Проекты
проект

Евдокимова Яна Сергеевна

1. Проект "Влиянии никотина на организм человека"

2. Проект «Биография и деятельность Ивана Калиты»

3. Проект "Защита основных гражданских прав"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный проект для старшеклассников

«Влияние никотина на организм человека»

Подготовила: Евдокимова Я.С.

Актуальность проекта

       В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, сейчас в мире насчитывается 1,3 млрд. курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастит еще на 400 млн.  К сожалению, это самое массовое увлечение нынешнего поколения молодежи, в том числе и несовершеннолетних.     Табакокурение несовершеннолетних принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев и наркотики.

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.  

        Проведенное исследование среди обучающихся 5-9 классов показывает, что 2% несовершеннолетних курят регулярно, 28%  пробовали, 70% не пробовали, хотели бы попробовать 30%. Но тем не менее 1/3 обучающихся находятся в зоне риска.

          Большинство подростков, не умеет достаточно четко сформулировать свои аргументы «За» и «Против» курения. Это может означать, что информация о влиянии курения на организм человека в их представлении носит неопределенный,  характер. Кроме того, общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно. Как правило, подросток не осознает, последствия пробы и употребления сигарет. Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: формирование мотивации к здоровому образу жизни  и первичная профилактика табакокурения у подростков.

Задачи проекта:    

- формирование знаний и представлений о негативном влиянии и  последствиях табакокурения;    

- формирование  навыков ответственного отношения к  здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению;

- формирование негативного отношения к курению.

Целевая  аудитория  обучающиеся 5-9 классов

 Алгоритм шагов реализации проекта

1    шаг - анкетирование  .  

2    шаг -  разработка комплекса мероприятий по профилактике табакокурения.

3 шаг - организация профилактической деятельности: вовлечение в профилактическую деятельность обучающихся.  

4    шаг - анализ работы.          

 Срок реализации проекта:  октябрь -декабрь   2022 г.

План мероприятий по осуществлению проекта

Содержание деятельности

Название и форма мероприятия

Время проведения

Тестирование воспитанников по изучению отношения к проблеме табакокурения  (5-9 класс).

Тестирование, анкетирование.

октябрь

- Информирование о вреде, негативном влиянии и о последствиях табакокурения.    

- Формирование негативного отношения к курению;

- Формирование навыков ответственного отношения к своему здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению, самостоятельного преодоления вредных привычек.

1. Беседа - «Я умею выбирать».

2. Оформление информационного стенда на тему «Курить – значит, быть рабом табака».

3. Тренинг - «Почему люди курят?».

4. Конкурс плакатов - «Эмблема некурящего человека».

5.Тренинг «Уверенное поведение. Умение сказать «нет».

6. Просмотр фильма «Из чего делают сигареты».

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

ноябрь

 

- Анализ результатов деятельности;

- Проверка пройденного материала (что изменилось за время проекта, оценка результатов проекта.).

1. Анкетирование, тестирование.

2. Круглый стол (обсуждение проекта).

декабрь

Ожидаемые результаты

  • повышение мотивации у подростков  к здоровому образу жизни;
  • получение  знаний о вреде  курения и способах отказа от него;
  • снижение числа курильщиков среди воспитанников;
  • активное участие воспитанников в мероприятиях по профилактике табакокурения.

Результаты проекта

Результаты повторного анкетирования

Курят регулярно 2%, пробовали курить 28%, не пробовали 70%, хотели бы попробовать 19%

Курят регулярно

Пробовали

Не пробовали

Хотели бы попробовать

Тестирование в начале проекта

2

28

70

28

Тестирование в конце проекта

2

28

70

19

Как мы видим из таблицы снижение произошло в категории «хотели бы попробовать» на 9%.

 Результаты повторного анкетирования  

«Что ты знаешь о табакокурении»

Правильно ответили на 10% вопросов

Правильно ответили на 30% вопросов

Правильно ответили на 50% вопросов

Правильно ответили на 70% вопросов

Правильно ответили на все вопросы

Анкетирование в начале проекта

90%

5%

5%

0

0

Анкетирование по завершению   проекта

50%

25%

20%

5%

0%

https://lh6.googleusercontent.com/V6DbslXTpqSMha1vswgZEMvgI8RYIqyW7k50yvaSvhSJw94KqCTBouUmJA4X5gCwKz0tN79TUhOnE7MadmkG7EIQaC6uLQeFXO0-836qJlrbwJ78R5E_qkGmW9HaZ596nCmIz-emt4V1U7Q_qwhttps://lh6.googleusercontent.com/lw48TCL-xFYIaIARX8U1cInGY3wteBAnHPxngx-diWQ5xcEAXrkKxejX6FVXsNv2BBNQfDpfG-d8N4KUedXdNRBLNilJO6oYfBPmqF7ebcWSo9puo31pnqpv20EMbncSd0vJoeiBCGyGESSrDQ

Как мы можем видеть из результатов анкетирования, знания о вреде табакокурения у обучающихся повысились.

Список литературы

  1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Звездина И.В. Табакокурение детей и подростков. Гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. – М.: Литтерра, 2007.
  2. Брошюры по профилактике табакокурения.
  3. Занятие-диспут «Что выбираешь ты?» / Сост. Самошкина Л.И., Шалимова Н.А. – Владимир, 2006.
  4. Периодика на тему профилактики табакокурения среди молодежи.
  5. Профилактика  курения и здоровый образ жизни. – М., 2011.
  6. Профилактика табакокурения среди детей и подростков / Под ред. Н.А. Геппе. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  7. Романникова М.В. Профилактика табакокурения как фактор формирования ценности здорового образа жизни у подростков: Автореферат диссер. на соис. уч. ст. к.п.н. – М.: МПГУ, 2009.
  8. Титов В.А.Социальная педагогика. – М.: Приор-издат, 2010.
  9. Государственное (областное) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической  и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения «Первичная профилактика ПАВ». Сборник анкет, тестов.Выпуск 1. г. Липецк, 2011 Сост. Горяева Е. П. Стебенева Н.В

Приложение

Беседа по профилактике табакокурения «Я умею выбирать»

Цель: профилактика табакокурения как вредной привычки.

Задачи:

- формирование знаний и представлений о негативном влиянии и  последствиях  табакокурения;

- развить самосознание, ответственное отношение к своему здоровью.

- воспитывать желание вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье.

Время проведения: 30-40 минут.

