Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса
материал

Каирова Лейсян Юлаевна

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывется, как выявляются и развиваются способности обучающихся).  Работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывается, как выявляются и развиваются способности обучающихся)

     Целью образовательного процесса является оптимальное развитие творческих способностей каждого обучающегося. Достичь этого можно опираясь на технологию личностного ориентирования. Принцип личностно-ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности.

Осуществлению личностного развития способствует дифференцированный подход к образовательному процессу.  Дифференцированного организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся. С другой стороны – во внимание принимаются и индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Он происходит без непосредственного руководства преподавателя и поэтому нуждается в создании необходимых условий для ее успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Применяя дифференцированный подход в своей практике, использую индивидуальные домашние задания, что позволяет каждому обучающемуся работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах.

С целью реализации технологии личностного ориентирования и учета индивидуальных особенностей обучающихся, наряду с традиционными формами и методами, применяю новые, а именно – интегрированное обучение.

Интегрированный урок помогает адаптироваться в обстановке учебной деятельности. На этих уроках учащиеся не только получают психологическую разгрузку, но и учатся творчески подходить к учебному процессу. Во время интегрированных уроков каждый ребенок задействован активной, творческой работой и может реализовать себя как в интеллектуальной, так и в художественной деятельности в силу своих возможностей и способностей к творчеству.

Использование активных методов и форм обучения дает возможность формирования и развития коммуникативной компетенции, предполагающей владение навыками взаимодействия с окружающими, умение работать в группе. Стараюсь научить каждого из своих учеников самостоятельно приобретать новые знания и творчески использовать имеющиеся, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты, строить отношения сотрудничества в коллективе, уважая интересы друг друга.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

   Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

   Работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства

    Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках изобразительного искусства можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, разные методы и формы работы:

1. Медико-гигиенические технологии.  К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Условия воспитания и обучения школьников играют важную роль в сохранении их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием места проведения занятий.

2. Психолого-педагогические технологии связанны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает 40 минут на своих учеников.

Каждый урок планируется и организуется с учетом здоровьесберегающих компонентов:                            - физиологических (обеспечение санитарно-гигиенических норм и соответствующего дизайна помещений, физиологически грамотное построение занятий);                                                                            - педагогических (уяснение мотивационной основы занятий, педагогически рациональная организация занятий, активные методы обучения);                                                                                               - психологических (благоприятный эмоциональный фон занятий, эффективность общения и наличие диалога, создание ситуации успеха на всех уроках и занятиях).

    Чтобы ребята не уставали на моих уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:                                                                           - чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);                                                                   - проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики для глаз,  физкультминуток;                                                                                             - наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);                                                                      - соблюдение психологического  климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей.          

3. Учебно-воспитательные технологии включают мероприятия по формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей:                                                                    - беседы о здоровье с учащимися и родителями ( «Мифы и правда о вредных привычках», «Путь к доброму здоровью» и др.) ;                                                                                                                          - ежегодные конкурсы рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь».

     На уроках изобразительного искусства используются различные методы и приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:                                                                                            -поисковый,                                                                                                                                                              - диалогический,                                                                                                                                                        - проектный,                                                                                                                                                                  - исследовательский,                                                                                                                                                    - ситуационный метод,                                                                                                                                             - игровой метод,                                                                                                                                                        - соревновательный метод

Здоровьесберегающие компоненты на уроках изобразительного искусства

1. Физкультминутки для учащихся:

 «Улыбки осени».

 Ветер дунул свысока –                   Поднимаем руки вверх.

Разогнал все облака.                      Через стороны опускаем руки вниз.

На деревья посмотрел –                 Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

Поиграть вдруг захотел.                Хлопаем в ладоши.

Дунул слева, дунул справа,           Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

И деревья закачало.                        Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону

Дунул сверху и тогда                     Поднимаем руки вверх.             

Затрепетала вся листва.                 Опускаем руки в стороны, шевеля всеми пальчиками.

Наигравшись с листвой,                Опускаем руки вниз, продолжая шевелить пальцами.

Улетел к себе домой.                     Садимся на свои места.

 

1) Упражнение «Стрелка»:

Исходное положение – стоя, спина прямая;

руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

2) Упражнение «Дружба»:

Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.

2. Динамические паузы

1) Упражнение «Ванька-встанька»:

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

2) Упражнение «Утро»:

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем

А потом наоборот,

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парту вновь садись!

3. Гимнастика для глаз

1. Упражнение для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости.

Это упражнение разработано доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.                                                              Оно выполняется по схемам зрительных траекторий, которые располагают на стене (передней или боковой) под самым потолком. На схеме с помощью специальных стрелок указаны направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево - вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет: №1 и №2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.

