Публикации работ по преподаванию физики
методическая разработка по физике на тему

Азанова Надежда Алексеевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Региональный этап VII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских

экологических проектов «Человек на Земле»

                             

                                      Номинация №2  «Экологические проблемы поселений.

                                                               Проблемы экономии энергии и ресурсов»                                               

    «Экология жилища: советы физика»

     

                              Работу выполнили: учащиеся 7 класса  МОУ Фроловская    

                                                                 средняя    общеобразовательная школа                                                                                                              

                                                   Лебедев Миша, Трегубов Артем, Добрынин Антон                                                                                                                         

                              Руководитель:  учитель физики  Азанова Надежда  Алексеевна

                          Адрес:    614530  Пермский край   Пермский район   п.Фролы

        ул Садовая  дом № 7,            телефон: 299 – 82 - 17

                                                        E-mal: frolschool@inbox.ru

                                                     МОУ Фроловская средняя общеобразовательная школа

Фролы 2008

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1.  Физические   домашние опасности  и их

                 влияние на здоровье человека………………………............................3

Глава 2. Школьные опыты по исследованию электризации обоев.……………6

Глава 3  Школьные опыты по проверке теплопроводности половых

               покрытий. ………………………………………………….…………….7

                 

Заключение…………………………………. ……………………………………..9

Список источников и литературы………………………………………………   10

Исполнители:

1.  Физические   домашние опасности  и их

                 влияние на здоровье человека………………Добрынин Антон, 7б класс

2. Школьные опыты по исследованию электризации

              обоев.………………………………………… Трегубов Артем, 7а класс

3  Школьные опыты по проверке теплопроводности половых

               покрытий. ……………………………………Лебедев Михаил, 7а класс

1

        Введение.

      В прошлом учебном году на школьном физическом кружке был поднят вопрос об экологии жилища человека с точки зрения физика. Была поставлена  цель: рассмотреть физические основы экологии жилища, проверить чистоту материалов используемых в квартирах,

дать советы по созданию экологически чистого жилья.

Был подобран материал, и результат был потрясающим – как человек невнимательно относится к своему жилью и, следовательно, к своему здоровью.

В этом учебном году продолжили нужную тему экологии жилья с точки зрения физика. Так как больше всего в наших  квартирах  в последние годы применяется электричество, а факторы его действия на здоровье не маленькие, была взята тема по электростатике дома. Было решено постепенно изучать, как можно сделать жилище экологически чистым. Для начала решено проверить обои, которыми люди оклеивают квартиры на электростатику.

         И еще нас заинтересовал вопрос о том, что в квартирах лежит на полу в качестве мягких покрытий (ковры, паласы, половые покрытия) и насколько функционально они действуют. Иными словами как хорошо они создают тепло пола – ведь это основная функция половых покрытий. Стоит ли отдавать дань моде и покупать современные, практически синтетические, покрытия или выбрать проверенные жизнью ковры. Какие из них держать тепло лучше?

На все эти вопросы мы и решили найти ответ, выполнив данную работу.

        

2

Глава 1.        Физические   домашние опасности  и их

                       влияние на здоровье человека.

           Любая среда обитания оказывает мощное влияние на человека, формируя его облик, характер, поведение и состояние здоровья. Среда жилого дома и рабочего помещения не является исключением. Ее влияние на генофонд населения, на его здоровье, пожалуй, можно сравнить с пищей и водой, которые во многом определяют жизнь, деятельность, старение и смерть человека. Если все экологические факторы здоровья неинфекционной природы принять за 100%, то 50% падает на образ жизни, 20% - на наследственные, генетические факторы, 19% - на окружающую среду, 9% - на состояние медицины и здравоохранение и 2% на остальные факторы.

Мы рассмотрели следующие виды опасностей, поджидающих нас в квартирах

           Электрические опасности

       Проблема электромагнитного загрязнения окружающей среды возникла потому, что исследования ученых показали, как опасно влияние электромагнитных полей на здоровье. Источниками электромагнитных излучений могут служить электропроводка, многочисленная бытовая электротехника, все, что вы включаете в розетку. В квартире возникает электрическое поле, называемое часто “электросмогом”.  

Издержка цивилизации, электросмог  - вездесущ. Но, что же нам делать? Не возвращаться же назад  в каменный век!

Этого действительно не следует делать. Существует множество способов и приемов для снижения или даже  ликвидации неблагоприятного действия электросмога  на человека.

     Электросмог - это электромагнитное загрязнение квартиры, дома, офиса, дачи, даже автомобиля. Диапазон частот электросмога весьма широк - от 16,7 Гц (частота сети электротранспорта) до нескольких ГГц (1.000.000.000 Гц) (микроволновые печи, радары).

— Электросмог является фактором, который действует на нас и в домах, и в рабочих помещениях, где мы проводим 80% нашего времени. Электросмог — это вся совокупность электрических и магнитных полей. Электрическую “паутину” создают электропроводка, все осветительные и бытовые приборы — фен, компьютер, радиотелефон, проходящие вблизи домов линии электропередач. Электросмог небезопасен и действует прежде всего на нервную систему, вызывая головную боль, плохой сон, раздражительность, беспокойство, депрессии. Электросмог действует также на эндокринную систему, в первую очередь на щитовидную железу. Тихо и незаметно он подтачивает иммунную систему, подавляя ее, что ведет к частым болезням. И, самое важное, электросмог влияет на репродуктивную систему: у женщин могут случаться выкидыши.

            Если мы не осознаем этого факта и по-настоящему не возьмемся за оздоровление своего дома, то нас ожидает участь многих народов и народностей,

3

погибших из-за необратимого повреждения своего генофонда - этой биологической основы благополучия и процветания народов, наций, рас, всего человечества.

      Если несколько приборов расположены на небольшом расстоянии друг от друга, их излучения как бы наслаиваются. И в зонах таких пересечений электромагнитное поле усиливается. Не все знают о том, как важно учитывать электрические действия на здоровье человека.

Электромагнитные колебания низкой и высокой частоты влияют на здоровье, вызывая нарушения в кровоснабжении различных органов.  
Неблагоприятные воздействия полей проявляются и в нарушениях нервной, иммунной, эндокринной систем. Под их влиянием в организме возникает дисбаланс.

  Действия сказывается на здоровье не сразу. Сначала ухудшается самочувствие, потом начинает болеть голова, от бессонницы появляются раздражительность и утомляемость.

Совет физика:

Самым простым способом снижения действия электромагнитного излучения на человека является защита расстоянием. При удалении от источника электрического поля на двойное расстояние, напряженность поля снижается в 4 раза. При удалении на тройное расстояние величина поля снижается в 9 раз и так далее.

Все электроприборы должны быть заземлены, но практически во всех квартирах этого нет. Далеко не на всех электроприборах вилки  предназначены для трехжильной сети. Импортные бытовые приборы не соответствуют нашим электрическим сетям.

Как можно чаще, желательно несколько раз в день, проветривайте помещение, особенно перед сном.

Очень важно расставить электроприборы правильно.  

