Презентация
презентация к уроку (9 класс)

Шепелева Наталия Дмитриевна

Материал повествует о методах работы по патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_doklad.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках истории  

«Славою своих предков гордиться не только можно, но и должно».

А.С. Пушкина

1.Введение:

Основой духовного единства государства во все времена  был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма.

 В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

Педагог А. С. Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Его идея - это идея воспитания в коллективе и через коллектив, но при сохранении творческой индивидуальности личности, позволяющей в полной мере реализовать все свои возможности и способности.

В. А. Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. "Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье.

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность. Одной из основных задач современной государственной политики является воспитание чувств патриотизма, который должен пониматься как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества государства.

Существует нормативная правовая база для учителей истории, на которую мы с вами должны опираться при воспитании патриотизма у обучающихся:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (внесены изменения от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ; от 2 июля 2021 г. № 322-ФЗ)

        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и план мероприятий по ее реализации (распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)

        Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/

        Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (приказы Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286, № 287) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028.

Президент РФ, В.В. Путин ставит перед нами следующую задачу:

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».

                          В.В. Путин

 

Основными целями исторического образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются:

  • "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".
  • Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в  учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в  общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задача исторического образования согласно ФЗ «Об образовании»:

  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

В содержании учебной дисциплины история заложена возможность для гражданского и патриотического воспитания обучающихся. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории  необходимо и оправдано

Понятие патриотизма включает в себя:

  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

2.Основная часть

  1. Формы и приёмы патриотического воспитания.

Воспитание патриотизма и гражданственности  осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности обучающихся. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так же применение  различных форм внеклассной и внеурочной работы.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания школьников является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Практически на каждом уроке при изучении тем по истории нашей страны  педагог реализует выполнение задач по патриотическому воспитанию обучающихся.

Я попробую показать основные направления патриотического воспитания при изучении истории, т.е. формы и приемы, которые использую   в своей работе:

1. опережающие задания, которые выполняют обучающиеся при подготовке к занятиям.

2. работа с историческим источником на уроке.

3. создание мини- проектов.

4. просмотр видеофильмов, кинофильмов.

5. встречи с участниками событий.

6. решение проблемных заданий на уроке.

7. написание рефератов, докладов, сообщений.

8. написание мини – эссе для старших классов.

9. написание рефератов, докладов, сообщений.

10. нетрадиционные уроки: урок-игра, урок-суд, урок- диспут, урок – конференция и т.д.

11. использование презентаций на уроке.

12. написание мини - эссе.

 1.        Опережающие задания. Они призваны вовлечь обучающихся в процесс познания исторических явлений и фактов, развивать кругозор. По объёму это небольшое сообщение об историческом деятеле, важном историческом факте.  Например, сообщение о исторической личности, о герое времени, о сражении. Цель подготовки опережающего задания, показать значимость факта, роль личности в истории России. Обучающиеся с интересом выполняют задания, занимаются поиском информации. Эту форму я применяю при изучении войн (Северная война 1700-1721 г.. русско- турецкие войны,  Отечественная война 1812 года, Крымская война 1853-1856 г., Кавказская война 1817-1864 г.,  Русско-японская война 1905-1907г., Первая мировая война, Вов и т.д.). Например, можно подготовить сообщение о Н. Гастелло и учителю привести пример героев, повторивших его подвиг в СВО на Украине А. Антонове и В. Никишине, которые 02.12.2022 в районе села Клещеевка направили свой подбитый самолет в колонну нацистов.

2.       Работа с историческим источником – важный элемент урока. Я подбираю источники так, чтобы они носили эмоциональный характер, позволяли продемонстрировать дух эпохи, проиллюстрировать героический поступок.  Это воспоминания современников, литературные произведения того времени, фотографии, репродукции картин отображающих событие.  

Исторические источники я беру в справочниках: « История России XIX век» авт. Л.М. Ляшенко – .: Дрофа, 2002 г., « История России XX век»  11 класс, Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2000 г. « История России ХХ век» Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы – М.: Дрофа, 1999г., компьютерный диск « История России в документах ООО «Мир знаний», компьютерный диск Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

3.Проектная деятельность является активной формой обучения. Она требует основательной работы по теме: определение целей и задач, постановки проблемы и пути её решения. На уроке ученики  выполняют мини - проекты, используя текст учебника, дополнительную информацию, исторические источники. Помощниками в работе над проектами являются компьютерные технологии. Трудности в применении этого метода в том, что он требует хорошей теоретической и компьютерной подготовки. Уровень подготовки школьников разный и не все могут успешно справиться с проектом, поэтому я разбиваю обучающихся на группы, где сильный  оказывает помощь более слабым.