Возраст участников: 12-16 лет.

Ведущий. Здравствуйте ребята! Как вы думаете, что означает эта поговорка: «Все пороки от безделья».  Что такое - порок?  Можно ли назвать пороком вредные привычки? Сегодня мы поговорим о вреде курения….

Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка?

«Из истории табакокурения»

Курение табака возникло ещё в глубокой древности. В Египте при раскопках могил фараонов относящихся к XV в. до н.э., были найдены длинные курительные трубки. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э. в своих трудах рассказывал. Что люди вдыхали дым сжигаемых растений.

В древней китайской литературе находятся свидетельства о курении табака. Однако большинство народов на Земле долгое время ничего не знали о табаке и прекрасно обходились без него.

- Сколько веков прошло с тех пор?

 Широкое распространение курения началось после открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 г. Колумб открыл новые земли, местные жители радушно встретили пришельцев, принесли им много подарков. В их числе были сушёные листья растения «петум». Местные жители свертывали высушенные листья в трубочку, которую называли «сигаро», также использовали и длинные трубочки «табако», набитые листьями петума, которые считались священными и лечебными. Жители новых земель угощали Колумба и его спутников «сигаро» и «табако», в знак приветствия, уважения и дружбы. Отказ от курения воспринимался как враждебное недружеское отношение. Первые попытки вызывали у моряков сильный кашель, слёзы, головокружение, пропадал аппетит и сон. Однако постепенно они привыкают к табаку.

 Вернувшись в Европу, матросы привезли с собой листья петума. И курение начинает распространяться по Европе. В то время считалось, что табак целебен, что его дым отпугивает болезни, злых духов. Табачные листья используют как лечебное вещество.

Французский посол в Португалии Жан Нико в 1560 г. Преподнёс в подарок своей королеве Екатерине Медичи порошок из листьев табака для нюхания. Аромат табачных листьев облегчал головные боли, которые мучили королеву. От фамилии Нико и произошло название основного действующего компонента табака – никотин.

 В России курение получило распространение в период царствования Петра I. Он сам был заядлым курильщиком. Однако врачи уже поняли вредное влияние табака на человеческий организм и забили тревогу. Английский король объявил курение вредным и неподходящим занятием для цивилизованного человека. Свой знаменитый труд «О вреде табака» он заканчивает словами: «… привычка, вредная для мозга, опасная для лёгких». Это была первая популярная книга о вреде курения.

Но выращивание табака и табачная промышленность приносят огромные прибыли плантаторам, фабрикантам и купцам от торговли сигаретами и папиросами. Всё больше людей на Земле приобретают вредную привычку – курение.

- Особенно страшно, когда курить начинают дети.

Рассказ о вреде курения «Губительная Сигарета».

 О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800г. никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое победителей, выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин. С - необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тыс. Детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.) .

Курение и школьник несовместимы. Школьные годы это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Ведущий:  теперь проведём опыт.

Демонстрация опыта «Курящая машина».

- Сейчас я покажу опыт, который наглядно продемонстрирует, как плохо действует дым сигарет на лёгкие.

(Для получения лучшего эффекта «курящую машину» следует использовать несколько раз, чтобы образовалась смола).

Оборудование:

  • Мягкая пластмассовая бутылка (прозрачная)
  • Трубочка для аквариума или стержень шариковой ручки
  • Вата
  • Изолента (скотч) и глина (пластилин)
  • Сигарета и спичка
  1. положите вату в бутылку
  2. сделайте отверстие в крышке бутылки и вставьте трубочку, если необходимо заклейте скотчем или замажьте глиной
  3. вставьте в другой конец трубочки сигарету, при необходимости приклейте скотчем
  4. сожмите бутылку, чтобы выпустить воздух, затем вставьте сигарету
  5. сжимайте, как насос, симулируя дыхание
  6. рассмотрите вату и трубочку, понюхайте содержимое
  7. обсудите то, что произошло.

(Вата, трубочка должны окраситься в коричневый цвет от смолы, которая содержится в табачном дыму.)

Заполним таблицу

- Из каких частей состояла «курящая машина»? и т.д.

Таблица.

«Курящая машина»

Части тела

Эффект

Трубочка, вата

Рот, горло

Загрязняет зубы, язык, лёгкие

Бронхи

Кашель

Лёгкие

Рак и другие болезни

Кровеносные сосуды

Сужаются

Подведение итогов.

- Что из услышанного сегодня вас удивило, что знакомо, а что вы услышали впервые?

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Тренинг  «Почему люди курят?»

1. Обсуждение причин курения

Цель: обсуждение участниками  причин (мотивов) курения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Методом мозгового штурма составляют и ранжируют список причин, по которым люди начинают курить.

Ведущий  обобщает полученную информацию, выявляет ведущие, по мнению большинства участников, мотивы.

2. «Поиск альтернативы»

Цель: помощь подросткам в поиске социально приемлемых способов удовлетворения потребностей, провоцирующих курение.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Участники вспоминают те причины, по которым, по их мнению, учащиеся курят. Затем придумывают альтернативные действия для удовлетворения каждой потребности.

3. «Коробочка»

Цель: создание ситуации, провоцирующей любопытство, обсуждение чувств и способов реагирования, возникающих у участников.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Ведущий кладёт цветную коробочку в центр, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в неё нельзя заглядывать. Участники группы должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке.

Рефлексия:

- Трудно ли было не заглядывать в коробочку?

- Почему вели себя так, а не иначе?

- Чем руководствовались в своём поведении?

Выводы  ведущего

       Нашим поведением движет любопытство, воля и разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» и «против» чего-либо, в том числе курения или некурения. Но для того, чтобы принять какое-либо решение, нужно собрать определённую информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать её, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны,  его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, всё хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны - воля.

4. «Любопытство, воля, разум»

Цель: ознакомить участников  с этапами принятия решения и действия сознания и эмоций в ситуации выбора.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Инструкция ведущего: сейчас мы разделимся на три группы. 1-я группа – любопытство, 2-я – воля, 3-я – разум. «Воля» встаёт в центр и образует круг таким образом, чтобы все участники стояли лицом вовне, изображающие «разум» справа сидят в линию, «любопытство» - слева, также в линию. Задача «воли» - выслушать внимательно все аргументы, которые приводят «любопытство» и  «разум», и в конце принять решение: пробовать начать курить или нет. Любопытство пытается склонить волю на свою сторону: «попробуй закурить», разум – на свою: «не пробуй ни в коем случае».

