Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Ритмопластика"
материал

Бражникова Екатерина Николаевна

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Ритмопластика"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5

П Р Е Д М Е Т Н Ы Е           Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

Ι. Теоретическая подготовка ребенка:

1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

2. Владение специальной терминологией

ΙΙ. Практическая подготовка ребенка:

1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

2. Владение специальным оборудованием и оснащением

3. Творческие навыки

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

  •  минимальный уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2);
  • максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
  • минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

  • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2);
  • максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).
  • минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Собеседование

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

М Е Т А П Р Е Д М Е Т Н Ы Е      Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

ΙΙΙ. Метапредметные  результаты:

1.Учебно-интелектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования

2. Учебно-коммуникативные умения:

3.2.1 Умение слушать и слышать педагога

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место.

3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в

построении доказательств

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

Удовлетворительно – хорошо – отлично

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

 5

10

1

5

10

Анализ исследовательской работы

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Л И Ч Н О С Т Н Ы Е            Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

IV. Личностные результаты:

1.  Формирование контрольно-оценочной деятельности.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Психологический комфорт учащегося в группе.

4. Отношение к нравственным ценностям.

  • Умение оценивать  (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности;
  • оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин неудач в учебной деятельности.

  • Положительное отношение к процессу познания;
  • желание получить больше знаний.

  • Благоприятный психологический климат на занятии;
  • учащийся на занятии чувствует себя свободно, без напряжения, проявляет инициативу и творчество.

  • Различение основных нравственно-этических понятий;
  • готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • проявление доброжелательности, доверия, взаимопомощи в окружающей действительности.

Низкий – средний - высокий

Низкий – средний - высокий

Низкий – средний – высокий

Низкий – средний - высокий

1 – 5 - 10

  • Методика «Кто Я?»;
  • «Лесенка» (В.Г. Щур);
  • «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (М.Кун);

  • Опросник мотивации (Р.И. Бардина);
  • Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
  • Опросник мотивации;
  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксенозовой).

  • Тест Люшера;
  • графические  тесты

  • Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже).
  • Анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю);
  • Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов).


КАРТА УСПЕХА

Творческое объединение   __________________________________________

Ф.И.О.  педагога _______________________________________

Год обучения __________________________________________

Группа

Уровни сформированности УУД:

Красный – максимальный уровень

Синий – средний уровень

Зеленый – минимальный уровень

Фамилия, имя учащегося

I. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Теоретическая подготовка обучающихся:

а) теоретические знания

б) владение специальной терминологией

2.Практическая подготовка обучающихся:

а) практические умения и навыки, предусмотренные программой

б) владение спец.оборудованием и оснащением

в) творческие навыки

II. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(основные общеучебные компетентности):

1. Учебно-интеллектуальные умения

а) умение подбирать и анализировать специальную литературу

б) умение пользоваться компьютерными источниками информации

в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

2. Учебно-коммуникативные умения:

а) умение слушать и слышать педагога

б) умение выступать перед аудиторией

в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3. Учебно-организационные умения и навыки:  

а) умение организовать рабочее (учебное) место 

б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

в) умение аккуратно выполнять работу

III. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Формирование контрольно-оценочной деятельности

2. Мотивация учебной деятельности

3. Психологический комфорт учащегося в группе

4. Отношение к нравственным ценностям

IV. Участие в различных мероприятиях и награждены:

V. Область применения (творческое объединение, на уровне образовательной организации, муниципальный уровень)

Условные обозначения:

Участвовали в соревнованиях – С, конкурсах – К, выставках – В, фестивалях – Ф.

Заняли: 1 место – красный цвет; 2 место – зеленый; 3 место – синий; участвовали – желтый.

Участвовали: на уровне творческого объединения – красный цвет; на уровне образовательной организации – зеленый цвет; на уровне города и района - желтый

Мониторинг выявления развития ритмо - двигательных способностей ребёнка.

        Проведение педагогической диагностики развития ребёнка необходимо для:

  • выявления начального уровня развития ритмо-пластических способностей ребёнка;
  • проектирование индивидуальной работы;
  • оценки эффекта педагогического воздействия.

        В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.

        Цель диагностики: выявление уровня ритмо-двигательных способностей ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

        Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе ритмических движений под музыку, в условиях выполнения обычных и специально подобранных упражнений (на основе упражнений из комплексов).

