в классе;
- будут трудности в учебе;
- узнают, что я приемный и плохо будут относится;
- новые родители откажутся от меня из-за плохих оценок.
Как следствие, ребенок может чувствовать свою растерянность, волнуется, становится неусидчивым, невнимательным, рассеянным, могут появиться проблемы с поведением. В итоге приемный ребенок свои проблемы в школе порой пытается решать самостоятельно, но они могут быть решены только совместными усилиями самого ребенка, родителей и учителями-предметниками во главе с классным руководителем, школьным психологом, социальным педагогом.
В нашей школе обучается 30 опекаемых детей различного возраста, от первоклассника до девятиклассника. И ежегодно мы сталкиваемся с проблемами разного характера, влияющими на протекание адаптации приемного ребенка.
- Проблемы с успеваемостью
Бывает так, что ребенок запрограммирован на неуспешность. Звучит странно, но это так. Когда ему говорят: «У тебя не получится», и у ребенка не получается. Важно мотивировать школьника. Это не обязательно должны быть деньги и подарки. Достаточно радоваться любым успехам, а неудачи принимать в позитивном ключе. У тебя двойка? Ну, ничего, я уверена ты выучишь параграф и закроешь плохую оценку – хорошей.
Опекаемым детям всегда не хватает внимания приемных родителей потому, что это внимание они недополучили в своей родной семье. Подумайте, насколько ваш новый член семьи был лишен родительского внимания. И вот появились вы, готовые с ним заниматься, играть, решать его проблемы. Ему хочется как можно больше внимания. И вот приемные родители начинают «сидеть» - следить за выполнением уроков, звонить и проверять – дошел ли до дома, сел ли за домашнее задание. Детям, которые с самого рождения купаются в родительской любви, такое внимание быстро бы надоело. А приемным хочется еще и еще. Поэтому они сознательно получают плохие оценки, не пытаются вникнуть в материал – ведь мама или папа, пусть и рассерженные его неудачей, будут рядом.
Если ребенок действительно не может усвоить программу по медицинским показаниям, то в этом случае не стоит паниковать. Современная школьная система очень гибкая – вы можете, обсудив проблему с классным руководителем, психологом, завучем по учебной работе, выбрать приемлемый образовательный маршрут для школьника, пройти ПМПК.
Если отношения ребенка в школе не складываются – необходимо наладить сотрудничество семьи со школой, обсудить эту проблему с классным руководителем, школьным психологом, социальным педагогом, учебным завучем, постараться найти компромиссное решение проблемы, исходя из интересов ребенка и найти правильное решение. Лишь в самом последнем случае, если использованы все возможные варианты, ребенка можно перевести в другое учебное заведение по рекомендации специалистов, либо на домашнее обучение, пройдя ПМПК. И все-таки, домашнее обучение и другая школа – это последний выход. Для начала нужно постараться наладить сотрудничество со школой. (Пример из практики)
2. Проблемы с поведением
Трудное поведение чаще всего не связано с желанием приемного ребенка обидеть взрослых или одноклассников. Просто приемные дети более уязвимы для стресса, не всегда справляются со своими эмоциями. Их поведение – защитная реакция, которая помогала им выжить в неблагополучной семье, или, затем, в социальном учреждении. Такое поведение нужно регулировать, переключать внимание ребенка на учебу, на более важные задачи, чем драка или истерика, к примеру. Поведение ребенка в школе может быть также реакцией на поведение одноклассников. Конечно, сами родители вместе с ребенком должны решить, должны ли одноклассники знать о тайне усыновления. Но практика показывает, что так, или иначе все равно узнают. Поэтому приемные родители вместе с педагогом должны подготовить почву. Объяснить школьникам, что дети появляются на свет и живут в разных обстоятельствах. При этом не стоит переходить на личности. (Пример из практики)
Задача приемных родителей научиться задавать педагогу правильные вопросы, которые помогут выяснить, с какими конкретно проблемами ребенок столкнулся в школе. Например, так:
- Какие сильные и слабые стороны моего ребенка вы можете отметить?