«Любопытство» и «разум» закрывают глаза. Каждый из участников, находящихся в роли «воли», самостоятельно принимает решение – переходит на чью- либо сторону.

Рефлексия:

- Почему «воля» приняла такое решение, чем руководствовалась?

- Кто был более убедительным: «разум» или «любопытство»?

- На что опиралось «любопытство», когда выдвигало свои аргументы?

- Какие контраргументы предлагал искать «разум»? Трудно ли было их искать и приводить?

7. Самодиагностика воли

Цель: диагностика силы воли участников.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворны наши работа и учёба. Предлагаем определить, какая у вас воля.  Постарайтесь ответить на вопросы с максимальной откровенностью (можно использовать три варианта ответа: «да», «иногда случается», («не знаю», «затрудняюсь ответить»), «нет»)

  1. В состоянии ли ты завершить работу, которая тебе неинтересна?
  2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
  3. Когда попадаешь в конфликтную ситуацию в школе или дома, в состоянии ли ты взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
  4. Если сверстники предложат тебе попробовать покурить, сможешь ли ты им отказать?
  5. Найдёшь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне,  если делать это необязательно?
  6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы рассказать о том, что ты видел?
  7. Быстро ли ты выполняешь обещание?
  8. Если у тебя вызывает страх посещение зубного врача, сумеешь ли ты в последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будешь ли принимать очень неприятное лекарство, которое настойчиво рекомендует врач?
  10. Сдерживаешь ли ты сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесёт тебе немало хлопот?
  11. Без колебаний ли ты отправляешься с друзьями куда-либо?
  12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня?
  13. Относишься ли ты неодобрительно к тем, кто подолгу не возвращает взятые в библиотеке книги?
  14. Даже самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение домашнего задания?
  15. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращённые к тебе слова?

Ответ «да» - 2 балла; «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») – 1 балл, «нет» - 0 баллов.

0 – 12 баллов. С силой воли дела обстоят у тебя неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чём-то может навредить тебе. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным выражением: «Что мне – больше всех надо?» Ты не откажешься от предложения попробовать покурить от сверстников. Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя именно с учётом такой оценки. Может быть, это поможет тебе изменить своё отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своём характере. Если удастся – от этого ты только выиграешь.

13 – 21 балл. Сила воли у тебя средняя. Если сталкиваешься с препятствием, то начнёшь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуй, но и данное тобой слово – держи. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. Ты можешь аргументировать свой отказ попробовать покурить. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмёте. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе педагогов, не с лучшей стороны характеризует тебя и в глазах окружающих. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.

22 – 30 баллов. С силой воли у тебя всё в порядке. На тебя можно положиться – ты не подведёшь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни те дела, которые иных пугают. Тебе под силу отказаться от предложения сверстников попробовать покурить. Правда, тебе трудно обосновать свой отказ. Но иногда твоя твёрдая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

6. Информ-дайджест «Что влияет на мой выбор»

Цель: ознакомить участников с воздействиями социума на процесс принятия решений. Создание условий для осознания того, что и кто влияет на  выбор.

Время: 15 минут.

Техника проведения:

Вводное слово ведущего

        Каждый человек испытывает внешние воздействия во всех жизненных ситуациях. Для нас важно понимать это и быть способными осуществлять собственный выбор. На этом занятии предлагается задуматься: от чего же часто зависят наши решения, попробовать разобраться в том, почему некоторым влияниям мы подчиняемся, а некоторым — противостоим. Почему мнение друзей для нас важнее мнения постороннего человека? Каждый день мы с вами делаем разнообразный выбор. То, что и как мы выбираем, зависит от многих причин. Кто или что может влиять на наш выбор?

-  Друзья (сверстники, знакомые).

-  Семья (родители, другие родственники).

-  Кумиры (звезды музыки, телевидения, спорта и т.д.).

-  Пресса (реклама на радио, в газетах, на телевидении).

-  Ценности (наши мнения, взгляды, которые определяют наше поведение).

Влияющих сил много, важно уделить достаточно внимания каждой из них.

Влияние друзей.

       Подростки знают о вреде курения, однако в ситуациях, когда закурить предлагают друзья, - соглашаются. Согласно результатам исследования, подростки-курильщики часто имеют друзей, которые также курят. Некурильщик нуждается в сильной убежденности и сильной воле, чтобы оставаться некурящим, когда большинство друзей курят. Некоторые подростки могут даже думать, что они должны начать курить для того, чтобы быть со своими друзьями. Однако рано или поздно друзья, которые убеждают вас курить, вырастают и начинают принимать и уважать ваше решение. Вы имеете право на собственное решение, которое может быть уважаемо окружающими. Большинство курильщиков признают, что курение - плохая привычка, что это приносит вред. Они понимают, что навязать человеку курение - значит навязать ему плохую привычку. Ситуация особенно трудна, если ваши друзья не воспринимают вашу попытку не курить серьезно. В благоприятной ситуации ваши курящие друзья поощряют и помогают вам оставаться некурящим, уважая ваше решение. В любом случае, вы можете часто оказываться в ситуациях, где вы должны знать, как сказать «нет». Вы можете говорить «нет», даже если вам предлагает сигарету ваш друг. Мы часто в жизни испытываем групповое давление. В таких случаях люди могут реагировать тремя различными способами: не соглашаться, соглашаться, реагировать агрессивно. Важно понимать, что не всегда нам выгодно быть такими, как все.

         Влияние семьи. Семья - имеет большое значение в нашей жизни. Друзья, кумиры могут меняться, семья же всегда остается. Семья - источник наших взглядов, ценностей, традиций.

        Влияние кумиров. Курение часто имеет отношение к определенному образу жизни. Это связано и с музыкальными течениями, и со спортом, и с профессией. Мы видим, например, что среди поклонников рока чаще встречаются курильщики, чем среди их сверстников, предпочитающих более мягкую музыку. Почти все звезды рока - курильщики. Конечно, подростки курят не только из-за этого образа. Все же, поскольку культура рока весьма часто связывается с курением, пример звезд провоцирует их поклонников. Но есть и другие фигуры в музыкальной жизни, усилия которых направлены на то, чтобы не подавать поклонникам дурных примеров. Спортивный мир - мир особый, там курение не приветствуется. Профессиональные спортсмены курят реже, чем люди, не занимающиеся спортом. Вы можете иметь любой вкус, предпочитать различную музыку, прическу, одежду. Успех в жизни не зависит от этих переменных. Курение — это такой же выбор. Вы можете сами выбрать — курить или нет. Но польза для имиджа может быть значительно меньше вреда здоровью. «Имидж: ничто - здоровье все».