    .                                    Радиация

   Другой опасностью, подстерегающей нас дома, является радиация. Специалисты утверждают, что бытовая техника не является источником радиации. За исключением телевизора. Но действие этой радиации до конца пока не изучено. Ученые считают, что излучаемый телевизором фон находится в пределах нормы, но все равно в целях предосторожности рекомендуют сидеть подальше от него. Некачественные строительные конструкции также могут являться источником радиации.

   К естественной радиации, помимо солнечной активности можно отнести радон — природный радиоактивный газ, который выделяется из почвы и содержится в небольшом количестве в воздухе. Может попадать в квартиру по простым причинам — плохая герметизация пола и коммуникационных путей, отсутствие вентиляции подпольного пространства.

         Длительная концентрация радона в доме (а он без цвета, вкуса, запаха) может привести к злокачественным новообразованиям верхних дыхательных путей,

4

изменению иммунитета, нарушению системы кроветворения. Современные материалы отличаются  повышенной электростатичностью и низкими теплозащитными свойствами внутрижилищная среда превращается в средоточие опасных для человека факторов: полимерные материалы; Агрессивными факторами являются пыль, шум, вибрации.

Советы Физика:

     Регулярно проветривайте свой дом (лучше — ночью), даже если он находится на оживленной улице. Новый синтетический линолеум или красивый ковер промойте — часть “химии” удалится. Делая покраску в квартире, отдавайте предпочтение быстро сохнущим и менее пахучим краскам; Хотя это и ” хлопотно, поставьте в квартире несколько горшков с цветами (герберой, геранью, папоротником, филодендроном) — они поглощают токсиканты.

Следует по возможности переходить на натуральные изделия.

   Другие опасности.

        Недавние исследования экологов произвели настоящую сенсацию - оказывается, что народ, привыкший неблагополучную среду, подвергается гораздо большей опасности у себя дома. Выяснилось, что воздух внутри помещения в 5 раз токсичнее, чем воздух городских улиц, и в 8 раз токсичнее, чем вне дома.

 Советы  физика:

  1. Поменьше химии и побольше натурального в квартире или доме.
  2. От шума и пыли хорошо защитят зеленые насаждения разной величины за окном
  3.  также в данной проблеме поможет остекление окон и ионизаторы воздуха
  4. Самый главный наш защитник - растения. Растения не только поглощают углекислоту, собирают на листьях пыль, обогащают воздух кислородом, но многие из них также очищают воздух от химических веществ.

5

Глава 2. Школьные опыты по исследованию электризации обоев

        Исходя из всего сказанного,  было решено постепенно изучать, как можно сделать жилище экологически чистым. Для начала решено проверить обои, которыми люди оклеивают квартиры на электростатику. Для этого были собраны обои  разного типа, применяемые для ремонта, и обои наэлектризовывались. С помощью электроскопа проверялось  значение электрического заряда.

Для лучшей точности проведения опыта были предусмотрены следующие моменты: по каждому куску обоев эбонитовой палочкой проводилось ровно 5 раз; на электроскоп заряд снимался проведением по стержню 3 раза; опыты проводились на протяжении двух месяцев;

Интересно было узнать зависит ли электризация от погодных условий.

Результаты опытов занесены в таблицу (числовые данные представлены в виде условных единиц заряда – уточненная шкала электроскопа):  

 тип     обоев


опыта

1. дуплекс

2. с акриловым напылением

3.

шелкография

4.

виниловые

5виниловые  с блестками

6.

бумажные

7.под

покраску

8.моющиеся

1.

2

1

0.5

1.5

1.5

0.5

4

2

2

1

2

1.5

2

4

6.5

3

1.5

2

1.5

1

4

2.

5

5,.5

1

1

3.5

9

5.5

9.5

7

1.5

5

4.5

5

5.5

9

4.5

0.5

4

2

7.5

3.5

3.

11

3

1.5

8

8

1.5

3

10

5

1

6.5

1

3

4.5

4

2.5

1

1.5

3.5

2

5.5

4.

6

3.5

1.5

1.5

3

3.5

2.5

4

3.5

1.5

1.5

2

4

3.5

5

5.5

4

3.5

1

6

4

сумма

74

47

16.5

38

32

45

49.5

     

    По отношению к электростатике наиболее безопасными являются такие типы обоев: шелкография, виниловые, виниловые с блестками. Самыми опасными  являются обои «дуплекс» и обои «под покраску».

6

Глава 3  Школьные опыты по проверке теплопроводности половых

               покрытий.

 Задачами нашей работы было:

-  Исследовать теплопроводность ковровых покрытий.

- Дать рекомендации их использования в жилище.    

 Для исследования мы взяли следующие покрытия

  1. 1полушерстенной ковёр.
  2. 2 палас  тканный.
  3. 3 палас гладкошерстный
  4. 4 палас с ворсом.
  5. 5 ковровое покрытие
  6. 6 половик самотканый.

Были сшиты футляры из мягких половых покрытий. Затем в них вставлялись металлические стаканы из под калориметра и в стаканы заливался    кипяток. Сначала измеряли начальную  температуру воды в стаканах. Футляры закрывали и оставляли на 5 минут. Затем  измеряли конечную температуру. Вычисляли разность температур и результаты занесли в таблицу.

                                 Данные опытов.

  тип



опыта

1



        t        t1 t2

раз        

2



t раз          t1   t2

3



t

раз        t1        t2        

4



t             t1    t2

раз

5



t

раз        t1        t2

6



t

раз        t1        t2

1

12   8674  

17  87   75  

11   86      74

10  86    74

13   86    73  

10   84    74

2

8    85  77          

8    84   76

10   83      73

6    83    77  

9     83    74  

9     83    74

3

11   84 73

11  85   74  

17   81      64

7    84   77

16     84  68  

14   82    68

4

7     83  73

8     83  75

10   78      68

8    84    76

10    82   72  

6     82    76

5

17      8568  

10   85  75

13   83      70

16  86    70

12    86   74

13   85    72


6

  10   80   70

9     81  90

13    79      66

9      81   70

10   79    69

12    78   66

7

 14  80  66

12  82   70

13    79      66

9    81    70

7    82     75

10    84   74

8

9 81   72

13  81   68

13    80      68

 10  80    70

 7    81    74

13   82    69

9

18  86   68

13  82   69    

9     78       69

 19  80    69

16   80    64

11    80   69

7

 

  Изменение t-ры

                     Тип  покрытия


  № опыта

1

2

3

4

5

6

1

12

17

11

10

13

10

2

8

13

10

6

9

9

3

11

8

17

7

16

14

4

17

11

10

8

10

6

5

7

8

13

16

12

13

6

10

10

13

9

10

12

7

14

9

13

9

7

10

8

9

12  

13

10

7

13

9

18

13

9

19

16

11

     сумма

106

101

109

94

100

98

Опыты показали, что покрытия по отношению  к теплопроводности распределились таким образом  

палас с ворсом. -1

половик самотканый  -2

ковровое покрытие -3

палас  тканный -  4

полушерстяной ковёр - 5

палас гладкошерстный -  6

Следовательно,  при приобретении  в квартиру половых покрытий можно использовать для совета данные нашего опыта – лучше всего приобретать палас с ворсом. На втором месте, к нашему удивлению, оказался половик домотканый.

