Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике.
статья по математике (9 класс)

Кустова Полина Александровна
      Одной из проблем процесса  обучения в школе остается  проблема повышения  качества знаний. Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым его заинтересовать  на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? Вот, наверное, самые основные вопросы мотивации обучения.  Важность проблемы мотивации обучения математике всегда  осознавалась педагогами–новаторами, которые   предлагают разные пути её решения, а именно, разно-уровневый и  дифференцированный подход  к обучению. Однако, в настоящее время необходимы новые  подходы в обучении учащихся, а также новые подходы в передачи знаний. Уже сейчас на смену традиционным способам передачи знаний пришли  новые модели обучения, где характер деятельности ученика может быть  либо технологическим (по схеме, выстроенной учителем), либо поисковым (позволяющим ученику участвовать  в исследовательской деятельности.
   В настоящее время исследовательская деятельность учащихся становится популярной формой  учебной работы и необходимым средством  развития  самостоятельного творческого  подхода  их к жизни. Цель  учебного исследования, по моему  мнению, не только конечный результат (знания), но и сам процесс, в ходе которого развиваются  исследовательские  способности учащихся за счет  приобретения ими новых  знаний, умений и навыков. В современную эпоху быстрого обновления  знаний важное  место в формировании творческих способностей учащихся  занимает именно этот метод обучения, обеспечивающий возможность овладения  способами научного познания в процессе поиска; формирующий мотивацию обучения, потребность  в исследовательской деятельности; способный дать полноценные, хорошо осознанные, гибко используемые знания;  помогающий развитию творческого мышления  каждого ученика.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 24.08.2016.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная и инновационная  деятельность как средство повышения качества обучения математике.

                                                                 «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»                                                                                                               Джон  Дьюи  

      Одной из проблем процесса  обучения в школе остается  проблема повышения  качества знаний. Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым его заинтересовать  на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? Вот, наверное, самые основные вопросы мотивации обучения.  Важность проблемы мотивации обучения математике всегда  осознавалась педагогами–новаторами, которые   предлагают разные пути её решения, а именно, разно-уровневый и  дифференцированный подход  к обучению. Однако, в настоящее время необходимы новые  подходы в обучении учащихся, а также новые подходы в передачи знаний. Уже сейчас на смену традиционным способам передачи знаний пришли  новые модели обучения, где характер деятельности ученика может быть  либо технологическим (по схеме, выстроенной учителем), либо поисковым (позволяющим ученику участвовать  в исследовательской деятельности.

   В настоящее время исследовательская деятельность учащихся становится популярной формой  учебной работы и необходимым средством  развития  самостоятельного творческого  подхода  их к жизни. Цель  учебного исследования, по моему  мнению, не только конечный результат (знания), но и сам процесс, в ходе которого развиваются  исследовательские  способности учащихся за счет  приобретения ими новых  знаний, умений и навыков. В современную эпоху быстрого обновления  знаний важное  место в формировании творческих способностей учащихся  занимает именно этот метод обучения, обеспечивающий возможность овладения  способами научного познания в процессе поиска; формирующий мотивацию обучения, потребность  в исследовательской деятельности; способный дать полноценные, хорошо осознанные, гибко используемые знания;  помогающий развитию творческого мышления  каждого ученика.

   На мой взгляд, всплеск эмоций, удовлетворение  своей работой, проявление творческой  активности ученика, всё это должно присутствовать  на уроках.  А в настоящее время – это нетрадиционные формы уроков с применением  инновационных и интерактивных технологий обучения.  Многие  скажут, что не возможно каждый урок провести нетрадиционно, якобы форм  уроков для этого не хватит. Да, соглашусь с ними, но нужно в каждый урок внести хотя бы частичку новизны, отходя от традиций проведения уроков «комбинированного» вида. А в этом и помогают  учителю современные модели обучения, неотъемлемой частью которых являются использование проектной, информационных и компьютерных технологий. Актуальность  применения этих технологий  в процессе обучения, по-моему, неоспорима. Ведь они позволяют решать такие задачи, как:

  1. формирование умений работать  с информацией; развитие коммуникативных  способностей;
  2. формирование исследовательских умений и умений  принимать оптимальные решения; формирование нестандартных методов и приемов решения той или иной поставленной задачи;
  3. воспитание личности «информационного общества»;
  4. каждому обучаемому  предоставляется столько учебного материала, сколько он может  усвоить.

