Системв оценивания учебных достижений
методическая разработка

Кравцова Любовь Валерьевна

Система оценивания учебных достижений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenivaniy_uchebnyh_dostizheniy.doc44.05 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМАТЕ ФГОС

Любая деятельность включает в себя оценочный компонент, без которого невозможно постоянное совершенствование деятельности. Оценивание результатов в системе образования представляет один из самых ответственных видов педагогической деятельности. Цель оценивания – способствовать развитию личности ученика, стимулировать ученика к развитию компетенций. Таким образом, оценивание – это средство развития ребенка.

Отме́тка (оценка) -  это результат процесса оценивания, условно-формальное, количественное или качественное выражение оценки учебных достижений в цифрах, буквах или иным образом, своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, действенный регулятор учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося  [2].

Федеральный государственный образовательный стандарт вносит существенные изменения в систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов. Вместо воспроизведения информации мы должны оценивать разные направления деятельности учеников. В соответствии с ФГОС система оценки должна фиксировать цели оценочной деятельности  (личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты), фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления ее результатов. Из этого следует, что система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)» [3,4]. По существу, предлагается принципиально переосмыслить и скорректировать традиционную оценочно-отметочную шкалу.

Сделаем небольшой экскурс в историю. Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась в России еще в начале XIX века. Тогда в гимназиях употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию. Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание;  четыре — когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока. Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока. Несмотря на многочисленные попытки реформирования данной системы, в современной школе на некоторых уроках решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального» решения, ищутся ошибки, несовпадения с образцом, чтобы понизить отметку. Подобный подход ориентирован на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценки. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» - решение учебной задачи или ее части оценить как безусловный успех. На практике получается, что мы работаем в условиях, когда действует прежняя (пятибалльная) система оценивания, но в тоже время основные документы по ФГОС требуют новых форм и методов оценивания достижений учащихся, а ЕГЭ определяет уровень владения языком в баллах, которые переводятся в отметку довольно относительно, с некоторыми погрешностями [1, 5].

По предмету «Иностранные языки» разработаны достаточно четкие критерии оценивания всех видов речевой деятельности. В основе действующей внешней системы оценивания достижений обучающихся по иностранному языку (ЕГЭ) положены «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», содержащие положения современного подхода к обучению неродным языкам на различных образовательных уровнях и в разных условиях. В этом документе дано также описание системы уровней владения изучаемых языков и инструментария, позволяющего человеку определить эти уровни. Данная система уровней составляет основу ФГОС второго поколения, которые определяют уровень владения иностранным языком учащимися по окончании основной школы как допороговый (базовый уровень) - уровень А2 в терминах Совета Европы, для выпускника непрофильного класса средней общеобразовательной школы – пороговый (повышенный уровень) - В1, а выпускника профильного класса – выше порогового (высокий уровень) - В2.

Рассмотрим некоторые модели оценочной деятельности, при этом принимая во внимание то, что система оценки должна включать – внутреннюю (оценка, осуществляемая учениками, родителями, учителями, администрацией) и внешнюю (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами) оценочную деятельность.

Современная текущая оценочная деятельность учителя складывается в определенную систему, которая может сочетать разные виды оценивания (процесс контроля, проверки). 1. Традиционная оценка. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предметам. Оценка выражается в отметке (цифре, которая используется в документах). 2. Критериальная оценка. Оценивание результатов по определенным критериям. Оценка может даваться в форме баллов (от 0 до 2-3), которые потом суммируются и по которым определяется уровень сформированности умений, УУД. Таким образом, обычно оцениваются исследовательские, проектные работы обучающихся. Осуществляется перевод критериальной оценки в пятибалльную. 3. Тестовая оценка. Широкое использование тестирования как метода контроля требует балльной системы. 4. Накопительная оценка. Задания могут быть как обязательными для выполнения, так и по выбору. Баллы, полученные учениками за выполнение заданий, суммируются. Отличается от традиционной системы оценивания накопительным характером и ясными правилами получения итоговой отметки. 5. Рейтинговая оценка. Рейтинг – это число, которое получается либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг членов группы, работающих в группах сотрудничества), либо путем набора очков и балов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов и т.д. В конце учебного года все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. Таким образом, рейтинговая система – это система оценки накопительного типа, она стимулирует самоанализ и самоконтроль обучающихся. Важная роль в рейтинговой системе оценки знаний учащихся отводится наглядности.

Средством накопления информации об образовательных результатах ученика  является  портфель достижений (портфолио), где отражены все результаты (предметные, метапредметные, личностные; учебной и внеучебной) деятельности.

Рассмотрим некоторые новые формы и методы оценки, используемые  мною на уроках английского языка. Чтобы достаточно дифференцированно  оценить успехи каждого ученика и создать мотивационное поле для каждого ученика,  я применяю рейтинговую систему, которая позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы, при этом достигнуть более объективной итоговой оценки. Рейтинг каждого ученика озвучиваю в конце каждой  2-й рабочей недели. Рейтинг составляется на основе полученных учеником традиционной отметки, накопительной, критериальной и тестовой. В портфолио каждого учащегося имеются оценочные листы. Для рейтинговой оценки  я использую оценочный лист, который мы с учениками назвали «Лестница вверх». В нем ученики отмечают свое продвижение либо вперед, либо иное движение.  В конце четверти учениками составляется диаграмма их достижений. Такое оценивание образовательной деятельности ученика создает сильное мотивационное поле и развивает навыки рефлексивной оценочной собственной деятельности.

