«Инновационная деятельность в профессиональной области». (Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны).
опыты и эксперименты по биологии
«Инновационная деятельность в профессиональной области».
(Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
о работе по направлению профессиональной деятельности «Инновационная деятельность в профессиональной области».
(Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны).
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В большинстве школ в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии. Не является исключением и инновационная деятельность педагогического коллектива МКОУ «Кудалинская СОШ», в том числе и работа МО учителей естественно-математического цикла.
Однако практика преобразований, разработки и внедрения новшеств сопровождается рядом трудностей. Соответственно назрела необходимость в углублённом изучении организации инновационной деятельности и разрешении противоречия между необходимостью активного внедрения инноваций в педагогическую практику и структурой и содержанием организации инновационной деятельности МО.
Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность МО, чтобы повысить качество образования школьников.
Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовательной работы, достижимая в заданные сроки при оптимальных усилиях участников образовательного процесса, т.е. не только количественными показателями качества обученности и воспитанности, но и успешной социализации учащихся при обеспечении заботы об их здоровье.
Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования, которые освещены в следующих документах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Анализ содержания концептуальных документов развития образования показывает, что ведущими направлениями педагогического творчества на среднесрочную и стратегическую перспективу будут:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- обновление образовательных стандартов;
- введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования;
- система поддержки талантливых детей;
- здоровье школьников;
- введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;
- повышение социального статуса и профессионализма работников
образования, усиление их государственной и общественной поддержки.
Наше ОУ, а в частности МКОУ «Кудалинская СОШ», в том числе и работа МО учителей естественно-математического цикла. Строит свою деятельность на основе данных направлений развития современного образования. Я выявила наиболее важные направления инновационной деятельности МО, по которым уже ведётся работа:
- мониторинг качества образования школьников;
- работа с одарёнными детьми классах;
- работа творческих групп;
- нововведение в контроле, в оценке результатов.
В классах создана система мониторинга как средства повышения качества образованности школьников - система постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, а также принятия управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.
Значение контроля знаний, умений и навыков состоит в том, что с его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения школьниками программного материала в своём классе.
Для решения этой задачи учителя нашего МО разработали программу “Работа с одарёнными детьми ”. Основная цель программы заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков детей с интеллектуальной одарённостью, а также в создании возможностей, способствующих формированию и реализации творческих способностей в различных областях.
Результативность на данном этапе: - активное участие школьников в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах разных уровней обучающиеся зарегистрированы на сайте «Учи.ру», ); - активное участие школьников во внеклассной деятельности; - вовлечённость учащихся в систему дополнительного образования; - повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности; - создание творческой группы учителей, которые занимаются проблемой работы с одарёнными детьми в школе.
Планируемый результат:
- Создание данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости.
- Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностических методик для выявления и отслеживания различных типов одарённости.
- Обобщение и систематизация материалов по результатам реализации программы.
- Создание системы работы с одарёнными детьми в школе.
- Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
- Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения.
- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей.
- Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности.
В 2023-2024 учебном году на заседании МО было решено создать 2 творческие группы. Цели организации творческих групп: включение педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, направленную на повышение качества образования; совершенствование педагогического мастерства путём развития интереса к творческому поиску; и ключевая цель - выявление оптимальных (эффективных) средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребёнка, способствующих повышению качества образования, по “болевым точкам” в знаниях учащихся. Образовались группы: 1 группа – решение генетических задач, 2 группа – развитие общих навыков интеллекта.
Работа рассчитана на три года.
Ожидаемый результат от работы творческих групп: внедрение новых эффективных приёмов работы по “болевым точкам” в практику и как следствие – повышение качества образования.
Задача учителя – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд. Эту задачу можно решить с помощью тестов. Тестирование организует непрерывный и быстрый контакт знаний, который выполняет роль обратной связи в системе “учитель-ученик”, обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определённых способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьёт остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности. Тесты помогут школьнику не только усвоить учебный материал по предмету, но и воспитать у него самооценку, что окажет положительное влияние на развитие его самостоятельности. При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в средней и старшей школе и оправдали себя в практике её работы.
