«Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения биологии». (Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны).
материал по биологии

Исрапилова Кавсарат Ахмедовна

«Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения биологии». (Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      Отчет

о работе по теме профессиональной деятельности «Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения биологии». (Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны).

     Цель – выявить уникальный потенциал каждого ученика и создать условия для реализации его способностей.

Инновационный процесс обучения включает:

  • пересмотр содержания образования;
  • обновление форм, методов и средств обучения;
  •         создание и использование современных образовательных технологий;
  •         развитие креативных способностей учителя и ученика, их познавательно-ценностных интересов.

В своей педагогической деятельности активно использую основные инновационные педагогические технологии:

- технологию проблемного обучения;

  • технологию развития «критического мышления»;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • проектные и исследовательские методы в обучении;

Использую Интернет-ресурсы, рекомендованные ЦОР мультимедийные  

учебники и обучающие    Программы (сайт ПроШколу.ру, образовательная  

платформа Учи-ру, и другие источники Интернета.)

     Инновационные технологии на уроках биологии помогают учителю вызвать познавательную активность учащихся, развивать их способность адаптироваться к новым условиям и формировать навыки критического мышления. Существует много новых способов обучения этому предмету, отличающихся целями, задачами и содержанием работы детей.

Инновационные технологии в преподавании биологии играют важную роль для повышения уровня усвоения этого предмета учащимися. Старые способы преподавания уже не помогают решить задачи, которые стоят перед учителем, так как изменение образа жизни людей в век развития техники влияет на детей. Они лучше усваивают информацию, изложенную с использованием новых приемов, чем поданную с помощью традиционных методов (рассказа, беседы, объяснения и др.). Инновации на уроках способствуют закреплению знаний и формированию практических умений учащихся. В основе проектного метода лежит самостоятельное получение учащимися знаний. Учитель выполняет роль независимого консультанта.

Дети учатся работать, организовывать свою деятельность по добыче информации, учатся ставить цель, пользоваться дополнительной литературой, сравнивать данные и делать выводы. Деятельность учеников направлена на создание проекта на предложенную педагогом тему, исходной информации не дается. В ходе решения поставленной задачи они учатся приспосабливаться к изменяющимся условиям действительности и самостоятельно действовать в трудных ситуациях. Этот метод обучения

побуждает детей задавать проблемные вопросы учителю, творчески мыслить и свободно высказывать свою точку зрения. Он также может способствовать закреплению знаний и формированию практических умений и навыков по решению нестандартных задач.

Современные образовательные технологии часто сочетаются с игровыми приемами. Игру считают основным способом получения информации о мире для ребенка дошкольного возраста, но в школе она не теряет актуальности. Этот метод позволяет вызвать интерес учащихся к изучаемой теме, стимулировать их активность на уроке и способствовать развитию творческого потенциала.

Проблемное обучение способствует закреплению полученных детьми на уроке знаний путем применения их на практике. Учитель создает проблемную ситуацию и подводит учащихся к разрешению противоречия, но не дает им готовый ответ. Он побуждает детей рассмотреть изучаемое явление с разных сторон, сравнить факты, обобщить информацию и сделать выводы. В качестве проблемы могут быть выбраны: задачи с недостающими, избыточными или ошибочными данными; поиск новых способов решения примера или задачи; поиск доказательств теорем и правил; нахождение противоречий между решением задачи и действительностью.

Тестовое задание — вопрос с вариантами ответов на него. Тесты используются в учебном процессе на этапе закрепления изученного материала и проверки знаний. Большое внимание им уделяется при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. Тесты учат анализировать данные, сравнивать их, работать с понятиями, сравнивать варианты ответов и выбирать правильный на основе сопоставления. Тестовые технологии также выполняют функцию контроля уровня знаний. Учащиеся при выполнении письменных заданий, где даны варианты ответов, испытывают меньше негативных эмоций, чем на устном экзамене. Им легче выбрать готовый ответ, чем формулировать его самостоятельно. Это позволяет увидеть точный уровень знаний учеников и поставить справедливую отметку. Важно не ограничиваться только тестовым методом закрепления материала, так как ученикам важно не только уметь анализировать и делать выводы, но и высказывать свою точку зрения. Эта проблема может быть решена с помощью открытых тестовых заданий, где нет вариантов ответа. При ответе на них учащиеся должны вспомнить теоретическую информацию и написать ее своими словами.

Цель уроков биологии — сформировать умение использовать на практике способы познания нового. Используемые учителем инновации, методы, активизирующие деятельность учащихся по поиску и усвоению нового материала, позволяют достичь этой цели.

Использование прикладных задач на уроках биологии

Известно, что эффективным обучением следует считать обучение, которое наряду с изложением знаний обеспечивает активизацию мыслительной деятельности всех обучающихся, побуждает у них потребность в знаниях и вызывает интерес к предмету.

Прикладная направленность обучения биологии – это ориентация содержания и методов обучения на применение биологии в смежных науках; в профессиональной деятельности; в народном хозяйстве и в быту.

Прикладная направленность обучения биологии включает в себя его политехническую направленность, в том числе реализацию связей с курсами физики, химии, географии, черчения; широкое использование ИКТ, формирование обществоведческого стиля мышления и деятельности.

Эффективному обучению во многом способствует решение задач с практическим содержанием и прикладных задач.

Особое внимание при изучении темы «Общество» следует обратить на решение задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно моделировать, а не только анализировать уже готовые биологические и экологические модели.

Немало прикладных задач можно решить при всего животного и биологического разнообразия мира. Полезно, дав ученику в руки глобус обсудить тот или иной регион мира с точки зрения биоразнообразия.

Материал для составления прикладных задач можно использовать из различных отраслей народного хозяйства, в результате знакомства с биологической литературой.

При составлении прикладных задач следует применять различные формулировки условий задач, в том числе формулировки, в которых существенно выделена описательная часть, формулировки–рассказы, задачи – расчеты, избегая однообразия.

С целью обеспечения лаконичности и наглядности формулировок часто следует переносить некоторые элементы из словесной формулировки в чертеж, схему, диаграмму и, показывая обучающимся «чертеж-условие», добиваться самостоятельно решения.

Желательно, чтобы обучающиеся не только умели решать такие задачи, но и умели их самостоятельно составлять.

Метод проектов в обучении биологии

Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также прививать учащимся вкус к творчеству и исследованиям.

На урокахбиологии, также можно использовать учебные проекты. При этом решаются следующие важные проблемы для обучающихся:

  1. Максимальное использование самостоятельной работы как на уроках, так и во внеурочное время
  2. Обучающиеся не просто решают типичные задачи и упражнения, но и развивают творческое мышление.
  3. Во время работы над проектом развивается творческо- экспериментальная работа.
  4. Осуществляется непрерывная связь биологии и химии.
  5. Осуществляется развитие навыка работы с дополнительной литературой, пользованием Интернета и других источников информации.
  6. Активно развивается пространственное и логическое воображение.

Из опыта работы я сделала вывод, что у обучающихся слабо развито пространственное воображение. Поэтому сложные вопросы биологии даются обучающимся достаточно сложно. Поэтому здесь уместно, на мой взгляд, воспользоваться учебными проектами.

Над первыми двумя темами работают все обучающиеся в своих группах. При этом они изучают основные свойства изучаемой проблемы. Проекты по направлениям обучающиеся выбирают сами. При этом необходимо, чтобы в ходе работы и защиты проекта всем темам было уделено внимание.         1.Определение цели и направлений проекта. На первом уроке ставится цель проекта. Обучающиеся разбиваются на группы. Максимальное количество в группе – 6 человек. В группе должны быть обучающиеся разного уровня знаний. Выделяются основные направления проекта, по которым будет уже вестись работа.

По каждому направлению можно предложить список задач, необходимых для уяснения понятий

2.Изучение основных понятий. В ходе 2-3 уроков ребята своей группой изучают основные понятия. В ходе работы сильные обучающиеся могут помогать слабым и пользоваться консультацией преподавателя.

        

        

3.Выбор темы проекта. Изучив основные понятия, ребята могут определиться с выбором проекта. При работе над проектом, ребята эту тему изучают более углубленно. При этом строятся модели, которые помогут наглядно сформулировать или доказать теорему, решить задачу. Возможно использование программирования. Графические программы наглядно позволяют выстроить предметную модель в пространстве.

4.Презентация проекта. На презентацию проекта ребята выносят следующие продукты:

  • название и цель проекта;
  • краткий конспект темы;
  • задачи, решенные в ходе проекта (с решением);
  • основные модели и чертежи для защиты проекта;
  • задачи, носящие прикладной и профессиональный характер, которые придумали сами обучающиеся с решением и чертежами.
  1. Защита проекта. В ходе защиты проекта, обучающиеся проявляют свои знания и навыки, полученные в ходе работы над проектом. При этом защита проекта должна выполнять главную задачу - сформировать у остальных обучающихся знания по данной теме.

1.        Коллективное обсуждение, оценка, выводы. После защиты подводятся итоги о глубине изучения темы, правильности решения задач, выбора видов наглядности и их оформления, привлечение знаний из других областей. Также необходимо отметить активность каждого участника проекта, характер общения и взаимопомощи в группе. Оценивается вся работа, и выставляются оценки всем участникам проекта. Метод проектов также целесообразно использовать на уроках биологии, в частности, при изучении тем, требующих логического и творческого мышления.

  1. Коллективное обсуждение, оценка, выводы. После защиты подводятся итоги о глубине изучения темы, правильности решения учебной задачи, выбора видов наглядности и их оформления, привлечение знаний из других областей. Также необходимо отметить активность каждого участника проекта, характер общения и взаимопомощи в группе. Оценивается вся работа, и выставляются оценки всем участникам проекта.

                        Учитель биологии МКОУ «Кудалинская СОШ:                               К.А.Исрапилова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...

Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике.

    Одной из проблем процесса  обучения в школе остается  проблема повышения  качества знаний. Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым его заинтересовать...

Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике

Рассматривается применение инновационных образовательных технологий в информационной области, диагностической области...

СТАТЬЯ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения на уроках математики....

«Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения обществознанию». (Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.

laquo;Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения обществознанию». (Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитб...

«Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности». (Из опыта работы) учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны.

laquo;Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности». (Из опыта работы) учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кав...

Программа взаимодействия с социальными партнерами учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны на 2023-2025 годы

Программа взаимодействия с социальными партнерами учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ»...