 

8

Заключение.

     Данные наших опытов мы обнародовали на школьной конференции. Работа вызвала большой интерес, и было предложено выпустить буклеты с результатами данной работы, так как  их можно взять за рекомендации для приобретения обоев для ремонта квартир. И по второй части работы можно сделать вывод, что не все половые покрытия, используемые для утепления полов квартиры, дают одинаковый результат. Следовательно, используя данные опыта можно дать рекомендации – какие покрытия наиболее выгодные и удобные.

   Лучше всего в квартире использовать ворсовые паласы и самотканые половики. Неплохой результат имеют распространенные в настоящее время половые покрытия. Надеемся, что наши данные помогут выбирать для своего дома более лучшие, теплые покрытия.

9

Список источников и литературы.

 Физика (Большая Серия Знаний) М., 2003

А.И.Китайгородский.   «Физика для всех. Молекулы» М., «Наука»,                   1984.  

А.И.Китайгородский.   «Физика для всех. Электроны» М., «Наука», 1984.  

А. П. Рыженков «Физика человек окружающая среда», М., 2000 г.

Материалы Интернета

10



Предварительный просмотр:

МОУ Фроловская средняя общеобразовательная школа

Проект воспитательной работы

в 9 классе «А»

на 2010/2011 учебный год

   

                                                                                     

                                                                                                         Классный руководитель: Азанова Надежда Алексеевна

Пермский район

                                                                                                        Характеристика класса.        

       В 9а классе учится 15 человек –4 мальчиков и 11 девочек. 7 учеников проживают на территории соседней сельской администрации.7 учеников проживают во Фролах и Вика Кирнос проживает в деревне Замулянка. Таким образом доля приезжающих детей составляет 47%. Такой состав учащихся затрудняет деятельность классного коллектива во внеурочное время, т.к. сразу после уроков ребята должны быть готовы к отвозу на школьном автобусе

   По окончанию  8  класса сохранилось количество отличников и хорошистов– есть 1 отличник - Лебедев М,

 5 хорошистов – Дружинина Т., Сунцова Н., Трегубов А., Шихова М., Югова Аня.  Трегубов Артем закончил учебный год с одной  четверкой по русскому языку, остальные   пятерки – этот результат лучше прошлогоднего. Учащиеся способные, навыки учебного труда есть, но могут безответственно относиться к выполнению домашнего задания, могут его списать у одноклассников. Очень много отвлекаются на свои сотовые телефоны и даже во время уроков.

    Поведение учащихся на уроках в основном хорошее. Остается в списке нарушителей  дисциплины на уроке разговорами Сафиуллина Д., Брагина Ю. К ним могут добавиться Вишневская М., Якубовская А. Из мальчиков наиболее энергичный и непоседливый  Абрамов П. Может вслух на уроке высказывать свое мнение Немтинов С.

 Настораживает  эгоистичность учащихся класса по отношению друг к другу, радуются не успехам одноклассников, а их неудачам. Наблюдается  деление класса на группы, часто эти группы непостоянны.  По отношению к взрослым уважительны.

Неблагополучных семей нет. Однако есть проблемы у Брагиной Юны – она была поставлена на учет в милицию за распитие слабоалкогольных напитков в г. Пермь, но готовятся документы о снятии учета. Есть проблемы семейные у Климовой Кати – может жить то у мамы, то у папы и это сказывается и на учебе и на поведении.

9 класс это выпускной по среднему основному образованию период, поэтому очень важно в этом году направить все силы на успешную сдачу ЕГЭ, выбору последующей ступени получения образования

   На новый учебный  год

Цель:  «Подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации и  сознательному выбору дальнейшей    траектории образования».

Задачи:

  1. продолжить  работу по формированию учебной мотивации и развитию учебных навыков;
  2.  вести связь с учителями-предметниками в организации учебного процесса;
  3. проводить работу по развитие самооценки ученика
  4. способствовать сплочению классного коллектива путем формирования социально-активной позиции                                                                 каждого     ученика
  5. вырабатывать ответственность по выполнению общественных поручений
  6. вырабатывать необходимость здорового образа жизни.

Циклограмма работы классного руководителя

Ежедневно: контроль посещаемости; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по классу; работа с классным журналом;

Еженедельно: проведение классных часов, проверка дневников; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми;

Ежемесячно:  встреча с родителями; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы.

В конце каждой четверти: подведение итогов четверти; оформление итогов четверти в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.

В конце учебного года: проведение родительских собраний по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.

Список  9а  класса   (2010 – 2011 уч год)

п/п

ФИО

дата рождения

ФИО   родителей

место   работы

адрес

телефон

1

Абрамов Павел Алексеевич

24.08.1995

Елена Евгеньевна

Алексей Валерьевич

ЧП Гилева, продовец

ЧП Кротова, строитель

Фролы,

Центральная 3а – 5

299-82-07

2

Брагина Юнона Валерьевна

21.01.1996

Елена Леонидовна

Валерий Геннадьевич

Бухгалтер San in Bev

Базы, Васильева 6

ст Ферма

Строителей  5-2

299-61-01

3

Вишневская Мария Вячеславовна

11.09.1995

Трескова Анна Анатольавна

Тресков Федор Васильевич

Отпуск по уходу за ребенком

ООО «Энергия», гл.  бухгалтер

Фролы,

 Садовая 12-13

4

Дружинина Татьяна Владимировна

07.01.1995

Зоя Павловна

Владимир Григорьевич

ООО «Железобетон», кладовщик ТНЦ

"Лукойлчерноморье" (таможн),  водитель

ст Ферма

ул Железнодор-я    15-13

5

Кирнос Виктория Анатольевна

22.01.1995

Наталья Геннадьевна

Анатолий Александрович

МОУ Фролов. СОШ, библиотекарь

МСЧ – 3,  водитель

Замулянка,

Сибирская 58

299-81-07

6

Климова Екатерина Дмитриевна

12.07.1995

Дмитрий Анатольевич

 Дробинина  Ольга   Владимир.