Рефлексия:

- Как могут кумиры влиять на наш выбор?

- Что вы думаете о различных образах жизни или молодежных субкультурах?   - Какие из них связаны с курением, а какие - нет? Почему это так?

       Влияние рекламы. Во многих странах реклама табака запрещена. Однако это мало меняет картину. Всем знакомы плакаты с изображением курящих красавцев-ковбоев на фоне диких гор или человека, легко находящего с помощью сигареты общий язык с противоположным полом. Реклама построена на использовании образов, которые символизируют свободу, независимость и приключения, воздействуя таким образом на потенциальных потребителей. Но действительно ли вам необходимо курить, для того чтобы мчаться на лошади по прерии или путешествовать в джунглях? Вы действительно полагаете, что курение делает вас бесстрашным авантюристом или замечательным героем? Действительно ли девушка полюбит вас за то, что вы будете курить? Статистика сообщает, что в некоторых странах курение стало более распространенным среди молодых женщин, чем среди мужчин. Это объясняют тем, что таким образом слабый пол хочет продемонстрировать свою свободу и независимость. Действительно ли курение - фактор равенства полов?

Но в конечном итоге выбор в большей степени зависит от каждого из нас.

Анкета «Что мы знаем о курении?»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

Укажите пожалуйста свой возраст __________, пол подчеркнуть   М       Ж

1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

(да   нет)

2. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

(да   нет)

3. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

(да   нет)

4. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

(да   нет)

5. Одной сигареты достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровеносное давление, нарушились нормальное кровообращение и циркуляция воздуха в легких.

(да   нет)

6. Большинство курящих получают удовольствие и не собираются бросать курить.

(да   нет)



Предварительный просмотр:

Проект по истории

 «Биография и деятельность Ивана Калиты»

Подготовил:

ученик 6 «Б» класса Барзов Владимир

Проверила:

Учитель истории Евдокимова Я.С.

Содержание

Ведение……………………………………………………….. 3

Глава 1. «Биография Ивана Калиты»…………………..... 4-7

Детство и юность…………………………………………….. 4

Княжение………………………………………………….... 5-6

Глава 2. «Внешняя и внутренняя политика»………….… 7-8

Глава 3. « Положительные и отрицательные

стороны правления»…………………………………………. 9

Глава 4. «20 неизвестных исторических фактов

об Иване Калите»……………………………………...... 10-12

Глава 5. «Памятник Ивану Калите»………………………. 13

Личная жизнь и смерть ………………………………......… 14

Выводы………………………………………………………..15

Список литературы…………………………………………..16

Введение

Иван Данилович Калита при своём правлении в Московском княжестве реализовал два важных принципа: мир и порядок.

Основные направления его деятельности: расширение границ Московского княжества; поддержание хороших отношений с Золотой Ордой; тесное сотрудничество с Православной церковью. Именно Иван Калита обеспечил на Руси 40 тишины.

Глава 1

Биография Ивана Калиты

Детство и юность

В биографии Ивана Калиты много «белых пятен». Историки считают, что он появился на свет приблизительно в 1823 году. В то время Иван было экзотическим для Руси, и должны были быть веские причины, чтобы назвать таким именем своего сына. В документах не сохранилось свидетельство, раскрывающих причину таких действий его отца.

Он был четвертым ребёнком в семье и получить престол в принципе не должен был. Рос Иван обычным юнцом и ничем не выделялся на общем фоне. С раннего возраста он стал обучаться верховой езде.

Уже в 3 года он в первый раз попробовал прокатиться верхом на коне. С детства Иван Калита отличался рассудительным умом и осторожностью, что в дальнейшем пригодилось ему при борьбе за престол, а также во время княжения.

Княжение

В то время правителями на Руси становились с одобрения хана татаро-монгольская ига. После смерти своего старшего брата Юрия, благодаря своим хорошим отношениям с ханом Узбеком Ивану был дан ярлык на великое княжение.

Став великим князем, Иван Калита стал укреплять Московское княжество. Договорившись с ханом Узбеком, он стал самостоятельно собирать дань и платить её в Золотую Орду. Взамен татары перестали делать набеги и разорять русские земли. Благодаря тому, что определённую часть собранных богатств оставалось у Московского княжества, создавались предпосылки для его развития.

Постепенно Иван Калита стал одним из самых богатых князей в истории Руси. Его необычное прозвище «Калита» как раз связано с деньгами. По одной из версий своё прозвище он получил из-за большого количества богатств, так как слово «Калита» означало кошелёк в Древней Руси. По другой версии это прозвище к нему «приклеилось» из-за того, что он постоянно носил с собой мешок денег для раздачи нищим и нуждающимся. Существует так же версия, что своё прозвище он получил из-за того, что выгодно отдал своих дочерей замуж, которых у него было четыре, получив тем самым выгодные связи.

Благодаря своим хитрым действиям, он смог перенести митрополитскую кафедру из Владимира в Москву, сделав её духовным центром России. Это так же помогло укреплению его власти. За время своего правления он жестоко боролся с разбойниками, орудовавшими на подъездах к Москве, в следствии чего сократились грабежи и разбойные нападения на обозы торговцев. Со временем в Москву потянулась всё больше торговых караванов со всех уголков страны и из-за рубежа.

Глава 2

Внешняя и внутренняя политика

Внутренняя политика Ивана Калиты

- Расширение территории.

Иван Калита собирался расширить территорию Московского княжества. Для выполнения этой цели он купил несколько территорий, включая Галич, Углич. Он так же присоединил Ростовское княжество.

- Укрепление власти.

Для этого Калита сотрудничал с РПЦ (русская православная церковь). Теперь Москва стала центром православия, а не Владимир. Во время его правления в Москве были построены 5 храмов из белого камня ( в течении 7 лет).

- Подчинить Новгород.

Для этого он наставлял в Новгород своих наместников из Москвы, поднимая значение Москвы для такого крупного города как Новгород.

- Распространение влияния Москвы на крупные города.

Он делал это посредством династических браков.

Отдал дочерей за князей Ростовского и Ярославского уделов.

