Методическая разработка по учебному предмету "Домоводство"
методическая разработка

Ананьева Рая Галимьяновна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrab.domovod.docx45.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по домоводству "Приготовление салатов"

Цели урока:

Образовательная: закрепить теоретические знания по технологии приготовления салатов и винегретовпродемонстрировать практические умения  обучающихся по  приготовлению, оформлению  и подаче салатов с учетом современных требований кулинарии,  проверить навыки самостоятельной  работы  с  инструкционной, нормативно-технологической документацией,  научить правильно,   оценивать качество  выполненных работ.

Воспитательная: воспитывать  интерес к профессии, культуру учебно-производственного труда, внимание, аккуратность, ответственность, умение работать в коллективе.

Развивающая: совершенствование   трудовых действий и приёмов при выполнении подготовительных и практических этапов работы, развитие   профессиональной интуиции и эстетического вкуса на доступном уровне в процессе оформления салатов и винегретов.

Методическая: проведение инструктивного урока как средство активизации процесса производственного обучения  и формирования профессиональных компетенций у обучающихся.

Тип урока: урок развития творческих умений, навыков, знаний.

Методическое обеспечение:

  1. Холодильник, рабочие столы.
  2. Посуда, инвентарь (разделочные доски, ножи, весы, кастрюли, тарелки, салатники, посуда для подачи).
  3. Сырье и полуфабрикаты.
  4. Дидактический материал: доклады по теме «Из истории салатов», «Салат Оливье», инструкционные карты, карточки-задания, технологические карты, сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, оценочный лист, критерии оценки.

Форма урока: открытый урок, практический показ с демонстрацией блюд.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, частично-поисковый, информационный, имитационный, проблемный, самостоятельная работа.

Межпредметная связь

  1.  Приготовление холодных блюд и закусок;
  2. «Физиология питания, санитария и гигиена» – условия и сроки хранения винегрета овощного, правила личной гигиены;
  3. Правила эксплуатации и требования техники безопасности при работе на электрической плите.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть  (10 мин.)
  1. Проверка наличия  обучающихся
  2. Проверка внешнего вида
  3. Объявление темы и цели урока
  1. Вводный инструктаж (1 час)
  2. Текущий инструктаж (3 часа)

Контрольные обходы:

- правильная организация рабочего места

- соблюдение правил техники безопасности во время работы

- очередность выполнения операций

- своевременная помощь обучающимся в процессе выполнения работы

- дополнительный инструктаж в процессе выполнения операций

4. Заключительный инструктаж (1час)

 Анализ выполнения работ:

- Организация  подачи и презентация готовых блюд.

- Подведение итогов (преподаватель анализирует, как прошел урок, каких успехов достигла группа в целом и отдельные обучающиеся);

- Называние типичных ошибок в работе;

- Сообщение оценок;

- Уборка рабочих мест;

- Выдача домашнего задания;

Конспект урока

Организационный момент

  1. Сообщение темы и целей занятия

Здравствуйте! Рада вас видеть здоровых, счастливых и конечно, успешных. А свои успехи вы покажете сегодня на уроке. Мы продолжаем изучать раздел «Приготовление холодных блюд и закусок». Обратите внимание на слайд...Чтобы определиться с темой нашего урока давайте выполним задание:

Даны глаголы, обозначающие процессы (нарезать, обжарить, сварить, охладить, добавить, перемешать, заправить

- Какой технологический процесс характеризуют перечисленные глаголы?

Эталон ответа: приготовление салата

- Уберите глагол, лишний для технологического процесса приготовления салата.

Эталон ответа: обжарить

- Найдите недостающий для технологического процесса приготовления глагол.

Эталон ответа: украсить

Следовательно тема нашего урока «Приготовление  салатов». Цель нашего урока закрепить теоретические знания по технологии приготовления салатов и винегретовпродемонстрировать практические умения  обучающихся по  приготовлению, оформлению  и подаче салатов с учетом современных требований кулинарии,  проверить навыки самостоятельной  работы  с  инструкционной, нормативно-технологической документацией,  научить правильно,   оценивать качество  выполненных работ.

Урок пройдет в необычной форме. Мы будем соревноваться за звание  лучший повар группы. Победители сегодняшнего мероприятия будут набирать баллы, которые вы будете зарабатывать на протяжении всего урока:  за устные ответы, за приготовление и оформление салатов, но за различные нарушения  будет накладываться  штраф. Таким образом оценить себя по достоинству на сегодняшнем уроке сможет каждый.  