Нефтяников 36 - 14

п. Горный

7

Лебедев Михаил Сергеевич

29.08.1995

Валентина Владимровна

Сергей Владимирович

ОАО «Пермское ОПО» зав. магазином ОАО «ФСК ЕЭС» ППМЭС (пермэнерго) деж. электромантер

Няшино

Энергетиков 13 - 5

240-75-95

8

Немтинов Вячеслав

Алексеевич

26.02.1995

Алексей Семенович

Анна Гаяновна

«Стефи-вело» водитель

ООО кондитер-я ф-ка «Нескле»

Фролы,

 Садовая     12  - 39

299-84-06

9

Петер Ангелина Сергеевна

22.01.1996

Надежда Дмитриевна

Сргей Владимирович

ЧП Василюк РЦ "Кашалот"

Нефтяников 38а - 9

10

Сафиулина Диана Валерьевна

29.01.1995

Лена Миналябибовна

Хабибулин Мансур Асхатович

ООО «Новая Семья», продавец-кассир

ООО Сатурн - Р

Фролы

Центральная 13 - 60

11

Сунцова Надежда Степановна

14.07.1995

Шадрина Елена Владимировна

Степан  Михайлович

Фроловский д/сад

Уч/хоз "Липовая гора"

Фролы

Центральная 13 - 62

299-82-70

12

Трегубов Артем Сергеевич

30.03.1995

Наталья Ивановна

Сергей Владимирович

ЗОО железнодор бухгалтер

Промгаз эл/сварщик

п. Горный    

 Механиз-в 18 - 6

299-61-60

13

Шихова Мария Алексеевна

20.08.1995

Наталья Владимировна

домохозяйка

п. Кояново

14

Югова Анна Сергеевна

12.06.1995

Сухарев Вячеслав Анатольевич,

Татьяна Николаевна

ОАО «Редуктор-ПМ»,

Отпуск по уходу за ребенком

Фролы,

 Центральная  1-19

299-82- 52

15

Якубовская Анжела Валерьевна

10.05.1995

Логинов Иван  Алексеевич,

Людмила Валерьевна

МОУ Фролоаская СОШ,  повар

Фролы,

 Садовая  12- 43

План-сетка воспитательной работы

Меропри-

ятия

Центр «Образование»

Центр «Здоровьесбережение»

Центр «Гражданское воспитание»

Работа с родителями

Примечания

                С е н т я б р ь

Обще-школьные

(районные)

                                                          «Д е н ь       з н а н и й»   1.09.10  

                                                Общешкольный туристический слет. 18.09.10 ,            

               акция «Форма, дисциплина»(итог 26.09. 09),  классные десятиминутки по безопасности, конкурс плакатов

                                                    КТД «Жизнь  безопасности» 29.09.10

                                                 

Классные

Кл час

 «Жизнь без опасности»

Ведение «дневника – поведения»

Кл час «Режим дня – особенности юношеского возраста»

Заполнение дневников

Организация питания учащихся.

График дежурств в классе.

Обеспечение водой.

Беседа: «Твоя безопасность-в твоих руках»

 «Отчетно – перевыборное собрание»

Правила дорожного движения

Переоформление

классного уголка.

Кл. родительское собрание

«Наши задачи на новый учебный год» 27.09.10)

Информация о школьном и внешкольном ДО

Заполнение

сведений о родителях, адрес, телефон

Беседы с родителями Якубовской А., Вишневской М.

Климовой К.

О к т я б р ь

Обще-школьные

(районные)

Д е н ь          у ч и т е л я  .  ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ –5.10..10,  праздничный концерт

Общешкольное родительское собрание «Единые требования 19.00»     25.10.10

Школьный и районный «Марафон знаний»   27.10.10                              

Подведение итогов акции «Форма, дисциплина, дневники» 29.10.10.

  1.   Акция «Успеваемость»

Школьный 1 тур «ЧГК?», Школьный конкурс «Маленькая красавица»  

Классные

Рейд по проверке заполнения  дневников

акции «Успеваемость» (выставление оценок, сообщение родителям)

Справки о состоянии здо-ровья (физкультура)

Дежурство по школе

Генеральная уборка класса и территории.

Правила дорожного движения.  Кл час «Единые требования» Беседа «Безопасность во время каникул»

Кл вечер «В тесном кругу друзей»

Кл час «В мире профессий»

Родительское собрание «Единые требования» 19.00   25.10.10

Встреча с родителями, Брагиной Ю.,

Климовой К.

Вызов на педсовет Брагиных Е.Л., Юну.

         

Меропри-

ятия

Центр «Образование»

Центр «Здоровьесбережение»

Центр «Гражданское воспитание»

Работа с родителями

Примечания

                Н о я б р ь

Обще-школьные

(районные)

                                       Школьный этап предметных олимпиад, районный этап предметных олимпиад.

 

                                                Районный конкурс «Эко-ёлка».   

         

Классные

«Кл час «Итоги 1 четверти план на 2 четверть»

Классный рейтинг по успеваемости

 «Экзамены – итог твоей работы – твой выбор»

Ведение «дневника – поведения»

Заполнение дневников

Беседа «Осторожно – гололед»

«о  вреде  курения»

Организация питания учащихся.

График дежурств в классе.

Утепление окон

Беседа «Почему часто болит голова?»

Беседа: «Твоя безопасность-в твоих руках»

Кл.час «Решение организа-ционных вопросов»

Правила дорожного движения

Дежурство по школе

Родительское собрание «Организация  итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-го классов» (заключение договоров))

Климова К перешла жить к отцу.

Постоянный контроль за посещаемотью, успеваемостью.

Д е к а б р ь

Обще-школьные

(районные)

с 14 12 09  Мастерская Деда Мороза (конкурс новогодних игрушек, газет, снежинок, украшений)

                                                         Новогодние елки:29.12- старшая школа,

                Рейд «Дневник», «Школьная форма»

Классные

Поездка в профцентр.

Экскурсия по учебным заведениям.

Классные собрания

«Предварительные итоги успеваемости»

Рейд по проверке заполнения  дневников

акции «Успеваемость» (выставление оценок, сообщение родителям)

Как вести себя в холодную погоду

Беседы по правилам пожарной безопасности

Генеральная уборка.

Поездка в театр «У моста»( спектакль «Ромео и Джульетта»)

Дежурство по школе

Правила дорожного движения.  Беседа «Безопасность во время каникул»

Общешкольное родительское собрание «Коммуникативная компетентность подростковой среды»

Кл вечер «Новый год не за горами»,

Заказ н/подарков

 Каникулы 31.12. –11.01.10   

Индивидуальные данные по 9а классу.

п/п

ФИО

Паспорт

ИНН

Страховое свидетельство

Социальный статус

Здоровье

1

Абрамов Павел Алексеевич

2

Брагина Юнона Валерьевна

Слабое зрение

3

Вишневская Мария Вячеславовна

Многодет.

4

Дружинина Татьяна Владимировна

Слабое зрение

5

Кирнос Виктория Анатольевна

Слабое зрение

6

Климова Екатерина Дмитриевна

138-255-833-78

неполная

7

Лебедев Михаил Сергеевич

5709   №477531

29.09.2009г

137- 015- 091- 25

8

Немтинов Вячеслав

Алексеевич

9

Петер Ангелина Сергеевна

Неполная, малоим.

10

Сафиулина Диана Валерьевна

11

Сунцова Надежда Степановна

Многодет.

Слабое зрение

12

Трегубов Артем Сергеевич

136-862-985-07

13

Шихова Мария Алексеевна

14

Югова Анна  Сергеевна

Слабое зрение

(операция 2009)

15

Якубовская Анжела Валерьевна

Многодет.,  малоим.