Ребята составляли мини- проекты по теме «Вклад жителей Подмосковья в победу в Великой Отечественной войне» работали 3 группы : 1-я мини-проект «Герои Советского Союза Ленинского района» (Фокин Виктор Никитович, Полковников Павел Михайлович, Молоков Василий Сергеевич и т.д;  2-я - трудовой вклад жителей ЛГО, 3-я « Моя семья в годы войны».

4.        Особое эмоциональное воздействие оказывают на школьников видеофильмы и кинофильмы. Я собираю видеотеку исторических фильмов. На уроке используются фрагменты фильмов.( Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Чапаев,  Валерий Чкалов, сериал Ю. Озерова « Освобождение», «Предстояние» и т.д.) После просмотра фрагментов фильма провожу обсуждение и написание небольшого сочинения о той или иной исторической личности.

5.        На уроки я приглашаю гостей. Это ветераны боевых действий и участники СВО, представители организаций нашего города. Живое общение способствует передачи опыта от старшего поколения к нынешнему.

6.        Проблемные задания  школьники выполняют на большинстве уроков. Это ответы на проблемные вопросы или решение проблемных задач.  Для подбора заданий я использую задачники, дидактические материалы, составляю карточки- задания.

 

7.        Написание реферата, доклада, сообщения одна из приемлемых  форм для учащихся. Они выполняют такие задания успешно. В современных условиях это можно сделать, используя ресурсы Интернета, компьютерные технологии. Недостатки этой работы я вижу в том, что ребята берут уже готовые рефераты из Интернета, не перерабатывая материал. Часто по содержанию он довольно сомнительный. Я заставляю исправлять ошибки,  дорабатывать реферат.  Защита реферата происходит на семинарских занятиях «Становление древнерусского государства» « Великие русские полководцы XVIII-XIX В.» «Династия Романовых», «Победы и гордость России в веке XIX»,  «Русские первопроходцы и мореплаватели XVII-XIX в.в.»,          «Революционное движение в России», «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»

8. Нетрадиционные уроки – наиболее активная форма обучения. В своей работе я провожу уроки - суды, уроки- игры, уроки –соревнования. На них школьники знакомятся с различными точками зрения на явление, определяют  мнение, подбирают аргументы в защиту или опровержение.

9.        Использование презентаций на уроке. Презентация  ярко, образно раскрыть события и явления. В неё входят практически все средства наглядности: репродукции картин. Портреты героев, схемы битв,  исторические источники, кроссворды. Я сама составляю презентации или перерабатываю уже готовые из Интернета, или прошу обучающихся подготовить презентацию.

10.        Написание мини-эссе довольно таки трудное задание для обучающихся. Для выполнения задания необходимы умения работы с эссе по обществознанию и литературе. К, сожалению, с таким заданием справляются не все обучающиеся. Трудности в том, что школьники не могут аргументировано доказывать свою точку зрения, отвечают односложно.

 

Заключение.

Из представленного мною материала можно сделать следующие выводы: 

  1. В патриотическом воспитании обучающихся  эффективно применение технологий учебной деятельности, включающих активные формы и методы (эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, убеждение, использование видео- и иллюстративных материалов, дискуссия, реферирование, работа с документами,  биографиями, интернет-ресурсами, решение проблемных заданий, коллективные творческие дела, проектная деятельность и др.), Они направлены на одновременное формирование системы патриотических знаний, взглядов и убеждений, включение в доступную возрасту личностно и социально-значимую деятельность.
  2.  Участие обучающихся  в разнообразной по содержанию, форме и видам индивидуальной,  групповой, коллективной деятельности ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, социальной адаптации, помогает определять линию поведения, жизненные принципы.

Литература:

1. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания. // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С.3-12.

2. Александрова, А. Л. Проект "С чего начинается Родина?" // Справочник классного руководителя. - 2008. - № 3. - С.57-65.

3. Быков, А. К. Патриотическое воспитание школьников при изучении истории Отечественной войны 1812 года / А. К. Быков, Т. В. Левкина // Воспитание школьников. –2012. – № 6. – С. 28–33.

4. Гамбург, Е. Я. Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами историко-краеведческого факультативного курса // Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С.24-30.

5. Ильин И.А. О сущности правосознания Собрание сочинений, т. IV, М., 1994 г.

6. Кудреватых, О. А. Патриотическое воспитание школьников. // Справочник классного руководителя. - 2007. - №10. - С.46-48.

7. Левкина, Т. Патриотическое воспитание при изучении отечественной истории. // Воспитание школьников. - 2007. - № 10. - С.36-39.

8. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. – М., 1980

9. Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011.

10.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990.

11. Фирсова, Е. В. Система патриотического воспитания на уроках истории и

внеклассных мероприятиях : (из опыта работы) / Е. В. Фирсова // Воспитание школьников.– 2013. – № 3. – С. 40–43.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...