Наивысшего расцвета искусство приготовления салата достигло во Франции при короле Людовике XIV. Во времена его царствования поварское искусство постоянно совершенствовалось. В этом процессе принимали участие не только профессиональные кулинары, но и многие ученые, философы и даже государственные деятели.

Наш урок производственного обучения, урок - конкурс на лучший новогодний салат. Все ваши действия будут оцениваться по баллам и будут занесены в оценочную таблицу по следующим показателям(слайд). На нашем уроке присутствует экспертная комиссия. Объективную оценку работы будет давать моя помощница Маша, субъективную я, а  слепую дегустацию  будут проводить  наши гости.

  1. Актуализация знаний учащихся для выполнения учебно-производственных работ.

Для актуализации опорных знаний со студентами проводится блиц-опрос по теме: приготовление салатов

1.Как хранят салаты до соединения с заправкой?

2.Когда соединяют нарезанные продукты с заправками?

3.Какова форма нарезки капусты для салата из свежей капусты?

4.Чем можно заправлять салаты из свежих овощей?

5.Как повысить калорийность салата из свежих овощей?

6.Можно ли использовать салат как дополнительный гарнир к холодным или горячим блюдам?

7. Винегреты являются разновидностью салатов, но приготавливают их обязательно со ___________________.

8.Как нарезают овощи для винегрета?

9.Перечислите продукты, которые могут быть использованы для приготовления винегрета кроме овощей.

10.Посуда для подачи салата-коктейля

11.Каков срок хранения не заправленных продуктов для салатов?

12.Сколько хранят заправленные салаты?

2.2 Индивидуальная работа учащихся по карточкам

Задание 1

Какую ошибку допустили при приготовлении винегрета: все овощи окрашены в малиновый цвет? ( свёклу необходимо заправлять растительным маслом отдельно от других овощей)

Задание 2

У салата из свежих овощей выделилось много сока? (нарушение сроков хранения салата)

Задание 3

Салат мясной заправленный майонезом сухой, часть продуктов не заправлена. ( добавить майонез и перемешать)

Показ преподавателем производственного задания

Сегодня на уроке я покажу вам один из вариантов оформления салатов на примере Винегрета (презентация)

Соблюдение безопасных условий труда и правила личной гигиены

- Осторожно обращаться с режущими предметами;

- Разделочная доска должна иметь ровную поверхность;

- Правильно держать нож при нарезке;

- Руки должны быть чистыми, без видимых повреждений;

- Спецодежда должна быть чистая, хорошо выглаженная.

Техника безопасности перед выполнением работы

Игровой приём закрепления знаний по охране труда и техники безопасности. Проверка домашнего задания: оформить в стихотворной форме правила охраны труда и техники безопасности. А теперь я хочу послушать как вы справились с домашним заданием

Текущий инструктаж (самостоятельная работа обучающихся) – 3 часа.

Выдача индивидуальных заданий на рабочем месте, проверка усвоения.

Самостоятельное выполнение обучающимися комплекса трудовых действий согласно инструкционной карты на рабочем месте, индивидуальное инструктирование. Целевые обходы рабочих мест с целью выявления ошибок.

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Инструктаж будет проводится в два этапа – индивидуальный текущий инструктаж и коллективный инструктаж. Коллективный текущий

инструктаж проводится по необходимости в том случае, когда учащиеся  допускают одну и ту же  ошибку.

Целевые обходы по рабочим местам обучающихся:

  • (первый обход)

Проверить организацию и содержание рабочих мест и умение поддерживать его в должном порядке (особое внимание обратить на расположение инструмента, инвентаря, посуды на рабочем месте);

  • (второй обход)

Проверить работу учащихся на рабочих местах (правильность выполнения приёмов по очистке овощей, умение пользоваться ножом при нарезке    овощей, умение оформлять готовый салат, обратить  внимание на обучающихся, нуждающихся в практической помощи;

  • (третий обход)

Проверить правильность соблюдения технологической последовательности приготовления салата.

(четвёртый обход)

Проверить правильность ведения самоконтроля и соблюдение правил техники безопасности, правил санитарии; соблюдение правил и условий хранения салата.