- Какие задания мой ребенок не выполнил вовремя? Что он еще может сдать и доделать?
- Есть какие-то специфические проблемы, о которых я должен знать?
- Какие пособия по подготовке к экзаменам, срезам, контрольным работам мы можем приобрести, чтобы помочь ребенку во внеучебное время?
Список можно продолжать бесконечно. В силах родителей создать для приемного ребенка команду, защитный барьер, который поможет его развитию и становлению личности. Естественно, что в этой команде должен быть и учитель.
3.Нежелание ходить в школу
Школа-это правила, которые приемный ребенок не всегда готов соблюдать в силу того что он может быть к этому не готов или просто испытывает тревогу, о которой я говорила. Нужно время, чтобы ребенок привык, понял, что это необходимо. Для этого родителю надо стать помощником, союзником для самого ребенка и для учителя. С педагогом важно поделиться и рассказать ему об особенностях ребенка, вместе определить меру помощи и поддержки. Родителю стараться поддерживать школьника, помогать ему, рассказывать примеры из собственной жизни, помнить о том, что изолировать ребенка из школьного социума – это самая последняя мера т.к. дети развиваются и учатся через общение друг с другом.
Если приемный ребенок уже подросткового возраста, а проблема нежелания посещать школу осталась, то причин может быть несколько: это пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить, дополнительно занимаясь по предмету, контролируя выполнение домашнего задания, текущей успеваемости по предметам, в постоянной связи с классным руководителем и учителем-предметником. (Пример из практики)
Одной из причин нежелания подростком посещать школу, являются конфликтные взаимоотношения со сверстниками. В этом случае родителю вместе с ребенком необходимо обратиться за помощью к школьному психологу для беседы и проведения коррекционной работы с самим школьником, классом, где он обучается.
Советы родителям «Как помочь преодолеть проблемы приемного ребенка в школе»
- совместно выполнять домашнее задание, углубленнее разъяснять непонятные моменты;
- больше расспрашивать ребенка о школе, ежедневно находить интересные моменты классной жизни;
- чаще хвалить ребенка за самые незначительные шаги вперед. Это способствует тому, что ребенок поверит в свои силы;
- закалять ребенка, больше бывать на свежем воздухе, совместно просматривать любимые мультфильмы и фильмы в свободное время;
- не сравнивать ребенка с другими детьми. Это только усугубит ситуацию и приведет к понижению самооценки;
- присматриваться к ребенку и выявлять его сильные стороны и задатки с целью их дальнейшего развития (в кружках, секциях, спортивных клубах). Ребенок (если не идет учеба) должен чувствовать собственный успех в любой другой сфере (спорт, музыка, кулинария, поэзия, домашние животные).
-обеспечить ему полноценный отдых;
-поговорить с классным руководителем, учителями, рассказать о ребенке, его характере, возможно о предыдущей семье и вместе искать пути к полноценному привыканию ребенка к школе и сверстникам;
-возможно посещение ребенком некоторых специалистов: начиная от психолога и логопеда, заканчивая неврологом, т.к. некоторым ребятам свойственны особенности в развитии.
И напоследок хочется сказать, что каждый из Вас делает большое благое дело, Вы дарите ребенку семью. Именно в семье каждый ребенок получает важный социальный опыт, растет и развивается, учится важным моментам, которые ему пригодятся в будущем. Хочется пожелать Вам сил и терпения, здоровья, взаимопонимания и согласия в семье, душевной гармонии, всеисцеляющей надежды и веры в лучшее.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей. В практике школьного обучения о...
Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....
Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе. Презентация
Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе. Материал выполнен в виде презентации....
Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе.
Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Аннотация Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе....
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
Обучение иностранному языку одаренных детей в общеобразовательной школе
Не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что яв...
Особенности существования системы дополнительного образования детей при общеобразовательной школе в городе-спутнике.
В данной статье рассмотрен вопрос о том, как использовать общероссийские статистические данные по дополнительному образованию для условий, в которых оно существует в городах с небольшим количест...