Дорожная карта по наставничеству
учебно-методический материал (9 класс)

Ксенофонтова Надежда Викторовна

«Дорожная карта» реализации Положения о системе наставничества педагогических работников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_karta_nastavnichestva.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дорожная карта» реализации Положения о системе наставничества педагогических работников

в МОБУ «СОШ №24 им.С.И.Климакова» на 2023 – 2024 года

Наименование этапа

Мероприятия

Содержания деятельности

Сроки

Ответственные

1

р

Подготовка условий

для запуска системы

наставничества

педагогических

работников

Изучение и

систематизация

имеющихся материалов

по внедрению системы

наставничества

педагогических

работников

1. Изучение Методических рекомендаций по разработке и

внедрению системы (целевой модели) наставничества

педагогических работников.

2. Ознакомление с шаблонами документов для реализации

системы наставничества педагогических работников

Январь 2023

КсенофонтоваН.В

Информирование

педагогов о

возможностях и целях

системы наставничества

педагогических

работников

1. Проведение тематического НМС, заседаний школьных

предметных кафедр педагогических работников.

2. Информирование на сайте ОУ.

Февраль

2023

КсенофонтоваН.В.,

руководители

предметных

МО

Подготовка

нормативной базы

реализации системы

наставничества

педагогических

работников в ОУ

1. Издание приказа «О реализации Методических

рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой

модели) наставничества педагогических работников».

2. Разработка Положения о системе наставничества

педагогических работников в МОБУ «СОШ№24 им.С.И.Климакова».

3. Издание Приказа «Об утверждении Положения о системе

наставничества педагогических работников в образовательной

организации»

3. Разработка и утверждение «дорожной карты» (плана

мероприятий) реализации Положения о системе

наставничества педагогических работников в МОБУ «СОШ№24  им С.И.Климакова»

4. Издание приказ о назначении куратора системы

наставничества педагогических работников в МОБУ «СОШ №24 им с.И.Климакова

5. Издать приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с

письменного согласия их участников на возложение на них

дополнительных обязанностей,

связанных с наставнической деятельностью

Февраль

2023

КсенофонтоваН.В

Выбор форм системы

наставничества

педагогических

работников исходя из

потребностей ОО

1. Проведение мониторинга по выявлению предварительных

запросов от потенциальных наставляемых и о

заинтересованных в наставничестве аудитории внутри ОУ.

Март 2023

КсенофонтоваН.В.,

руководители

предметных

МО

Проведение административного совещания по вопросам кафедр реализации целевой модели наставничества. Выбор форм наставничества

 Сформировать банк программ по формам наставничества («педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог», «работодатель – студент», «педагог вуза/колледжа – молодой педагог ОУ» и другие в соответствии с запросами.

2

Формирование банка

(персонифицированный

учет) наставников и

наставляемых, в том

числе в цифровом

формате с

использованием

Сбор данных

1. Проведение анкетирования среди педагогов, желающих принять участие в системе наставничества педагогических работников

2. Сбор дополнительной информации о запросах наставников и наставляемых педагогов из личных дел, анализа методической работы, рекомендаций аттестаций, анализа анкет профстандарта.

 3. Выбор форм наставничества в зависимости от запросов потенциальных наставляемых.

 4. Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников

Апрель 2023

Ксенофонтова Н.В.,

руководители

предметных

кафедр

Формирование банка

(персонифицированный

учет)

1. Формирование банка наставников из числа педагогов.

2. Формирование банка наставляемых из числа педагогов.

Апрель

2023

КсенофонтоваН.В

3

 Отбор и обучение

наставников

Выявление наставников,

входящих в базу

потенциальных

наставников

1. Провести анализ базы наставников и выбрать подходящих

для конкретной формы и вида наставничества.

Май 2023

КсенофонтоваН.В.,

руководители

предметных

кафедр

Обучение наставников

для работы с

наставляемыми

1. Поиск экспертов для проведения обучения наставников.

2. Подготовить методические материалы для сопровождения

наставнической деятельности.

3. Утвердить программы и графики обучения наставников.

4. Организовать обучение наставников

Май-июнь

2022

КсенофонтоваН.В

4

 Формирование

наставнических пар /

групп

Отбор наставников и

наставляемых

1. Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и

сопоставление данных с анкетами наставляемых.

2. Организация групповой встречи наставников и

наставляемых.

3. Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого

наставника/наставляемого после завершения групповой

встречи.

4. Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников

и наставляемых в пары/ группы.

Август

2023

КсенофонтоваН.В

Закрепление

наставнических пар /

групп

1. Издание приказа «Об утверждении наставнических

пар/групп».

2. Составление планов индивидуального развития

наставляемых, индивидуальные траектории обучения.

3. Организация психологического сопровождения

наставляемых, не сформировавшим пару или группу (при

необходимости), продолжить поиск наставника.

Сентябрь

2022

КсенофонтоваН.В

5

Организация и

осуществление работы

наставнических пар /

групп

Организация комплекса

последовательных

встреч наставников и

наставляемых

1. Проведение первой, организационной, встречи наставника и

наставляемого.

2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и

наставляемого.

3. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в

рамках программы наставничества с наставником и

наставляемым.

4. Регулярные встречи наставника и наставляемого.

5. Проведение заключительной встречи наставника и

наставляемог

В течение года

КсенофонтоваН.В

Организация текущего

контроля достижения

планируемых

результатов

наставниками

1. Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для

промежуточной оценки.

Дважды в

год

КсенофонтоваН.В

6.

Завершение

наставничества

Отчеты по итогам

работы системы

наставничества

1. Проведение мониторинга личной удовлетворенности

участием в системе наставничества.

2. Проведение мониторинга качества реализации программы

наставничества.

3. Мониторинг и оценка влияния программы на всех

участников

Май 2023

КсенофонтоваН.В

Мотивация и

поощрения наставников

1. Приказ о поощрении участников наставнической

деятельности.

2. Благодарственные письма возможным партнерам.

3. Издание приказа «О проведении итогового мероприятия в

рамках реализации целевой модели наставничества

педагогических работников».

Май 2023 Изотова Е.И.

4. Публикация результатов программы наставничества,

лучших наставников, информации на сайте ОУ и организаций

возможных партнеров.

5. Проведение конкурса профессионального мастерства

"Наставник года", "Педагогический дуэт года".

Июнь

2023

КсенофонтоваН.В

Показатели эффективности внедрения

целевой модели наставничества

Далее, рассмотрим наиболее важные критерии оценки,

как всех субъектов наставнической деятельности, так и самих

аспектов, составляющих процесс наставничества.

В части оценки наставнической программы в образовательной организации подобными критериями могут быть:

– соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она

осуществляется;

– оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;

– соответствие наставнической деятельности современным

подходам и технологиям;

– наличие соответствующего психологического климата

в образовательной организации, на базе которой организован

процесс наставнической деятельности;

– логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;

– положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.

В части определения эффективности всех участников

наставнической деятельности в образовательной организации:

– степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;

– уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия

в наставнической деятельности;

– заинтересованность и включенность родителей (законных

представителей);

– уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) наставнической деятельностью и успехами их ребенка.

Относительно изменений в личности наставляемогоучастника программы наставничества в образовательной ор

ганизации критериями динамики развития наставляемых могут

выступать:

– улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников

в сторону социально-значимых;

– нормализация уровня тревожности;

– оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;

– повышение уровня самооценки наставляемого;

– повышение уровня позитивного отношения к учебе;

– активность и заинтересованность наставляемых в участии

в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

– повышение уровня осведомленности о различных профессиях, выбор направления профессиональной деятельности;

– степень применения наставляемыми полученных от

наставника знаний, умений и опыта в повседневной жизни, активная гражданская позиция.

Организация систематического мониторинга наставнической деятельности позволяет четко отследить, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым,

какова динамика формирования наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

1) качество реализации программы наставничества;

2) мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительная динамика образовательных результатов.

Мониторинг процесса реализации программы наставничества

На первом этапе мониторинга ведется изучение (оценка) качества реализуемой программы наставничества, сильных и слабых сторон, качества совместной работы в парах и группах

наставник-наставляемый. Мониторинг помогает отследить

важные показатели качественного изменения образовательной

организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку)

качества реализуемой программы наставничества, сильных

и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп

«наставник – наставляемый». Мониторинг помогает отследить

важные показатели качественного изменения образовательной

организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели и задачи

Мониторинг процесса реализации программ наставничества

направлен на две ключевые цели:

1. Оценка качества реализуемой программы наставничества.

2. Оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри учебного заведения и сотрудничающих с ним

организаций/индивидов.

Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить:

– сбор обратной связи от участников и кураторов (метод анкетирования);

– обоснование требований к процессу наставничества,

к личности наставника;

– контроль за процессом наставничества;

– описание особенностей взаимодействия наставника

и наставляемого;

– определение условий эффективного наставничества;

– контроль показателей социального и профессионального

благополучия;

– анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.

Для полного анализа реализации программы рекомендуется

проводить SWOT-анализ

SWOT-анализ рекомендуется проводить и анализировать

куратору программы.

SWOT-анализ. Особенности метода диагностики успешности предприятия

можно ознакомиться по адресу https://hi-tech.asu.edu.ru/files/1(21)/151-157.pdf.

Ожидаемые результаты

В результате мониторинга появится материал, на основании

которого можно будет сделать вывод о наличии сильных и слабых сторон участников программы, обозначатся расхождения

между ожиданиями от реализации программы и реальными результатами.

Среди оцениваемых результатов:

– сильные и слабые стороны программы наставничества;

– возможности программы наставничества и угрозы ее реализации;

– процент посещения творческих кружков, спортивных секций и внеурочных объединений;

– процент учеников, успешно прошедших профессиональные и компетентностные тесты;

– количество выпускников средней школы или ПОО, планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на региональных предприятиях;

– количество учеников, планирующих стать наставниками

в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

– количество собственных профессиональных работ: статей,

исследований, методических практик молодого специалиста.

Мониторинг влияния программ на всех участников

Второй этап мониторинга позволяет оценить изменения, происходящие у участников программы наставничества и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников в соответствии с учебной и профессиональной успешностью и адаптивностью внутри коллектива. Анализируя результаты данного этапа,

можно делать вывод о наиболее рациональной и эффективной

стратегии формирования пар «наставник – наставляемый».

Процесс оценки результатов влияния программ на всех

участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества и второй –

по итогам прохождения программы. Следовательно, все показатели, подлежащие оценке и контролю в результате прохождения программы, фиксируются два раза.

Задачи мониторинга программ наставничества

1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик

участников программы для наиболее эффективного формирования пар «наставник – наставляемый».

2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса.

3. Анализ и корректировка сформированных стратегий образования пар «наставник – наставляемый».

Первый этап мониторинга позволяет определить:

– взаимную заинтересованность сторон;

– научное и практическое обоснование требований к процессу наставничества, к личности наставника;

– экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных выше требований к личности наставника;

– определение условий эффективного наставничества;

– анализ эффективности предложенных стратегий образования

пар и внесение корректировок в соответствии с результатами.

Анализ характеристик образовательного процесса на «входе» и «выходе» реализуемой программы.

Ожидаемые результаты

Результатом мониторинга является оценка динамики:

– развития гибких навыков, необходимых для гармоничной

личности;

– уровня мотивированности и осознанности участников

в вопросах саморазвития и профессионального образования;

– степени включенности обучающихся в образовательные

процессы организации;

– качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной

профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в школе.

Данные, полученные в результате анализа, позволят зафиксировать изменения в участниках программы наставничества,

спрогнозировать их дальнейшее развитие. Также результатом

мониторинга будут данные анализа и внесенные на их основании изменения в рекомендации наиболее целесообразного объединения участников в пары наставник-наставляемый.

По результатам тестов необходимо сформировать отчет

в виде статистического анализа данных: выделить значимые

связи и различия, качественно описать проведенную математическую обработку.

Среди оцениваемых результатов необходимо отметить следующие:

– вовлеченность обучающихся в образовательный процесс;

– успеваемость обучающихся по основным предметам;

– сфера интересов обучающихся;

– ведущая ролевая модель;

– уровень сформированности гибких навыков;

– субъективная оценка состояния здоровья;

– желание посещения школы (для обучающихся);

– уровень личностной тревожности (для обучающихся);

– понимание собственного будущего (для обучающихся);

– эмоциональное состояние при посещении школы (для обучающихся);

– желание высокой школьной успеваемости (для обучающихся);

– вовлеченность в активное взаимодействие обучающихся

с ОВЗ;

– уровень профессионального выгорания (для педагогов);

– удовлетворенность профессией (для педагогов);

– психологический климат в педагогическом коллективе

(для педагогов).

Аналитическая справка

об итогах реализации мероприятий по внедрению ЦМН (на 31.05.2023)

________________

(наименование ОУ)

1. Работа по реализации мероприятий по достижению результата: «Не

менее 10% обучающихся общеобразовательных организаций вовлечены в

различные формы сопровождения и наставничества» (на 31.05.2023) организована

на основании документов учрежденческого уровня:

- Приказ ОУ № 65/1 01.09.2020 «О внедрении целевой модели

наставничества».