  • (пятый обход)

Провести бракераж готовых блюд, и дать оценку приготовленной продукции. Наиболее  успевающим обучающимся выдать дополнительное задание.

Заключительный инструктаж – 1 час

Организация  подачи и презентация готовых блюд.

- Подведение итогов (преподаватель анализирует, как прошел урок, каких успехов достигла группа в целом и отдельные обучающиеся);

Преподаватель дает задание на дом к следующему уроку: подготовить рецептуру на блюдо из группы "Холодные блюда и закуски", оригинальную по технологии приготовления и наиболее им интересную для новогоднего стола. Выполнение такого задания заставит учащихся позаниматься с кулинарной рецептурой, т.е. самообразованием. А это расширяет их поварской кругозор, повышая познания по профессии, приближая свою квалификацию на ступень выше к своему разряду.

Вы справились с производственной задачей. Желаю вам здоровья. А ведь вы здоровы потому, что вы умеете готовить здоровую и полезную пищу, вы счастливы потому, что радуете этой пищей окружающих, и вы успешны потому, что здоровый и счастливый человек всегда успешен. Спасибо за урок!            

Приложение 1

Инструкционная карта

  1. Получение задания мастера производственного обучения.
  2. Организация рабочего места (подготовка посуды, инструментов,  инвентаря).
  3. Взвешивание сырья, продуктов согласно технологической карты
  4. Обработка сырья, продуктов, приготовление полуфабрикатов.
  5. Простая и сложная нарезка овощей, дополнительных ингредиентов.
  6. Подготовка украшений из овощей.
  7. Приготовление соусов и заправок.
  8. Соединение продуктов в зависимости от рецептуры,  заправка.
  9. Подбор посуды для отпуска.
  10. Оформление салатов и винегретов.
  11. Органолептическая оценка качества готового блюда.
  12. Отпуск.
  13. Уборка рабочего места.

                               

Приложение 2

Технологическая карта  

Наименование блюда                Винегрет овощной с сельдью

Рецептура № 101

Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий 2005г. /II1

Наименование

продуктов

Брутто

Нетто

Картофель

289

210

Свёкла

191

150

Морковь

126

100

Огурцы солёные

188

150

Капуста квашеная

214

150

Лук зелёные или репчатый

179

150

Заправка для салатов №830

или масло растительное

100

100

Выход:

---

1000  

     Технология приготовления: подготовленные овощи нарезают ломтиком, соединяют с заправкой или соусом – майонез (свёклу заправляют отдельно, потом закладывают в винегрет). Винегрет подают с сельдью, грибами, рыбой, мясом. Украшают овощами, продуктами, входящими в состав блюда и др.

Винегрет с сельдью

Винегрет №100

---

150

Сельдь

104

50

Выход:

---

200

     Технология приготовления: подготовленные овощи нарезают ломтиком, соединяют с заправкой или соусом – майонез (свёклу заправляют отдельно, потом закладывают в винегрет). Винегрет подают с сельдью, грибами, рыбой, мясом. Украшают овощами, продуктами, входящими в состав блюда и др.

Винегрет с грибами

Винегрет №100

---

160

Грибы солёные или маринованные

49

40

Выход:

---

200

     Технология приготовления: подготовленные овощи нарезают ломтиком, соединяют с заправкой или соусом – майонез (свёклу заправляют отдельно, потом закладывают в винегрет). Винегрет подают с сельдью, грибами, рыбой, мясом. Украшают овощами.

                     

Качественная оценка готового блюда

Овощи нарезаны тонкими ломтиками. Цвет – светло-красный или ярко-розовый. Вкус острый, соответствующий используемым продуктам. Консистенция вареных овощей мягкая, соленых – твердая, хрустящая.

Приложение 3. Критерии оценки результатов деятельности учащихся при проведении урока производственного обучения

показатели

5 уровень

«9» – «10»

4 уровень

«7» – «8»

3 уровень

«5» – «6»

2 уровень

«3» – «2»

1 уровень

«1» – «2»

«0»

1

Соответствие органолептическим показателям (соотв. Требованиям, предъявляемым к качеству)

полностью соответствует

Имеются несущественные, легкоустранимые ошибки

Имеются отдельные отклонения, ухудшающие качество изделий и блюд

Имеются существенные отклонения, значительно ухудшающие качество

Блюда, изделия не соответствуют требованиям, предъявляемым к качеству

Неисправимый брак

2

Соответствие технологии приготовления, творчество

отклонений нет, использование фирменных рецептур

Отдельные несущественные ошибки, самостоятельно устраненные

Несущественные ошибки, указанные мастером и совместно устраненные

Существенные ошибки, устраняемые с помощью мастера

Возможны существенные ошибки, работа под контролем и с помощью мастера

Технология не соблюдения

3

Правильность и точность выполнения трудовых приемов

Отклонений нет, использование высокопроизводительных приемов

Отдельные несущественные отклонения, устраняемые самостоятельно

Несущественные ошибки, устраненные по указанию мастера

Существенные ошибки, устраняемые с помощью мастера

Отсутствие навыков выполнения трудовых приемов

Отсутствие навыков и волевых усилий

4

Соблюдение правил оформления и подачи блюд, кулинарных изделий, творчество в оформлении

Отклонений нет, творчество в оформлении

Отклонений нет

Несущественные отклонения в оформлении

Нарушение норм выхода, правил подачи

Отсутствие навыков в оформлении и подаче

Неисправимый брак

5

Соблюдение правил безопасности труда и санитарных норм

Соблюдение

Соблюдение

Соблюдение

Соблюдение

Соблюдение

Соблюдение

6

Выполнение нормы времени, %

100 % и менее установленного времени

Не менее 100%

95%

Мене

Методическая разработка урока по предмету « Домоводство» на

тему: «Приготовление салата из свежих овощей».

Цель урока: формирование навыков приготовления салата.

Задачи:

Обучающие:

-систематизировать знания об овощах;

-обучать приемам практической работы.

Коррекционно-развивающие:

-развивать творческие способности;

-развивать мыслительные операции, внимание, память;

-развивать мелкую моторику учащихся в процессе

практической работы.

Воспитательные:

-воспитывать ответственность, аккуратность и культуру общения в

практической деятельности;

-формировать эстетический вкус, санитарно-гигиенические навыки

при работе с пищевыми продуктами.

Оборудование:

иллюстрации овощей, свежие овощи (лук, огурец, капуста), кухонный

инвентарь (ножи, разделочные доски, вилки), посуда (салатница, тарелки),

салфетки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

Ребята, отгадайте загадки:

Он никогда и никого

Не обижал на свете

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?

(лук)

Летом в огороде

Свежие, зеленые

А зимою в бочке

Крепкие соленые.

(огурцы)

Расселась барышня на грядке

Одета в шумные шелка

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(капуста)

-Отгадали загадки, все это как можно назвать одним словом? (овощи)

-Овощам принадлежит важное место в питании человека. Они содержат

почти все необходимые для организма питательные вещества.

-Ребята, скажите, а что вы знаете про лук?

(В луке много полезных витаминов. Лук делает человека здоровым)

-Кто из вас пробовал чистить и резать лук?

-Что вы ощущали?

-В самом деле, когда чистишь и режешь лук, из глаз сами собой льются

слезы. Так происходит потому, что лук выделяет летучие вещества, которые

раздражают глаза и нос.

-А теперь, расскажите, что вы знаете про огурец?

(Из овощей огурец является самым ранним, а в теплицах его собирают

круглый год. В огурцах много витаминов и минеральных солей. Огурцы

повышают аппетит. Огуречный сок помогает при болезнях желудка. Его

используют в парфюмерии).

-Следующий овощ, о котором мне хочется вас спросить – это капуста.

(В капусте много полезные витаминов. Она богата минеральными солями,

что улучшает работу кишечника).

-А еще капуста способствует поддержанию бодрости и хорошего

настроения.

-Ребята, что можно приготовить из этих овощей?

-Салат – это холодное или горячее блюдо?

(Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов

овощей).

III.Физкультминутка «Овощи».

В  огород  пойдем,                                  маршировать на месте

Урожай соберем.                                  идти по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем,                     имитировать, как  таскают

И картошки накопаем,                         копают

Срежем мы кочан капусты                  срезают

Круглый, сочный, очень вкусный.      показать руками

Лука мы нарвем немножко                   «рвут»

И вернемся по дорожке.                       идти по кругу, взявшись за руки

IV. Изучение нового материала.

-Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. А гостей принято угощать.

Сегодня на уроке мы с вами будем учиться готовить салат из свежих овощей и

угостим гостей.