        Диагностика проводится два раза в год: сентябрь, май.

Карта диагностики уровня развития ритмо - двигательных способностей ребёнка.

Фамилия, имя ребёнка

Музыкальность

Творческие проявления

Координация движений

Пластичность, гибкость

н с к

н с к

н с к

н с к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую музыку и незнакомую музыку на основе освоенных движений, а также придумывать собственные, оригинальные «Па». Творческая одарённость проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств. И увлечённости ребёнка самим процессом движения под музыку.

Координация движений - точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнений упражнений. Правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, при выполнении различных упражнений.

Пластичность, гибкость – мягкость, плавность движений рук, подвижность суставов. Гибкость позвоночника, позволяющие выполнять несложные гимнастические упражнения.

В результате наблюдений и диагностики можно подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребёнка на протяжении определённого периода времени. Для наглядного отслеживания эффективности работы педагогом заполняются графики обследования уровня ритмо – двигательных способностей детей, глее фиксируются критерии оценки и результативность каждого воспитанника.

График обследования уровня развития ритмо-двигательных способностей детей.

Оценка результатов:

Высокий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения: Итого:

1 обследование обследовано ------------- чел.

Высокий ----------чел. -%

Средний -----------чел. ---%

Низкий -----------чел. --%

2 обследование обследовано ------------- чел.

Высокий ---------------чел. ---%

Средний --------------чел. ----%

Низкий --------------чел. -----

3 обследование обследовано ------------- чел.

Высокий --------------чел. -----%

Средний ------------чел. -----%

Низкий --------------чел. -----%

        В процессе оценки можно использовать различные шкалы: 3-бальную, 5-бальную, 10-бальную, либо уровни: высокий, средний, низкий. Каждый педагог выбирает и обосновывает ту шкалу, которая больше подходит, принципиального значения для вывода развития ребёнка это не имеет.

Критерии оценок (5-7 лет).

Координация движений

Высокий уровень - 3 балла.

Умеет управлять своими движениями, сосредотачиваться и выполнять одновременно.

Средний уровень - 2 балла.

Затрудняется согласовывать свои действия с движениями других детей.

Низкий уровень - 1 балл.

Не согласовывает свои движения с движениями других детей, не ориентируется в пространстве, не соблюдает дистанции, выполняет несимметричные движения.

Гибкость и пластичность.

Высокий уровень -3 балла.

Способен владеть своим телом, ритмическая четкость и пластичность движений.

Средний уровень - 2 балла.

Танцевальные движения недостаточно выразительны и пластичны.

Низкий уровень - 1 балл.

В движениях не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом музыкального произведения.

Критерии оценок (8-12 лет)

Координация движений

Высокий уровень - 3 балла.

Правильное и точное исполнение ритмических композиций. Умение координировать движение с музыкой.

Средний уровень - 2 балла.

Хорошо развиты пластичность, ловкость.

Не достаточно правильное сочетание движений рук и ног при выполнений хореографических композиций.

Низкий уровень 1 – балл.

Движения неуверенные, раскоординированные.

Пластичность и гибкость.

Высокий уровень 3 – балла.

Хорошо развита мягкость, плавность, подвижность суставов, гибкость позвоночника. Развито умение двигаться легко и пластично в соответствии с характером музыки.

Средний уровень 2 – балла.

При выполнений движений допускает неточности движений.

Низкий уровень 1 – балл.

Испытывает затруднения при выполнении движений.

Музыкальность

Движения передают музыкальный образ.

Средний уровень 2 - балла.

Передают общий характер и темп музыки.

Низкий уровень 1 - балл.

Движения не совпадают с темпом и метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец произведения, а также на счёт и показ педагога.

 

МЕТОДИКА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА»

Методика разработана преподавателями Московского педагогического института (Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова).

Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.

В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.

Инструкция

Если Вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.

Утверждения

  1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
  2. Если я лишусь любимого занятия, то жизнь для меня потеряет смысл.
  3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
  5. По моему мнению, большинство людей живут далекими мыслями, а не близкими.
  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
  7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
  8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
  9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
  10. Мои родители считали меня ленивым ребенком.
  11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
  12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
  13. Терпения во мне больше, чем способностей.
  14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
  15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
  16. Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
  17. Я не усердный человек.
  18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
  19. Если бы я был журналистом, я написал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
  20. Мои близкие обычно не одобряют моих планов.
  21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
  22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Обработка результатов

Подсчитайте количество ответов «да» в левой колонке бланка. Подсчитайте количество ответов «нет» в правой колонке бланка. Сложите оба числа. Сумму сравните с психодиагностической шкалой.