- Положение о наставничестве. Приказ ОУ № 88/2 21.09.2020«Об

организации наставничества».

- Дорожная карта Приказ ОУ № № 88/2 21.09.2020 Приказ ОУ № 88/2

21.09.2020«Об организации наставничества».

-Рабочая программа. Приказ ОУ № 88/3 22.09.2020 «Об утверждении

Рабочей Программы Наставничество».

2. В 2023 году организованы мероприятия по вовлечению обучающихся

и педагогов в различные формы сопровождения и наставничества, в том числе:

 п/п

Форма наставничества

количество вовлеченных в различные формы

сопровождения и наставничества, в т.ч.:

обучающихся

(человек)

педагогов

(человек)

1

1«Учитель-учитель»

5

7

2

 «Ученик-Ученик»

30

8

В учреждении осуществлен персонифицированный учет обучающихся и

педагогов, участвующих в программах наставничества. В учреждении приняты

приказы: Приказ №71 01.09.2021 «О назначении наставников молодых

специалистов», Приказ (№, дата) «О назначении наставников» по

форме «Ученик-ученик». Ведётся единая база наставников и наставляемых.

3. Учреждением разработана дорожная карта внедрения целевой модели

наставничества. Данная дорожная карта согласована начальником управления

образования.

4. В учреждении также:

1) проведены семинары, родительские собрания, классные часы по

вопросам внедрения ЦМН,

2) разработаны программы наставничества,

3) обеспечено формирование баз данных наставничества,

4) актуализирована информация о реализации ЦМН на сайте учреждения

5) проведены встреча-знакомство, встреча-планирование совместной

деятельности, регулярные встречи по достижению запланированного

результата, итоговая встреча наставников и наставляемых.

6) В рамках наставничества осуществлено участие в конкурсах, проектах,

открытых мероприятиях, олимпиадах и марафонах.

7) Проведено итоговое мероприятие «Отчёт наставников о проделанной

работе».

5. В мае 2024 года проведен внутренний мониторинг реализации и

эффективности программ наставничества.

На основе мониторинга выявлены проценты удовлетворенности наставляемых

качеством программ наставничества – не менее      ___%, наставляемых – _____ %

В образовательном учреждении

1) созданы условия, произведен отбор наставников и наставляемых,

сформированы пары и группы;

2) проведены обучающие беседы с наставниками;

3) выбраны методические темы молодыми учителями;;

4) составлены рабочие программы наставников;

5) приобретён опыт публичных выступлений молодыми учителями;

6) диссеминация передового опыта наставников;

7) использование передового педагогического опыта в деятельности

молодых учителей;

8) овладение практическими приёмами и способами качественного

выполнения обязанностей наставников и наставляемых;

9) приобретение уверенности в собственных силах и развитии

личностного, творческого и учебного потенциалов.

10) достигнуты запланированные результаты.

 Ответственный куратор _______________________ КсенофонтоваН.В

 Квашина С.Ю

подпись ФИО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожна карта по введению ФГОС основной школы

Карта по введению ФГОС основной школы поможет планомерно организовать работу в данном направлении....

Дорожная карта учащихся

Траектория учащихся за год...

"Дорожная карта" для ЕГЭ по русскому языку на 100 б

В документе представлены ссылки на материалы интернета, которыми можно воспользоваться родителям и обучающимся при подготовке к ЕГэ и не только......

План «Дорожная карта» Реализации целевой модели наставничества В МКОУ«Брединская СОШ № 4»

laquo;Дорожная карта»Реализации целевой модели наставничества в МКОУ«Брединская СОШ № 4» 2020–2021 учебный год...

Дорожная карта Целевой модели наставничества

В Дорожной карте ЦМН прослеживается реализация мероприятий до 2024г....

ДОРОЖНАЯ КАРТА по реализации Положения о системе наставничества педагогических кадров в Гляденской ООШ филиале МБОУ Холмогорской СОШ

ДОРОЖНАЯ КАРТАпо реализации Положения о системе наставничества педагогических кадровв Гляденской ООШ филиале МБОУ Холмогорской СОШ...

Дорожная карта наставничества

Дорожная карта наставничества МОУ Урлукская СОШ. Положение о наставничестве в МОУ Урлукская СОШ....