Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике
учебно-методический материал

Рассматривается применение инновационных образовательных технологий в информационной области, диагностической области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная и инновационная  деятельность как средство повышения качества обучения математике.

Первейшая цель – выявить уникальный потенциал каждого ученика и создать условия для реализации его способностей.

Инновационный процесс обучения включает:

  •   пересмотр содержания образования;
  •   обновление форм, методов и средств обучения;
  •   создание и использование современных образовательных   технологий;
  •   развитие креативных способностей учителя и ученика, их  познавательно-ценностных интересов.

 В своей педагогической деятельности я активно использую основные инновационные педагогические технологии:

- технологию проблемного обучения;

– технологию развития «критического мышления»;

– информационно-коммуникационные технологии;

– проектные и исследовательские методы в обучении;

1. В информационной области: использование интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ; создание своей методической копилки «Педагогические идеи».

Приведу примеры сетевых педагогических сообществ, в которых работаю в течение многих лет, и которые дают практическую возможность повышать свой педагогический уровень:

  1. Завуч. Инфо. Адрес сайта: http://www.zavuch.info/
  2. Сеть творческих учителей. Адрес сайта: http://www.it-n.ru/
  3. ПроШколу.ру Адрес сайта:http://www.proshkolu.ru/
  4. Педсовет.org Адрес сайта:http://pedsovet.org/
  5. Открытый класс. Адрес сайта:http://www.openclass.ru/
  6. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»

Адрес сайта: http://metodisty.ru/

  1. Сайт Интернет-сообщества учителей. Адрес сайта:http://pedsovet.su/
  2. Сайт К-уроку.ru Адрес сайта:http://www.k-yroky.ru/
  3. Учительский портал Адрес сайта:http://www.uchportal.ru/
  4.  «Интернет-государство учителей», Интер ГУ.ru. Адрес сайта:http://intergu.ru/
  5. Инфрмационно-образовательный портал RusEdu».

Адрес сайта:http://rusedu.net/

  1. Образовательный портал Ucheba.com Адрес сайта:

http://www.ucheba.com/index.htm

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru  

Адрес сайта:http://nsportal.ru/

2. В диагностико - прагматической области: диагностика информационных потребностей учащихся;

диагностика обучения учащихся.

Введение рейтинговой системы оценки в работу 

Система оценивания учебных достижений в курсе изучения математики:

Пропедевтика введения рейтинга в пятом классе оценивание отдельных работ определенным количеством баллов (перевод в пятибалльную систему), оценивание работы на уроках с помощью геометрических фигур. Существуют три вида фигур: круг, половинка круга, четверть круга, с помощью которых и оценивается работа на уроке. Определенные виды работы: работа на уроке, устные ответы, оригинальное решение, небольшие самостоятельные работы оцениваются геометрическими фигурами. Оценка в журнал ставится тогда, когда ученик набирает 5 кружков – «5», четыре кружочка – «4». Ставятся в журнал эти оценки по желанию ученика, собравшего необходимое количество частей кружков

Результаты:.

  • развитие интереса к математике;
  • дифференциация оценивания (чтобы заработать оценку «5» необходимо было работать на протяжении нескольких уроков);
  • не теряются оценки за «малые» самостоятельные работы - математические диктанты, обучающие самостоятельные работы;
  • оценивается не только правильность выполнения работы, но и оригинальность и красота решения и оформления решения.

Частично - рейтинговая система контроля качества образовательного процесса по математике учащихся шестого класса

В шестом классе учащимся предлагается частично - рейтинговая система оценивания работы. На протяжении обучения ребята получают те или иные баллы за разную работу. За «крупные» письменные работы рейтинг переводится в оценки, для улучшения рейтингового положения существует неделя «подтягиваний». До начала и последнего дня этой недели улучшить рейтинговое положение можно активной работой на уроках, более хорошим написанием работ, выполнением всех предъявляемых требований, выполнением дополнительных работ.