Внешняя политика Ивана Калиты:

- Сотрудничество с Золотой Ордой.

Как мы знаем, Иван Калита стремился поддержать доверительные отношения с ордынскими ханами. Для реализации этой цели ему пришлось противостоять Твери для получения ярлыка у хана Узбека, после чего он ходил с ханом в поход на Тверь. Ему удалось получить расположения ханов, и он самостоятельно собирал дань с Руси и отдавал это ханам – это не удавалось ещё никому.

- Поддержание мира.

Он не вёл внешних воин, и при нём не было военных столкновений, кроме похода на Тверь и даже несмотря на то, что он нарушил все договоры между князьями и покупал города.

Глава 3

Положительные и отрицательные стороны правления.

Положительные:

  1. Небольшой территорией легче управлять.
  2. Феодальная раздробленность способствовала развитию культуры.
  3. Способствовала градостроительству.

Отрицательные:

  1. Потеря обороноспособности.
  2. Падение международного авторитета.
  3. Междуусобицы.

Глава 4

20 неизвестных исторических фактов об Иване Калите.

  • У великого князя было шестеро братьев.
  • Прозвище «Калита», по мнению большинства историков, он заслужил, потому что был щедр к нищим. Калитой тогда называли большой поясной кошель. Князь носил такой с собой, и всегда подавал милостыню просящим.
  • Иван I  Калита был первым русским правителем своего имени, а так же предком знаменитых Ивана III Великого и Ивана 
  • Когда Ивану было всего 8 лет, новгородцы призвали на   княжение его отца, великого князя Даниила. Тот вместо себя отправил сына, который таким образом в 8-летнем возрасте уже стал новгородским князем.
  • При жизни Иван Калита был князем Москвы и вольного города Новгорода, а так же великим князем Владимира.
  • Будучи фактическим соправителем своего брата Юрия князя московского, он по поручению последнего вёл переговоры с Золотой Ордой. Лично отправившись в ставку хана Узбека, он провёл там около двух лет, после чего вернулся с ярлыком на княжение.
  • Нежелание ярославского князя, который был зятем Ивана Калиты, подчиняться ему, привело  к вражде между Москвой и Ярославлем, которая утихла только после смерти великого князя.
  • Ханы Золотой Орды выдавали князьям ярлык на княжение, ограниченный определённым сроком. Продемонстрировавший  им из своих собственных интересов лояльность Калита получил ярлык пожизненно.
  • Именно по его приказу в Москве были построены первые каменные здания.
  • У Ивана Калиты было семеро детей, рождённых в двух браках.
  • Благодаря его тонкой дипломатии и исправной уплате дани кочевники-ордынцы на протяжении 50 лет не нападали на Русь, дав возможность русским княжествам окрепнуть, а в последствии дать отпор захватчикам.
  • Будучи князем, Иван Калита не имел законного права покупать земли в других княжествах. Он обходил этот запрет, формально приобретая владения не для себя, а для верных ему приверженцев.
  • Ненадолго до смерти Иван Калита принял монашеский сан и сопутствующее ему имя Ананий.
  • В XXI веке он был причислен к лику святых, как благоверный князь.
  • Именно Иван Калита заложил основы русской государственности, начав процесс преобразования разрозненных княжеств в мощное государство, пусть он и был завершён лишь века спустя.
  • Великий князь вёл своё род от легендарного Рюрика.
  • В биографии Ивана Калиты этот факт не отмечен, но в ту эпоху имя «Иван» на Руси было очень экзотическим.
  • Став великим князем, Иван Калита активно расширял свои владения. Чаще он действовал не силой, а дипломатией, а там, где и она была бессильна, пускал в ход подкупы и прочие финансовые рычаги давления, неизменно добиваясь своего.
  • Среди всех русских князей именно Иван Калита был первым, кто носил титул «Великий князь всея Руси».
  • Он добился перенесения резиденции митрополита из Владимира в Москву, тем самым предопределив будущее этого города, как столицы русского государства.

Личная жизнь и смерть

За свою жизнь Иван Калита был женат дважды. Первую его жену звали Елена, она была приблизительно ровесницей великого князя, однако, умерла раньше его в 1331 году. Она родила ему 8 детей: четыре мальчика и четыре девочки. После этого князь женился на девушке Ульяне, которая была значительно моложе его. Она пережила Ивана почти на 20 лет. После смерти князя многие земли и богатства достались именно Ульяне. От брака у них родилась дочь Мария.

В 1340 году Иван отказался от престола, совершил монашеский постриг и взял имя Ананий, после этого через несколько недель он скончался. В 2001 году православная церковь причислила его к лику местночтимых святых.

Выводы

  1. Мы познакомились с Иваном Калитой.
  2. Узнали много нового о его жизни.
  3. Познакомились с памятником.
  4. Рассмотрели внешнюю и внутреннюю политику
  5. Узнали плюсы и минусы об его правлении.
  6. Познакомились с 20-ю историческими фактами
  7. Познакомились с его детством.
  8. Узнали много новой и интересной информации
  9. Узнали, почему Ивана называли «Калита».



Предварительный просмотр:

Общеобразовательный проект

«Защита основных гражданских прав»

Подготовила: Евдокимова Я.С.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Роль  права в жизни  человека, общества,  государства

1.1. Гражданин и государство

1.2. Потребность в порядке и справедливости

1.3. Мера свободы

1.4. Правовая ответственность

1.5. Право и закон

Глава 2. Право выше власти

2.1. Соединение силы и справедливости

2.2. Власть в правовом государстве (великие открытия в сфере права)

Заключение

Список используемой литературы

 

ГРАЖДАНИН. ГОСУДАРСТВО. ПРАВО

Введение

   Важным достижением  мировой цивилизации ученые считают правовое государство. Эту формулировку  мы, конечно, слышали, но смысл ее понятен не всем. Если определить очень коротко, то правовое  государство – это такое государство, которое главной своей задачей ставит защиту прав и свобод человека, его жизни и благосостояния. Дyмается, что государств, в полной мере решивших эту задачу, нет еще нигде в мире, это скорее идеал. Но некоторые демократически развитые государства добились ощутимых     успехов в защите своих граждан.

