«Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности». (Из опыта работы) учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны.
методическая разработка по биологии
«Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности». (Из опыта работы) учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет
о работе по направлению профессиональной деятельности «Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности». (Из опыта работы) учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны.
Для выявления у обучающихся способностей к интеллектуальной и творческой деятельности, а также приобретения дополнительных знаний по биологии и всестороннего развития использую современные педагогические технологии. В соответствии с нижеперечисленными технологиями на уроках и во внеурочное время по биологии появляется возможность выявить способность к исследовательской деятельности, рефлексии и самоанализу, развитие интереса, общего кругозора, интеллекта, творческой активности, умение работать с информацией.
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности |
|
|
Главными приемами считаю:
Приемы критического мышления, решение проблемных задач, составление таблиц, схем, опорных конспектов, ключевых слов, формирование понятий биологии. Использование этих приемов позволяет перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельной личности.
Знание терминов биологии определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому уделяю большое внимание их осознанному формированию. Для этого использую следующие приемы:
А) закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся.
Б) задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием).
В) задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы)
Г) задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины)
Д) задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор)
Е) задания на выявление общих закономерностей;
Ж) терминологический диктант, где учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию – сформулировать определение и записать его или задать вопрос, если осуществляется устный опрос.
З) задания на поиск и исправления ошибок по биологии. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий ошибки и предлагается их исправить.
Выполняя эти задания, ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых условиях, но и используют свой жизненный опыт.
И) задания на определения верного и неверного суждения (блеф-клуб)
В работе с учащимися на уроке использую проблемно-поисковый метод обучения.
Основой метода является создание проблемных ситуаций, которые включают эмоциональную, поисковую и волевую стороны. Мышление начинается с проблемы (вопроса, удивления, противоречия), разрешение которой ведет к мыслительному процессу.
Формируя «учебную проблему» на уроке, задаю вопрос, для ответа на который не хватает знаний у учеников. С таким вопросом обращаюсь к классу до объяснения материала и, выслушав гипотезы учеников, мы вместе разрешаем проблемную ситуацию методом проблемного изложения и активного поиска информации учащимися, побуждая при этом учащихся к активной познавательной деятельности. Дети самостоятельно формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответ, ставят цели и задачи урока, прошу ребят поставить собственную цель, имеющую практическую направленность изучаемого материала.
Используя этот прием стараюсь вовремя и ненавязчиво направить мыслительную деятельность школьников в нужное русло, осуществить гибкий переход от коллективного обсуждения проблемной ситуации к достаточно длительному индивидуальному выступлению учащегося, подвести к поиску путей научного решения вопроса, логическому анализу ситуации.
Учащиеся свободно высказывают и внимательно слушают мнения своих сверстников, решают проблемные задачи, добывают часть новых знаний в процессе спора, коллективных размышлений, опираясь на свои знания.
Интерес учащихся определяется увлекательностью самого поиска материала и необходимостью, в целях выяснения истины, сопоставлять, анализировать факты.
Рассматривая обучение ребенка в школе как подготовку его к жизни в обществе, считаю необходимым сформировать у него способы организации деятельности, которые позволят ему в дальнейшем учиться самостоятельно, осознанно двигаться к намеченной образовательной цепи. Большую роль в достижении этой цели играет умение учителя организовать самостоятельную работу с текстом учебника, дополнительной литературой, справочниками.
При изучении нового материала и при проверке знаний учащихся вовлекаю ребят в работу по составлению и использованию опорно-схематических конспектов, таблиц, ключевых слов. Работа с трансформацией текста, сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главных, существенных мыслей, установление внутренних связей между понятиями, что, на мой взгляд, активизирует логическое мышление у всех учащихся, учит точному и образному изложению мыслей. С этой целью учащимся предлагаю различные творческие задания.
Таким образом, учащиеся расширяют свой кругозор, каждое явление биологии рассматривается во взаимосвязи с другими, устанавливаются причинно-следственные связи, показывают практическую направленность изучаемого.
• Особенно ярко проявляется самостоятельная работа учащихся на групповых занятиях, учащиеся включаются в совместную деятельность, в ходе которой происходит раздел функций между учениками, достигается их позитивная взаимосвязь, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
• Работа в группе направлена на самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации.
• Самостоятельное решение творческих задач, а не простое сообщение знаний, как неоспоримых истин.
• Уважительное отношение к мнению другого.
• Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации (слово, предмет, текст, рисунок и т.д.).
Устанавливаются правила работы в группах:
• Количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе.
• В течение года ученик выполняет разные виды заданий.
• В групповые задания включаются репродуктивные и творческие задания.
