Значение внеклассной работы для преподавания физики.
статья по физике (8 класс) на тему

Ратушная Оксана Алексеевна

      Среди естественных наук физика занимает особое место не только потому, что она изучает свойства пространства и времени, фундаментальные взаимодействия, но и потому, что она является основой многих наук. Вместе с тем в школьном преподавании сложилась парадоксальная ситуация, при которой взаимосвязь физики и других наук ускользает от понимания учащихся. Физика для многих ребят кажется бесполезной для жизни наукой. Что делать? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Среди естественных наук физика занимает особое место не только потому, что она изучает свойства пространства и времени, фундаментальные взаимодействия, но и потому, что она является основой многих наук. Вместе с тем в школьном преподавании сложилась парадоксальная ситуация, при которой взаимосвязь физики и других наук ускользает от понимания учащихся. Физика для многих ребят кажется бесполезной для жизни наукой. Что делать?

      Необходимость разрешения этого противоречия определяет актуальность рассмотрения данной темы.    Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель должен осуществлять его не только на уроках, но и во внеурочное время.

      В условиях модернизации образования РФ основная цель перед педагогом заключается в том, чтобы он мог увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить каждого ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике.
В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Внеклассная работа должна иметь результат. Каждый из видов деятельности приносит кому-то радость общения, кто-то удивится, узнав новое. Внеклассная работа должна вызывать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности.

   Внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель — это формирование и развитие творческой личности учащегося.

Цели внеклассной работы по предмету требуют решения ряда задач, к которым можно отнести  следующие:

  • формирование познавательного интереса к предмету;
  • связывание школьного предмета с жизнью;
  • углубление и расширение содержания изучаемого предмета;
  • развитие способностей учащихся;
  • осуществление индивидуального подхода;
  • профессиональная организация внеклассной работы по предмету;
  • совершенствование умений и навыков использования источников информации.

Занятия в кружках не должны быть продолжением классных уроков или дополнительных занятий. 

Внеклассная работа включает различные формы:

  • Индивидуальная форма.
  • Эпизодическая групповая работа.
  • Кружковая основная форма внеклассной работы.

Все формы работы связаны между собой и дополняют друг друга. Выбор формы работы зависит от планирования количества учащихся, принимающих участие и от периодичности, системности проведения занятий в данной форме.

Индивидуальная форма работы позволит учителю развить интересы конкретного ученика по выбранной им индивидуальной темы. При постановке опытов, наблюдений, анализа литературы учитель сможет увидеть ход рассуждений ученика, поможет увидеть ошибки в работе, выбрать вариант отчетности (реферат, презентация, сообщение, наглядное пособие и т.д.). Индивидуальная форма работы позволяет глубже узнать интересы ученика.

D:\ФАКУЛЬТИВ 5 КЛАСС\ПЕРЕЛЬМАН\images\perel-060.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\101_PANA\P1010163.JPGКопейка, которая не тонет в воде.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\101_PANA\P1010160.JPG

Бездонный бокал

F:\DCIM\101_PANA\P1010196.JPGD:\ФАКУЛЬТИВ 5 КЛАСС\ПЕРЕЛЬМАН\images\perel-061.gif

Эпизодическая групповая работа организуется в связи с подготовкой и проведением мероприятий организованных в школе. Мероприятия, запланированные заранее, требуют разработки сценария, отработку его элементов. Состав учащихся в этих мероприятиях может меняться.  Подготовка к недели науки, мероприятий для начальной школы «Веселое путешествие физикона».

Кружковая работа. Состав учащихся посещавших кружок стабилен. Члены кружка, или его актив, являются организаторами всех внеклассных мероприятий. Работа кружка и мероприятия планируются соответственно программе. Физический кружок в процессе своей работы помогает расширить кругозор школьников в различных областях физики. Целесообразно в кружок вовлекать не только самых способных и подготовленных ребят, но также постараться вызвать интерес к кружковой работе по физике и со стороны слабых и со стороны средних ребят. Уже в 7 классе можно создать кружок из ребят, проявивших интерес к физике. Создавать такой кружок следует тогда когда у педагога, выработан план корректных мероприятий, к выполнению которых можно привлечь учащихся. Для школьников привлекательно не столько то, что они услышат, узнают новое на кружке, а то, что новые задания они будут делать самостоятельно. На занятиях кружка надо отказаться от длительных докладов. Если у школьника большое сообщение, то его можно разделить на короткие рассказы, которые готовят несколько участников кружка. Но будет лучше, если такое изложение будет оформлено в виде инсценировки или презентации  видеоопытов.    Со стороны учащихся при подготовке и проведение занятий кружка должна проявляется значительно большая,  самостоятельность и инициатива. Внеурочные групповые занятия по физике, как правило, готовит и проводит сам педагог.


Заключение

    Главным значением в повышении качества знаний школьников, способствуют различные виды внеклассной работы, которые помогают усилить не только интерес учащихся к физике, но и содействуют развитию умственных способностей учащихся.

Познавательный интерес к физике в школе поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о познавательном интересе и повышении качества знаний у школьников, мы имеем в виду не развлечения детей пустыми забавами, а познавательным содержаниям физических заданий либо формы, в которые они облекаются. Педагогически оправданный познавательный интерес имеет цель привлечь внимание учащихся, усилить его, активировать их мыслительную деятельность.   На практике внеклассная работа по физике показывает, что она полезна не только для подростков, но и для педагога в целом, помогая ему лучше узнать своих воспитанников.

Благодаря проведению внеклассной работы педагог повышает качество знаний, умений, навыков по предмету не только у школьников, но и пополняет свой багаж знаний, изучает дополнительный материал и документы представляющие профессиональный интерес, проводит анализ своей деятельности, постоянно работая и совершенствуя свои знания.

Считается, что одним из наиболее верных путей повышения качества знаний по физике, это установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.   Пособия и приборы, изготовленные учащимся на внеклассных занятиях, следует обязательно демонстрировать на уроках.

Поощрять использование на уроках и при выполнении домашних заданий умений, полученных во внеклассных занятиях.

Внеклассные занятия могут не только углублять и расширять программный материал, они могут быть посвящены темам, далеко выходящим за пределы программы школы.

     Проводимая мною внеклассная работа в различных формах повысила уровень знаний и практических навыков у школьников, пробудила интерес к физике, научила умению мыслить творчески.   Если педагог смог у подростков вызвать к занятиям настолько большой интерес, что они встречают и его неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом- « Когда же у нас будет еще такое занятие?» И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник. В такие моменты, когда педагог сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес школьников к своему предмету, является поистине для него счастливым, из этого и складывается радость педагогического труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании творческих работ в преподавании физики

Представлены идеи творческих работ по физике, отличающиеся сильной эстетической выразительностью.Ключевые слова - физика, красота, кристалл, поверхностное натяжение, мыльный пузырь, творческая работа,...

Доклад значение внеклассной работы

Доклад на педсовет по теме: @Значение воспитательной работы»  "Воспитание это целенаправленное управление процессом развития личности" - это определение, предложенное Х.И. Лийметсом и более применимо...

Значение внеклассной работы на уроках английского языка

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной ра...

Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.

Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...

Внеклассная работа по физике " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"

quot; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"...

Роль и значение внеклассной работы для повышения интереса к предмету

Эта статья посвящена важному, на мой взгляд вопросу, - роли и значению поездок по России....