2…

1…

6…

3…

7…

4…

8…

5…

14…

9…

16…

10…

18…

11…

19…

12…

21…

13…

22…

15…

17…

20…

Сумма «да»…

Сумма «нет»…

Уровни (психологическая шкала)

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

высокий

0-10

11-12

13-14

15-16

17 и выше

Лица с высоким уровнем потребности в достижениях имеют следующие характерные черты:

  • Настойчивость в достижении своих целей, неудовлетворенность достигнутым.
  • Постоянное стремление сделать дело лучше, чем делал раньше.
  • Склонность сильно увлекаться работой.
  • Стремление в любом случае получить удовольствие от работы.
  • Неспособность плохо работать.
  • Стремление изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел.
  • Отсутствие духа соперничества.
  • Желание того, чтобы другие вместе с ним пережили успех.
  • Неудовлетворенность от неожиданной легкости задач.
  • Готовность принимать помощь и помогать другим при решении трудных задач.

АНКЕТА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА» (раздаточный лист)

Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.

В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.

Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.

Бланк для заполнения анкеты «Потребность в достижениях»

Ф.И. учащегося ________________________________________  

Дата _______________

2…

1…

6…

3…

7…

4…

8…

5…

14…

9…

16…

10…

18…

11…

19…

12…

21…

13…

22…

15…

17…

20…

Сумма «да»…

Сумма «нет»…

МЕТОДИКА «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Цель: выявить творческий потенциал личности.

Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.

Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.

Вопросы

  1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.

  1. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.

  1. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да

б) да, при благоприятных обстоятельствах

в) лишь в некоторой степени.

  1. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) важно.

  1. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да

б) часто думаете, что не сумеете

в) да, часто.

  1. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает

б) неизвестное вас не интересует

в) все зависит от характера этого дела.

  1. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только, если вам это нравится.

  1. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли знать о нем все:

а) да

б) нет, вы хотите научиться только самому основному

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

  1. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу

б) махнете рукой на эту затею, как понимаете, что она нереальна

в) продолжать делать свое дело, даже, когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

  1. По-вашему, профессию надо выбрать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней

в) преимуществ, которые она обеспечит.

  1. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да

б) нет, боитесь сбиться с пути

в) да, но только там, где местность вам понравилась.

  1. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда

б) всего вспомнить не можете

в) запоминаете только, что вас интересует.

  1. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений

б) да, если это слово легко запомнить

в) повторите, но не совсем правильно.

  1. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить

б) находиться в компании

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

  1. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным

б) вы более или менее довольны

в) вам еще не все удалось сделать.

  1. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

  1. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь

б) вы можете делать это только наедине

в) только там, где будет не слишком шумно.

  1. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка полученной информации

Необходимо подсчитать очки, которые набрал опрашиваемый, таким образом:

За ответ «а» - 3 очка,

За ответ «б» - 1 очка,

За ответ «в» - 2 очка.

Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопросы 12 и 13 – слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков показывает уровень творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

МЕТОДИКА «ТВОИ ТАЛАНТЫ»

Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.

Инструкция: испытуемых просят при ответах на вопрос отвечать «да» или «нет». Педагогу следует ставить оценку – 1 за ответ «да» или оценку - 0, за ответ  «нет».

Вопросы:

  1. Случается ли тебе находить необычное применение какому-либо предмету?
  2. Меняешь ли ты со временем свои наклонности?
  3. Любишь рисовать абстрактные картины?
  4. Любишь рисовать воображаемые предметы?
  5. Любишь фантастические истории?
  6. Сочиняешь рассказы или стихи?
  7. Любишь вырезать затейливые узоры из бумаги?
  8. Изобрел когда-нибудь что-то неизвестное всем?
  9. Бывает ли желание переделать что-нибудь на свой вкус?
  10. Боишься темноты?
  11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
  12. Считал ли это слово понятным без объяснения?
  13. Пробовал ли переставлять мебель дома по своему вкусу?
  14. Был ли удачен этот эксперимент?
  15. Использовал ли свои вещи не по назначению?
  16. Мог ли, будучи маленьким, угадывать назначение предметов?
  17. В выборе одежды предпочитаешь свой вкус или носишь то, что купят?
  18. Есть ли у тебя свой собственный мир?
  19. Ищешь ли ты объяснение тому, что не понимаешь?
  20. Часто ли просишь окружающих объяснить тебе непонятное?
  21. Любишь ли читать книжки без иллюстраций?
  22. Изобретаешь ли собственные игры и развлечения?
  23. Помнишь ли и рассказываешь ли свои сны или пережитые впечатления?

Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.

Если ты набрал 20-23 балла: ты очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее.

15-19 баллов: ты не всегда обнаруживаешь свои способности, но находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован.

9-14 баллов: твоя сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности тебе многого не хватает.

4-8 баллов: твое творческое мышление проявляется только тогда, когда ты увлечен важной для тебя целью, ты более склонен к практической деятельности.

До 4 баллов: тебе пока не хватает изобретательности. Ты можешь быть хорошим исполнителем, даже в сложных профессиях.

МЕТОДИКА «КРИТИЧНОСТЬ»

Цель: выявить уровень сформированности качества творческой личности – критичность.

Ход выполнения: согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте свои ответы следующими символами:

А) полностью согласен – 0.

Б) не согласен – 2.

В) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.

  1. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И.Писарев).
  2. Лицо – зеркало души (М.Горький).
  3. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А.Франс).
  4. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
  5. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
  6. Дорога к славе прокладывается трудом (Публиций Сир).
  7. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
  8. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в унынье (Блез Таскань).
  9. Способности, как мускулы, растут при тренировке (К.А.Тимирязев).
  10. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.П.Оруэлл).


ОПРОСНИК «КРИТИЧНОСТЬ» (раздаточный лист)

Ф.И. воспитанника ___________________________________________

Дата _________________

№ вопроса

Ответы на вопросы

А - полностью согласен,

Б - не согласен,

В - не готов дать оценку данному высказыванию

Итого:

Уровни творческой активности:

  • низкий – от 0 до 0,7 балла,
  • средний – от 0,8 до 1,6 балла,
  • высокий – от 1,7 до 2 баллов.

Выводы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог дополнительного образования

МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»

Цель: выявить уровень направленности учащихся на творчество.

Ход выполнения: учащихся просят ответить на вопрос, выбирая наиболее приемлемый в каждой ситуации вариант: а, б, в.

Если бы у вас был выбор, то что бы вы предпочли?

  1. а) читать книгу – 0

б) сочинять книгу – 2

в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.

  1. а) выступать в роли актера – 2

б) выступать в роли зрителя – 0

в) выступать в роли критика – 1.

  1. а) рассказывать всем местные новости – 0

б) не пересказывать услышанное – 1

в) прокомментировать то, что услышали – 2.

  1. а) придумывать новые способы выполнения работы – 2

б) работать, используя испытанные приемы – 0

в) искать в опыте других лучшие способы работы – 1.

  1. а) исполнять указания – 0

б) организовывать людей – 2

в) быть помощником руководителя – 1.

  1. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2

б) играть в игры, где можно проявить себя – 1

в) играть в команде – 0

  1. а) смотреть интересные фильмы дома – 1

б) читать книгу – 2

в) проводить время в компании друзей – 0.

  1. а) размышлять, как улучшить мир – 2

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир – 1

в) смотреть спектакль о красивой жизни – 0.

  1. а) петь в хоре – 0

б) петь песню соло или дуэтом – 1

в) петь свою песню – 2.

  1. а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0

б) отправиться в путешествие на корабле – 1

в) отправиться в экспедицию с учеными – 2.

Обработка полученной информации: необходимо подсчитать количество набранных баллов и разделить на 10 (количество утверждений). Получим средний балл.

Можно выделить 3 уровня творческой активности:

  • низкий – от 0 до 0,7 балла,
  • средний – от 0,8 до 1,6 балла,
  • высокий – от 1,7 до 2 баллов.

ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО» (раздаточный лист)

Ф.И. воспитанника ____________________________________________

Дата _________________

№ вопроса

Ответы на вопросы (а, б, в)

Итого:

Уровни творческой активности:

  • низкий – от 0 до 0,7 балла,
  • средний – от 0,8 до 1,6 балла,
  • высокий – от 1,7 до 2 баллов.