Двигаясь в этом направлении, я как руководитель МО, планирую на ближайшую перспективу:
- Провести заседания МО по темам: “ Использование тестирования, как средства организации контроля в средней и старшей школе”; “У кого чему учиться” (обмен информацией о проведении данного вида контроля, представление и выбор наиболее удачных тестов).
- Проанализировать программы, используемые в школе, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 10-го класса и выделить в каждом учебном предмете ключевые темы.
- Разработать по ним тесты (на два варианта) или откорректировать имеющиеся.
- Использовать разработанные тесты на практике, анализировать результаты.
- Для каждого года обучения и по каждому предмету разработать тесты по той же форме, что и ЕГЭ для старшеклассников.
Дальняя перспектива. Результатом должна стать логически законченная система тестирования школьников.
Ожидаемый результат:
- для учеников: развитие остроты ума и гибкости мышления; внимательности и собранности; самостоятельности;
- для учителей: использование всеми учителями нового вида контроля и оценки знаний учащихся; повышение качества образования.
По мере реализации выделенных направлений инновационной деятельности МО ожидаются следующие результаты:
- формирование готовности учителя к инновационной деятельности в современных социально-педагогических условиях;
- систематизация, актуализация и расширение педагогических знаний для эффективной реализации педагогической деятельности;
- развитие способности педагогов к определению стратегии и тактики инновационной деятельности в ОУ;
- максимальное участие учащихся и педагогов МО в конкурсных движениях;
- формирование и развитие творческой атмосферы;
- повышение качества образования и воспитания;
- укрепление сотрудничества учителя и ученика;
- динамичность и эффективность образовательного процесса.
Алгоритм организации инновационной деятельности МО можно представить в виде шагов:
1. Понимание необходимости изменений.
2. Изучение теории.
3. Отбор и внедрение в практику.
4. Анализ, мониторинг.
5. Подведение итогов.
6. Приведение в систему (т.е. логически законченная система организации инновационной деятельности МО).
Последний шаг алгоритма – это и есть результат деятельности на дальнюю перспективу. Приведение этой деятельности в систему с одной стороны дадут положительный эффект – повышение качества образования, с другой – приведёт к совершенствованию методической работы и более мобильному управлению педагогическим коллективом.
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Самооценивание – как один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.
Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
Формирование универсальных учебных действий учащихся школы – требование времени
Использование инновационных технологий
на уроках биологии.(Из опыта работы).
На данном этапе в системе современного образования происходят большие изменения. В его основе лежит активность и учителя, и, конечно же, ученика. Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребят предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. Исследования показывают, что именно на активных занятиях учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Каждый творческий учитель имеет свой набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них мышления. Я постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик на уроках работал активно и увлеченно; создаю условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, стимулирую учащихся к самостоятельности; помогаю преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях; стремлюсь повысить самооценку личности школьника и создаю условия для развития творческих способностей. Ведь основная цель обучения – это воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно.
Инновационный подход позволяет организовать учебный процесс так, чтобы ребёнку урок был и в радость, и приносил пользу Одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является внедрение активных форм работы на разных этапах урока. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении создаются такие условия, при которых учащиеся имеют возможность для активного обмена знаниями и опытом работы не только с учителем, но и с другими участниками образовательного процесса. Можно сделать вывод: чтобы вести урок по инновационным технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать.
А что же такое сотрудничество? Во-первых, на уроке необходимо дать ребенку возможность высказаться. Ребенок должен понимать, о чём его спрашивает учитель. Именно те уроки, на которых ученики спрашивают, творят, решают и спорят по содержанию предмета и изучаемым темам по биологии, воспитывают живой интерес ребенка к книге.
Каждому учителю хочется, чтобы уроки оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Однако, несмотря на усилия, в классе всегда оказывается группа «слабых» детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и к отставанию в учёбе, что влияет на эффективность работы всего класса. Стараются использовать новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Но для «слабых» учащихся это вызывает затруднения. И они выпадают из работы всего класса. С этой проблемой столкнулась и я. В моём классе оказалось много таких ребят. Поэтому мне пришлось задуматься, как же организовать уроки, чтобы слабым ученикам хотелось многократно читать текст и не терять их внимание во время урока. Для этого на уроках часто говорю: посоветуйтесь, проверьте, помогите, найдите ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать или помогать, тогда и поймут, о чем идёт речь.
Некоторые технологии и приёмы, которые уже зарекомендовали себя в моей педагогической практике:
- творческое дополнение или изменение иллюстрации учебника;
чтение произведения и соотнесение рисунков с событиями в произведении;
- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;
- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);
- составление словесного плана или плана в виде рисунка;
- нахождение предложений, ключевых понятий и определений, которые стали поговорками или фразеологизмами;
- чтение с выписыванием слов на заданную тему;
- поиск слов в тексте, описывающих ключ к пониманию правовых терминов;
- выделение, обращений; устаревших слов, выражений и составление толкового словаря;
- групповая работа по заданию;
- правовые игры;
- творческий пересказ.
Такие задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
На уроках биологии, учащиеся часто пишут конспект. Не все дети это любят, но каждому интересно, что думают другие о той же проблеме. Можно обсудить мнения, в ходе обсуждения высказать свою точку зрения. Можно разбить все точки зрения по группам в соответствии с планом текста. А ещё интереснее попробовать загадать эпизод темы, и смогут ли твои товарищи догадаться по определению, что тебе понравилось, и смогут ли они обосновать свой выбор. Вот здесь то, часто и рождаются дискуссии. А это и есть то самое активное сотрудничество. Таким образом, конспекты и диспуты помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал, ведь каждый высказалл что-то свое, а вместе – получилась общая картина.
К активным методам можно отнести и творческий пересказ, когда учащимся предлагается придумать свою концовку или продолжение темы. После прослушивания всех предложений проходит обсуждение у кого интереснее, поучительнее получилось и почему. Нравиться учащимся и пересказ от имени разных философов, или когда необходимо прорекламировать данное произведение, чтобы друг захотел его прочитать. Это помогает выработать у учащихся умение искать, выбирать нужное, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанную тему. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы не только ответить на поставленные вопросы, но и подготовить нужный пересказ. Игра, наряду с трудом и учением, один из основных видов деятельности человека. Познавательные учебные игры по биологии интересны и полезны школьникам. В основе них лежит узнавание тем по отдельным отрывкам, воссоздание, по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным темам и главам, викторины, кроссворды отгадывание имен выдающихся мыслителей героев, фамилий авторов, названий произведений по серии вопросов и т.д В процессе игр развиваются интеллектуальные, волевые качества личности, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей. Уроки биологии, проживаемые в игре, помогают ещё раз пережить эмоциональную радость, узнать о новых, ещё непрочитанных книгах. Такие уроки пробуждают интерес к чтению, нахождению нужного произведения в библиотеке, а не в книге по биологии. В последние годы, как новое техническое средство, на уроках стали активно внедрять ИКТ. Эффективность применения информационных технологий на уроках не подлежит сомнению. Они помогают повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении, сделав его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы, как ученика, так и учителя.
Использование методов активного обучения позволяет отойти от традиционного проведения уроков биологии и внеклассного чтения и способствовать воспитанию активного, сознательного, мыслящего читателя Все эти инновационные технологии повышают интерес учащихся к уроку, работе с текстом, совершенствуют предметный интерес, учат их активно взаимодействовать не только с учителем, но и с другими учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе по направлению профессиональной деятельности «Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности».(Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ»Дайитбеговой Х.М)
Для выявления у обучающихся способностей к интеллектуальной и творческой деятельности, а также приобретения дополнительных знаний по обществознанию и всестороннего развития использую современные педаг...
Отчет о работе по направлению профессиональной деятельности «Инновационная деятельность в профессиональной области».(Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Х.М)
Отчето работе по направлению проф...
«Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения обществознанию». (Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.
laquo;Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения обществознанию». (Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитб...
«Организационно-методическая работа».(Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.
laquo;Организационно-методическая работа».(Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны....

«Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности». (Из опыта работы) учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны.
laquo;Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности». (Из опыта работы) учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кав...

Программа взаимодействия с социальными партнерами учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны на 2023-2025 годы
Программа взаимодействия с социальными партнерами учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ»...

«Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения биологии». (Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсарат Ахмедовны).
laquo;Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения биологии». (Из опыта работы учителя биологии МКОУ «Кудалинская СОШ» Исрапиловой Кавсара...
