Методический доклад на тему "Труд и вдохновение пианиста
учебно-методическое пособие

Анна Олеговна Дитятьева

Труд и вдохновение пианиста (доклад)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методический доклад24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Городская детская музыкальная школа г.Воркута

Доклад

Труд и вдохновение исполнителя

Подготовила

Преподаватель по классу фортепиано

Дитятьева А.О.

ВОРКУТА

29 марта 2022

      Признавая существенное значение школы и профессионального исполнительского мастерства, мы не должны забывать, что последнее рождается в неустанном труде исполнителя. Творческий труд музыканта пронизывает весь процесс изучения произведения, поисков формы и средств его воплощения; творческий труд вкладывается музыкантом и в совершенствование своего исполнительского мастерства, самой техники исполнения.

     В труде музыканта-исполнителя огромную роль играет сознательность и целенаправленность этого труда. Рационально построенная работа над музыкальным произведением, при ясности цели и путей ее достижения, ускоряет процесс его изучения и позволяет достичь наилучшего результата.

«…Самый плохой архитектор,— писал К. Маркс,— от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; ...он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».

       Важное значение в эстетике музыкального исполнительства имеет проблема труда и вдохновения. Марксистско-ленинская эстетика решает эту проблему, как и все другие, на основе материалистического понимания природы искусства. Мы отвергаем идеалистическое понимание вдохновения как явления божественного, мистического порядка. Мы не верим во «всемогущество» вдохновения, якобы устраняющее роль сознания в творчестве и якобы позволяющее артисту не трудиться, не работать над исполняемым произведением, над совершенствованием своего мастерства. Мы понимаем вдохновение как состояние увлеченности, подъема, концентрации творческих сил и способностей музыканта-исполнителя, как активизацию его творческой фантазии.

      Таким образом, вдохновение помогает контакту между творцом-художником и воспринимающей его искусство публикой. В области музыкального исполнительства оно, захватывая чувства, воображение и фантазию артиста, оказывает особенное воздействие на слушателя, делая его более восприимчивым и к исполняемой музыке, и ко всем движениям души самого исполнителя.

       Пронизывая и облегчая труд художника, вдохновение само питается этим трудом и рождается в труде.

      «Вдохновение  - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», - говорил Чайковский.

      Вдохновение может быть основано только на правдивости и искренности чувств, на знании и осмыслении жизни, отраженной в художественном творчестве.

      Выдающиеся музыканты-исполнители не ждут вдохновения, а создают его в процессе углубленной творческой работы над музыкальным произведением, над исполнительским воплощением его художественных образов. Если иной композитор все-таки имеет возможность творить тогда, когда его осеняет вдохновение, когда он не может не творить, то исполнитель должен быть всегда способен вдохновляться исполняемой музыкой.

      Вдохновение озаряет самый процесс работы исполнителя над произведением; но особенно велика его роль во время публичного выступления. Однако и здесь оно оправдывает себя только тогда, когда подкреплено предшествующим творческим трудом. «Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы, - писал Ф. И. Шаляпин. - Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески»

 К. Маркс. Капитал. Том. I. М., Госполитиздат, 1967, стр. 189.

    В творческом труде рождается то мастерство, та свобода владения голосом или инструментом, отсутствие которых помешает проявиться вдохновению и неизбежно отрицательно скажется на воплощении художественной правды. В совершенстве же отработанное мастерство (не забудем, что оно рождается в творческом труде при ясном представлении о художественной цели), несомненно, создает наилучшие условия для вдохновенного и подлинно творческого исполнения.

Роль исполнителя и его репертуара в эстетическом воспитании слушателей

     Ни сила исполнительского дарования, ни мастерство и вдохновение артиста не проявятся во всей своей полноте, если он будет обращаться к слушателю с произведениями, не отражающими жизни, произведениями формалистическими, не согретыми теплотой человеческих переживаний.