1. Санитарно-гигиенические требования.

- В процессе приготовления пищи необходимо соблюдать санитарно-

гигиенические требования. Чтобы при приготовлении салата в него не попали

вредные для организма микробы и не вызывали пищевого отравления. Какие?

 Готовить пищу в специальной одежде. Надеть фартук. Убрать

волосы под косынку (шапочку).

 Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с

мылом.

 Ногти на руках должны быть коротко пострижены.

 Если на пальцах есть царапины, то эти места защитить

лейкопластырем или надеть напальчник.

2. Игра «Убери лишний предмет».

-Ребята, какой инвентарь и посуда необходимы для приготовления салата?

-На столе лежит несколько предметов, подойдите все и посмотрите. Вам

нужно убрать лишние предметы, оставить только те, которые необходимы для

приготовления салата.

Предметы: салатница, ложка столовая, нож, разделочная доска, кастрюля,

сковорода, мялка.

3. Правила по технике безопасности.

-Но прежде чем приготовить салат, мы должны вспомнить правила по

технике безопасности. Какие?

 Пользоваться ножом осторожно.

 Передавать нож (вилку) только ручкой вперед.

 Не поднимать нож высоко над разделочной доской.

 Нарезать продукты только на разделочной доске, держа пальцы на

расстоянии от лезвия ножа

 По окончании работы убрать рабочее место.

4. Технологическая последовательность приготовления салата.

-Для того чтобы определить, сколько овощей необходимо для

приготовления салата, чем мы можем воспользоваться? (рецептом)

Рецепт.

1.Лук – 30г

2.Огурец – 100г

3.Капуста – 100г

4. Соль – по вкусу

5.Растительное масло – 2 столовые ложки

-Ребята, теперь мы с вами рецепты будем записывать в кулинарную книгу.

Она так и будет называться «Рецепты». Ей вы можете самостоятельно

пользоваться дома или вместе с родителями.

-Откройте тетрадочки. Первый рецепт мы с вами приклеим в тетрадь.

-А сейчас, давайте составим последовательность приготовления салата.

1.Первичная обработка овощей: сортировка, мойка, очистка, промывание.

2.Нарезка овощей (чтобы приготовить салат овощи нарезают различными

способами).

3.Заправка салата.

-Вкус салатов зависит не только от продуктов, входящих в их состав, но и

от заправки. Салаты заправляют по вкусу растительным маслом, майонезом,

сметаной. Перемешивать надо осторожно, чтобы продукты не мялись.

-А теперь приготовимся к практической работе.

(Показ учителем приема нарезки).

V. Практическая работа учащихся.

Физкультминутка для рук.

Учитель помогает учащимся, контролирует соблюдение санитарно-

гигиенических требований и правил безопасной работы.

Учащиеся, пользуясь технологической картой, выполняют работу.

Завершается работа сервировкой стола и дегустацией.

VI.Подведение итогов урока.

-Ребята, вот и подошел к концу наш урок.

-Чему мы сегодня учились на уроке?

-Какие овощи входили в салат? Как мы их резали?

-Расскажите последовательность приготовления салата.

-Молодцы! Оценки. Спасибо за урок.

Список литературы:

1. Воронкова В.В. и др. Олигофренопедагогика: Учебное пособие для

вузов. – М.: Издательство: ДРОФА, Дрофа-Плюс, 2009. – 397 с.

2.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в

развитии: Методическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005. – 176 с.

3. Развитие речи / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2010. –

169 с.

4. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных

учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

В разработку входит: методическое обоснование, проект урока по истории России 9 класса, презентация....

Методическая разработка раздела учебной программы

метод. разработка раздела учебной программы...

Методическая разработка открытого учебного занятия Заболевания глотки. Фарингиты. Гипертрофия глоточной и небной миндалины. Тонзиллит. Абсцессы и опухоли глотки.

Методическая разработка данного занятия может быть рекомендована преподающим дисциплину в медицинских училищах,  колледжах. 1.Объяснительно-иллюстративный метод: словесных: моноло...

Методическая разработка Использование учебно-методического комплекса «Наноэдъюкатор II» в урочной, внеурочной деятельности учащихся по биологии.

Данная методическая разработка содержит опыт применения учебно- методического комплекса  «Наноэдъюкатор  II» в урочной и внеурочной деятельности учащихся....