Влияние различного цифрового контента на эффективность обучения студентов СПО
презентация к уроку

Левченко Елена Владимировна

Презентация и текст выступления на  Школе педагогического мастерства, 28.02.2024 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levchenko_ev_sp3_shpm_28.02.2024.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние различного цифрового контента на эффективность обучения студентов СПО

Левченко Е.В.,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я расскажу вам как влияет различный цифровой контент на эффективность обучения студентов СПО.

Человечество живет в век информационно-коммуникационных технологий и количество новой цифровой информации, окружающей каждого человека растет с каждым днем. По данным исследований, общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. – каждые 10 лет, а к 1970 г. – каждые 5 лет. Особенно растет объем научных знаний. В последние десятилетия он удваивается уже за 2–3 года, а книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500 лет [3, c. 13].

В связи с этим появилась необходимость в интенсификации образовательной деятельности, т.е. увеличении концентрации элементов образовательной программы в единицу времени за счет применения интегративных педагогических подходов и передовых методов практической подготовки на современном оборудовании.

Качество интенсификации образовательной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько грамотно будут отобраны технологические инструменты интенсификации. В образовательной деятельности рекомендуется применять общие и специальные технологические инструменты интенсификации. Один из примеров общего технологического инструментария – применение инновационных дидактических технологий, повышающих мотивацию и активность освоения студентами предметного содержания, дающих возможность эффективной организации их учебно-познавательной деятельности (мастер-классы; сетевые вебинары и другие элементы электронного обучения; работа с кейсами, тренинги и. т.п.) [3, c. 11–12].

В связи с этим перед каждым педагогов актуальным встает вопрос о технологических инструментах, методах и средствах обучения, которые позволят в сложившихся условиях оптимизировать процесс обучения и реализовать образовательную программу в полном объеме по требованию ФГОС.

Поэтому актуальным становится вопрос формирования цифровой культуры и управления поступающими потоками информации, а также использования возможностей передачи и обработки информации на пользу образовательному процессу. Важной становится задача научить ориентироваться в информационном потоке и дать ориентир обучающимся, как использовать и обрабатывать цифровую информацию.

Задача, которая стоит перед современными педагогами – повернуть информационные тенденции цифровизации на пользу обучающемуся и применить эти тенденции для совершенствования образовательного процесса.

Цифровые технологии сегодня – это:

– инструмент эффективной доставки информации и знаний до учащихся;

– инструмент создания учебных материалов;

– инструмент эффективного способа преподавания;

– средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной [1, с. 4].

Под цифровым контентом понимают совокупность материалов, которые распространяются в электронном виде по специальным каналам для эксплуатации на цифровых устройствах: компьютерах, планшетах, смартфонах.

Основные виды современного цифрового контента – это текст, графика, анимация, видео и аудиоматериалы. Поэтому в образовательном процессе можно выделить следующие группы контента:

– лекции в текстовом формате, словесные алгоритмы, методические рекомендации по выполнению практических, лабораторных работ, тексты заданий для самостоятельной работы;

– графические приложения к лекциям, учебные схемы, графики, чертежи, блок-схемы, визуальные алгоритмы, анимированные обучающие модели;

– аудио материалы: аудио лекции и фрагменты;

– видео материалы: видео лекции, обучающие видео фрагменты, видеозапись экспериментов, видео экскурсии.

Для эффективной организации процесса обучения и грамотного управления цифровым образовательным контентом необходима среда, которая позволит выстроить структуру контента и предоставить к нему доступ конкретному обучающему, такими средами выступают образовательные интернет-порталы, электронные образовательные платформы, системы управления образовательными электронными ресурсами, например, Moodle, Фоксфорд, Якласс, ЯндексУчебник и т.д.

Создание цифрового образовательного контента бесспорно требует от преподавателя дополнительных и немалых трудозатрат, однако применение такого контента, в конечном счете, высвобождает ресурсы преподавателя и позволяет использовать их в образовательном процессе намного эффективнее, больше внимания уделять обучающимся, испытывающим трудности в обучении.

Доступ к образовательному контенту можно получить в любое время и в любом месте при наличии доступа в Интернет, что позволяет обучающимся при необходимости несколько раз пересматривать нужные фрагменты лекций, не обращаясь для этого к преподавателю, не используя его временные ресурсы.

Отдельного внимания заслуживают также методики интерактивного взаимодействия между педагогом и обучающимися, такие как интерактивные викторины, тесты, опросники, интерактивные онлайндоски для совместной работы над заданной темой или проектом. Например, использование онлайн-теста или опросника (Onlinetestpad, Core, ЯндексФормы) позволяет преподавателю оперативно получить обратную связь от обучающихся и оценить их знания, а возможность автоматической проверки такого теста значительно экономит временные ресурсы преподавателя. Онлайн-доска для совместной работы (Pruffme, GetLocus, sBoard) позволяет организовать совместное обсуждение темы, мозговой штурм или совместное создание интеллект-карты. Сервисы для интерактивных викторин (Joyteka, MsdTest) позволяют организовать соревнование умов в реальном времени. Это обеспечивает повысить мотивацию и заинтересованность обучающихся в процессе и результате. [2, с. 136]

В своей работе активно использую платформы Onlinetestpad и Liveworksheets. Для опросов отечественную платформу ЯндексФормы. Onlinetestpad для контроля после прохождения темы или раздела, а также для проведения контрольных работ. Удобен тем, что студенты сразу видят оценку и есть возможность посмотреть, какие задания выполнены с ошибками. Liveworksheets чаще использую для закрепления нового материала, так там есть возможность самоконтроля и многократного выполнения интерактивного листа. Платворма ЯндексФормы очень полезна при подготовке и реализации проектной деятельности. Создают опросы и анкеты сами студенты как самостоятельно, так и с моей помощью.