Решение этих задач позволит учителю с максимальной отдачей организовать учебный процесс на уровне ученика, класса и в конечном  итоге на уровне своего предмета.    Создание презентаций  к урокам, электронные таблицы, тренажеры с тестовыми заданиями - всё эти приемы интерактивных форм обучения.  Это, конечно же, не ежедневная процедура, так как достаточно трудоемкая. Но она позволит вовлечь учеников в работу, а кроме того при этом  происходит экономия времени (если необходимо вернуться к тому или иному заданию, или его решению) т.к. можно всегда вернуться к слайду и разобрать именно то, что вызвало затруднение   у ваших учеников.  И к тому же ученики развивают зрительную память.     На уроках геометрии можно использовать  программу «Конструктор» из ЭУ «Геометрия 10-11», программу Paint. С помощью этой программы  можно создавать с ребятами красочные, варьируемые и редактируемы  чертежи к геометрическим задачам, что позволяет развивать  у учащихся «пространственное видение» и интерес к изучаемому предмету. А так же на уроках алгебры или практикума по математике можно использовать интерактивные тренажеры из Единой коллекции ЦОР, которые позволяют  формировать  тематические тесты  в тренировочном режиме, а так же дают возможность учащимся  развивать «чувство времени», т.к. эти задания ограничены временными рамками.

          Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной и методической деятельности как на уровне управления образования деятельности, так и на уровне самого образовательного процесса. Ведущее место среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой, принадлежит сегодня методу проектов. Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.

      Проектная деятельность имеет свою специфику.  Образовательный (учебный) проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.   Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.   Цель учебного проекта в   школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Разбор презентации «Организация исследовательской  деятельности учащихся по математике»

 В заключении хочу сказать, что использование метода проектов, инновационных и информационных технологий  на своих уроках позволяют  мне расширить  информационную  область  по математике,  интегрировать предметы и самое важное заинтересовать  процессом обучения большинство школьников. Ну а в дальнейшем это позволит  повысить качество знаний по математике. В настоящее время  я, как учитель,   девизом своей работы выбрала слова Джона Дьюи  «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Хочется, чтобы «завтра» наших учеников было достойным.

Для написания статьи была использована следующая литература:

  1. Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. Н.Н. Мельникова «Управление качеством образования  на основе  новых информационных технологий  и образовательного мониторинга».
  2. О.Б. Даутова, О.Н. Крылова «Современные педагогические технологии в профильном обучении»

 

Кустова П.А., учитель математики  

высшей категории МБОУ СОШ № 2 г. Усмани

Примерные темы проектов по математике для учащихся 5 класса

  1.  «Сказочный задачник»
  2. В мире чисел:

- «История возникновения чисел и цифр»,

- «Числа великаны»,

- «Системы счисления»,

- «История нуля»,

- «Календарь»,

- «История математических знаков»

  1. Текстовые задачи:

- «Виды текстовых задач и их примеры»,

- «Решение текстовых задач методом составления уравнения»,

- «Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели»

  1. Мир геометрических фигур:

- «Великие математики древности»,

- «Задачи на разрезание и перекрывание фигур»,

- «Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара»,

- «Задачи на разрезание и составление объемных тел»,

- «Сказки о геометрических фигурах»,

- «План моей комнаты»,

- «Ремонт в моей комнате»

  1. Ох уж эти дроби:

- «История дробей»,

- «История десятичных дробей»,

- «Десятичные дроби в нашей жизни»

  1. Числа Мерсенна
  2. Числа Фибоначчи
  3. Четыре действия математики
  4. Древние меры длины
  5. Счёты
  6. Старинные русские меры или старинная математика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о т...

КСО как средство повышения качества обучения математике

О применении коллективного способа обучения или обучения в парах сменного состава как эффективном способе подготовки к экзаменам учащихся выпускных классов по методике Александра Григорьевича Ривина. ...

Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике

Рассматривается применение инновационных образовательных технологий в информационной области, диагностической области...

Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике. Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру" (Усольцева М.Н.)

Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике. Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру"...