2. Упражнение «Стрельба глазами».

Нужно вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

4. Применение игровых технологий.

Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:

  • подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
  • игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
  • диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
  • ролевые игры.

Чтобы собрать внимание учеников и настроить их на работу на уроке я использую следующие игры:

1) Игра «Перекрестные движения».

Правило игры: выполнять движения точно, иначе выбываешь из игры.

Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

Такая игра активизирует оба полушария мозга, готовит к усвоению знаний.

2) Игра «Морская волна».

Эта игра активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания детей.

Правило игры: Сцепив пальцы рук, изобразить волнообразное движение. Волна как бы «переходит» от одного ученика к другому и «бежит» по классу.

     Таким образом, на уроках изобразительного искусства имеются широкие возможности для применение здорвьесберегающих технологий, что позволяет решить задачу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

   



Предварительный просмотр:

Активные методы обучения

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на:

  • использовании знаний и опыта обучающихся,
  • вовлечении в процесс всех органов чувств,
  • групповой форме организации их работы,
  • деятельностном подходе к обучению,
  • разнообразных коммуникациях,
  • творческом характере обучения,
  • практической направленности,
  • интерактивности,
  • игровом действе,
  • рефлексии,
  • движении.

Исследования доказали, что человек запоминает:

  • только 10% того, что он читает,
  • 20% того, что слышит,
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
  • 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
  • И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Методы организации начала урока

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Метод «Поздоровайся глазами»

Здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Метод «Поздоровайся локтями»

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
На выполнение задания дается только пять минут. За это время учащиеся должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
          Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Метод «Добро в ладошках»

Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

Метод «Подари подарок другу».

Учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

Метод «Самолётик пожеланий»
Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом - написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Обучающимся раздаются листочки, и учитель показывает, как делается самолётик. Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают свои пожелания классу (можно до начала урока). Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений 
Цель: позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно - ориентированного подхода к обучающимся.

На данном этапе можно использовать такие методы как: 

«Дерево ожиданий»

«Поляна снежинок»

«Фруктовый сад»

 «Компот»

«Солнышко и туча»

«Осенний сад»

Метод «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)
Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Метод «Компот»

Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Ученикам предлагается на липких листочках написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания. Самостоятельная работа 3 мин., а потом озвучивается результат.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

Метод «Парный выход»

Например, при изучении темы «Проверяемая гласная в корне», учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое слово с безударным гласным в корне. Его товарищ находит проверочное к этому слову и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Данную работу можно провести самостоятельно на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух.

АМ презентации учебного материала


В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:


Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Необходимый материал: лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение: На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.

Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

Метод «Составление кластера» может быть использован на разных этапах урока.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. 

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

АМ организации самостоятельной работы над темой


При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!

«Ульи»

«Автобусная остановка»

«Инсерт»

«Инфо-карусель»

«Синквейн» и др.

Подробнее хочу остановиться на методе организации самостоятельной работы «Автобусная остановка».  Целью данного метода является: «Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.»  Участники работы - весь класс, который делится на малые группы по 5-7 человек. Время проведения 20-25 минут. Необходимые материалы: листы ватмана, фломастеры. Группы распределяются по остановкам. На каждой остановке расположен лист с записанным вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать основные моменты, относящиеся к данному вопросу. В течении нескольких минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы передают лист по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Получив лист, знакомятся с имеющимися записями и дополняют их. Исправлять нельзя. Можно сопровождать работу рисунками, советами, синквейном. Затем следующая передача к новой остановке и так далее. Когда группа получит свой первоначальный лист, она в течении нескольких минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, подводит итог.

"Инсерт" или «Пометки на полях». Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+   знаю

-    не знаю

?   хочу узнать подробнее

!    узнал новое

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

«Ульи» - обсуждение в группах.

АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. 
Можно использовать любые игры и упражнения, способствующие развитию
самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление.

АМ подведения итогов урока


Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты», «Мишень». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Метод «Ресторан»

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают, комментируя.

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

«Мишень» - На листе бумаги рисуется мишень. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или меткой «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка (выстрел) соответствует его оценке результатов. Если участник очень низко оценивает результаты, отметка ставится им дальше от центра мишени. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко».

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают:

 - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

- учить учащихся самостоятельно добывать знания,

- развивать интерес к предмету,

- активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

- Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

- Развитие навыков активного слушания;

- Отработка изучаемого материала;

- Развитие навыков принятия решения;

- Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, зачастую они не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном или на каждом уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей ученика.  

Использованные источники

1. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»,
http://www.moi-universitet.ru.

