Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности
методическая разработка

В статье рассматриваются основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: выявление и развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.

1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей: проведение факультативных курсов, кружков и др . Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.

Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся.

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной. Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал :

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации: 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой __________самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой. Описание методики

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Процедура проведения

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»

Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

-не очень

-нравится

-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю

-остался бы дома

-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывает по-разному

-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы

-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто

-редко

-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало

-много

-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да

-не очень

-нет

Обработка результатов

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

Интерпретация результатов

Различия между группами детей были оценены по критерию и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Анкета «Познавательные интересы учащихся»

1. Вызывает ли у Вас интерес процесс учения?

А) всегда интересно;  

Б) чаще всего интересно;  

В) иногда возникает интерес;

Г) никогда не вызывал интереса;

Д) не думал об этом.

2. Какие учебные предметы Вам нравятся?

А) очень интересен: …

Б) интересен: …

В) совсем не интересен: …

3. Почему этот (эти) предмет тебе интересен?

А) нравится преподаватель;  

Б) нравится узнавать новое в этой области знаний;

В) могу отдохнуть, расслабиться;  

Г) возможность общаться с друзьями;    

Д) не ругает учитель;  

Е) нравится получать хорошие оценки;

Ж) нравится процесс работы на уроке;  

З) нравится добываться результата;  

И) этот предмет нравится моим друзьям;  

К) привлекает актуальность предмета;  

Л) пригодится в жизни для будущей профессии.  

4. Если Вам нравится учиться, то как проявляется этот интерес?

А) активно работаю на уроке;  

Б) внимательно слушаю объяснения учителя;  

В) читаю дополнительную литературу;

Г) занимаюсь в предметном кружке;  

Д) изучаю дополнительную литературу;

Е) стремлюсь придумать что-либо новое, усовершенствовать.

5. Сколько времени Вы тратите на то, чтобы заниматься тем, что Вас интересует?

А) занимаюсь выбранным предметом только на уроке;

Б) самостоятельно занимаюсь дома;  

В) углубляю свои знания на занятиях кружка в школе и вне школы;  

Г) много занимаюсь дополнительно.  

6. Как Вы поступите, если задано сложное задание, связанное с предметом Вашего интереса?

А) сразу спрошу ответ у других;  

Б) попрошу подсказку;  

В) постараюсь выполнить ее сам, если не смогу, попрошу помощи;  

Г) во что бы то ни стало постараюсь выполнить сам.  

7. Что Вас привлекает в предмете, который Вам интересен?

А) меня интересуют новые факты, занимательные явления, о которых я могу узнать от других;  

Б) мне нравится разбираться в том, что и как происходит;  

В) мне интересно доходить до сути событий и явлений, выяснить, почему они происходят;  

Г) мне интересно, используя свои знания, придумывать, конструировать новое.  

Анкета «Изучение познавательных потребностей школьника»

Цель: установить интенсивность познавательных потребностей школьников.

1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?

• часто (5 баллов);

• иногда (3 балла);

• редко (1 балл).

2. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?

• помучиться, но самому найти ответ (5);

• когда как (З);

• получить готовый ответ от других (1).

3. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?

• постоянно, много (5);

• иногда много, иногда ничего не читаю (З);

• мало или совсем не читаю (1).

4. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу, связанному с умственным трудом?

• очень эмоционально (5);

• когда как (З);

• спокойно, без эмоций (1).

1.        Часто ли Вы задаете вопросы учителю?

• часто (5);

• иногда (З);

• очень редко (1).

Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить ее на 5. Полученное в результате число – это показатель интенсивности познавательных потребностей. Интенсивность можно считать: сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной, если результат от 2,5 до 3,5; слабой, если результат меньше 2,5.

       Система работы с одарёнными детьми позволяет достигать хороших результатов в школьных олимпиадах, районных (городских),  республиканских, а также в различных образовательных мероприятиях муниципального, регионального уровней.

Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах и т. п.

Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах и т. п....

Отчет о работе по направлению профессиональной деятельности «Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности».(Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ»Дайитбеговой Х.М)

Для выявления у обучающихся способностей к интеллектуальной и творческой деятельности, а также приобретения дополнительных знаний по обществознанию и всестороннего развития использую современные педаг...

«Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности». (Из опыта работы) учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны.

laquo;Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности». (Из опыта работы) учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кав...