Участие в мероприятиях 2010 – 2011 уч. год

п/п

ФИО

День Знаний

Турслет

Жизнь без опасности

День учителя

«Маленькая красавица»

«ЧГК»

Шк/р-н

Экоёлка

«КВН»

Новый год

н/годний вечер

1

Абрамов Павел

П

О

П

у/у

У

У

+

2

Брагина Юнона

П

О

П

У

+

3

Вишневская Мария

П

О

П

у/-

+

+

4

Дружинина Татьяна

П

Б

П

у/-

У

++

+

5

Кирнос Виктория

У

О

У

О

++

+

6

Климова Екатерина

П

Б

П

+

+

7

Лебедев Михаил

У

О

У

о/у

У

У

+

+

8

Немтинов Вячеслав

П

О

-

+

9

Петер Ангелина

П

Б

П

+

+

10

Сафиулина Диана

 

П

О

П

У

+

+

11

Сунцова Надежда

У

О

П

О

у/у

У

+

+

12

Трегубов Артем

У

О

У

у/у

У

У

++

+

13

Шихова Мария

У

О

У

у/у

у

++

+

14

Югова Анна  

П

Б

П

У

+

+

15

Якубовская Анжела

П

Б

-

-

П – присутствие

У – участие

О – организация                           Б – болел(а)



Предварительный просмотр:

Учитель физики 1 категории

 МОУ Фроловская средняя

общеобразовательная школа

Надежда Алексеевна Азанова

Идея «Учимся изобретать» в свете

 проектно-исследовательской деятельности учащихся.

                                                   «Скажи мне – я забуду.  Покажи мне – я могу запомнить.                

                                            Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда»

Всякий ли ученик способен полноценно раскрыть свои возможности в современной школе? Как правило, в обычной сельской не очень большой средней школе (какой является моя Фроловская школа) на нескольких лучших учениках держится вся работа, как на уроке так и в школе. Как развить ценностные установки учащихся по отношению к учению, помочь открыть им  свои возможности индивидуального развития?

Есть много хороших методик преподавания физики в основной и средней школе. Я для себя, как основную, выбрала методику проектной деятельности. Эта методика не является чем– то сверхновым и в последнее время нашла широкое применение в российских школах. С помощью методики проектной деятельности становится возможно вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.  ориентироваться в потоке информации, научить принимать самостоятельные решения. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Физика как предмет благодатная почва для этого.

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  2. выдвижение гипотез их решения;
  3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  4. обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  1. внедрение и эффективность научных исследований.
  1. выводы, выдвижение новых проблем исследования. 

позволяет объединить методы в единый .

     На уроках я провожу идею «Учимся изобретать». В свете проектно–исследовательской деятельности учащиеся стараются осуществить полученные задания. Это могут быть самые примитивные задания - сконструировать измерительные приборы из заданного материала, из подручного материала, с заданными параметрами. Более сложные задания – придумать схему работы электронного контролера для тестов для учащихся начальной школы и создать на её основе прибор. Наиболее сложные задания рождаются у самих учащихся при выборе тем работ. Например:

- «Нетрадиционные способы измерения атмосферного давления»

- «Влияние магнитных и электрических полей на всхожесть семян цветов» (эта работа была признана лучшей на секции «Физика, математика, информатика» на районной конференции научно – исследовательских работ учащихся в 2005 - 2006 учебном году).

- «Проверка обоев на электростатику» (работа стала востребованной среди жителей поселка)

- «Проверка теплопроводности домашних половых покрытий» (получился интересный результат по самотканым половикам)

- «Исследование нагревания воды нетрадиционными способами»

     Учащихся с гуманитарным складом ума реализовывали проекты полуреферативного  направления: «Хорошо ли мы знаем Архимеда», «Ученые физики – лауреаты нобелевской премии», «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне», «Экология жилища – советы физика»

Для всей школы (с 1 по 11 классы по отдельности) в день космонавтики была проведена ИКТ-конференция (в виде презентаций Microsoft Office Power Point). Были представлены работы:

- «Ю.А.Гагарин – первый космонавт»,

- «Этапы освоения космоса»

- «Космические аппараты»

- «Исследования Луны»

- «Исследование Марса»

     Интересным результатом такой работы стало то, что на кружок по физике «Учимся изобретать», который является органическим продолжением работы для заинтересовавшихся учеников и позволяет учащимся более основательно работать по выбранным темам, стали на прашиваться и реализовывать себя учащиеся с дивиантным поведением и они успешно делают свои работы, защищают их и даже выходят со своими работами на районную конференцию.

Резко увеличилось число выбирающих физику (как предмет для  сдачи экзаменов) учеников, правда пока не самых успешных.

Что дает такая работа в преподавании физики:

- у учащихся появляется заинтересованность предметом и мотивация к обучению

- учащиеся знакомятся с новыми компьютерными технологиями (работа с пакетом программ Microsoft Office)

- в этом году широко применили возможности Интернета (ездили в РЦПИ- для некоторых учащихся это было полное открытие)

- учащиеся учатся обобщать, сравнивать, измерять, систематизировать, преломлять полученные данные; выдвигать собственные гипотезы

- немаловажное значение имеет работа в группе, приобретение коммуникативных способностей

Могу поделиться методикой выбора тем для научно – исследовательских работ.

1. Качество знаний по физике

        2. Качество знаний  на экзаменах

3. Количество учащихся выбравших для сдачи экзамена физику

        

4. Количество работ, принявших участие в конференциях научно-исследовательских

работ учащихся



Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре: «Формы работы с информацией»

Кластерный анализ текста

Кластер – англ. Cluster гроздь, способ графической организации материала

Кластер  – позволяет:

а) сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст;

б) охватывать избыточный объем информации

Алгоритм создания:

  1. Написать ключевое слово или тезис («сердце» текста в центре листа
  2. Вокруг «сердца» - «набросать» слова, предложения, выражающие идеи, факты, образы (записывать все, что приходит на ум)
  3. Соединить с «сердцем» текста (спутники)
  4. Создать «спутники» «спутников» (путем установления новых логических связей)

Кластер-фигура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле текста

Конспектирование

  1. Конспектирование - один из методов, направленных на осмысление, осознание и переработку информации   Конспект – краткое письменное изложение или запись содержания чего-либо.

Результат конспектирования – краткая запись, позволяющая восстановить полученную информацию с нужной полнотой

Алгоритм конспектирования:

А) восприятие информации устно или письменно

Б) Запись информации после специфической обработки информации путем:

- сокращения текста  в виде «сворачивания» известной информации, чтобы потом суметь ее вновь «развернуть»

- уменьшения в объеме главной (новой, важной) информации, где вычленение важнейший компонент обучения рациональному конспектированию

Виды конспектирования

  1. Линейный конспект – форма развернутого тезисного плана
  2. Кластер с текстовыми вставками – кроме ключевых слов и понятий дается комментарий
  3. Конспект – таблица, может быть составлена в вопросно- ответной форме
  4. Двухэтапный конспект:

              А) первая часть конспекта заполняется после прочтения текста

              Б) вторая часть – после выполнения всех видов заданий по тексту

  1. Конспект на основе опорных  сигналов – визуализация или выражение информации через образы (с помощью символов, схем, рисунков). Кодируется информация с помощью ключевых слов, фраз, рисунков, схем, символов.  

