краткосрочный проект для детей старшей группы
проект

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2
 
Программа краткосрочного проекта в старшей группе
«Огород на окне».
 
Проект подготовила воспитатель:
Хамгокова Лусена Магомедовна
 
г..п.Нарткала
2022-2023
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Программа краткосрочного проекта в старшей группе

«Огород на окне».

Проект подготовила воспитатель:

Хамгокова Лусена Магомедовна

г..п.Нарткала

2022-2023

Проект: долгосрочный.

Образовательная область: «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: 1 месяца.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. И мы, педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.

Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на окне» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

     Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.  В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

 

      Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

      Задачи:

1.Расширить и обогащать   знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.

2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес),

как на ветках березы, тополя, каштана, вишни смогут появиться листья?

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности

Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь»

                             «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

                             «Как потопаешь, так и полопаешь»

 Ожидаемые результаты.

Для детей:

1.Сформированность представлений о растениях.

2.Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

3.Ответственное отношение к окружающей среде.

4.Вовлечение в творческую деятельность.

5.Развитие познавательного интереса к природе.

6.Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Для родителей:

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий.

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Реализация проекта включает три этапа.

Этапы работы над проектом

Подготовительный (1-неделя):

 -  определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»;                                                              

- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной (2- 7 недель):

- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);

- уход за растениями, наблюдение за ростом и развитием растений.

Заключительный (8 неделя):

- подведение итогов, итоговая беседа;

- выставки творческих работ детей;

- составление фотоотчёта по реализации проекта, просмотр презентации.

План реализации проекта.

мероприятия

цель

ответственные

1.

1 этап -подготовительный

Беседа с родителями по организации «огорода на окне».

Обсудить цели и задачи проекта.  Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель, родители.

2.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстра-ционного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

Воспитатель, родители

3.

2 этап. Основной.

Чтение художественной литературы.

Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни.

Сказка «Репка».

Сказка «Вершки и корешки».

Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».

К. Чуковский. «Краденое солнце»

Бехлерова Е. «Капустный лист».

Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик». «Репка»,белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,

Носов «Репка»,

Ю.Тувим «Овощи»

Заучивание загадок

Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.

Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах  растений.

воспитатель

4.

Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.

обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

 подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

 обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

 воспитывать у детей бережное отношение к природе.

развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

воспитатель

Практическая деятельность: посадка лука, перца, томатов, кабачки.

Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

воспитатель

Наблюдение за ростом и развитием растений.

Практическая деятельность: посадка лука, перца, томатов, кабачки.

Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); воспитывать у детей бережное отношение к природе. Развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

Воспитатель.

Воспитатель.

Труд на «огороде на окне».

Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями

Воспитатель.

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатель.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей. Опыт – наблюдение за ростом лука, овса

Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде.

А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатель.

Наблюдение

«Как развиваются растения»

Наблюдение за проросшими семенами

Наблюдение за ростом лука.

Наблюдение за проращивание веточки березы, сирени.

Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений»

рассмотреть влияние внешних факторов на прорастание семян. Задачи исследования: изучить роль семени в жизни растения; дать биологическую характеристику фасоли;  практическим путем определить благоприятные условия для прорастания семян;  разработать рекомендации для успешного прорастания семян.

 Формирование экологической культуры дошкольников;

Закреплять и расширять знаний детей об овоще – луке.

О внешнем виде и его характерных особенностях.

Продолжать учить детей отражать в речи результаты наблюдения, формировать умение отвечать на вопросы.

Развивать у детей мелкую моторику рук, с помощью игр с прищепками.

Игровая деятельность.

Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растени

 Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

66.

Воспитатель.

88.

Игровая деятельность.

Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Воспитатель.

3 этап. Заключительный

11.

Беседа с детьми «Витамины с грядки».

Срезка «зелё-ного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

 Беседа «Как овощи попадают на стол»

Беседа «Овощи – наши друзья»

Беседа

«Садовые инструменты»

Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

Воспитатель.

22.

Творческие работы детей «Наш огород»

 

 

 

 

Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями.

Воспитатель, родители.

Рисование «Наш лучок»

 

 

 

 

 

Цель: формирование умений передавать в рисунке с натуры строение предмета, состоящего из нескольких частей.

 

 

Рисование

«Наши растения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков; воспитывать желание ухаживать за растениями; закреплять умение рисовать простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать акварелью.

 

 

 

Аппликация

«Овощи на тарелке».

 

Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками.

 

33.

Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки, просмотр презентации. Подготовка к высаживанию на участок.

Подведение итогов работы по проекту.

Воспитатели, родители.

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты реализации проекта «Огород на окне».

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

 3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.

4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.

8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

 

Формы взаимодействия с семьёй:

     Беседа с родителями «Огород на окне».

  Консультация для родителей «Огород на подоконнике».

  Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

  Провели анкетирование   родителей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  • Есть ли у вас огород, дача?
  • Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?
  • Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?
  • Привлекаете ли Вы ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде? Если нет, то почему?
  • Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?
  • Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка  в оказании помощи?
  • Как Вы думаете, какие личностные качества характера будут развиваться в ребенке, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами?

         Обработав результаты анкетирования мы выяснили, что 86%  родителей  наших воспитанников  имеют данные участки . Но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал.

    Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет   очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, горох, фасоль, петрушку, салат. Тем самым, у детей вырастит интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем, выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их делать первые выводы.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Я — гражданин» проект для детей старшей группы

В настоящее время гражданско - патриотическое и правовое воспитание одно из актуальных направлений государственной политики в образовании. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольн...

Проект по познавательному развитию для детей старшей группы "Вода"

Исследовательско-творческий проект, развивающий познавательский интерес дошкольников к воде, как важнейшему объекту неживой природы...

Проект по познавательному развитию для детей старшей группы "Живая и неживая природа"

В проекте раскрывается ответ на вопрос, как работать с дошкольниками над проблемой: "Что такое природа? Какая бывает природа? Мы - это природа?"...

Проект «Цветочная клумба» для детей старшей группы (познавательное развитие)

Документ содержит материал по формированию природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного отношения детей к природе....

Проект по познавательному развитию "Эколята-дошколята" для детей старшей группы

Исследовательско-творческий проект, позволяющий формировать у дошкольников систему ценностных отношений к природе....