     Нельзя верить музыканту-исполнителю, одинаково равнодушно берущемуся за исполнение произведений художественных, реалистических, глубоких, идейных и так называемых «авангардистских», пустых, бессодержательных. Верность артиста-исполнителя принципам социалистического реализма, понимание им своей общественной, просветительской роли, обязывают его с огромной ответственностью относиться к выбору репертуара.

      В трудное для русского искусства время реакции, последовавшей за поражением революции 1905 года, когда модернизм и эстетство серьезно угрожали русской музыке, немалую роль в сохранении реалистических традиций сыграли передовые русские музыканты-исполнители, решительно сопротивлявшиеся декадентским течениям. Предпочитая исполнять и популяризировать среди слушателей выдающиеся произведения классического репертуара, они не только отстаивали творчество великих русских композиторов-классиков, но и сохраняли себя как музыкантов-художников, как передовых мастеров-исполнителей. Достаточно назвать здесь имена Рахманинова, Шаляпина, Неждановой, Собинова, Игумнова, Брандукова.

    Обращение музыканта к произведениям, лишенным художественной значимости, увлечение произведениями модернистского, формалистического толка, односторонний интерес к пьесам внешневиртуозного или салонно-развлекательного характера - все это обедняет самого артиста, приводит к формализму в исполнении, а в конечном счете — и к упадку мастерства.

    Обращение же исполнителя к художественно-правдивым произведениям, сочетающим высокую содержательность художественных образов с совершенством формы и богатыми средствами выражения, поднимает исполнителя, будит его артистические, стремления, увлекает его чувство и воображение, вдохновляет его. В этом случае сила его воздействия на слушателя особенно велика. Исполнитель не только выявляет художественное содержание произведения, но, вдохновившись им, увлекает слушателей, доставляя им и музыкой, и своим артистизмом, и своим мастерством подлинно эстетическое наслаждение.

      Русские композиторы-классики способствовали утверждению художественно-реалистического стиля в русском музыкально-исполнительском искусстве, их творчество всегда увлекало исполнителей, вдохновляло на глубоко правдивое исполнительское воплощение. Вспомним, например, какое огромное значение имело творчество Глинки для певца Петрова; «Могучей кучки»—для Шаляпина; Бородина и Чайковского — для русских квартетных ансамблей и т. д. Подобную же роль играет творчество Прокофьева и Шостаковича для многих советских музыкантов-исполнителей, упомянутых и не упомянутых на страницах данной брошюры.

      Особенное значение приобретает проблема репертуара в наше время, когда столь возросло общественное назначение музыканта-исполнителя, его просветительская и воспитательная роль, когда от него в большой мере зависит популяризация лучших творений классики и современности в самых широких кругах слушателей.

      Выбор исполнителем репертуара имеет первостепенное значение в процессе эстетического воспитания слушателей. Их художественные вкусы и представления формируются в значительной мере именно в процессе слушания музыки. К. Маркс писал: «Предмет искусства... создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой». Отсюда понятно и общественное назначение музыканта- исполнителя в эстетическом воспитании народа.

     Роль художника, и в частности, музыканта-исполнителя, заключается не только в удовлетворении эстетических запросов публики, но и в воспитании ее художественного вкуса. «Считаться же с эстетическими потребностями человека, - писал А. В. Луначарский, - это значит представлять себе, какой сейчас вкус, и идти ему навстречу, а это значит также формировать этот вкус. Плох тот художник, который считал бы своей обязанностью потрафлять на вкус публики, хотя бы и культурной, и хорош только тот художник, который стремится поднять на какую-то, высоту этот вкус сограждан, на которых он эстетически воздействует».

     В основе эстетики нашего музыкального исполнительства лежит самый передовой творческий метод — метод социалистического реализма, который обусловливает такие черты прогрессивного исполнительского искусства, как идейность и правдивость, народность и партийность, человечность и искренность, сочетание художественной глубины содержания с простотой и  доступностью   воплощения.