Прием Д. Огле «Знаю» - «Хочу узнать»

ЗНАЮ

ХОЧУ   УЗНАТЬ

УЗНАЛ (А)

 

 

 

Таблица

Таблица – метод структурирования текста на стадии осмысления и переработки информации

Таблица – результат некоторой классификации, оформленной в виде нескольких столбцов и строк

Алгоритм создания таблицы:

  1. Определить основной смысл статьи (текста)
  2. Выделить основания для классификации
  3. Определить параметры классификации
  4. Построить таблицу по горизонтали и вертикали, определяя адекватно основания(одно по горизонтали, другое – по вертикали)

Двойной дневник

Цель: внимательное чтение на основе возможности связывания прочитанного с  личным опытом

Фрагмент текста

Комментарии. Ассоциации.Аналогии. Мысли по поводу прочитанного

- Серьезное творчество Олимпиада. Москва.

- Успех олимпийских игр. Концепция.- Приемы развития творческого мышления - 4 000 000

  1. Сначала и не прочитала
  2. -В институт поступала в тот год
  3. Почему-то подчеркнуто…


- 12 лет надо, чтобы прочитать каждую информацию

Надо же!

- О творчестве много говорят, мало делают

Немногие знают, что это такое

Работала с этим. Статью писала. Так что же это такое?

Попробую разобраться в авторской позиции

Метод графической разметки текста

Формы:

- подчеркивание

- выделение текстом

-  маркировка специальными значками

Методики:

ИНСЕРТ, ПМИ (плюс, минус, интересно)

Методика Инсерт:

1 этап – определение системы маркировки текста   (^,   +,   -,   ?)

2 этап – маркировка на полях абзацев и предложений

3 этап – систематизация информации в таблицу

4 этап – последовательное обсуждение каждого столбца

^

+

-

?

Если информация уже известна,

она вписывается в столбик

Неожиданное,

новое,

интересное

Вызывает сомнение, несогласие

Непонятно, требует

Дополнительной

информации,

дополнительного чтения

Методика ПМИ  (плюс, минус, интересно)

  1. Выбрать утверждение (тезис)
  2. Читая текст, маркировать :
  3. «+», если аргумент сильный в пользу утверждения
  4. « - », если слабый аргумент или АНТИТЕЗИС

                     Приложение 1                    

Что такое снег.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза  и Ефрона     Снег- кристаллы замерзшей атмосферной воды; формы их - иглы гексагональн. системы, собр. в таблички, большей частью имеющие вид шестилучевых звезд. При близкой к 0 темп. С. слипается в хлопья; при неспокойном воздухе С. скатывается в крупу. Значение снежного покрова как защиты от холода и запаса влаги огромно, особ. в континент. странах, какова Россия. Воейков, "Снежный покров", 1889.-С. красный, появляется на полярн. и горн. снеговых покровах и обусл. микроскопической водорослью Haematococcus nivalis, сем. вольвоксовых, с красн. пигментом.

 БСЭ   Снег- твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок - снежных (ледяных) кристаллов, очень разнообразных по форме, но имеющих в основе шестиугольную пластинку или шестигранный столбик. Диаметр снежинок от долей мм до нескольких мм. При штиле и температуре воздуха около 0 °С снежинки могут при соударении соединяться в крупные хлопья диаметром до нескольких см. Средняя масса отдельных снежинок от 0,0001 до 0,003 г, крупных снежных хлопьев - до 0,2-0,5 г. В умеренных и высоких широтах С. является типичным зимним видом осадков и образует снежный покров. Количество выпавшего С. измеряется с помощью осадкомера.

Библейская энциклопедия   Снег - воздушные испарения, замерзающие в воздухе и падающие на землю большими белыми хлопьями. Указания на снег в Свящ. Писании, особенно на его белизну, встречаются нередко. Снег был любимым иносказательным выражением у евреев. Снег, обыкновенно падающий зимой и довольно глубоко покрывающий землю, иногда даже в Иерусалиме, хотя и не долго лежащий на оной, служит также предметом особых иносказательных указаний. Болезнь проказа неоднократно в Свящ. Писании сравнивается со снегом 

Словарь по естественным наукам

Снег - твердые осадки, выпадающие в виде снежинок. Снег выпадает из многих видов облаков, в особенности из слоисто-дождевых (снегопад). Снег - типичный зимний вид осадков, образующий снежный покров.

Атмосферные осадки

Снег - твердые осадки, выпадающие в виде снежинок. Снег выпадает из многих видов облаков, в особенности из слоисто-дождевых (снегопад). Снег - типичный зимний вид осадков, образующий снежный покров.

Снежный покров - слой снега на поверхности Земли, образовавшийся в результате снегопадов и метелей. Снежный покров обладает малой плотностью, возрастающей со временем, особенно весной. Отражательная способность (альбедо) свежевыпавшего снега - 70-90%, старого, тающего снега - 30-40%.

Снежный покров сильно отражает солнечную радиацию и предохраняет почву от чрезмерного выхолаживания, а озимые посевы от вымерзания; оказывает огромное влияние на климат, рельеф, питание рек и ледников, почвообразовательные процессы, жизнь растений и животных.


Сколько весит снежинка и сколько весит весь снег!
«Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится». И кажется, нет ничего невесомее крохотных снежинок. Упадет на руку – даже не почувствуешь. Весит около миллиграмма, редко – 2...3 миллиграмма. За несколько часов огромные пространства суши могут оказаться под снежным пушистым одеялом. Сколько же весит снег теперь? «Пуховое» одеяло стадо похожим на тяжеленные гири, способные повлиять на скорость вращения Земли.

Например, в августе, в период наименьшей заснеженности Земли, когда в северном полушарии еще лето, а в южном – конец зимы, снегом бывает покрыто 8,7 процента всей поверхности планеты (из них 7 процентов в южном полушарии и 1,7 процента – в северном), по площади это 44·106 квадратных километров, а весит такой покров 7400 миллиардов тонн.


Снег оказывает влияние на Землю не только своим весом. В планетном масштабе он подобен громадному зеркалу, отражающему в космос почти 90 процентов лучистой энергии Солнца. Такой высокой отражательной способностью (альбедо) не обладает больше ни одно естественное тело.
Это звучит парадоксально, но зимой холодно главным образом от рожденного холодом снега. Снежное покрывало, которое принято считать теплым и которое действительно спасает от морозов растения и животных, на самом деде – в масштабах всей Земли – значительно способствует выхолаживанию планеты: оно надолго изолирует от солнечных лучей обширные территории. Например, в умеренных широтах в ясный апрельский день поступает вполне достаточное количество солнечного тепла для того, чтобы почва оттаяла, прогрелась и чтобы прогрелся прилегающий слой воздуха. Но, пока лежит снег, почва остается мерзлой, а воздух холодным, да и сам снег тает очень медленно. По мере таяния альбедо снега постепенно уменьшается за счет увлажнения и загрязнения его поверхности, к концу весны доходит до 30 процентов.