  Жизнь наша сейчас очень меняется. Россия встала  на демократический путь развития, впервые  в нашей  стране поставлена цель создать  пpaвoвoe  государство. Правовое  государство  признает за  каждым человеком  личную  неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

   О том, что такое право, какова  его  роль в жизни  человека и общества, об устройстве правового государства, о силе государства и силе справедливости, о взаимосвязи права, свободы и ответственности каждого гражданина – вот о чем пойдет разговор в реферате.

Глава 1. Роль  права в жизни  человека, общества,  государства

  1. Гражданин и государство

Понятия «личность», «гражданин», «Право», «государство» взаимосвязаны. Каждый  человек,  развиваясь,  осваивая  культуру, осознавая сущность и значение моральных требований, руководствуясь ими, становится  личностью. У каждого  человека есть  права и обязанности по отношению к семье, окружающим людям, коллективу, обществу, государству. Для характеристики личности  в правовом  аспекте, то есть в смысле ее прав, свобод и обязанностей, употребляют понятие  «гражданин». Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое старинное словосочетание  «гражданин Отечества».

   Когда в нашем Отечестве на свет появляется человек, он сразу получает  гражданство -  по праву рождения, так сказано в специальном  законе о гражданстве.

    Гражданством называют правовую связь человека  с государством. Это значит, что и у нас лично, и у государства, в котором мы живем, есть взаимные права и взаимные обязанности. Мы имеем возможность       пользоваться всеми правами, которые записаны в специальных     государственных правовых документах (Конституции – основном законе страны, других законах), например правом на образование, на участие в культурной жизни и т.д. Вместе с тем есть у нас и обязанности: мы обязаны  соблюдать законы, установленные государством, и уважать права других людей. Мы обязаны  платить  налоги  и охранять  природу. И конечно,  нашим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества. Но и государство должно подчиняться законам, обладать  установленными  законом  правами, а также  нести ответственность перед  гражданином ведь права и обязанности, ответственность, как мы отметили  выше, взаимны.

  1. Потребность в порядке  и справедливости

   Наука утверждает, что всякое человеческое общество – будь то небольшая группа или целое государство и даже весь мир народов  и государств – нуждается, или, как говорят ученые,  испытывает  потребность             в четкой организации деятельности людей. Давно, очень  давно, поняли люди  громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу  беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное   кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом,  гибнут люди, гибнет  природа, тянутся по земле  бездомные беженцы, разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь...И ведь это не только уроки истории. Достаточно внимательно  присмотреться к современным событиям, в том числе на территории  государств,  некогда входивших  в состав СССР.

   Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения,  который помог бы им спокойно договариваться по самым острым  проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой  регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку,  привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит,  чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли,  помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждому, как следует  поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

   Нормы  права внесли  в жизнь общества начала всеобщего  соглашения,  гражданского мира, диалога, договоренности. Право соединило в себе одновременно два смысловых  значения. Одно связано с понятием «править»,  «управлять», «регулировать  (отношения между  людьми  и общественный  порядок). С помощью норм права осуществляется  правление,  управление  в государстве. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью  норм прaвa порядок, то на него находят  «управу», т. е. заставляют  считаться с установленными нормами.

    Другое значение связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Не случайно  многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались – «Правда»  («Русская  правда»,  «Саксонская  правда»).

    Если государство  признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законодательстве, выполнять которое обязаны все граждане данной  страны.

   Составной частью правовой системы Российской Федерации, как записано в статье l5 нашей Конституции, являются общепризнанные     принципы и нормы международного права и международные договоры  России.  И если  международным  договором установлены иные  Правила,   чем  предусмотрено законом, то применяются правила международного  договора.

  Итак, право - это особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исторически  сложившиеся  в обществе  представления  о порядке  и справедливости.  Оно (право) может быть закреплено в форме  принятого государством закона  или существовать  в виде образца, идеала. Право охватывает все важнейшие  сферы жизни  человека  и общества.  Поэтому система  права включает в себя большие  группы  правовых  норм,  объединенных  общностью регулируемых        ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями Права. Отраслей  права очень много. Существуют такие,  например, отрасли, как конституционное, административное, гражданское  процессуальное, уголовное, трудовое, семейное, жилищное  право  и др.

  1. Мера свободы

    Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость  в обществе?

  Порядок и справедливость  право устанавливает  путем  четкого определения  меры  свободы людей.

   Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера – это то, что помогает сделать точный  расчет  и ответить  на вопрос:  сколько,  какое  количество, какой объем, размер, какая доза  и т. д. Право  точно указывает,  какие  свободы даны  человеку.

   Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие  люди,  естественно, должны уважать ваши права). Веками  искали люди  ответ на вопрос, в чем конкретно  состоят  свободы  человека, кто их определяет. И нашли, доказали, что именно право и только право (а не вожди, цари и государство) должны устанавливать меру свободы человека. Право, и только право, способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него правовые возможности.

     Слово  «возможности»  вам, думаю, понятно. Но следует помнить, что речь идет не о физических или умственных возможностях гражданина  (которые, конечно же, разные у разных людей), а только о правовых, юридических возможностях человека: о том, что ему можно делать, как следует поступать  в обществе, что для  него допустимо, осуществимо, от  чего он должен  быть защищен  и т. д. Все это четко указано  в нормах  права,  например, в статьях  Всеобщей  декларации  прав  человека.  Нарушение  прав человека, ограничение его правовых возможностей – это нарушение его свободы. Вместе с тем право четко определяет юридические обязанности  гражданина,  запреты, ответственность.

       Взаимосвязь прав, свобод и обязанностей великолепно выразил И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном,  повелительном требовании)  права.  Вот его смысл:  поступай  так,  чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими  законами.

     Все наши права (т.е. мера наших правовых возможностей, мера свободы) точно определены и записаны  в правовых документах, прежде всего в документах,  принятых ООН, - Всеобщей  декларации  прав  человека,  Международной  хартии прав человека, а также в Конституции Российской Федерации  и других  юридических  документах, касающихся прав человека.

  1. Правовая  ответственность

     Свобода, как мы знаем, неотделима от ответственности. Понятие «правовая     (юридическая) ответственность» употребляется в двух смыслах. Во-первых, это замечательное, ценнейшее внутреннее качество гражданина, черта его правовой  культуры, особенно когда правовая ответственность становится нормой поведения, руководством к действию. Тогда она проявляется в глубоком уважении человека  к праву и правовому закону,  в сознательном  и добровольном соблюдении всех требований права и закона. Юридически ответственный гражданин глубоко понимает всю важность и  необходимость соблюдения права и закона  для поддержания порядка  и справедливости  в обществе. И, конечно  же, он способен предвидеть  все неприятные (а порой  и ужасные) последствия нарушения права и закона.  Именно юридическая ответственность, уважение к праву и закону, сознательное и их добровольное соблюдение служит главным определителем, критерием  правовой культуры любого гражданина, в том числе и находящегося на государственной службе  (чиновника,  должностного  лица), вплоть до самой  высокой.

