«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»
учебно-методическое пособие
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 4»
ДОКЛАД
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»
ВЫПОЛНИЛ: ЦАЦКИН М.Ю.
ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ПО ВОЛЕЙБОЛУ
МУДО «СДЮСШ № 4»
г. САРАНСК 2025 г.
Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста. Она развивает ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений. Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося. Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни.
В основе игры в волейбол лежит борьба двух коллективов, игроки которых объединены общей целью – победа над соперником. Стремление к достижению победы приучает волейболистов к коллективным действиям, взаимовыручке, воспитывает чувство дружбы и партнерства. Во время игры любой игрок может проявить себя, но вместе с тем он должен уметь подчинить свои интересы интересам команды, партнерам.
Волейбол используется как тренировочное средство представителями других видов спорта для развития основных двигательных качеств, так как по структуре игровая деятельность включает в себя разнообразные прыжки, перемещения, остановки, а также технико-тактические действия скоростно - силового характера.
Основу двигательной активности волейболистов составляют физические качества и технические приемы. Технический прием – это система рациональных движений, т.е. нечто целое, состоящее из связанных воедино частей, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Такие части принято называть фазами. В однократных движениях, к которым относятся технические приемы волейбола, выделяют подготовительную, основную и заключительную фазы.
В подготовительной фазе движения направлены на создание наилучших условий для реализации смысловой задачи данного технического приема. В основной фазе движения направлены непосредственно на реализацию смысловой задачи технического приема. В заключительной фазе выполнение технического приема завершается, и игрок переходит к новым действиям. Наиболее значимыми для решения двигательной задачи технических приемов являются, по мнению специалистов волейбола, подготовительная и основная фазы.
Прежде чем осуществить тот или иной технический прием, волейболист перемещается по площадке. Основная цель таких перемещений – выбор места для выполнения технических приемов. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы перемещений.
В игре применяют три стойки – высокую, среднюю и низкую, каждая из которых характеризуется определенным сгибанием ног и наклоном туловища вперед.
При приемах и передачах мяча, летящего с небольшой скоростью, а также перед выполнением удара и блокирования игрок ставит ноги на ширине плеч, одна впереди; сгибание ног и наклон туловища незначительны, руки перед туловищем, вес тела равномерно распределен по всей площади опоры. При приеме подачи, при страховке волейболист чуть больше сгибает ноги. При игре в защите (прием мячей, летящих с большой скоростью) игрок находится в полуприседе, туловище слегка наклонено вперед, общий центр тяжести перемещен на переднюю часть опоры.
Приняв определенную стойку, игрок может либо стоять неподвижно на месте, переступая с ноги на ногу или подскакивая на обеих ногах, – это активизирует деятельность мышечного аппарата ног и помогает быстрее начать перемещение. Такие стойки называют соответственно статическими и динамическими.
Перемещения игроков различны по скорости. Выполняют их ходьбой (приставным или обычным шагом), бегом или скачком. Иногда перемещения выполняют сочетанием ходьбы, бега и скачков.
Современный волейбол включает в себя следующие технические приемы с мячом: подачи, как опорные, так и в прыжке; приемы и передачи мяча одной и двумя руками; атакующие действия, включающие в себя нападающие удары, скидки, накаты и переводы мяча через сетку; зонное и ловящее блокирование (индивидуальное и групповое).
Подача мяча применяется для введения мяча в игру. Кроме того, подача может использоваться как средство нападения или затруднения тактических действий соперника.
Выделяются нижние и верхние подачи, которые в свою очередь подразделяются с учетом расположения тела игрока по отношению к сетке на две группы – прямые (лицом к сетке) и боковые (боком к сетке). При выполнении подачи особое значение придается ее целевой точности. Отсюда, важнейшей задачей является сообщение мячу при ударе такой скорости и направления полета, при которой было бы обеспечено его перемещение с попаданием в заданное место.
Перед выполнением подачи игрок принимает устойчивую стойку, левую ногу ставит впереди правой на расстоянии шага. Ноги, согнутые в коленях, располагает примерно на ширине плеч. При этом тело имеет угол поворота относительно фронтальной оси до 45°, левое плечо находится впереди правого – это играет существенную роль в последующем ударном движении. При нижних подачах туловище слегка наклонено вперед, при верхних – расположено вертикально. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, общий центр тяжести тела игрока проецируется на середину площади опоры. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена вперед так, чтобы локоть был отведен от туловища, а кисть находилась на уровне носка левой ноги. Мяч лежит на ладони. Движением левой руки игрок подбрасывает мяч вверх. Разгибая опорную ногу, тяжесть тела переносится на стоящую впереди ногу, туловище незначительно сгибают, рукой, выпрямляя ее (кисть слегка напряжена, пальцы соединены), выполняют удар по мячу. После удара кисть, сопровождающую мяч, сгибают, руку опускают, туловище сгибают и разворачивают влево.
Верхняя прямая подача в прыжке с разбега. Исходное положение игрока перед подачей в 3-5 м от лицевой линии в основной стойке. Мяч поддерживают обе руки чуть ниже пояса и подбрасывают одной или двумя руками вперед на высоту 3-5 м. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок, замах аналогично подготовительной фазе при прямом нападающем ударе. При относительно невысоком подбросе мяча вверх-вперед разбег перед прыжком может быть одношажным или двушажным. Удар по мячу в фазе взлета игрока наносится сзади и чуть сверху хлестообразным движением кисти (мяч летит с вращением) или насколько закрепленной кистью в лучезапястном суставе (мяч планирует при ускоренном ударе или «укоротится» – при ударе с тормозящим эффектом).
Движения подбрасывания мяча, замаха и удара определенным образом сочетаются по времени выполнения. Возможны три варианта такого сочетания. В первом случае игрок сначала подбрасывает мяч, затем делает замах и выполняет удар по мячу. Такое сочетание характерно для начинающих игроков и не является оптимальным. Во втором случае игрок предварительно выполняет замах, затем подбрасывает мяч и производит удар. Такое сочетание характерно для выполнения подач на точность и некоторых видов планирующих подач. В третьем случае одновременно выполняют подбрасывание мяча и замах, затем следует удар по мячу. Такое сочетание несколько сложнее в координационном отношении, но более совершенно по своей организации.
Для обеспечения наилучшего выполнения удара необходимо соблюдать следующие условия:
- траектория движения мяча снизу-вверх должна быть возможно ближе к вертикальной, для чего кисть при подбрасывании во всех положениях параллельна опоре;
- подбрасывание мяча необходимо выполнять плавным движением руки с постепенным нарастанием скорости – это способствует оптимальному регулированию формы траектории и высоты подбрасывания мяча.
Прием-передача мяча двумя руками сверху используется для организации взаимодействия игроков команды нападения в единую тактическую систему: игрока, выполняющего данный технический прием, и игрока, выполняющего атакующее действие. Применяемые в волейболе способы передач различаются по высоте (высокие, средние, низкие), по длине (длинные, укороченные, короткие), по направлению (вперед, назад за голову, в стороны) и т.д.
Прием-передача мяча двумя руками снизу применяется в основном для перехода от обороны после нападающих действий и подач соперника к собственному нападению через передачу мяча связующему (пасующему) игроку своей команды. При выполнении приема-передачи соударение рук с мячом производится дистальной частью предплечий, туловище несколько наклонено вперед. Работа рук осуществляется за счет движения в плечевых суставах. Отмечено, что увеличение объема супинации в предплечьях повышает точность приема.
При большей скорости полета мяча или при планирующей подаче волейболист еще больше сгибает ноги, при этом туловище несколько отклоняется назад, общий центр тяжести тела находится за опорой, а выполнив передачу, приседая, перекатывается на спину.
Основным средством атакующих действий в волейболе считается нападающий удар.
Нападающие удары различаются по отношению расположения тела игрока к сетке в прыжке (прямые, боковые), по направлению полета мяча после удара (по ходу разбега, с переводом влево или вправо), а так же, ударами по мячу с коротких (атака первым темпом) и высоких (длинных) передач (атака вторым темпом). Игрок, выполняющий нападающий удар, учитывая направление и форму траектории полета мяча после передачи, перемещается к месту прыжка на оптимальном расстоянии 1,0-1,5 м от сетки и выполняет прыжок вверх. Ударное движение осуществляется при «прямом» ударе в сагиттальной плоскости выпрямленной в локтевом суставе рукой в высшей точке взлета несколько впереди игрока. Угол наклона вытянутой руки к горизонту в момент удара составляет 70-80°.
Блокирование является основным оружием обороны. Блок применяется для защиты от нападающих ударов соперника выставлением рук над сеткой во время атаки.
Блок, выполненный одним игроком, называется индивидуальным, выполненный двумя или тремя игроками – групповым. Их называют также одиночный, двойной и тройной.
После определения направления и высоты передачи, адресованной игроку команды соперника для выполнения нападающего удара, блокирующий волейболист перемещается в зону атаки приставными, скрестными, беговыми или ступающими шагами, располагается на линии разбега нападающего игрока и принимает исходное положение для прыжка в 40-50 см от сетки. Движение во время прыжка начинают руки, затем ноги. Отрываясь от опоры, игрок выносит руки над сеткой так, чтобы они остались согнутыми в локтях. Предплечья имеют небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены и оптимально напряжены, ладони параллельны сетке. При блоке у края сетки ладонь одной руки, ближней к краю сетки, повернута под углом; это также относится к блокированию ударов с переводом. При приближении мяча руки разгибают в локтевых суставах и двигают вперед-вверх. Одновременно кисти сгибают в лучезапястных суставах; пальцы двигаются вперед-вниз. При ударе по мячу кисти амортизируют удар и направляют мяч вперед-вниз, на сторону противника. После завершения блока кисти поднимают вверх, игрок опускается и приземляется на согнутые ноги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение: Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии
Сообщение: Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии Важной задачей в работе с детьми с ...

Методическая разработка Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам (прием и передача мяча) на этапе начальной подготовки (первый год обучения)
В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым осн...

Презентация .Подготовка юных волейболистов (игровая форма)
Презентация. Подготовка юных волейболистов (игровая форма)...
Формирование слоговой структуры слова у воспитанников с ОНР-3ур через игровые приемы и игровые упражнения.
Опыт работы учителя – логопеда Габнасыровой Руфины Бикмухаметовнына тему: «Формирование слоговой структуры слова у воспитанников с ОНР-3ур через иг...
Интеграция приемов техники, тактики, физических способностей в игровую и соревновательную деятельность волейболистов.
Интеграция для спортивных игр имеет чрезвычайно важное значение для роста эффективности обучения тактическим действиям и техническим приемам, актуализации особых познаний обуча...

Эффективные приемы развития у учеников навыков и компетенций 21 века – как способ формирования навыков проектной деятельности.
Применение Сингапурской системы обучения для работы с проектами...
