Конспекты по дефектологии
план-конспект

Конспекты

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДАТА:

КЛАСС:

Учитель-дефектолог: Бакирова В.Р.

ТЕМА: Развитие графомоторных навыков

Групповое занятие.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать двигательные умения и навыки в манипуляции различными предметами (правильно держать карандаш)

Коррекционные: развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие,

мелкую моторику пальцев рук

Воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии

Формируемые базовые учебные действия (буд):

  • Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  • Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы

Оборудование: бумага, ручки.

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые  БУД

Организационный момент, (мотивационно – побудительный)

  1. Эмоциональный настрой на занятие.

- Сегодня прекрасный солнечный день. Давайте посмотрим в окно и улыбнемся солнышку. Какое теплое солнышко, оно согревает своими лучиками каждого из нас.

Упражнение «Солнышко»

Солнце утром рано встало, (поднимают руки вверх, тянутся).

Всех детишек приласкало

(обнимают себя за плечи)

Гладит грудку

(массируют дорожку на груди снизу вверх),

Гладит шейку

(поглаживают шею большими пальцами сверху вниз),

Гладит носик (кулачками растирают крылья носа)

Гладит лоб (проводят пальцами от середины к вискам

Гладит ушки,

(растирают ладонями уши)

Гладят ручки

(растирают ладони)

Загорают дети – вот!

(поднимают руки вверх).

Сообщение темы занятия: сегодня у нас будет интересное занятие, мы будем развивать наши графомоторные навыки, будем учиться пользоваться карандашом

  1. Настраиваются на урок.
  2. Проверка готовности к занятию
  3. Отвечают на вопросы

Р.Л.

 Основная  часть

3. Пальчиковая гимнастика

- Пусть наши пальчики сначала поздороваются друг с другом.

- Поочередно прижмите большой палец руки ко всем остальным

4. Массаж пальцев

(Включить аудиозапись "Скачут резвые лошадки".)

-Не пойму, что это за шум? Откуда раздаются эти звуки?

Конечно, это скачут лошадки.

Возьмите аппликаторы. Вспомним упражнение "Лошадки" (выполнение на аппликаторе Кузнецова) .

По дороге белой, гладкой

Пальцы скачут, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

5.Самомассаж. Упражнения с карандашом

- А теперь мы поиграем с нашим другом-карандашом.

- Дети, послушайте загадку:

Если ты его отточишь.

Нарисуешь все, что хочешь:

Море, горы, солнце, пляж.

Что же это ? ( карандаш)

1.Возьмите неотточенный карандаш,

зажмите его между ладонями и потрите. (Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями.)

Послушайте, как он "шумит".

"Пошумим" у правого уха, у левого. Молодцы!

2. Поставьте локти на стол.

Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки, покрутите его вперед и назад.

Положите карандаш, опустите руки, встряхните ими.

6. Игра "Тихо - громко".

Упражнения с мячом

- 1. Возьмите, пожалуйста, мяч.

Правую руку положите на мяч и обхватите его пальцами.

Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз) .

Левую руку положите на мяч и обхватите его пальцами.

Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз) .

Положите обе руки на мяч и обхватите его.

Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз) .

2. Возьмите мяч двумя руками и покатайте его между ладонями.

Положите мячи на стол.

7. Сказочная история

Я расскажу вам, как однажды мама-курица позвала цыплят поклевать зернышки. Цыплята клевали их тихо, они маленькие, а мама-курица – громко, она большая. Дети, давайте покажем, как они это делали. Возьмите неотточенный карандаш в пальцы правой руки и поставьте его на стол.

(Дети держат карандаш между тремя пальцами, как при письме.)

Постучим им по столу тихо, как цыплята.

Потом громко, как мама-курица.

Цыплята поклевали зернышки и вместе с курицей пошли гулять.

В густой зеленой траве они увидели червячков.

Мама-курица показала цыплятам, как их надо клевать.

А потом поклевали цыплята.

Вот какую замечательную историю я вам рассказала.

Пусть отдохнет наш друг-карандаш. Мы поиграем без него.

8. Упражнение с фасолью

- А теперь правой рукой переложите фасоль из одной баночки в другую, левой – обратно.

Давайте  немного отдохнем

Выполняют упражнение

Выполняют упражнение

Выполняют упражнение

Выполняют упражнение

Выполняют упражнение

ПРК

Итог урока

- Сегодня все поработали хорошо.

Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке.

 - Чем мы занимались на занятии?

- Понравилось вам занятие?

Рефлексия:

- отвечают на вопросы

ЛР



Предварительный просмотр:

ДАТА:

КЛАСС:

Учитель-дефектолог: Бакирова В.Р.

ТЕМА: Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам

Групповое занятие.

Задачи:

Образовательные: развивать тактильную память

Коррекционные: коррекция тактильного восприятия

Воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии

Формируемые базовые учебные действия (буд):

  • Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  • Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы

Оборудование: бумага, ручки.

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые  БУД

Организационный момент, (мотивационно – побудительный)

  1. Эмоциональный настрой на занятие.

- Отгадайте загадку:

«Пусть она – как есть плутовка,

 От макушки до хвоста.

 Шубка, рыжая головка,

 А зовут её …(лиса).

2. Психогимнастика (выполняется в положении стоя на ковре; коррекция общей моторики, пространственного восприятия; развитие положительных эмоций)

- Сегодня лисичка приглашает всех вместе с ней порадоваться новому дню и сделать несложные упражнения – разминку (упражнения с речевым сопровождением).

    «Утром лисонька проснулась,

       Лапкой вправо потянулась,

       Лапкой влево потянулась –

       Солнышку улыбнулась.

        В кулачки все пальцы сжала,

        Растирать все лапки стала.

        Руки, ноги и бока –

        Вот какая красота!

- Ребята, у вас у всех на лице появилась улыбка. Приступаем к работе.

3. Сообщение темы занятия: Сегодня  мы научимся выкладывать предметы по опорным точкам

  1. Настраиваются на урок.
  2. Проверка готовности к занятию
  3. Отвечают на вопросы

Р.Л.

 Основная  часть

4. Упражнение «Разложи на группы»

- Разложи  фигуры на отдельные группы. Почему ты их так разложил? По какому признаку? Как еще можно разбить фигуры на группы?

5. Упражнение «Разложи так же»

- Даны 2 листа и геометрические фигуры. На первом листе определенным образом расположены геометрические фигуры, другой – пустой. Разложи свои фигуры так же. Расскажи, что находится внизу, вверху, где какая фигура. Сравни свой рисунок с образцом: так ли у тебя расположены фигуры. Сохранил ли ты заданные расстояния? (по очереди ребята выкладывают ракету и грузовик)

5. Упражнение «Чего не стало?»

Выкладываю на стол различные геометрические фигуры. Показываю некоторое время детям, прошу запомнить. Потом либо что-то меняю в расположении фигур и прошу ребенка найти изменения, либо прошу из своих фигур выложить такую же картинку.

Выполняют упражнение, сравнивая карандаши

Выполняют упражнение

Выполняют упражнение

ПРК

Итог урока

- Сегодня все поработали хорошо.

Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке.

 - Чем мы занимались на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Рефлексия:

- отвечают на вопросы

ЛР

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1014835537.JPG

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/086d/000eae6c-f85df6bc/hello_html_57131f40.jpg



Предварительный просмотр:

ДАТА:

КЛАСС:

Учитель-дефектолог: Бакирова В.Р.

ТЕМА: Сравнение предметов по толщине

Групповое занятие.

Задачи:

Образовательные: учить сравнивать предметы по ширине

Коррекционные: коррекция восприятия

Воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии

Формируемые базовые учебные действия (буд):

  • Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  • Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы

Оборудование: бумага, ручки.

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые  БУД

Организационный момент, (мотивационно – побудительный)

  1. Эмоциональный настрой на занятие.

- Отгадайте загадку:

«Пусть она – как есть плутовка,

 От макушки до хвоста.

 Шубка, рыжая головка,

 А зовут её …(лиса).

2. Психогимнастика (выполняется в положении стоя на ковре; коррекция общей моторики, пространственного восприятия; развитие положительных эмоций)

- Сегодня лисичка приглашает всех вместе с ней порадоваться новому дню и сделать несложные упражнения – разминку (упражнения с речевым сопровождением).

    «Утром лисонька проснулась,

       Лапкой вправо потянулась,

       Лапкой влево потянулась –

       Солнышку улыбнулась.

        В кулачки все пальцы сжала,

        Растирать все лапки стала.

        Руки, ноги и бока –

        Вот какая красота!

- Ребята, у вас у всех на лице появилась улыбка. Приступаем к работе.

3. Сообщение темы занятия: Сегодня  мы научимся сравнивать предметы по ширине

  1. Настраиваются на урок.
  2. Проверка готовности к занятию
  3. Отвечают на вопросы

Р.Л.

 Основная  часть

Работа с презентацией.

- Посмотри, перед тобой два карандаша: слева толстый, справа тонкий. Покажи толстый карандаш, а теперь тонкий.

- Какого цвета самый толстый карандаш? Какого цвета самый тонкий карандаш? Зеленый карандаш толще красного?

- Покажи и назови: самый широкий ремень самый узкий ремень

4. Упражнение «Разложи полоски»

5. Упражнение «Сравни»

6. Работа предметными картинками (соотнесение предметов по ширине)

7. Упражнение «Соедини линией предметы нужной величины»

Выполняют упражнение, сравнивая карандаши

Выполняют упражнение

Выполняют упражнение

ПРК

Итог урока

- Сегодня все поработали хорошо.

Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке.

 - Чем мы занимались на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Рефлексия:

- отвечают на вопросы

ЛР



Предварительный просмотр:

ДАТА:

КЛАСС:

Учитель: Бакирова В.Р.

ТЕМА: Расставь правильно

Групповое занятие.

Задачи:

Образовательные: учить группировать предметы по определенному признаку

Коррекционные: развитие восприятия;

Воспитательные: умение работать в группе

Формируемые базовые учебные действия (буд):

  • Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  • Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы

Оборудование: бумага, ручки.

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые  БУД

Организационный момент, (мотивационно – побудительный)

  1. Эмоциональный настрой на занятие.

- Сегодня прекрасный солнечный день. Давайте посмотрим в окно и улыбнемся солнышку. Какое теплое солнышко, оно согревает своими лучиками каждого из нас.

Упражнение «Солнышко»

Солнце утром рано встало, Поднимают руки вверх, тянутся.

Всех детишек приласкало Обнимают себя за плечи

Гладит грудку, Массируют дорожку на груди снизу вверх

Гладит шейку,

Поглаживают шею большими пальцами сверху вниз

Гладит носик, Кулачками растирают крылья носа

Гладит лоб,

Проводят пальцами от середины к вискам

Гладит ушки,

Растирают ладонями уши

Гладят ручки

Растирают ладони

Загорают дети – вот! Поднимают руки вверх.

  1. Сообщение темы занятия: сегодня у нас будет интересное занятие, мы будем расставлять предметы
  1. Настраиваются на урок.
  2. Проверка готовности к занятию
  3. Отвечают на вопросы

Р.Л.

 Основная  часть

  1. Упражнение «Расставь в правильном порядке» https://iqsha.ru/uprazhneniya/run/rasstav-v-nuzhnom-porjadke/1-klass
  2. Упражнение «Расставь картинки в правильном порядке»
  3. Упражнение «Что было сначала, а что потом»

1. Наклеивают бусы.

2. Отвечают на вопросы

ПРК

Итог урока

- Сегодня все занимались хорошо.

Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке.

 - Чем мы занимались на занятии?

- Правильно. Мы наклеивали полоски красного и желтого цвета, делали разноцветный коврик.

Рефлексия:

- отвечают на вопросы

ЛР

https://sun9-65.userapi.com/impg/hAO0pBRdg1yafIKyN1VWBH5jOdLGbKva6wX6tQ/HiPXQciFnIM.jpg?size=700x935&quality=96&sign=d841c6b7ac56a554d8330f9ada961d65&type=album



Предварительный просмотр:

ДАТА:

КЛАСС:

Учитель: Бакирова В.Р.

ТЕМА: Собери гирлянду. Основные цвета: красный, желтый

Групповое занятие.

Задачи:

Образовательные: развитие зрительного восприятия

Коррекционные: коррекция восприятия; развитие фантазии, воображения

Воспитательные: умение работать в группе

Формируемые базовые учебные действия (буд):

  • Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  • Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы

Оборудование: бумага, ручки.

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые  БУД

Организационный момент, (мотивационно – побудительный)

  1. Эмоциональный настрой на занятие.

- Сегодня прекрасный солнечный день. Давайте посмотрим в окно и улыбнемся солнышку. Какое теплое солнышко, оно согревает своими лучиками каждого из нас.

- На прошлом занятии мы с вами учились различать красный и желтый цвет.

- Посмотрите у меня в руках бусина какого цвета? Правильно, красная. Давайте поищем предметы красного цвета у нас в классе.

- Теперь у меня в руках бусина какого цвета? Желтого. Давайте поищем предметы желтого цвета у нас в классе.

- Молодцы.

  1. Сообщение темы занятия: А сегодня из этих цветов, красного и желтого, мы будем собирать бусы.
  1. Настраиваются на урок.
  2. Проверка готовности к занятию
  3. Отвечают на вопросы

Р.Л.

 Основная  часть

- Посмотрите перед вами на листочках нарисованы ниточки. Нам с вами нужно будет наклеить бусины красного и желтого цвета по очереди.

- Берем в руки бусину красного цвета, мажем клеем и приклеиваем в начале нитки. Вот так.

- Берем в руки бусину желтого цвета, мажем клеем и приклеиваем зав бусиной красного цвета. Вот так.

- Следующая бусина будет какого цвета? Красного. Берем в руки бусину красного цвета и приклеиваем ее за желтой. Вот так….

- Посмотрите, мы с вами приклеили все бусины, одна за другой: красная, за ней желтая; опять красная, за ней желтая.

- Какого цвета эта бусина Соня?

- А это какого цвета Иван?

- Молодцы.

- Какие красивые бусы получились. Подарим их маме.

1. Наклеивают бусы.

2. Отвечают на вопросы

ПРК

Итог урока

- Сегодня все занимались хорошо.

Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке.

 - Чем мы занимались на занятии?

- Правильно. Мы наклеивали бусины красного и желтого цвета.

Рефлексия:

- отвечают на вопросы

ЛР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.

Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....

Конспект моделированного занятия учителя - дефектолога с воспитателем для дошкольников с ОВЗ второго года обучения, тема: Птицы

Конспект занятия предназначен для детей с ОВЗ (VIII вида) второго года обучения. Первую часть занятия ведет учитель дефектолог-ознакомление с окружающим, вторую часть ведет воспитатель - обучение рисо...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса

Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе с ЗПР

Вашему вниманию представлен конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе...

Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога для неговорящих детей раннего возраста

Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога по теме "Дикие животные"....

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий учителя-дефектолога в 3 классе коррекционной школы VII вида. «По следам ветра» Тема: «Осень. Признаки осени»

Содержание квеста-занятия: в ходе путешествия дети будут выполнять задания и находить части картины, чтобы составить из них целую картинку. Результат: При условии выполнения всех заданий дети получат ...