  Во-вторых, понятие  «юридическая  ответственность»  имеет строго  юридический смысл – это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. И если моральная ответственность – это ответственность перед окружающими и перед собственной совестью, то  юридическая  ответственность – это ответственность перед законом, перед судом. Разница существенная, хотя юридическая ответственность, конечно, не исключает стыда перед людьми  и мук собственной  совести того человека, который  совершит  правонарушение.

    Впрочем, человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен, выбор на его совести. Ему же  и отвечать за последствия, в том числе и юридические. А умение предвидеть  не дается от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.

  Виды юридической ответственности зависят  от характера правонарушений. Выделяют уголовную, гражданскую, административную,  дисциплинарную ответственность.

   Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности – уголовная. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении  по отношению к виновным  уголовных  наказаний – таких,  как лишение свободы, конфискация имущества и др. Учитывая особую суровость  уголовной ответственности, она осуществляется только в судебном    порядке. Никто, согласно закону, не может быть признан виновным в совершении  преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как  по приговору суда.

Правонарушение

        Правонарушение всегда связано с антиобщественным поведением, всегда кому-нибудь  приносит  вред. Оскорбить кого-нибудь, оклеветать,   угрожать – это  значит совершить  правонарушение. Ударить,  избить кого-то – это тоже правонарушение. Кража, грабеж, разбой, мошенничество, повреждение  чужого  имущества,  обман покупателей, самоуправство и т. д. – все это, безусловно, правонарушения. Короче, признаком    правонарушения является антиобщественное поведение, наносящее кому-либо вред и нарушающее закон. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в зависимости от характера правонарушения, правонарушения принято разделять  на два вида:  преступление и проступок.

      Преступлением   признается  виновно  совершенное  общественно опасное  деяние,  запрещенное  уголовным кодексом  под угрозой наказания.

       Как видите, основная  отличительная  черта  преступления – это его особая общественная опасность, особый вред. Поэтому государство  признает  преступления  наиболее  опасным  видом правонарушения  и запрещает  их под страхом наиболее сурового наказания  (лишение  свободы,  конфискация имущества и т.д.). Более того, из-за общественной         опасности закон считает преступлением даже только приготовление  к нему. По действующему в настоящее время законодательству правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет,  а по ряду  преступлений – 14 лет.

       За такие преступления,  как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабеж,  вымогательство, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, угон автомобиля или другого  транспортного средства, умышленное  уничтожение  или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, ложное  сообщение  об акте терроризма, хищение  либо  вымогательство  оружия, боеприпасов,  взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо  вымогательство наркотических средств или психотропных веществ,  приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, уголовная ответственность  в соответствии  со статьей  20 Уголовного кодекса  Российской Федерации наступает  с 14-летнего   возраста.

   Проступок – это тоже правонарушение,  хотя  в отличие  от преступления он характеризуется меньшей степенью  вредности, однако  следует  знать,  что проступок это тоже  посягательство на  правопорядок. Пьянство и  дебоши  в общественных  местах, безбилетный проезд,  мелкие хищения, провоз неоплаченного багажа повреждение телефонов-автоматов, причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договора, нарушение  авторских  прав, прогул,  опоздание  на работу  и т.д. – все эти действия  наносят  вред другим  людям, обществу. За проступок предусматриваются наказания не уголовного характера – в виде предупреждения, штрафов, возмещения причиненного имущественного вреда и даже исправительных работ.

   Все виды проступков, безусловно, вносят дезорганизацию в нашу жизнь, мешают нормальному труду, отдыху, быту людей. Кроме того,  проступок от преступления  отделяет  тонкая, условная  грань - в любой  момент  он может перейти черту закона и стать общественно опасным,  уголовным  деянием.

  1. Право и закон

     Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли  различие между  правом и законом, или они абсолютно совпадают?

    Строго говоря, это очень сложный  вопрос,  над которым человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные  позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон  абсолютно     совпадают,  что любой  принятый закон – это  всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

    Другие доказывают,  что право и закон  не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон, закон, не опирающийся на право. Право  жe – это мера свободы, оно выражает сложившиеся  в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно  перестает  быть правом,  превращается в свою противоположность.

      Несправедливый закон нельзя отнести  к праву. Его так  и  называют –  неправовой закон, а  в народе говорят  «дикий», «драконовский».  Граждане, если они способны защитить свои права, должны  добиваться отмены такого  закона и принятия другого, правового.

      В правовом государстве все законы должны быть  правовыми. Конечно же, правовой закон – великое благо для граждан, ибо он способствует  утверждению  в их жизни  правового  равенства и свободы,  порядка  и справедливости.

Глава 2. Право выше власти

2.1. Соединение силы  и справедливости

     Как известно из курса истории, уже в глубокой древности, когда вместо первобытнообщинного, родового, племенного самоуправления  утвердилось государство, народ хорошо почувствовал на себе его беспощадную силу.  Принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами    государственного  управления.

    И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда  лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии   со справедливостью.

  Возникла  великая  идея соединения силы государства и cпpaведливости права. Разумно устроенным людям представлялось такое   государство, в котором право поддерживается и защищается самим  государством.  Тогда государство становится справедливым, правовым.

  Если вам посчастливится познакомиться с трудами величайших  мудрецов  античности Платона (427-347  гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), Цицерона (106-43 г.г. до н.э.), вы узнаете, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве, какие умные, неотразимые  доводы  приводили  авторы в его пользу.

     Платон,  размышляя о государстве  и законе, полагал, что государство  вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах Платон усматривал спасение  государства и все блага,  какие только могут даровать государствам боги. Его ученик Аристотель  также отстаивал мысль о необходимости господства справедливых законов,  права. Там же, где отсутствует власть права, утверждал философ, не может быть и разумно организованного  государства.