2. Букатов В.М. «Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения»,
Мн., 2002 г.
3. Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе. http//www.edu54.ru
4. Хромова Т.Н. Активные методы обучения. http//tatianakhromov.ucoz.ru



Предварительный просмотр:

«Радуга» 
У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением: 
К – выполнил работу отлично 
О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты) 
Ж – выполнил работу, есть ошибки 
З – выполнил половину работы 
Г – выполнил меньше половины работы 
С – выполнил незначительную часть работы 
Ф – не справился с работой 

«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников с целью развития основных ключевых компетентностей» 

1 Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:

·     актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),

·     вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),

·     усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),

·     усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности. 

Формы организации нестандартного начала урока: 


  1. Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей». 

  2. Мешок настроений. 

  3. Аутотренинг. 

  4. Музыка в подарок. 

  5. «Дерево настроений». 

  6. Психологическая установка на урок. 

  7. Интегрированная разминка. 

  8. Сказка. 

  9. Мимические упражнения. 

  10. Рифмованное начало урока. 

  11. Игра. 

  12. Вопрос (проблемный вопрос). 

  13. Шуточный тест. 


2 этап: подкрепления и усиления возникшей мотивации.

Учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным формам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.



Познавательная сфера: 


  • разноуровневые задания; 

  • дифференциация заданий; 

  • занимательность; 

  • наглядность; 

  • игра; 

  • проблемное обучение; 

  • поддержка альтернативности, множественности мнений; 

  • задание массивом. 


Мотивационная сфера: 


  • фантастическая добавка; 

  • удивляй (парадокс); 

  • отсроченная загадка (или задание); 

  • прогнозирование; 

  • «да - нетка»; 

  • «иду в гости»; 

  • привлекательная цель; 

  • приёмы создания ситуаций успеха
     (эмоциональные поглаживанияанонсирование,«Даю шанс», «Заражение»). 


Социальные мотивы: приёмы: 


  • «Оратор»; 

  • «Автор»; 

  • «Фантазёр»; 

  • «Кумир»; 

  • «Профи». 


3.Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.

По результатам социологических опросов выявлены причины мотивации, которые заставляют учащихся лучше учиться:

1) хорошая отметка на уроке

2) хорошо стараются подготовиться к зачёту или контрольной работе

3) изучение материала учебника

4) Проявить и развить свои способности

Интерес учащихся к предмету также зависит от их отношения к преподавателю.

складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.


Кратко остановимся на некоторых формах. 

«Мешок настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.



Аутотренинг: 


  • Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться. 

  • Я радуюсь этому. 

  • Внимание моё растёт. 

  • Я как разведчик всё замечу. 

  • Память моя крепка. 

  • Голова мыслит ясно. 

  • Я хочу учиться. 

  • Я готов (ва) к работе. 

  • Работаю! 


Интегрированная разминка: 


  1. Какая гласная стоит всегда под ударением? 

  2. Преврати 
    мел- в мелкое место, получится слово?_________ 

  3. Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1НА. 

  4. Найди лишнее слово в каждой строке 


пара, парный, паровой; 

носильщик, носатый, поднос; лето, лететь, летний.

«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«Комплимент».

 Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.



«Три лица».

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. «Цветные карточки». У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.



«Пейзаж».  Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 

«Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).



«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

«График».

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

- личной активности. 

«Дерево моего успеха».

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

"Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. 

"А напоследок я скажу".

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:



  1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)? 

  2. Что не оправдалось и почему? 

  3. Мои и наши перспективы? 


"
Ассоциация".

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.



"Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). 

Пушкин 

Великий, талантливый. 

Думает, страдает, любит. 

Чувства добрые пробуждает. 

Гений. 

«Волшебная палочка».

-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь…(кому?)



Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.



Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.



«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного. 

«Светофор».

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).



«Лестница успеха».

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

"Бортовой журнал" - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы. 

«Кораблик».

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.



«Пожелание».

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:



Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.



Маятник настроения  

Маятник- подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке- хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того,  «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.  Цветик- многоцветик

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.     

Мишень настроения

День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата  Состояние моей души



Задания и упражнения, положительно воздействующие на мотивационную сферу учащихся начального звена

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.

При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Учащемуся ставится цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.



Приёмы, направленные на формирование социальных мотивов

Одним из эффективных способов формирования и сохранения интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.



  • Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. 

  • Прием «Автор» 

  • …Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? 

  • …Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? 

  • Прием «Фантазёр». Записана тема урока. 

  • - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. 

  • - Вот видите, как важно… 

  • Прием «Кумир». Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы? 

  • Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения

Создание условий обучения с учетом особых образовательных потребностей школьников...

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по физической культуре

Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу ...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по физической культуре

Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу ...