Педагогическое мастерство
статья

Джакубалиева Юлия Владимировна

Педагогическое мастерство – понятие сложное и многогранное. На первый взгляд, описать его довольно просто. Однако исследователи подходят к проблеме педагогического мастерства с разных позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_masterstvo_nov.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Джакубалиева Юлия Владимировна

МОУ-СОШ с. Орловское, Марксовский район, Саратовская область

Основы педагогического мастерства

Педагогическое мастерство – понятие сложное и многогранное. На первый взгляд, описать его довольно просто. Однако исследователи подходят к проблеме педагогического мастерства с разных позиций. Уровень педагогического мастерства измеряют через профессиональные умения и навыки педагога; свойства личности, которые способствуют успешному осуществлению профессиональной деятельности; её результаты (ЗУН учеников); наличие некой педагогической интуиции; используемые технологии, методы и приемы обучения; умение внедрять в работу новейшие методики.

Если отталкиваться от лексического значения слова, то «мастерство» - это высокое искусство и ориентир. То есть учитель, владеющий педагогическим мастерством, достиг вершины профессионального роста. Таким образом, границы и критерии педагогического мастерства весьма размыты. Точно не ясно, какими именно из вышеперечисленных качеств должен обладать педагог – мастер. Несколькими из них, или сразу всеми?

Педагогическое мастерство связано с понятием профессиональной пригодности. Если кому-то отказано в праве называть себя педагогом, он не может обладать педагогическим мастерством априори.  Главные задатки педагога - это общее физическое здоровье (в том числе нервная система, органы речи и восприятия), внешнее обаяние, личные качества (склонность к работе с детьми, тактичность, наблюдательность и др.), психофизические свойства (в том числе мотивация выбора).

Первый критерий профессиональной пригодности учителя и первый шаг к реализации педагогического мастерства - профессионально – педагогическая направленность личности. Педагог должен отражать ценностные ориентации лучшей части современного общества: людей, обладающих высоким уровнем культуры, гуманных, осознанных граждан. Ясно, что современное общество неоднородно: среди нас есть доктора наук, волонтеры, хирурги, спасающие жизни, а есть убийцы, наркоманы, и прочие маргинальные личности. Понятно, что ко вторым учителя не должны иметь никакого отношения. В лице учителя должны быть сосредоточены лучшие стремления современного общества. Еще одно необходимое качество учителя – открытость. Если человек с трудом идет на контакт, не умеет и не хочет искать общий язык с окружающими, постоянно принимает закрытые позы, то профессия учителя не для него. Очень важная характеристика педагога – профессионала – мотивация к постоянному развитию в профессиональной сфере. Он должен не просто знать свой предмет и быть компетентным, а «гореть» тем, о чем говорит. По выражению Ю.П. Азарова, настоящий педагог должен обладать «демонстративной готовностью сорваться с цепи и увлечь за собой всех присутствующих» [1;60]. Предмет речи должен быть прочувствован им лично, и подан с душой, а не в виде сухих фактов.

Не менее важны педагогические способности учителя: эмпатия, оптимизм, креативность, эмоциональная устойчивость, перцептивность и коммуникативность. Педагог должен обладать способностью к восприятию и пониманию чувств, эмоционального состояния своих подопечных. Если отнять у педагога человечность, то он превратится в бездушного робота. Такой учитель может передавать сухие знания, но не воспитывать. А воспитание – неотъемлемая часть обучения в школе. Учитель не должен «срываться» на детей, вымещать на них плохое настроение, или проблемы в личной жизни. Даже если учащиеся провоцируют учителя, ответственность за происходящее всегда остается на взрослом. Креативность педагога – залог внимания и интереса учащихся. Нестандартный подход позволяет создать творческую атмосферу, пробудить активность учащихся, но главное – не перегнуть палку и не превратить урок в балаган.

К необходимым профессиональным знаниям педагога относят не только компетентность в области профильных предметов, но и осведомленность относительно возрастной психологии и физиологии, методики преподавания, а также общую эрудицию. Знание особенностей развития человеческого организма и психики позволяет правильно выстраивать рабочий процесс. Например, с точки зрения психологии младшие школьники более восприимчивы к авторитету взрослого, они стремятся следовать шаблону. Старшие школьники более самостоятельны в суждениях, в них сильнее проявлен бунтарский дух. Поэтому исследовательская деятельность, дискуссии целесообразнее применять в работе со старшеклассниками. Профильные знания педагога должны быть более глубокими, выходящими за рамки школьной программы. В.А. Сухомлинский отмечает, что «Подлинный мастер педагогического процесса, знающий неизмеримо больше, чем изучается в школе, не дает в поурочном плане изложение нового материала. Он продумывает содержание рассказа, готовит наглядные пособия, примеры и задачи» [3; 52].

Наконец, педагог-мастер должен владеть педагогической техникой. Это своего рода инструментарий, который позволяет выстраивать педагогический процесс: грамотно составлять конспекты урока, осознано применять те или иные методики. Однако, данное утверждение спорно. Например, Ю.П. Азаров нередко пренебрежительно высказывается о педагогических техниках и приемах, называя их «суррогатами»: автор полагает, что за ними маскируется отсутствие «истинного волнения» [1; 61].

Таким образом, педагогическое мастерство включает в себя много различных аспектов. Так стоит ли считать педагога, не отвечающего каждому из них в полной мере, непрофессионалом? По нашему мнению, главные качества педагога – стремление к саморазвитию и любовь к своему делу. Если при наличии этих двух качеств он не владеет остальными, то сможет самостоятельно развить их.

                           Список использованной литературы

  1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. пособие.  -М., 2004 -432 с.
  2. Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2005. – 150 с.
  3. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973 - с. 51-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа педагогического мастерства "Устный опрос как один из методов педагогического контроля"

Школа педагогического мастерства по теме "Устный опрос как один из методов педагогического контроля" предполагает работу педагогического коллектива в группах....

Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)

Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...

Педагогический совет на тему "Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы"

Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности  классных руководителей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

педагогический совет"Профессионализм и педагогическое мастерство"

данный материал поможет понять вопросы профессионализма и педагогического мастерства,  найти пути повышения мотивации к совершенствованию профессионального мастерства учителя....

Сценарий конкурса педагогического мастерства "Педагогический дебют"

Сценарий состоит из двух частей :торжественная и основная .Проводится среди педагогов дополнительного образования...