  Римского мыслителя Цицерона волновал вoпpoc: где находится  источник  права,  откуда  оно  исходит? И он  пришел к мысли:  источник  права – народ. Людям, как Божьим творениям, рассуждал философ, от  природы присущи разум, право, справедливость. Поэтому право – это  естественное  право, оно вытекает из разумной природы человека и всего  окружающего мира как творение божественного разума.

     Мы видим:  философ  убежден, что право человеку никем  не даровано,  оно принадлежит  ему  потому, что он человек. Вот почему оно естественное,          прирожденное право.

   А как соотнести право и власть,  то есть, кто кому должен    подчиняться?  Поиск ответа привел Цицерона к выводам, сблизившим его с идеями других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву.

   Замечательная эта мысль опирается прежде всего на идею естественного пpaвa. Государство обязано признать незыблемость и неотъемлемость прав человека, уважать и защищать их. Цицерон был убежден, что право появилось раньше, чем государство и писанные им законы.  Именно право стало  источником и основанием государства.  Поэтому государство, сделал он вывод, есть дело  народа (по-латыни             геs populi;  отсюда  произошло слово «республика») и должно подчиняться     праву. Законы, издаваемые государством, также должны соответствовать интересам  народа, его естественному праву только такие законы справедливы. А несправедливые законы, язвительно замечал Цицерон,  заслуживают названия законов не более чем решения, принятые  разбойниками.

             Под действие  закона должны  попадать все, в том числе  и само государство! – таков основной принцип, сформулированный Цицероном.

  Иначе говоря, все должны быть равны перед законом. Принцип  равенства всех перед законом, как нам становится понятно из рассуждений  философа, проистекает из того, что само государство есть общее дело  народа. Вместе с тем философ предупреждал, что гражданин должен уметь   защищать свои права. Поскольку свобода, резонно полагал Цицерон, - это естественное  право каждого гражданина, то при защите свободы никто не должен  оставаться  в cтopoнe.

   Завершая разговор об идее соединения  силы  государства и справедливости права,  хочется отметить,  что она  не ocталась лишь теорией  на бумаге. Уже в античной  Греции предпринимались попытки воплотить  ее  в  жизнь.  Особая заслуга принадлежит в этом известному вам по истории афинскому правителю Солону. Он утверждал, что  освободил всех граждан,   а достиг этого Властью  закона, силу с правом сочетав.  

   Словам Солона вполне можно доверять, ибо у нас есть великий  свидетель – сам  Аристотель, с почтением  называвший Солона родоначальником античной демократии.

  Таков  урок  правовой  мудрости: демократия (т.  е.  народовластие)  как наиболее справедливое  устройство государства неотделима от права (справедливости)  и власти  закона, который сам должен  быть основан на  праве,  то есть быть правовым законом. В настоящее время эти уроки стремятся  воплотить в жизнь.

2.2. Власть в правовом государстве

(великие открытия в сфере права)

    Развивая учение о правовом государстве, мыслители решали множество  труднейших вопросов:  как  должна быть организована власть    в  государстве, чтобы в обществе был демократический  порядок? Какие у государства должны быть органы власти? Какие задачи они должны выполнять? Как должны  относиться друг к другу различные органы  власти   и   кому  должны подчиняться? Видите, какой огромный круг проблем. Сама жизнь убеждала: без четкой организации власти, без строгого определения  задач различных органов власти (кто и что должен  делать, за что должен отвечать) не будет демократического порядка в обществе. А значит, не будет ни господства права, ни правовых законов, ни нормальной жизни вообще.

      И тут нас ждут великие открытия.

    Еще в IV в. до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно  быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов  и судить нарушителей.   Так  родилась   великая   идея,  которая позже будет  названа теорией  разделения  властей.

   С  большой  пользой для  последующих поколений потрудился над  ней  известный французский просветитель Ш.Монтескье (1689-1755).  Всю власть  в государстве он строго разделил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и  судебную  (которая  судит нарушителей закона). 

    Почему необходимо такое строгое разграничение? Монтескье отвечает  четко  и убедительно: чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного  лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания. Очень  волновал Монтескье и вопрос о свободе личности. Прекрасны его рассуждения  по этому  поводу.  Свобода, считал философ, состоит  не в том,  чтобы делать то, что хочется.  Свобода  есть  право  делать все, что дозволено законом. Есть только один путь, утверждал  великий  гуманист, - соблюдать законы.  Другого  пути нет.

    Есть еще один  великий мудрец,  имя которого  нам хорошо  известно: И. Кант.  Доставим себе удовольствие еще раз познакомиться  с его мыслями.  Он считал, что государство – это союз множества  людей  при господстве  права.

  Он даже сформулировал категорический  императив  в сфере государственного  устройства: государство  должно  быть  правовым, с разделением  властей  (кстати, и сам термин  «правовое  государство»    принадлежит именно  Канту).

    Как видим,  в сфере  права, действует  категорический  императив  (категорическое, безусловное  требование), основанный  на понятии долга: как гражданин, так и государство обязаны подчиняться строго определенным  и общепринятым ограничениям – правовым  законам, и это разумное ограничение есть подлинная свобода. В самой сути права заложены  требования  долга  и самоограничения.

  К идеям Канта и его великих предшественников много раз обращались  передовые мыслители всех стран мира, общими усилиями вырабатывая  учение  о справедливом устройстве  государства.

    Итак, завершаем  краткое знакомство  с великими открытиями  в сфере права.  Идея соединения  силы государства  и справедливости  права – идея   правого  государства – входит  в золотой фонд общечеловеческих  ценностей.

Заключение

    Большие преобразования, которые происходили и происходят в России, непосредственно связаны с формированием демократического общества, развитием правового государства. Именно это имеет принципиальное значение для возрастания роли и обеспечения равного участия граждан в гражданских правоотношениях.  

     Надо отметить, что в настоящее время появляется повышенный интерес к изучению гражданского права. Ведь знание и правильное применение норм Гражданского кодекса – это наиболее главное условие успешного осуществления предпринимательской деятельности и, конечно же, защиты имущественных прав в случае их нарушения.

     Мы должны знать и понимать, что гражданин имеет не только правоспособность, наделен правами и свободами, но и обременен обязанностями, которые необходимо выполнять.

     Приобщение к политической, правовой, нравственной культуре является условием становления свободной и социально ответственной личности.

Используемая литература

  1. Пиляева В.В. гражданское право в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2003.
  2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. – М.: Юрид. лит., 1993.
  3. Юридические энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е.Крутских. 3-з изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  4. Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...