• Устанавливается время на оформление ответа группы.
Таким образом, характерными для групповой деятельности считаю следующие признаки:
1. Положительная взаимосвязь участников
2. Личная отчетность каждого о проделанной работе
3. Одновременное взаимодействие участников
4. Равноправное участие каждого в работе группы
5. Отчетность групп
6. Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ)
Определение размера групп зависит от ряда условий. Чаще всего создаю небольшие группы из учеников, обладающих разными способностями и знаниями. Предлагаю учащимся отметить инициативу, активность, вклад каждого в работу группы, проанализировать причины неудачи, продумать пути исправления недостатков в дальнейшей работе. Анализируется характер общения в группе, характер совместной деятельности, отмечается роль учащихся, поддерживающих диалогическое общение, сотрудничество.
Сегодня, в условиях реализации ФГОС проектная деятельность является ведущей для развития творческих навыков учащихся на уроке биологии и во внеурочное время.
Под творческим проектом понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
При защите проектов использую разнообразные приемы усвоения материала учащимися: прошу заполнить кроссворд, выполнить тест, вставить пропущенные слова в предложенный текст, подписать немой рисунок, дорисовать схему, составить сравнительную таблицу, решить задачу, составить синквейн и тд.
Учебного времени, отведенного учебным планом на изучение той или иной темы, бывает не всегда достаточно, поэтому говорить о возможности формирования информационной культуры учащегося на аудиторных занятиях не приходится. Для этого необходимо вовлекать учащегося во внеурочную деятельность, направлять эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей информационной культуры.
Знания по биологии – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не все мои ученики станут биологами, но каждому придется принимать участие в решении проблем нашей планеты. Ведь, наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. И главная функция науки – исследование. Мои учащиеся активно включаются в исследовательскую деятельность.
Мною разработаны программы элективных курсов для учащихся 5—8 классов:
- «Школа биолога-следопыта» 5 класс.
- «Школа биолога -следопыта» 6 класс.
- «Школа биолога путешественника» « По странам и континентам» 7 класс
- «Школа биолога – исследователя» « По просторам России» 8 класс
Мои ученики работают над исследовательским проектом, где каждый ребенок имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.
Учащиеся, посещающие элективные курсы, мотивированы на предмет, активно участвуют в проведении и организации внеклассных мероприятий по биологии.
Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности - процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. Таланты каждого ребенка можно развивать, но для этого необходимы стимулы:
- Обеспечение благоприятной атмосферы;
- Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
- Поощрение высказывания оригинальных идей;
- Обеспечение возможности для практики;
- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- Предоставления детям возможности активно задавать вопросы.
Применение в моей педагогической практике активных методов обучения позволило:
-разнообразить используемые формы обучения, способствующие развитию у учащихся интереса к биологическим знаниям.
-дифференцировать обучение, избавиться от ориентировки на «среднего» ученика.
-увеличить время на самостоятельную работу, что способствует сознательному обучению, прочности усвоения знаний, развитию стремления учащихся к самообразованию и творческой реализации.
Конечная цель моей работы - получение прочных знаний, применение их на практике, успешная сдача государственных экзаменов, продолжение обучения учащихся в других учебных заведениях. Самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети с увлечением изучают биологию, применяют полученные знания в повседневной жизни, способны видеть красоту окружающего мира, понимать взаимосвязи и закономерности природы, а значит жить в ладу с собой и окружающим миром.
Учитель биологии МКОУ «Кудалинская СОШ: К.А.Исрапилова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности
В статье рассматриваются основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: выявление и развитие...
Отчет о работе по направлению профессиональной деятельности «Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности».(Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ»Дайитбеговой Х.М)
Для выявления у обучающихся способностей к интеллектуальной и творческой деятельности, а также приобретения дополнительных знаний по обществознанию и всестороннего развития использую современные педаг...
Отчет о работе по направлению профессиональной деятельности «Инновационная деятельность в профессиональной области».(Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Х.М)
Отчето работе по направлению проф...
«Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения обществознанию». (Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.
laquo;Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения обществознанию». (Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитб...

Программа взаимодействия с социальными партнерами учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны на 2023-2025 годы
Программа взаимодействия с социальными партнерами учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ»...

«Инновационная деятельность в профессиональной области». (Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны).
laquo;Инновационная деятельность в профессиональной области».(Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны)....

«Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения биологии». (Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны).
laquo;Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения биологии». (Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсара...


