Диагностика личностных результатов
материал

Пузова Ирина Николаевна

Диагностика личностных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_sily_voli_i_tseleustremlennosti.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики по развитию волевой сферы младшего школьника

Тест «Самооценка силы воли»

Тест описан Н. Н. Обозовым (1997) и предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция: на приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» — I балл, «Нет» — 0. При ответе необходимо сразу ставить очки.

Текст опросника (См. Приложение)

Подсчитывается сумма набранных баллов:

0—12 баллов — сила воли слабая;

13—21 балл — сила воли средняя;

22—30 баллов — сила воли большая.

Тест «Вижу ЦЕЛЬ!»

Л.Франк

Цель: оценка целеустремленности.

Инструкция. Внимательно посмотрите на этот рисунок. Он незаконченный, вы должны его дополнить таким образом, чтобы получился ясный и понятный сюжет. Рисуйте все, что приходит вам в голову.

Ключ к тесту (интерпретация)

Этот тест покажет вам, насколько вы целеустремленный человек. Все символы достаточно прозрачны.

Человек — это вы сами, сверток на другом берегу - это ваша цель, река — это полоса препятствий, которую вам надо каким-то образом преодолеть. То, как вы это сделаете, говорит о вашей целеустремленности.

Если вы нарисовали мост, то это очень хороший знак. Это говорит о том, что вы не откажетесь от своей цели только потому, что добраться до нее не очень легко. Чем крепче нарисованный вами мост, тем сильнее ваша воля и решительнее характер.

Если вы нарисовали мостик-жердочку, то это значит, что вас можно на время сбить с курса, заставить передумать, спасовать перед жизненными трудностями (как упали бы с этого мостика в реку).

Если ваш мост с красивыми перилами, весь резной и покрытый украшениями, то это говорит о том, что вы склонны все идеализировать, вы по натуре романтик, и даже цели у вас очень красивые.

Река, в которой кишат крокодилы или акулы, говорит о том, что вы боитесь тех препятствий, которые могут вам встретиться на пути к вашей цели.
Если при этом ваш мостик шаткий и тоненький, то можно не сомневаться: вы часто поддаетесь необоснованной панике. У вашего страха, как говорится, глаза велики. Но вам следует помнить и другую поговорку: глаза боятся, а руки делают. Все не так страшно, как вам кажется.

Если вы нарисовали на воде линии или растения, то это означает, что вы не ждете от жизни подвоха, но и не надеетесь, что у вас всегда все будет гладко, без сучка и задоринки. Вы понимаете, что в жизни все случается, и готовы преодолеть любое препятствие.
Если вы заполнили реку рыбой, мирно резвящейся в воде, то это говорит о том, что вы не видите опасностей на своём пути и полны радужных надежд. Вы верите, что у вас все всегда будет хорошо.

Проективный тест Вижу цель

Тест «Волевой ли вы человек?»

С.Д.Резник, В.В.Бондаренко, С.Н.Соколов.

Цель: узнать уровень сил воли у учеников.

        Насколько велика у вас сила воли, настолько плодотворны ваши работа и учеба. Постарайтесь ответить на 10 вопросов с максимальной откровенностью. Если ответите «да» - поставьте себе 2 очка. Если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» - 1 очко. Если «нет» - 0 очков. Сумма полученных данных даст представление о вашей воли.

  1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам не интересна?
  2. Преодолеете ли вы без всяких усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-нибудь неприятное?
  3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию дома или в школе – в состоянии ли взять в себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
  4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
  6. Если у вас вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
  7. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
  8. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
  9. Откажитесь ли вы от просмотра интересной телепередачи, если у вас не выполнено домашнее задание?
  10. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни оказались обращенные к вам слова?

Подсчитайте сумму полученных данных. Если вы набрали от 0 до 6 очков, то с силой воли у вас не все благополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и в этом причина разных неприятностей.                                                                                                                               7 – 14 очков.  Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствиями, то начнете действовать, чтобы преодолеть их. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.          

                    Набранная сумма колеблется от 15 до 20 очков. С силой воли у вас все в порядке. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим.

  1. Игры и упражнения на развитие волевой сферы младших школьников

Упражнение «Я в рисунке»

Цель: развитие целеустремленности.

Инструкция. Учащимся предлагается выполнить два рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Все рисунки прикрепляются на доске. Каждый по очереди рассказывает о своих ощущениях от рисунка, каким автор рисунка видит себя, что хотел бы изменить в себе. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того, как все желающие выскажутся, можно попытаться определить автора рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает понравившиеся ему реплики. Таким образом, обсуждают все рисунки.

Игра «Не оставайся на полу (на земле)»

Цель: воспитывать дисциплинированность (умение воздерживать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины), выдержку, ловкость и смелость. Развивать умение действовать по словесному сигналу, быстро ориентироваться в обстановке (найти свободное возвышение и взобраться на него).
Оборудование: лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышения, скамейки, невысокие ящики, чурбаны.
Ход игры: в различных местах площадки (комнаты), ближе к ее границам, расставлены предметы высотой 25–30 см, на которые дети должны взбираться. Выбирается ловец. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются в разных местах площадки. Под удары в бубен дети ходят, бегают или прыгают по площадке в зависимости от темпа или ритма звуков, которые дает воспитатель. Ловец принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови» все дети взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловец ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне. После того как игра повторена 2–3 раза, проводится подсчет пойманных и выбирается новый ловец. Общая продолжительность игры 5–7 минут. В игре дети соблюдают следующие правила. 1. Бегать по комнате после слова «лови» нельзя – надо влезать на возвышение. 2. Занимать можно любое место. 3. Ловить можно только после слова «лови».

Во время игры педагог должен следить, чтобы дети спрыгивали с возвышения двумя ногами и мягко приземлялись, сгибая колени. Дети должны разбегаться по всей площадке подальше от предметов. На которые они должны взбираться.

Приложение

Текст опросника

1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независим от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2.Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день?

3.Когда попадаете и конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4.Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5.Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7.Быстро ли вы отвечаете на письма?

8.Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и последний момент не изменить своего намерения?

9.Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10.Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?

11.Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если ли необходимо?

12.Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пиши, занятий, уборки и прочих дел?

13.Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14.Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15.Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения сравнительной диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов обучаемости учащихся 5 класса

Данная методическая разработка содержит рекомендации для диагностики достижения предметных, метапредметных, личностных результатов учащимися 5-го класса в процессе изучения математики. (сентябрь-декаб...

Диагностика личностных результатов ФГОС ООО

Диагностический материал, разработанный на основе методики Степанова, предназначенный для оценки освоения личностных результатов с 5 по 9 классы...

Диагностика личностных результатов обучающихся

ДИАГНОСТИКА                                                      ...

Диагностика личностных результатов обучающихся

Данные методики предназначены для оценки личностных результатов обучающихся....

Диагностика личностных результатов учащихся в условиях дистанционного обучения

Одним из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта является личностно-ориентированное образование. Личностные универсальные учебные действия не могут быть сформиров...

Диагностика личностных результатов

Диагностика личностных результатов...