Неоспоримое преимущество использования цифрового контента – его широкая доступность, легкость доставки до обучающегося.

Недостатком же можно выделить возрастающую нагрузку на органы зрения, обособленность и изолированность обучающегося в процессе самостоятельного обучения, поэтому необходимо гармонично комбинировать различные формы обучения. Преподаватель необходим в роли наставника, управляющего процессом обучения, выявляющего слабые места и пробелы в знания обучающихся, корректирующего процесс обучения при необходимости. Еще одним недостатком можно считать привыкание студентов к однообразной подаче информации. Со временем глаз устает от ярких слайдов и видео, это становится обыденным и перестает удивлять и интересовать обучающихся.

Использование цифровых технологий и сервисов в процессе обучения позволяет проектировать и использовать новые формы образовательного процесса, повышающие вовлеченность обучающихся и способствующие удобству организации образовательного процесса.

Использование различных цифровых технологий и инструментов в комплексе позволяет повысить эффективность образовательного процесса, осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению. Восприятие учебного материала осуществляется визуально, аудиально, кинестетически, например, с помощью презентаций, информационно-справочных систем, что способствует быстрому усваиванию большого объёма учебного материала, позволяет повысить интерес студентов к изучению учебной дисциплины. Использование цифровых технологий позволяет преподавателю видеть вопросы каждого обучающегося и обеспечивать обратную связь. Электронные тренажеры и тесты имеют возможность выдавать задания случайным образом, пресекая списывание у товарища, что способствует активизации познавательной деятельности при работе за компьютером, формирует у студентов высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации и, как следствие повышает мотивацию обучения. Так же такая форма обучения, позволяет самостоятельно возвращаться к темам, которые по какой-либо причине не были своевременно усвоены обучающимся. Это дает возможность студенту оперативно усваивать новый материал.

Благодаря использованию на занятиях компьютерных моделей усиливаются межпредметные связи, развивается творческий подход к окружающему миру, формируется информационная культура.

Создание собственного цифрового обучающего контента является показателем высокого профессионализма педагогических кадров и готовности профессионально развиваться. Создание цифрового контента несет пользу как инструмент автоматизации учебного процесса, увеличивает доступность контента, например, видео лекция дает возможность самостоятельного изучения в удобное для обучающегося время. Помимо этого, использование цифровых технологий также позволяет развивать навыки работы в цифровой среде, навыки обработки информации, учит обучающихся критически относиться к различной информации и формирует цифровую культуру, что является важнейшей оставляющей формирования познавательно-активной личности в век цифровых технологий.

Источники:

  1. Геворкян А. Р. Цифровые технологии обучения в учебном процессе школы // Цифровая образовательная среда: инновации и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 24–25 февраля 2022 г. СПб.: Международные образовательные проекты, 2022. С. 4–8. URL: https://xtern.ru/upload/iblock/2d3/ 2d3acb502feb6b56912d6d3fab8fe655.pdf (дата обращения: 05.03.2023).
  2. Ткачук, О. А. Роль цифрового контента в обновлении содержания образовательной деятельности в системе профессионального образования / О. А. Ткачук // Векторы взаимодействия: СПО – вуз – предприятие : материалы Всероссийской научно-практической конференции «Векторы взаимодействия среднего профессионального образования и базовых предприятий при реализации проекта «Профессионалитет»: синергия партнерства», Первоуральск, 23 марта 2023 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, Первоуральск : РГППУ, 2023. - С. 133-138.
  3. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2006. 511 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

 Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности обучения на уроках информатики.

Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство....

Сертификат участия в Круглом столе "Использование цифрового контента"

Сертификат участия в Круглом столе "Использование цифрового контента"...

Эффективность цифровых технологий в дистанционном обучении.

В сложившийся ситуации пандемии Covid-19 все педагоги столкнулись с рядом проблем, касаемых организацией учебного процесса. Данный пример доказал, что цифровые образовательные ресурсы имеют место быть...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ «МАТЕМАТИКИ»

Пособие содержит описание особенностей обучающихся с нарушением слуха, рекомендации по организации работы с инвалидами по слуху  и использованию учебно-методического комплекса « Математика...

Выступление на педагогическом совете «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»

Доклад на тему: «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»...

Обзор цифрового контента по теме "Наречие". Возможности использования.

Категории цифровых образовательных платформ различают по следующим признакам: контентные проекты  и тренажеры.Под КОНТЕНТНЫМ ПРОЕКТОМ понимается образовательная платформа, основным предложением д...