Результаты:

  • стимулирование систематической самостоятельной работы, в том числе выходящей за пределы обязательного минимума;
  • повышение ответственности за учебный труд;
  • снижение роли случайностей;
  • повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категорий отличников, хорошистов, троечников оценкой реального места;
  • исключение возможности протежирования не очень способных и прилежных учеников;
  • уменьшение числа пропусков, опозданий, неготовности к уроку без уважительных причин;
  • индивидуализация обучения.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений, обучающихся по математике седьмого класса

 Работа по оцениванию ведется уже с оформлением рейтинговых оценок в журнале. Ниже, в качестве примера, дана таблица, описывающая области оценивания.

Система рейтингового оценивания качества знания учащихся 6 класса

Область оценивания

3 четверть

Посещение уроков

0,25б.*60ч.=15б.

Работа на уроках

0-0,5б. за урок

до 30б. за четверть

Творческие домашние задания (ТДР)

5б.*5 работы=25б.

Контрольные работы (КР)

№6-5б.

№7-5б.

Лабораторно - графические работы (ЛГР)

 №2-10б.

 №3-20б.

Проверочные работы (ПР)

до 20 б. за четверть

Способы «подтягивания»:

 

Реферат

0-10 б.

Сообщение по теме

0-15 б.

Участие в мероприятиях

0-15 б.

Решение доп.заданий

0-5б.

Выполнение пособий

0-10 б.

Итоговый контроль:

 

оценка «5»

свыше 150б.

оценка «4»

149-120б.

оценка «3»

119-70б.

оценка «2»

менее 70б.

Система оценивания учебных достижений, обучающихся в курсе изучения математики 7 класс.

Область оценивания и поощрения

Количество баллов

Работа на уроках

0 – 2б. за урок

_____

0 – 30б. за четверть

Самостоятельные работы

0 – 5б.

_____

0 – 60б. за четверть

Устные опросы

0 – 15б.

_____

0 – 15б. за четверть

Контрольные работы

КР №1

0 – 10б.

_____

0 – 10б. за четверть

Дополнительные баллы

Домашние задания

0 – 20б.

Реферат, доклад, сообщение по теме

0 – 10б.

Выполнение пособий

0 – 10б.

 

Подведение итогов

Отметка «5» в четверти

Свыше 105б.

Отметка «4» в четверти

80 – 105 б.

Отметка «3» в четверти

60 – 80 б.

Отметка «2» в четверти

Менее 60б.

Оценивание, как процесс познания, так и его результаты, призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся на уроках математики;

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Ученики знают, что рейтинговая система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки); констатирующее оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год); самооценивание (собственные достижения и мотивация к обучению).

         Показателями рейтинга, в которых (для каждого конкретного ученика) даётся четкое представление о том, как должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения к заданной цели.

При этом даже самые неудовлетворительные результаты воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.

3. В области содержания образования: работа по изучению временных стандартов образования; дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;  освоение и пропаганда новых педтехнологий.

4. В инновационной и экспериментальной области: работа в творческих группах учителей; проведение семинаров и мастер-классов; опытно-экспериментальная работа.

5. В области повышения квалификации: переподготовка и повышение квалификации; участие в методических выставках,  семинарах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о т...

Игровая деятельность , как средство повышения качества обученности учащихся.

Статья посвящена главной задаче современного учителя, как при увеличении умственной нагрузке на уроках математики поддерживать интерес к предмету, как стимулировать их к самостоятельному приобретению ...

КСО как средство повышения качества обучения математике

О применении коллективного способа обучения или обучения в парах сменного состава как эффективном способе подготовки к экзаменам учащихся выпускных классов по методике Александра Григорьевича Ривина. ...

Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике.

    Одной из проблем процесса  обучения в школе остается  проблема повышения  качества знаний. Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым его заинтересовать...

Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике. Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру" (Усольцева М.Н.)

Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике. Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру"...

Проектная деятельность на уроках русского языка как средство повышения качества обучения.

Проектная деятельность на уроках русского языка как средство повышения качества обучения. В основе технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать ...