Мои работы и публикации
учебно-методический материал (5 класс)

Хугаева Ирина Владимировна

Программа по ДПИ  1-5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dpi_1-5_kl.docx74.71 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа»

Октябрьский проспект,д.296,г.Люберцы,Московская область,140000

ОКПО 53131736,ОГРН 1035005011997,ИНН/КПП 5027076060/502701001

«Согласовано»

Методическим советом

МУДО ДХШ

Протокол

от «26» августа 2021 г.

«Утверждено»

Директор МУДО ДХШ

Д.Ю. Шапошников

_______________________

Приказ от «26» августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Декоративно-прикладное искусство»

Базовый уровень

Художественная направленность

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Срок реализации: 5 лет

Программу составила:

Хугаева И.В.

педагог дополнительного образования

Городской округ Люберцы

Московской области

2021 г

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка ………………………………………………………3

II. Учебно-тематический план……………………………………………….......5

III. Содержание предмета……………………………………………………….12

IV. Формы контроля и система оценок………………………………………...23

V. Требования к уровню подготовки учащихся ………………………………25

VI. Методическое обеспечение учебного процесса …………………….........26

VII. Список литературы………………………………………………………....27

  1. Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Декоративно-прикладное искусство» реализуется в 1-5 классах, со сроком обучения полного курса – 5 лет по дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства и рекомендована детям в возрасте 11- 16 лет.

Место учебного предмета в основной образовательной программе:

Предмет «Декоративно-прикладное искусство» является одним из обязательных предметов образовательного цикла по изобразительному искусству; таких как «Рисунок», »Живопись», «Композиция», «Скульптура», «История искусств», «Пленэр». Занятия декоративной композицией отличаются многообразием в видах деятельности и формируют у ребенка творческое начало личности, побуждают внутреннюю потребность к саморазвитию. В процессе этих занятий происходит постоянная смена освоения художественных материалов, техник исполнения, что позволяет ребенку в большей степени приобщиться к творческой среде. Уроки декоративной композиции являются неотъемлемой частью единой системы обучения изобразительному искусству в школе.

Цель изучения учебного предмета:

Целью учебного предмета «ДПИ» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также профессиональное ориентирование детей в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:

- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению декоративных работ, в том числе:

- знаний свойств декоративных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

- знаний разнообразных техник декорирования;

- знаний технических и эстетических свойств материалов, основных закономерностей создания художественного образа; - умений видеть и передавать цветовые отношения;

- умений изображать объекты, используя стилизацию и трансформацию предметного мира, пространство;

- навыков в использовании основных техник и материалов;

- навыков последовательного ведения декоративной работы;

- формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области декоративного искусства.

Структура учебного предмета:

Основные сведения по ДПИ. Законы композиционного построения в ДПИ. Материалы и инструменты. Техники и технологии . Методика и последовательность выполнения декоративного произведения . Фактура и материальность. Цветовое единство и целостность.

Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета:

Наименование учебного предмета

Трудоѐмкость в часах

Распределение по годам обучения

1

класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

количество недель аудиторных занятий

34

34

34

34

34

недельная нагрузка в часах

ДПИ

Аудиторные занятия

(в часах)

374

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа

(в часах)

374

2

2

2

2

2

Максимальная учебная нагрузка

( в часах)

748

4

4

4

4

4

Форма проведения аудиторных учебных занятий:

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Общая продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.

Занятия проводятся в групповой форме, численность учащихся в группе от 12 - 16 человек.

Продолжительность одного урока – 40 минут. Недельная нагрузка в часах (академических часах) по ДПИ 1 – 5 класс: 2 часа в неделю.

Методы обучения:

-словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-практический;

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

  1. Учебно - тематический план

1 класс

1 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Беседа о ДПИ. История ДПИ, классификация. Материалы.

2

1

1

2.

Декоративный образ. Графическое изображение объекта.

4

1

3

3.

Симметрия и асимметрия в изображении формы.

2

1

1

4.

Раздел #1047;аконы композиции.#1056;авновесие. Единство и соподчинение.

2

1

1

5.

#1057;имметрия и асимметрия в композиции.

2

1

1

6.

#1050;омпозиция открытая и замкнутая.

2

1

1

7.

Композиционный центр.

8

1

7

8.

.Ритм в декоративной композиции.

4

1

3

9.

Статика, динамика в композиции.

4

1

3

10.

Пропорции. Масштаб.

4

1

3

2 полугодие

11.

Раздел #1062;вет в декоративной композиции. Основы колористической грамоты.

2

1

1

12.

Хроматические цвета. Цветовой тон, насыщенность, светлота.

6

1

5

13.

Цветовой круг.

6

1

5

14.

Пары дополнительных цветов.

6

2

4

15.

Четыре группы цветов: спектральные, светлые, темные, сероватые.

6

1

5

16.

Ахроматические цвета.

4

1

3

17.

Цветовой контраст

2

-

2

18.

Цветовой нюанс.

2

-

2

Итого : 68

2 класс

1 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Раздел 3. Монументально-прикладное искусство.1. Мозаика.

6

1

5

2.

Эскиз мозаики на тему»Фрукты и овощи» из цветной бумаги.

6

1

5

3.

#1042;итраж.

4

1

3

4.

Эскиз витража на тему «цветы и птицы»

6

1

5

5.

#1069;скиз росписи стены на тему «Времена года».

12

2

10

2 полугодие

6.

Раздел 4. Основы народного декоративного искусства. Орнамент.

6

1

5

7.

Русское народное искусство. Роспись по дереву, керамика, набивные ткани, народный костюм.

8

2

6

8.

Виды и структуры орнаментов

8

2

6

9.

Схемы построения орнаментов

6

2

4

10.

Симметрия и асимметрия в орнаментальной композиции

6

-

6

Итого: 68

3 класс

1 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Зарисовки осенних листьев, цветов, фруктов.

4

-

4

2.

Раздел 5. Стилизация и трансформация в декоративной композиции.

6

2

4

3.

Тема: 1. Стилизация природных форм.

6

1

5

4.

2. Стилизация животных, насекомых, птиц.

6

1

5

5.

Графические возможности в декоративной композиции.

6

1

5

6.

Техника «Монотипия»

6

1

5

2 полугодие

7.

Раздел 6. Художественная роспись тканей.

2

2

-

8.

#1058;ехника « набивки»

6

2

4

9.

#1058;ехника «Горячий батик»

8

2

6

10.

3. Техника «Холодный батик»

8

2

6

11.

4. Техника свободной росписи.

6

2

4

12.

5. Смешанная техника.

4

1

5

Итого: 68

4 класс

1 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Раздел #1043;рафические возможности в декоративном изображении натюрмортных постановок.

9

1

8

2.

Декоративная стилизация в натюрморте.

9

1

8

3.

Способы взаимодействия и гармонизации цветов в декоративном натюрморте.

8

1

7

4.

Фактура в декоративном натюрморте.

8

1

7

2 полугодие

5.

Раздел 8. Народное ткачество. Гобелен.

2

2

-

6.

Ручное паласное ткачество.

12

2

10

7.

Выполнение мини- гобелена.

20

2

18

Итого: 68

5 класс

1 полугодие

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Раздел 9. Средства выражения художественного образа.

2

2

-

2.

1. Форма.

8

1

7

3.

2. Цвет.

8

1

7

4.

3. Фактура.

6

1

5

5.

Организация композиции. Законы композиции.

10

2

8

2 полугодие

6.

Выполнение эскиза итоговой композиции.

6

-

6

7.

Подбор материалов и инструментов для выполнения работы.

2

-

2

8.

Работа в материале

26

-

24

Итого: 68

  1. Содержание предмета

1 класс

1 полугодие

Задание 1 (2 часа). Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Художественно-выразительные особенности языка декоративного искусства. Знакомство с инструментами и материалами. Задача: Научиться анализировать выразительные средства образа художественной вещи в народном и декоративно- прикладном искусстве.

.

Задание 2 (4 часа). Декоративный образ. Выполнить зарисовку листа клена, липы, рябины и с помощью графических средств (точки, линии, толщины и фактуры карандаша или ручки) создать образ растения. Цель: изучение возможностей графических материалов.

Задача: обратить внимание на выразительность линии, силуэта.

Материал: карандаш, ручка, фломастер. (формат А-4).

Задание 3 (2 часа) Симметрия и асимметрия в изображении формы листа клена, дуба и т.д. Цель: изучение симметрии в природе,.

Задача: научиться строить форму листа, используя ось симметрии, выявляя конструктивные особенности. Материал: карандаш, ручка (формат А-4).

Задание 4 (2 часа). Уравновесить фигуры правильной геометрической формы ( круг, квадрат, ромб) .Цель: Создать правильно построенную композицию. Найти их точное место в композиции, с учетом простоты и сложности формы и их устойчивости. Задача: Научиться дополнительными изобразительными средствами добиваться равновесия в композиции.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей (формат А-4).

Задание 5 (2 часа). Выполнить композицию из прямоугольников разной величины и конфигурации, с помощью прямых вертикалей и горизонталей в двух вариантах: симметричный и асимметричный. Цель: научиться правильно располагать элементы в композиции (симметрия всегда уравновешенна, а равновесие не всегда симметрично).

Материал: карандаш, ручка, маркер, бумага (формат А-4).

Задание 6 (2 часа). Выполнить композицию из геометрических фигур неправильной формы: 1- фигуры находятся в поле формата; 2- фигуры выходят за рамки визуального восприятия формата. Цель: освоение замкнутого и открытого типа композиции. Задача: композиционная целостность. Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, (формат А-4).

Задание 7 (8 часов). Выполнить упражнения на выявление доминанты - композиционного центра: 1)сгущение элементов в центре; 2) выделение элемента цветом; 3) контрастом форм, напр. среди округлых форм располагается остроугольная; 4) увеличение в размерах одного из элементов и наоборот; 5) композиционная пауза- пустота, когда другие участки заполнены; 6)два композиционных центра, но один из них ведущий. Цель: отработать навыки организации декоративной композиции.

Материал: , цветная бумага, ножницы клей, (формат А-4).

Задание 8 (4 часа) Выполнить упражнения на выявление ритма в композиции: #1095;ередование элементов в определенной последовательности; #1095;ередование близких цветов; #1095;ередование фактур. Цель: определение ритма композиции.

Материал: Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, цв. карандаши (формат А-3).

Задание 9 (4 часа) 1. Создать динамическую композицию из 3-4 элементов, контрастных по форме, размеру и цвету. 2. Создать статичную композицию из фигур, которые визуально воспринимаются наиболее статично - различные прямоугольники, квадрат. В композициях желательно использовать фигуры одной формы или двух форм.

Материал: гуашь, тушь, бумага, (формат А-4).

Задание 10 (4 часа). Пропорция. Золотое сечение.

Золотое сечение в природе. 1. Выполнить зарисовку ветки, обратить внимание на строение, расстояния между отдельными частями ветки. 2. Выполнить зарисовки животных, насекомых. Цель: изучение пропорциональных соотношений частей целого между собой, соразмерность.

Задача: проследить общие закономерности в строении растений, животных, человека. Материалы: карандаш, бумага. ( формат А-4).

2 полугодие.

Задание 11 (2 часа). Беседа: Цвет в композиции. Основы колористической грамоты.

Задание 12 (6 часов). Выполнить упражнения: 4 группы цветов; 1 полоса – спектральная группа (ж- с -к - з -о -ф) ; 2 полоса – светлая группа; 3 полоса –темная (зачерненная); 4 полоса – сероватая (оттенки цветов, обладающие одной светлотой).

Задача: основные цветовые группы, приведенные к одной светлоте: спектральная, светлая, темная, сероватая.

Материал: гуашь, кисти, акварельная бумага (формат А-3).

Задание 13 (6 часов). Выполнить цветовой круг из 12 цветов. Цель: изучить строение цветового круга. Задача: при смешении цветов важно добиться последовательного изменения светлоты от желтого к фиолетовому цвету. Материал: гуашь, кисти, акварельная бумага (формат А-3).

Задание 14 (6 часов). Композиции из дополнительных цветов. Выполнить эскиз ткани с заданным цветочным орнаментом, используя пары дополнительных цветов и их смеси с белым и черным. Цель: нахождение наибольшего контраста между ними. Задача: в процессе работы ученик должен увидеть красоту различных цветовых сочетаний.

Материал: гуашь (белила, черный, синий, охра), кисти, бумага (формат А-4).

Задание 15 (6 часов). Упражнения на смешение двух базовых цветов .Цель: закрепление основных понятий в живописи.

Задача: путем смешения двух цветов получить новый цвет с количественным преобладанием одного базового оттенка.

Материал: гуашь, кисти, бумага (формат А-4).

Задания 16, 17, 18 (8 часов). Выполнить простейшие живописные композиции (цветочный орнамент, геометрический узор) Цель: закрепление основных понятий в живописи.

Задача: Выполнить эскиз декоративной композиции в четырех вариантах: #1057;пектральные цвета в их естественной светлоте; 2. Группа светлых пастельных цветов; #1043;руппа темных (зачерненных) цветов; #1043;руппа сероватых цветов. Материал: гуашь, кисти, акварельная бумага (формат А-4).

2 класс

1 полугодие.

Задание 1. (4 часа). Беседа: «Монументально - прикладное искусство». Знакомство с различными видами монументально – декоративного искусства. Синтез искусств: декоративная живопись и архитектура. Мозаика, витраж, керамика, гобелен и т. д. Задача: выполнить копии фрагментов образцов мозаики, витража, гобелена.(на выбор)

Материал: акварель, гуашь, кисти, акварельная бумага (формат А-3).

Задание 2. (6 часов). Выполнить эскиз мозаики на тему «Дары осени». Композиция из фруктов и овощей может выполняться в технике аппликация. Цель: знакомство со спецификой выполнения мозаики,( в качестве модуля используем цветную бумагу, нарезанную на мелкие квадраты ).Задача: Изучение использования гаммы родственных цветов. Материал: цветная бумага, ножницы, клей. (формат А-3).

Задание 3. (6 часов). Витраж. Беседа: история , готическая архитектура и современные здания. Просмотр видеоматериала, книг. Задача: выполнить копии фрагментов витража (можно взять витражи Московского метрополитена) Цель: Изучение гармонии насыщенной яркой цветовой гаммы с использованием черного контура.

Материал: акварель, кисти, маркер, акварельная бумага (формат А-3).

Задание 4. (6 часов). Эскиз витража на тему «Цветы и птицы» по мотивам творчества Ф. Леже. Задача: выполнение эскиза витража в контрастных цветовых отношениях. Роль черного контура в гармонизации контрастных цветов. Материал: гуашь, кисти, акварельная бумага (формат А-3).

Задание 5. (12 часов). Эскиз росписи фасада стены на тему «Времена года».

Задача: организация плоскости листа, выделение композиционного центра. Цель: Изучение цветовой палитры города, умение вписаться в колорит окружающей среды. Материал: гуашь, кисти, акварельная бумага (формат А-3).

2 полугодие.

Задание 6. (6 часов). Раздел 4. Основы народного декоративного искусства. Орнамент. Беседа: История орнамента. .Народные художественные промыслы (Хохлома, Городец, Дымка, Гжель, Павловский Посад и др. Понятия «художественный образ», «символ», «знак» ( например, образ птицы, коня, дерева, знаки- символы земли, воды, солнца и т. д. Задача: выполнить копию вышивки с изображением птицы Сирин (Костромская губерния,сер.19 века.). Цель: обратить внимание на образное решение, выразительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделия.

Материал: гуашь, кисти, бумага (формат А-4).

Задание 7 (8 часов). Русская народная роспись по дереву. Выполнить эскиз росписи по дереву (шкатулка, короб, тарелка, ложка и т.д.) в стиле Хохломской росписи. Цель: освоение методики кистевой росписи. Задача: композиционное размещение росписи должно подчеркнуть форму изделия, а также движение, ритм. Главное - не допускать небрежности. Материал: гуашь, кисти, акварельная бумага (формат А-3).

Задание 8 (8 часов). Виды и структура орнаментов. 1. Геометрический орнамент. Выполнить 4-5 вариантов геометрического орнамента в полосе. Цель: изучение характера геометрического орнамента. Связь орнамента с формой и материалом изделия ( напр. вышивка, резьба по дереву, металлу и т. д.). Задача: использование ритма как средства композиционного строя. Материал: гуашь, ручка, маркер, кисти, бумага (формат А-4).

2. Растительный орнамент в полосе. Беседа: растительный орнамент в народном искусстве ( хохлома, гжельская керамика и т.д.) Практическая работа. Задание выполняется по мотивам народного искусства. 3. Зооморфный орнамент в полосе. Беседа. Изучение зооморфного орнамента по мотивам народного искусства Алтайского края, Кавказских республик. Практическая работа. Материал: тонированная бумага, гуашь, кисти,(формат А-4).

Задание 9 (6 часов). Схемы построения орнаментов. Три типа орнамента: #1083;енточный (фриз ,бордюр, кайма), #1089;етчатый (раппорт), #1079;амкнутый (в круге, квадрате, прямоугольнике, овале и т. д.).Выполнить в черно- белом варианте орнамент в квадрате (замкнутый) и модульный ( раппорт-повторение мотива).

Цель: проверка приобретенных знаний и умений.

Задача: правильно методически вести работу; Материал: тушь, маркер, кисти, акварельная бумага (формат А-3).

Задание 10. (6 часов). Симметрия в орнаменте. Зеркальная симметрия. Построить геометрический орнамент в круге (розетка), используя ось симметрии.

3 класс

1 полугодие.

Раздел 5. Стилизация и трансформация в декоративной композиции. Задание 1.(4 часа). Стилизация природных форм. Беседа: Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Зарисовки осенних листьев, цветов, веток.

Задачи:1. изучение строения, и формы листа, ветки. Отдельно выполнить зарисовки фруктов в разрезе. 2. выбрать подходящий формат листа (квадрат, круг и т.д.) 3. Постепенное обобщение формы в ее границах, добавление деталей, изменение абриса (силуэта). Материал: карандаш, ручка, маркер, тушь, бумага (формат А-3).

Задания 2 , 3. (12 часов). Выполнение стилизации объекта графически в трех вариантах: #1083;инией, #1089;илуэтом (черный силуэт на белом и наоборот); #1086;рнаментальное насыщение формы. Задачи: превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение формы, разворот цветка или листьев в другую плоскость, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое и графическое решение.

Материал: гуашь, гелиевая ручка, тушь, кисти, бумага (формат А-2).

Задание 4. (6 часов). Выполнить стилизацию насекомых, рыб и т. д. 1. выполнить зарисовки животных насекомых, птиц, используя фото, видео материал. Цель: изучить пропорции ,ознакомиться с пластической формой; понятие «силуэт».

Материал: карандаш, ручка, тушь, перо, кисти, бумага (формат А-3).

Задание 5 (6 часов). Сделать зарисовки орнаментальных мотивов: зооморфные элементы (лев, единорог ,птица, конь и т.д.), используя образцы из различных видов художественной обработки металлов, вышивка, ткачество, кружево, набойка, резьба по дереву, керамика и т.д. Цель: изучение образного языка народных мастеров, символов и знаков. Задача: не допускать небрежности в копировании образцов.

Материал: карандаш, ручка, цветные карандаши, кисти, акварельная бумага (формат А-3).

Задание 6 (6 часов). Выполнить декоративную композицию на тему «Подводный мир» в технике монотипия. Цель: изучение возможностей декорирования с использованием различных фактур, форм. Задача: создать выразительный силуэт, подобрать колорит, поискать различные способы передачи фактуры. Материал: акриловые краски, валик, кисти, бумага (формат А-4)

2 полугодие.

Раздел 6. Художественная роспись тканей.

Задание 7 (2 часа). Беседа: История батика. Основные техники. Инструменты и материалы. Изделия. Художественный текстиль – один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства Ткани и изделия из них играют большую роль в жизни человека.

Задание 8 (6 часов). Набивные ткани. Копирование образцов набивных тканей Италии, Германии 16-17 веков. Цель: изучить раппорт – схему построения рисунка на ткани. Цветовую палитру из двух – трех сближенных по цвету, но контрастных по тону групп цветов. Задача: наиболее точно скопировать образцы набивных тканей.

Материал: акварель, гуашь, кисти, акварельная бумага (формат А-4).

Задание 9 (8 часов). Техника «Горячий батик». Беседа. История индонезийского искусства батика. Материалы и оборудование. Инструменты для горячего батика: кисти, леечка, электрический батик – штифт, красители и т.д. Техника безопасности при работе. Практическая работа: подготовка материалов к работе. Горячий резерв. Рамка. Стол. Ткань и ее подготовка. Цель: освоить приемы и методику ведения работы, технические особенности работы с материалом.

Задача: выполнить роспись, используя метод ведения работы от светлого к темному. Передать фактуру с помощью метода кракле». Материалы: карандаш, ткань, батик – штифт, кисти, краски для батика.

Задание 10 (8часов). Техника «Холодный батик». Беседа. Отличие от горячего батика – инструменты для нанесения контура: стеклянные трубочки, холодный резерв. Можно использовать акриловые краски для батика. Практическая работа. 1. Подготовка к работе. Рамка, стол, ткань (предварительно обработать). Натянуть на рамку. 2. Выполнение эскиза для батика. Выполнение контурного рисунка композиции в заданном размере рамы. Перевод рисунка на ткань. Нанесение контура-резерва с помощью стеклянной трубочки. 3. Работа с красками для батика с помощью кисти (белка) или ватных палочек.

Цель: освоение технических приемов работы в материале. Задача: научиться наносить контурный резерв на ткань так, чтобы не было «разрыва» контура. Не допускать протекания красителя за границы контура. Материалы: ткань (батист, шелк, атлас), резервирующий состав, контур, акриловые краски для шелка, кисти (белка, колонок).

Задание 11. (6 часов) Техника свободной росписи. Беседа. Инструменты и материалы. Практическая работа. Обработка ткани солевым грунтом. Выполнение первой прописки фона по влажной ткани. Краска ложится тонким слоем с нежными переходами. На мокрой ткани краски легко смешиваются и создают красивые переливы. Работа ведется поэтапно от светлого тона к темному. Цель: освоение техники свободной росписи. Материалы: ткань (шелк, батист), акриловые краски по ткани, кисти .

Задание 12 (2 часа). Смешанная техника в художественной росписи по ткани. Беседа. Инструменты и материалы. Просмотр образцов выполненных работ из метод. фонда школы. #1056;абота, выполненная в технике горячий батик с применением восковых мелков. #1043;орячий батик + восковые мелки + свободная роспись.3. Холодный батик + цветные карандаши под прозрачным контуром резерва. #1043;орячий батик + техника гравировки по воску для создания эффекта « кракле». Цель: ознакомиться с техническими методами работы в технике росписи по ткани.

4 класс

1 полугодие.

Задание 1. (9часов). Раздел 7. Графические возможности в декоративном изображении натюрмортных постановок. Беседа: Основной принцип декоративного рисования - достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей. В декоративном натюрморте графические изображения объектов делятся на несколько видов: 1. Изображение приближенное к реальности; 2. Изображение с элементами стилизации. Тема «Натюрморт».

Натюрморт приближенный к реальному. Задача: выполнить натюрморт, используя различные приемы : штрих, четкая линия, точка, как элемент обработки поверхности, различные виды декора. Работа над стилизацией предметов не ведется. Материал: карандаш, гелиевая ручка, фломастер, маркер, бумага (формат А-3).

Задание 2 (9 часов). Декоративная стилизация в натюрморте. Беседа: В данном способе декоративного изображения подход более аналитический, так как происходит переработка формы, некоторое утрирование характерных особенностей объекта для увеличения выразительности. Задачи: #1053;аучиться стилизации форм за счет выявления и усиления природных качеств объекта. #1085;аносимый декор не должен вступать в противоречие с формой предметов. Количество видов декора в натюрморте может быть разным, но для достижения цельности необходимо каждый из них повторить хотя бы два раза в различных частях листа. Материал: Карандаш, ручка, маркер, бумага (формат А-3)

Задание 3 (8часов). Способы гармонизации цветов в декоративном натюрморте. Беседа. Цвет – как наиболее выразительное средство в декоративной живописи. Его воздействие на эмоции, чувственные ассоциации. Символика цвета. Различные колористические системы. Типы цветовых гармоний. Задача: выполнить упражнения: 1- монохромная работа (доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов, плюс черный и белый ); 2- полярная композиция (доминантой служит пара контрастных цветов, противоположных в цветовом круге. Эти цвета могут быть также взяты с оттенками, плюс черный и белый); 3- трехцветная композиция (любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг плюс черный и белый ); 4- многоцветная композиция (четыре основных хроматических цвета: к, з, ж, с, а также их оттенки). Цель: научиться подбирать цветовые сочетания и краски для достижения цветовой гармонии.

Материал: гуашь, кисти, бумага (формат А-4).

Задание 4 (6 часов). Фактура в декоративном натюрморте. Знакомство с творчеством выдающихся мастеров 20века (П. Сезанн, А. Матисс, П.Пикассо, Ж. Брак). Беседа. Фактура является важным средством декоративной выразительности. Цель: изучить приемы передачи фактуры в работах мастеров живописи.

Задача: выполнение условных копий или фрагментов произведения автора. Материал: гуашь, кисти, карандаши, фломастеры, бумага (формат А-4).

2 полугодие

Задания 5,6 (12 часов). Раздел 8. Народное ткачество. Гобелен. Ручное паласное ткачество. Беседа #1048;стория возникновения и развития гобелена. #1054;собенности техники гобелен. 3. Технические приемы, материалы и инструменты. Тема: «Ручное паласное ткачество». Практическая работа. #1042;ыполнение копии изделия (русский, латышский, украинский коврик, палас). Материал: гуашь, цветная пастель, бумага, (формат А-4). 2. Освоение техники ручного гладкого ткачества. Изготовление простейшего ткацкого станка - рамы. Подготовка и крепление нити основы к станку – раме. Подготовка нитей утка нужного цвета (намотка на челночки). Освоение основных приемов и схем гладкого ткачества. #1042;ыполнение паласного коврика на станке.

Материал: нитки х/б, нитки шерстяные, нитки акриловые, челночки, гребень или вилка для подбивки полотна.

Задание 7 (20 часов). Выполнение мини - гобелена на тему «Времена года».

Ход работы: #1056;азработка эскиза (2-3 небольшого размера). Утвержденный преподавателем эскиз увеличиваем до размера будущего гобелена. Эскиз выполняется в цвете. #1055;одбор пряжи для гобелена. #1057;оздание «станка» для гобелена. #1053;атяжение нитей основы. #1047;акрепление эскиза. #1055;одготовка к началу плетения гобелена. #1055;летение гобелена ( технику плетения ученик выбирает сам, можно использовать разные техники в одной работе). #1047;авершение гобелена. #1054;формление гобелена. Цель: Применить на практике знания по декоративно – прикладному искусству и композиции, а также колористическое чутье и верно подобранные материалы. Задачи: Освоение техники ручного гладкого ткачества. Материалы: нить для основы, шерстяные, акриловые и смешанные нити.

5 класс

1 полугодие

Задание 1 (2 часа). Раздел 9. Средства художественной выразительности.. Композиция. Форма. Цвет. Фактура. Беседа. Средства художественной выразительности: композиция, форма, цвет, фактура, ритм, контраст, тон. Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, вызвать определенные ассоциации, образы… Цель: разобраться в сложных проблемах композиции, научиться ставить перед собой творческие задачи и находить средства их решения.

Задание 2 (8 часов). #1060;орма. Беседа. Форма – это основополагающее средство выразительности, но не единственное. Форма в совокупности с цветом, фактурой, светом дает более богатые по своему содержанию произведения. Упражнение 1. Выполнить зарисовку растения (одуванчик, подорожник и т.д.) Внимательно изучив природную форму, выразить через форму пятна (силуэтом) образ данного растения (грустный, веселый, злой и т.д.). Цель: Создание с помощью трансформации и стилизации выразительного силуэта. . Задача: Применяя кисточку, или перо, рисовать тушью или гуашью, по белой бумаге или белилами по черной. Материал: гуашь, тушь, кисти, бумага (формат А-3).

Задание 3 (8 часов). 2. Цвет. Беседа. Физические ассоциации цвета: теплый – холодный, тяжелый – легкий; звуковые: тихий – громкий, звонкий – глухой; тактильные: фактурные; вкусовые: лимонный, малиновый, фисташковый и т. д. Упражнение 2. Выразить цветом и формой ассоциации, вызванные словами: «хмурый день», «золотая осень», «одинокий дуб» и т.д. Цель: создание художественного образа. Задача: выполнив несколько вариантов, добиться удачного колористического решения. Важно правильно подобрать к определенному колористическому решению форму пятна или пятен, линий, которые бы обогатили, дополнили образ, а не разрушили его. Материал: гуашь, кисти, акварельная бумага (формат А-3).

Задание 4 (4 часа). #1060;актура. Беседа. Фактура – это одно из свойств предметного мира, наряду с формой и цветом помогающее ориентироваться в окружающей действительности. Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит. Разнообразие и неповторимость фактур дают широкие возможности для создания художественного образа. Упражнение 3. Подобрать различные фактуры, близкие по цвету (ткани: букле, вельвет, капрон, парча и т.д.), ощутите разницу в их эмоциональном воздействии, попробуйте дать им образные характеристики. Запишите эти характеристики. Затем найдите такую форму, которая бы соответствовала этим фактурам. Цель: изучение возможностей различных материалов и фактур для создания художественного образа. Развитие творческих способностей учащегося.

Задача: Выполнить композицию в технике «коллажа», импровизируя на темы музыкальных произведений Р.Штрауса, Скрябина и т.д.. Материалы: бумага, клей, ножницы, различные ткани, кожа, пряжа, жгут и т.д. (формат А-3).

Задание 5 (10 часов). Тема: Организация композиции. Законы композиции. Беседа. «…Композиция есть искусство размещать декоративным образом различные элементы, которыми располагает художник для выражения своих чувств ». Анри Матисс. Виды композиции: фронтальная, объемная, глубинно – пространственная. Законы композиции: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности, закон воздействия «формата» на композицию. Средства композиции: линия, пятно, контраст, нюанс, тождество, симметрия, асимметрия, ритм, модуль, масштабность и др. Типы композиции: замкнутая, открытая, статичная, динамичная. Рассмотрим некоторые из них.

#1057;татика. Выполнить три композиции (10х12см), используя ахроматические цвета, из различных геометрических фигур, которые визуально воспринимаются наиболее статично. В композициях желательно использовать фигуры одной, двух или трех форм. Задача: работая над заданием, обратить внимание на композиционный центр.

Материал: гуашь, кисти, бумага (формат А-3).

#1044;инамика.Выполнить три ахроматические композиции (10х12см). В основе композиции использовать различные геометрические фигуры, которые визуально воспринимаются наиболее динамично – треугольники, ромбы и др. Задача: использовать в работе схемы композиций со смещенным вверх, вниз, вправо или влево центром. Использовать диагональное построение общей композиционной схемы. Цель: Обратить внимание на композиционный центр.

Материал: гуашь, кисти, бумага (формат А-3).

#1047;еркальная симметрия. Выполнить две композиции в квадрате (10х10 см), используя ахроматические цвета – черный и белый на зеркальную симметрию. В основе композиционного решения использовать различные геометрические фигуры. Цель: обратить внимание на структурные особенности зеркальной симметрии. Задача: В композициях использовать различные графические приемы (растр, линия и др.)

Материал: гуашь, кисти, маркер, ручка, бумага (формат А-4).

#1054;севая симметрия. Контраст. Нюанс. Выполнить три варианта одной композиции, используя черный, белый и серый цвета, в различной манере (линия, пятно, сочетание серых, различных по светлоте). Композицию составить из различных геометрических фигур. Формат( 8х12см.), (10х12см.)

Цель: Обратить внимание на структурные особенности осевой симметрии. Обратить особое внимание на то, что чем ближе тонально друг к другу серые детали композиции, тем слабее контраст, и таким образом возникает нюанс.

Материал: гуашь, кисти, бумага (формат А-3).

#1056;аппортная (модульная) композиция. Задание. Используя ахроматические цвета, создать модульную композицию. В качестве модуля можно использовать геометрические фигуры, силуэты животных, различных предметов и т. д.

Задача: Проанализировать объекты, выбранные для выполнения задания, если для модуля выбран предмет, необходимо перевести его в знак, но при этом сохранить узнаваемость: пропорции, силуэт, основные детали. Обратить внимание на места совмещения модулей.

Материалы: гуашь, кисти. Бумага (формат А-3).

2 полугодие.

Задание 6 (6 часов). Выполнение эскиза итоговой композиции. Задачи: #1054;пределение темы (содержание) и его пластическое решение. Тоновое решение эскиза и его решение в различном колорите. Здесь продумывается взаимосвязь композиции и материала, в котором она будет воплощена, определяется, каким будет формат и размер композиции. #1042;ыполнение рисунка композиции в натуральную величину.

Материал: гуашь, акварель, цветные карандаши, пастель, кисти, бумага (формат А-2 ).

Задание 7 (2 час). Подготовка материалов и инструментов для выполнения итоговой работы. Ученики сами выбирают технику исполнения итоговой композиции. Это может быть гладкое ткачество (гобелен); роспись по ткани в технике « холодного» или «горячего» батика; коллаж или аппликация из цветной бумаги или « лоскутная техника».

Задание 8 (24 часа). Работа в материале. Цель: подведение итогов в обучении ДПИ.

  1. Формы контроля и система оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля успеваемости учащихся.

Текущий контроль проводится с целью контроля качества освоения темы по учебному предмету «ДПИ», направлен на:

-поддержание учебной дисциплины;

-выявление отношения учащегося к изучаемому предмету;

-организацию регулярных домашних занятий;

-повышение уровня освоения текущего учебного материала.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет регулярно, в рамках расписания занятий и предполагает пятибалльную систему оценивания. Текущий контроль по предмету проводится в форме просмотра учебных и домашних работ, оценки текущего контроля успеваемости обучающегося вносятся в журнал.

Промежуточная аттестация проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества практической подготовки по учебному предмету;

-уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

Промежуточная аттестация определяет усвоение обучающимися образовательной программы, оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года.

Основными формами промежуточной аттестации являются:

Контрольный урок – проводится в конце каждого года обучения и предполагает выполнение контрольной работы в рамках аудиторного времени.

Зачет (дифференцированный) – проводится в конце каждого полугодия в форме творческого просмотра всех выполненных работ за полугодие.

Итоговая аттестация (контрольный урок) - проводится в конце полного курса обучения программы «ДПИ» в 5 классе. Предполагает выполнение итоговой работы в рамках аудиторного времени.

На основании результатов зачѐта выводятся полугодовые оценки. На основании результатов зачѐта и контрольной работы за год выводятся годовые оценки. Оценки успеваемости обучающегося вносятся в журнал учета успеваемости и в общешкольную ведомость.

По результатам итоговой контрольной работы и промежуточного просмотра за последний год обучения выводится итоговая оценка, которая заносится в свидетельство об окончании Школы.

Система оценок в рамках промежуточной аттестации и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.

Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:

- грамотно построить декоративную композицию, показав знания законов композиции;

- точно передать ритмическую организацию форм, линий, цветовых пятен, тоновых отношений; пропорции и масштаб;

- выразительно передать силуэт, красоту линий и фигур;

- найти правильное цветовое и тоновое соотношение фигур и фона композиции;

- умело использовать цвет, как средство создания декоративного образа, предлагая свое колористическое решение для достижения выразительности;

- умело использовать методы стилизации и трансформации для достижения выразительности форм;

- добиться цельности, единства композиции, учитывая назначение вещи и материал, из которого она будет выполнена;

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:

1 год обучения

-образное решение в трактовке формы изображаемого объекта;

-выразительность формы и пропорций;

-владение основами колористической грамоты;

- построение открытой и замкнутой композиции;

- построение статичной и динамичной композиции;

- выделение композиционного центра;

-пластические, живописные и графические достоинства

2 год обучения

- владение техникой выполнения эскиза мозаики;

-владение техникой выполнения эскиза витража;

-умение вписаться в заданный колорит при выполнении эскиза росписи;

-построение различных видов и схем орнамента;

-грамотное построение орнаментальной композиции;

-умелое использование стилистики орнаментальных образцов народных художественных промыслов;

3 год обучения

- владение методом стилизации и трансформации природных форм;

-владение методом стилизации и трансформации животных и птиц;

-графические и пластические достоинства;

-владение техниками художественной росписи тканей;

4 год обучения

-умение применять декоративную графику для обработки формы;

- умение сочетать выбранный декор с характером изображаемой конкретной формы объекта;

- умение подчеркнуть характерные особенности формы объектов, их пластику;

- аккуратность, мастерство владения графическими материалами;

- владение основными приемами ручного ткачества.

.

5 год обучения

- умение использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности при создании эскиза декоративного изделия;

-способность учитывать взаимосвязь формы изделия с ее функциональным назначением ;

- умение выполнить декоративную композицию с учетом ее назначения, эстетических качеств материала, традиционных технологий изготовления.

V. Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом освоения программы «ДПИ» полного курса обучения является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- понимание художественно - выразительных особенностей языка декоративно- прикладного искусства;

- умение использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции форму, композицию, как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;

- овладение процессом стилизации природных форм в декоративные;

- понимание взаимосвязи формы украшаемого изделия и орнамента;

- знакомство с различными видами декоративной росписи;

- развитие навыков работы с различными материалами и в различных техниках;

- понимание взаимосвязи формы объекта с его функциональным назначением, материалом в процессе эстетического анализа предметов декоративно – прикладного искусства.

- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

- навыки в использовании основных техник и материалов;

- навыки последовательного ведения работы.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Освоение программы учебного предмета «ДПИ» проходит в форме практических занятий в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров декоративно – прикладного искусства в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.

В старших классах роль преподавателя - направляющая и корректирующая.

Одним из действенных и результативных методов в освоении декоративно - прикладного творчества, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности работы по ДПИ будет определяться степенью решения поставленных задач.

По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.

Активное использование учебно-методических материалов необходимо для успешного восприятия учащимся содержания учебной программы.

Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса ДПИ (слайды, видео фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.

Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.

Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.

Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.

Материально-технические условия реализации:

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по декоративно- прикладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по ДПИ оснащена рабочими столами, стульями, компьютером, учебной доской, схемами и таблицами, предметами натурного фонда.

  1. Список литературы

1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974

2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003

3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. : Академия, 1999

4. Логвиненко Г. М., Декоративная композиция. – М. Владос, 2010.

5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002

6. Михайлова Л. В. Цветы в художественном текстиле. – С.- Петербург – Москва. 2015.

7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992

8. Ивановская В. И., Геометрический орнамент. – М. издательство «В. Шевчук», 2009.

9. Якушева М. С., Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму. М. Издательство «В. Шевчук». 2009.

10. Якушева М. С., Изображение птицы в декоративно – прикладном искусстве. Трансформация. М. Издательство « В. Шевчук». 2009.

11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008

12. Дворкина И. А. , Батик. – М.; Издательство « Радуга», 2002.

13. Савицкая В. И. Превращения шпалеры. – М. ; «Галарт» 1995.

14. Богуславская И. Я., Русское народное искусство. Ленинград. Издательство «Советский художник». 1968.

15. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. М.; « Изобразительное искусство». 1970.

16. Мочалов Л. В.; Три века русского натюрморта. – М.; « Белый город». 2007.

17. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996

18. Панова Н. Г., Плоскостная колористическая композиция: Учебное пособие. – М.; « БуксМАрт», 2016.

19. Пахомова А. В., Брызгов Н. В. Колористика. Цветовая композиция. Практикум. М.; Издательство В. Шевчук, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по работе с медиа публикацией на уроке английского языка

Советы в помощь при работе со статьей. Помогут анализировать ее поэтапно, правильно и вариативно употреблять лексические конструкции, представлять прочитанный материал логически целостно и грамматичес...

Информация о тиражировании опыта работы в форме публикации материалов и размещения на страницах тематических сайтов

Информация о тиражировании опыта работы в форме публикации материалов и размещения на страницах тематических сайтов...

Свидетельство о публикации плпна воспитательной работы

Свидетельство о публикации плана воспитательной работы для 5 класса...

Информация о тиражировании опыта работы Ничкова Н.В. в форме публикации материалов и размещения на страницах тематических сайтов

Информация о тиражировании опыта работы Ничкова Н.В. в форме публикации материалов и размещения на страницах тематических сайтов...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...