      Но простота воплощения и доступность для восприятия, разумеется, не имеют ничего общего с примитивизмом толкования, с принижением или обеднением содержания исполняемой музыки. Речь идет о художественной простоте интерпретации, лишенной ложного внешнего блеска и какой бы то ни было манерности, об исполнении, способствующем жизни музыкальных образов, которые в этом случае обязательно дойдут до слушателя.

     Вряд ли настоящий артист-художник пойдет на компромисс в погоне за кажущейся доступностью. Пусть лучше иной слушатель поймет новое произведение не сразу, не с первого исполнения; но если это произведение реалистично, если оно обладает художественными достоинствами, оно духовно обогатит слушателя при повторных прослушиваниях. Исполнитель при этом внесет свой вклад в процесс эстетического воспитания аудитории.

      К тому же нельзя не принять во внимание возросший к нашему времени культурный уровень советских слушателей, не заслуживающих недоверия ни в отношении выбора репертуара, ни его интерпретации.

       Называя Святослава Рихтера «художником в самом полном и глубоком смысле этого слова», Г. Г. Нейгауз писал: «Рихтер ничего не делает, чтобы хоть немного снять «недоступность» позднего Бетховена, сделать его более доступным, «популяризировать» его... Он (Рихтер. - Л. Г.) не только много требует от слушателя, но много ему доверяет: он верит, что слушатель способен на высокие мысли и чистые чувства и нечего их утаивать от людей, называть другими именами. Мне кажется, что неслыханный успех Рихтера у любой аудитории коренится именно в этом доверии к лучшим сторонам человеческой души, иногда неразличимым невооруженным глазом».

      Дух современности, жизненный оптимизм, ярко выраженная просветительская направленность, художественная правда и убедительность интерпретации, высокое мастерство, стремление доставить слушателям радость и счастье, вдохновить и духовно обогатить их — все это отличает передового музыканта-исполнителя нашего времени.

       В. И. Ленин, говоря о том, что нельзя «жить в обществе и быть свободным от общества», раскрывал свое понимание свободной литературы, которая «будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность» .

       В наше время осуществляются эти предначертания великого Ленина. Искусство вдохновляется жизнью народной, оно в художественных образах отображает думы и чаяния народа и служит ему.

      Вместе с другими деятелями прогрессивного искусства передовые музыканты-исполнители видят свою почетную задачу в удовлетворении художественных вкусов народа, в его дальнейшем эстетическом воспитании.

1 Федор Иванович Шаляпин. Литературное наследство (Редактор-составитель Е. А. Грошева). Том первый. М., «Искусство», 1957, стр. 285.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Федор Иванович Шаляпин. Литературное наследство (Редактор-составитель Е.А.     Грошева). Том первый. М., «Искусство», 1957, стр. 285.

2. К. Маркс. Капитал. Том. I. М., Госполитиздат, 1967, стр. 189.

3. А.Луначарский, «Промышленность и искусство. – «Жизнь искусства», 1923, №44, стр .9.

4. Гинзбург Л.С. О музыкальном исполнительстве. М., «Знание», 1972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад "Методы воспитания юных пианистов"

Методический доклад "Методы воспитания юных пианистов" будет интересен преподавателям по классу фортепиано детских музыкальных школ, детских школ искусств, а также учителям музыки общеобразовательных ...

Методическая разработка "Начальные навыки обучения маленького пианиста"

Начальное обучение - это трудный этап в работе педагога, своего рода фундамент для дальнейшего развития ученика и является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. В своей разработке я делюсь ум...

Методическое сообщение "Основные принципы технического развития пианиста"

В данной работе подробно показаны все стадии преодоления технических сложностей в фортепианных произведениях....

Методические рекомендации "Основные принципы технического развития пианиста".

В методической работе поэтапно раскрываются принципы работы над пианистической техникой....

Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»

Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»...

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»...