В 1611 году немецкий астроном И. Кеплер опубликовал сочинение «Новогодний подарок, или о шестиугольном снеге». Там он говорит о формах снежинок, задумывается над вопросом: «Отчего снег шестиуголен?» и отвечает сам: «Вещь эта мне еще не открыта». В наше время, хотя с тех пор прошло более чем три столетия, специалисты говорят, что им приходится повторять этот ответ Кеплера.

Как же образуются снежинки? Первоначально вокруг ядер кристаллизации (мельчайших инородных частичек) возникают зародышевые ледяные кристаллы. Перемещаясь вверх-вниз, они попадают в слой воздуха с переохлажденными капельками воды. Здесь будущая снежинка начинает интенсивно увеличиваться в размерах за счет сублимации (идет процесс непосредственного перехода водяного пара, содержащегося в воздухе, в твердую фазу – в снег). При этом выпуклые участки снежинки растут быстрее. Так, из первоначально шестигранной пластинки вырастает шестилучевая звездочка. Сталкиваясь на своем пути с переохлажденными мелкими капельками, снежинка упрощается по форме. Если столкнется с крупной каплей, может превратиться в градинку.

Множество факторов влияет на образование и рост снежинок, потому так велико разнообразие их форм. В лучших коллекциях микрофотографий насчитывается более 5 тысяч снимков снежинок, отличных друг от друга. Однако даже специалисты лишь приближенно представляют, как форма и размер снежинки отражают историю ее жизни.

Известно, что еще в воздухе снежинки непрерывно изменяются. В зависимости oт погодных условий в разных местах выпадает «свой» снег. В Прибалтике и в центральных областях, например, часто идет снег в виде крупных, сложной формы разветвленных снежинок, иногда мохнатых хлопьев.

. Случается, если мороз около 40°C, зарождающиеся в атмосфере кристаллики льда выпадают в виде «алмазной пыли». Так, в Центральной Якутии в ясную морозную погоду выпадают тоненькие ледяные иголки, образующие на земле слой пушистого снега.

Толщина снежного покрова на территории СССР далеко не везде одинакова. Однако общую закономерность все же можно проследить. Она постепенно нарастает от Прибалтики до Подмосковья, резко увеличивается в Предуралье и в горах Урала, а на равнинах Западной Сибири снега снова становится меньше. Обширная область наиболее глубоких снегов расположена севернее Енисейска, при впадении Подкаменной Тунгуски в Енисей. Здесь высота снежного покрова достигает 1 метра. Еще восточнее, в некоторых горных и приморских районах снега накапливается и того больше. А вот в Забайкалье, где подолгу стоят устойчивые и сильные морозы, но при ясной, сухой погоде, высота снежного покрова чуть ли не в 10 раз меньше, чем в районе Енисейска. Рекордная, причем не только для Советского Союза, но и для всей Евразии, цифра высоты снежного покрова зарегистрирована на Камчатке. Обилие снега там связано с сочетанием гористого рельефа и влажных тихоокеанских ветров. Здесь даже на небольшой высоте над уровнем моря слой снега достигает 1,3...1,6 метра, а в отдельных районах – до 5...6 метров.


Снег на полях...
«Снег на полях – хлеб в закромах».
Эта старинная русская пословица очень точно определяет роль снега в земледелии. Причем прошлогоднего снега! Известно, что температура почвы, ее влажность, химический состав, структура, насыщенность микроорганизмами в немалой степени зависят от толщины покрывавшего ее зимой снега и его свойств.
Особенно большую роль «прошлогодний» снег играет в засушливых областях, где он нередко оказывается основным источником запасов влаги, необходимых для развития растений.

Сейчас почти повсеместно широко входит в практику снежная мелиорация, то есть регулируются высота снежного покрова (с соответствующим изменением плотности и теплопроводности снега), накопление и задержание снега, интенсивность таяния, условия стока талых вод и прочее. Все это позволяет дополнительно собирать многие тонны зерна и другой земледельческой продукции.

Чтобы задержать на поле выпавший снег, применяют разные способы: собирают снег в валики, уплотняют его катками, оставляют на поле высокую стерню, создают стерневые кулисы из подсолнечника или горчицы, на посевах озимых ставят щиты.

        Скрип снега
Снег скрипит только в мороз, и тональность его скрипа меняется в зависимости от температуры воздуха – чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. Есть люди, которые могут оценивать температуру воздуха по воспринимаемым на слух изменениям в характере скрипа снега.

Скрип снега – не что иное, как шум от раздавливаемых мельчайших кристалликов снега. В отдельности каждый из них так мал, что, ломаясь, издает звук, недоступный человеческому уху. Но когда суммируются мириады таких «голосов», появляется вполне явственный скрип.

Кластерный анализ текста

-

безветрие

-

мороз

ветер

Образо

вание

снега

       снег

отражение

 излучения

для с/х

-

значение

снега

-

для

природы

движение

 Земли

.

теплая

погода



Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся"

Школьный учитель, как правило, является носителем “застывшего” знания, собрания фактов, переданного нам (в образование) наукой.

Действительно так: сколько себя помню

  1. как изучали безударные гласные
  2. так и изучаем
  3. как учили таблицу умножения, так и учим. Как было 33 знака в русской азбуке – так и есть.

Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик прикоснутся к таинству получения нового (пусть даже субъективно нового) знания и начнем осваивать технику этой работу “Исследованию все возрасты покорны” исследователями могут быть даже воспитанники детского сада, дети с задержкой в развитии, а тем более школьники и одаренные дети. Конечно, в каждом случае есть свои методические особенности, но – исследовательский подход один.

Один из главных путей развития интеллектуально–творческого потенциала личности ребенка – это исследовательская практика. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко переносятся во все виды деятельности, т.к. они легко прививаются.

Ведь мы должны помнить, что самые ценные и прочные знания не те, которые выучены, а те, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих собственных изысканий.

Психологи давно подметили такую особенность, что умственная деятельность ученого, делающего “эпохальное” открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, - идентичны по своей внутренней “механике”. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя как ученому, чем получать знания в “готовом виде” - т.е. заучивать.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать – это индикаторы детской одаренности. (Пример “вездесущих” мальчишек). Слова из песни: “Из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки

Из.......................

Из...................... и батареек

Сделаны наши мальчишки”

Учителя стажисты знают, что обучение должно быть “проблемным”, т.е. содержать элементы исследовательского поиска. И некоторые из нас так и делают: ставят проблемные вопросы, учат делать умозаключения и обобщения или выводы. И лишь совсем немногие говорят, что учение должно быть с “увеличением”, о “школе радости”.

Но ведь мы это тоже проходили. Вспомните В.А.Сухомлинского, Ш.АмонаШвили. Это были “школы радости”. Где радостным является прежде всего – основной вид деятельности – учение.

Но это совсем не значит, что эту работу перенести в массовую школу в обучение.