МЕТДИКА ПИАЖЕ, 1997 Г.

ЗАДАНИЕ  «ЛЕВАЯ И ПРАВАЯ СТОРОНА»

  Цель:   выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5—7 лет.

Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

 

Задания

1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.

2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую.

Покажи мне мою левую ногу. Правую.

В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.

3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?

4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?

Критерии оценивания: 

— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Уровни оценивания: 

1 . Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;

2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.

3. Высокий уровень:четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.

 

МЕТОДИКА Г.А.ЦУКЕРМАН (ЗАДАНИЕ «РУКОВИЧКА»)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5—7 лет.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания: 

— продуктивность совместной деятельности оценивается

по степени сходства узоров на рукавичках;

— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:

замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности:

позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости)

или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания: 

  1. Низкий уровень: 

в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

  1. Средний уровень:

сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

  1. Высокий уровень:

рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

 

МЕТОДИКА Г.А.ЦУКЕРМАН (МЕТОДИКА «КТО ПРАВ?»)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.   Возраст: 8—10 лет.

 Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы. 

Т е к с т 1

     Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

   Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Т е к с т 2

После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.

— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку,

предложила Катя.

— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение,

возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? 

Т е к с т 3

Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому

братишке к первому дню его рождения.

— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.

— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему?

Как объяснила свой выбор каждая из девочек?

Как им лучше поступить?

Что бы ты предложил подарить? Почему?

   

Уровни оценивания: 

1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок

принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

 2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.


МЕТОДИКА «УЗОР» (Л.И.ЦЕХАНСКОЙ)

Цель: определение уровня овладения элементами учения, умения подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого.

Материалы и оборудование: 

стимульный материал (геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний - из квадратов, средний - из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков - 16. Все три ряда геометрических фигур в дальнейшем называются «полоской»), листы бумаги, карандаши.

Инструкция

Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:

1. два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;

2. линия нашего узора должна идти только вперед (вправо);

3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановились, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.

Посмотрите на «полоску» А, как можно соединять треугольники и квадраты (внимание детей обращается на образец, дается его анализ).
Теперь учитесь соединять сами. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом.
Основное задание состоит из трех серий, отличающихся друг от друга конфигурацией узора.

Далее следует первая серия диктанта. 

Взрослый говорит: «Теперь мы будем рисовать на «полоске» Б. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия узора должна идти все время вперед и быть непрерывной, то есть начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки».

Диктант для первой серии («полоска» Б). «Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».

Диктант для второй серии («полоска» В). «Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».

Диктант для третьей серии («полоска» Г). Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».

Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, поскольку некоторых ребят это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

Никакой помощи испытуемым во время выполнения задания экспериментатор не оказывает. После того, как все дети окончат работу, листочки собирают.

На выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут. Данная методика может проводиться как индивидуально, так и в группе детей (лучше, если учащиеся будут сидеть по одному человеку за партой).

Оценка результатов. Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту.
Штрафные очки (по одному) начисляются:

1. За лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним);

2. За «разрывы» - пропуски «зон» соединения - между правильными соединениями.
Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).

Максимально возможное количество очков в каждой серии - 24 (0 штрафных очков).

Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания (три серии) - 72.

Интерпретация полученных результатов.

62-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

48-61 очков - умение действовать по правилу сформировано недостаточно.

Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило. Средний уровень.

36-47 очков - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться. Низкий уровень.

Менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано. Очень низкий уровень.

Стимульный материал к заданию «Узор».

Образцы правильного выполнения заданий (а – вводная серия, б – первая серия, в – вторая серия, г – третья серия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Умелые руки» (работа с бумагой, тканью, мехом, вязание на спицах и крючком) педагог Гренкова Ольга Петровна

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Умелые руки» (работа с бумагой, тканью, мехом, вязание на спицах и крючком)педагог Гр...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вязание»

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе  художественной направленности «Вязание»...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дизайн костюма: от А до Я»

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе  «Дизайн костюма: от А до Я»...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Шитье кукол"

Мониторинг результатов обучения ребенкапо дополнительной  общеобразовательной  программе  "Шитье кукол"...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Вокально-инструментальный ансамбль»

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной   направленности «Вокально-инструментальный ансамбль»...