Совершенствование педагогических технологий по дополнительной общеобразовательной программе «Ритмопластика»
материал

Бражникова Екатерина Николаевна

ПЛАН

по совершенствованию методов обучения и воспитания,

продуктивного использования новых технологий

 в творческом объединении «Ритмопластика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области

ПЛАН

по совершенствованию методов обучения и воспитания,

продуктивного использования новых технологий

 в творческом объединении

«Ритмопластика»

Разработала:

педагог дополнительного образования

Бражникова Екатерина Николаевна

2021 год


Образование не даёт ростков

в душе, если оно не проникает

 до значительной глубины

Протагор

Пояснительная записка

        Современная реформа образования в России, связанная с  реализацией личностно-ориентированного подхода,  вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

  • обновление содержания образования;
  • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

        Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

        Педагогические технологии дополнительного образования детей, в отличие от педагогических технологий, применяемых в школах,  сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

        Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

        Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

        Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.

        «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  • и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

        В учреждении дополнительного образования детей в отличие от  школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

        Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого ученика.

        В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии. Поэтому, педагоги дополнительного образования, в отличие от учителей школ, в своей деятельности, совершенствуя методы обучения и воспитания, используют только  элементы той или иной образовательной технологии.

        Таким образом, совершенствование педагогических технологий и моделей обучения дает возможность идти в направлении разработки новых личностно ориентированных методик, новых персонализированных подходов к обучению, реализующих дидактические возможности, что способствует индивидуализации и дифференциации обучения, активизации творческой деятельности обучающихся и педагога.

Этапы реализации образовательных технологий:

Ориентационный этап (1-2 месяца).

Цель этапа: дать детям возможность выбрать интересный и доступный вид деятельности.

Технологии:

  • игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые);
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).

Содержание: педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

Подготовительный этап (1-2 месяца). 

Цель этапа: обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся.

Технологии:

  • игровые технологии (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые);
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).

Содержание: на данном этапе необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

Основной этап (3 года)

Цель этапа: формирование знаний, умений и навыков у обучающихся, выявление и развитие способностей ребенка.

Технологии:

  • игровые технологии (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые);
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).

Содержание: учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.

Итоговый этап (4 месяца)

Цель: результаты контроля учебной работы обучающихся, поощрение успешной работы лучших воспитанников.

Технологии:

  • игровые технологии (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые);
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).

Содержание:  оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Результат применения образовательных технологий:

Игровые технологии

  • развитие познавательной, мыслительной  деятельности (анализ, синтез, классификация);
  • расширение кругозора;
  • формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • легкость ассоциирования;
  • быстрота мышления.

Личностно-ориентированные технологии (технология проектного обучения)

  • умение самостоятельно работать над заданием, проектом; 
  • формирование новых  способ действия, умение выполнять задания повышенной сложности; 
  • развитие  воображения, ассоциативного мышление;
  • раскрытие творческих возможностей обучающихся;
  • совершенствование языковых умений воспитанников. 

Здоровьесберегающие технологии

  • создание основ для методологического и технологического  моделирования различных видов  деятельности, направленных на укрепление здоровья  обучающегося;
  • формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

Список литературы

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: "Педагогический поиск", 2013. - 256 с.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии, ИЦ МарТ Феникс ,333 стр.

3. Дрогов И.А. Программа. Юные туристы спасатели. М; ЦДЮТиК 2020г. 36 стр.

4. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии, 2014. N 1. - 36 С.

5. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.,2005

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

7. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2016. - 368 с.

8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/06.php 

9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе по ритмопластике.

Тема занятия : танец "Полька"Тип занятия: изучение нового материала.Цель: познакомить обучающихся и научить исполнять польку ....

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Совершенствование туристско-спортивного мастерства» (для учащихся 15– 18 лет, срок реализации 1 год

Образовательная программа «Туристическое многоборье. Совершенствование спортивного мастерства» является модифицированной, углубленного уровня и имеет туристско-краеведческую направленность...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Ритмопластика"

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Ритмопластика"...

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "Ритмопластика" по дополнительной общеобразовательной программе "Ритмопластика"

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "Ритмопластика"  по дополнительной общеобразовательной программе "Ритмопластика"...