Для этого есть домашние условия. Исследования надо перенести на дом. Это может быть и специальное действие и продолжение классного общения

  1. Рвать бумагу, складывать и смотреть, что получится (Рваная аппликация).
  2. Наблюдать за рыбками в аквариуме и делать записи.
  3. Изучать поведение синиц за окном и помогать им.
  4. Проводить опыты с разными предметами.
  5. Разбирать игрушки, изучая их устройство. (Почему дети ломают игрушки? Заглядывают внутрь).

Наша задача:

  1. помочь в проведении этих исследований;
  2. сделать их полезными и безопасными для ребенка и окружающих его людей.

Помощь нужна от нас на всех этапах лишь в первое время:

  1. при выборе предмета исследования;
  2. при поиске методов его изучения;
  3. при сборе и обобщении материала;
  4. доведении дела до логического завершения.

Чтобы разобраться в методической стороне, кратко рассмотрим несколько общих вопросов. Какой может быть исследовательская деятельность детей.

В современной педагогике различается 3 уровня реализации “исследовательского обучения”.

1. Уровень. Самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение находит сам ребенок.

2. Уровень. Взрослый ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.

3. Уровень. Высший. Все осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. (Как показали исследования, даже дошкольники способны работать на любом уровне).

 Структура учебного исследования. Его этапы.

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  2. выдвижение гипотез;
  3. поиск и предложение возможных вариантов решения;
  4. сбор материала;
  5. обобщение полученных данных;
  6. подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
  7. защита проекта.

Все эти этапы на первый взгляд кажутся пугающими сомнительными. Но сразу все рассеивается, как только начнется исследовательская работа.

Рассмотрим последовательно каждый этап.

* Как выбрать тему исследования. Их (все темы) можно разделить на 3 группы:

  1. фантастические (несуществующие самим разработать);
  2. эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);
  3. теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.п. и др.).

Правила выбора темы 

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).
  2. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).
  3. Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.

Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т.е. база для решения данной проблемы.

* Учимся выдвигать гипотезы. “Ценность предположений, даже нелепых, провокационных в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений”.

“Гипотеза” - от греческого – “основание” - предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Как рождаются гипотезы?

1. Это проблема. А она откуда берется?

Сначала собираются и анализируются отдельные факты, источником их являются наблюдения, предшествующие эксперименты, размышления и многое другое. Затем все это позволяет увидеть что-то необычное, неожиданное. В результате – проблема, а для ее решения вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень. Для детских вполне могут быть такие: “почему светит солнце?”, “почему играют котята?”, “почему попугаи могут разговаривать?” Песня 100000 почему живут на белом свете, 100000 почему гуляют по планете). Эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотезы – основа процесса творческого мышления. В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться.

 ТРЕНИНГ

Упражнение 1. Давайте вместе подумаем

а) Почему поют птицы?

б) Почему появляются почки на деревьях?

в) Почему дует ветер?

(Провокационная идея – они подают знак внеземным цивилизациям). Провокационные идеи помогают ставить различные реальные и мысленные эксперименты. Чтобы их вырабатывать, надо научиться задавать вопросы.

При каких условиях это применимо? Потренируемся вырабатывать у себя способность к гипотезам и провокационным идеям.

1 группа. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезен. А 2 или более из этих предметов: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль. Используя слова: “может быть, предположим, что если, возможно, допустим…”.

2 группа. “Почему щенки и котята любят играть?” Предположите несколько гипотез по данному поводу. Найдите возможную причину события

  1. Дети стали больше играть во дворе.
  2. Миша стал совсем серьезным.
  3. Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
  4. Автомобиль одиноко стоял на дороге.
  5. Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
  6. Друзья поссорились.

3 группа. Что бы произошло, если бы каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения 3-х своих главных желаний? (Надо придумать как можно больше идей, что бы произошло).

* Поиск и предложение возможных вариантов решения Надо учить детей вникать в проблему – т.е. разрабатывать программу поиска. Во-первых, надо помочь найти пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего – сделать выбор (без эмоций), оценив каждый способ по эффективности. Однако важны не сами эти способы, а их использование. Поэтому стоит поощрять нестандартные, альтернативные способы. (А тема из эмпирической станет фантастической).

* Сбор материала. Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию. Какие источники для этого могут быть использованы. Для того, чтобы помочь школьнику выбрать нужный информационный источник, заготовим карточки с различными вариантами источников информации. К примеру – у ученика тема “Черепахи”. Берем карточки и раскладываем их на столе (полу, ковре).

  1. Что нам известно о земноводных вообще и о черепахах в частности (подумаем)
  2. Спросим у взрослых. (Они будут экспертами).
  3. Посмотрим книги и справочники по биологии, энциклопедии.
  4. Посмотрим специальные телепередачи, видеофильмы.
  5. Обратимся к компьютеру.
  6. Понаблюдаем.
  7. Проведем эксперимент (как реагирует на голос, на резкие движения, на освещение, влагу и т.д.).
  8. Приготовим инструменты и материалы для эксперимента.

Но следует учесть, что лучше пользоваться своей информацией и наблюдениями, чем кем-то добытой ранее. Ценным источником информации нужно считать саму природу и ее проявления: прилет птиц, листопад таяние снега, погоду, поведение людей, живых. Любую информацию, пометки надо фиксировать и хранить.

* Обобщение полученных данных. Собирать материал весело и приятно. А вот обобщить – это задача потруднее. Как проанализировать полученное? Как обобщить материал. Выделить главное и исключить второстепенное. Эту задачу упростит решение о том, в каком виде будут предоставлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект. Это будет доклад, отчет, проект, небольшая книжка (рукописная или компьютерная) макет, рисунок, чертеж) – важно чтобы они были.

* Подготовка проекта. На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых результатов – это развитие творческих способностей ребенка, приобретение новых знаний, умений и навыков.

* Защита проекта. Изложение материала, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.Критерии: актуальность, научная обоснованность, реализуемость, в современных условиях управляемость, востребованность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

концепция преподавания о самостоятельной работе на уроках физики

Презентация используется на методических объединениях учителей физики...

Об использовании творческих работ в преподавании физики

Представлены идеи творческих работ по физике, отличающиеся сильной эстетической выразительностью.Ключевые слова - физика, красота, кристалл, поверхностное натяжение, мыльный пузырь, творческая работа,...

Гуманитарная направленность преподавания физики при организации самостоятельной работы студентов

Главная задача обучения – вооружить студентов методологией познания, научить самостоятельно овладевать современными знаниями, дополнять их в зависимости от профессиональной необходимости. В статье пре...

Значение внеклассной работы для преподавания физики.

    Среди естественных наук физика занимает особое место не только потому, что она изучает свойства пространства и времени, фундаментальные взаимодействия, но и потому, что она являет...

Самоанализ работы преподавания физики в 2014 – 2015 учебном году

Самоанализ  работы  преподавания физикив 2014 – 2015  учебном году...

дипломная работа "Теория и практика преподавания физики в 9,10 классах общеобразовательной школы"

Актуальность: в настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из ...