При проведении тестов  используется тестовая оценка. Работая по УМК «Английский в фокусе» и «Звездный английский» ничего нового учителю  придумывать не надо. Авторы УМК предусмотрели прекрасный инструментарий оценивания в  тестовой форме к каждому изучаемому модулю  в приложении к учебнику «Test Booklet», где за каждое тестовое  задание дается определенное количество баллов. Задача учителя после проверки теста и подсчета набранных учеником баллов перевести их по шкале в традиционную пятибалльную отметку.

Для постоянного текущего контроля применяю  помимо традиционной оценки накопительную оценку. В портфолио ученика второй оценочный лист представляет собой  сумму баллов, которые учащиеся «заработали» на уроке. Вместе с учащимися мы разработали оценочный лист накопительной оценки, который назвали «skills’pot» - «горшочек умений». Данная оценка представляет собой таблицу оценивания (бальная система). Например, за активное участие в уроке ученик получает +2 балла, за отлично выполненное домашнее задание + 3 балла, за проявленные на уроке качественные характеристики внимания, этики поведения + 2 балла, решение нестандартных задач +4 балла. Данный лист предусматривает не только баллы в плюсе, но и в минусе:  неадекватное поведение на уроке (-2), недостаточная концентрация внимания - 2. Такое оценивание помогает учителю в решении задач в области УУД, формируя определенные навыки и умения учащихся. Для оценивания проектов, исследовательских работ, зачетов использую  критериальную оценку.

Содержание оценочной компетенции состоит в способности и желании школьника оценить свою деятельность, личность и качество коммуникации с другими людьми, а также воспринять критику и пожелания других, в том числе и учителя, как механизм саморазвития. Развитие данного компонента образовательной компетентности обеспечивается через четкое осознание целей и задач обучения,  знание требований к уровню развития ключевых компетенций, овладение способами самопроверки. Следует отметить, что особую помощь в развитии оценочной компетентности ученика дает использование «Европейского языкового портфеля, на основе которого нашими российскими учеными был разработан «Российский языковой портфель», в котором учащиеся имеют возможность фиксировать свои достижения и опыт в овладении английским языком. Языковой портфель состоит из 3-х частей. 1 часть - языковой паспорт. Он предназначен для внесения учеником заметок, касающихся особенностей овладения изучаемым языком и также опыта межкультурного общения. 2 часть – Биография «Мои успехи». Она предназначена для самостоятельной оценки учащимися своего уровня владения английским языком в различных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении и письме. 3 часть - досье  «Моя копилка». Это папка  для хранения письменных проектных работ.

 Исходя из собственного опыта работы с языковым портфелем (ЯП), можно утверждать, что ЯП - это один из эффективных инструментов для формирования и развития мотивационной учебной деятельности обучающегося, формирования общеучебных умений и навыков, овладения функцией оценивания своих учебных навыков и усердия. В области практического овладения иностранным языком и иноязычной культурой использование языкового портфеля в самостоятельной работе учащегося позволяет   успешно решать  текущие задачи учебного процесса по практическому овладению иностранным языком.

Приведу конкретные примеры из моей  практики работы с языковым портфелем в этом направлении с обучающимися 5-х и  9-х классов. Обучающиеся при работе с ЯП заполняют только раздел «Language Biography» в части, касающейся самооценки результатов и успешности в овладении иностранным языком на основе  перечисленных выше в статье оценок. Согласно требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям, навыкам, уровню мотивации  и умениям самостоятельно добывать знания  обучающиеся оценивают свою успешность по конкретным видам коммуникативной деятельности по  их образовательным результатам. На основе данного  самомониторинга обучающиеся выстраивают диаграмму  своих достижений в конце учебного года. При этом следует отметить, что одним из основных принципов технологии «Языковой портфель» является систематичность и регулярность такой самооценки, который подразумевает необходимую коррекцию письменных работ, их тщательный анализ, отбор наиболее интересных работ с точки зрения обучающегося (эссе, писем и т.д.), краткую самооценку, а также, по возможности, свое мнение по поводу оценки учителя, учащихся, группы и родителей.  Языковой портфель представляет собой реальный личностный образовательный продукт, который учащийся создаёт в процессе изучения иностранного языка и культуры страны носителя языка. Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс специфическую систему взаимодействия между преподавателем и учащимся. Это взаимодействие носит характер  переговоров, консультаций, определённых учебных ситуаций, в которых оба субъекта разделяют ответственность за решение задач учебной деятельности практически поровну. При этом учащийся проявляет себя как субъект учебной деятельности [ 1, 4 ].  

        Таким образом, система оценивания в формате ФГОС позволяет, как минимум, осуществлять регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание. Как максимум, данная система оценивания формирует у учащихся способность к объективной самооценке и умение делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.

Список литературы.

Демидова М. Ю. Система измерительных материалов для оценки метапредметных результатов. — М.: Издательство «Перо», 2013.

Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. / Н.В.Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я., А.Я. Горбылёва. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.

Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Методические рекомендации. / А.Б. Воронцов. – М.: ОИРО, 2010. – 64 с.

Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство / Сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина — Б.: «Билим», 2012.

Семенчук Л. В. Педагогическая оценка как стимул для учащегося. Эффективность педагогической оценки // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — С. 6-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несовершенство пятибалльной системы оценивания учебных достижений школьников

Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялис...

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

Методика разработки и внедрения системы работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов.

Методика разработки и внедрения системы работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов....

Методическая разработка. Система работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов.

Поднимаются вопросы и исследование процесса внедрения рейтингов. Система работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов...

«Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся»

Образование в 21 веке является как единый процесс, который направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения в  интересах человека, общества, государства. У нас в России, образоват...

Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...