Современные технологии
статья
Аннотация: в статье рассматривается технология «Мировое кафе» как одна из актуальных форм повышения профессиональной компетентности педагогов, привлечения их к активному участию в обмене мнениями, идеями по современным вопросам общего образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МИРОВОЕ КАФЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ АКТИВИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Ергонова Н.Н., учитель биологии МАОУ СОШ № 19г. Улан-Удэ
Аннотация: в статье рассматривается технология «Мировое кафе» как одна из актуальных форм повышения профессиональной компетентности педагогов, привлечения их к активному участию в обмене мнениями, идеями по современным вопросам дошкольного образования.
Ключевые слова: компетентность, Мировое кафе, обмен мнениями.
Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО, СОО образования, стандарт педагога предъявляют новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Огромная роль в повышении профессиональной компетентности педагогов принадлежит организации методической работы в образовательной организации, которая представляет важное звено в целостной системе повышения мастерства педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческого потенциала.
Сегодня становится актуальным использование новых, активных форм и методов работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, идеями. Одним из таких методов является технология Мировое кафе (авторы Х. Браун и Д. Исаакс). Технология The World Café была придумана в 1995 году в результате двухдневного семинара, проведенного в Калифорнии одной из американских компаний для представителей науки и бизнеса. В настоящее время Мировое кафе – всемирно известная технология, которая позволяет виртуозно совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным. Мировое кафе применяется для решения комплексных проблем, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. Во время его проведения допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе [1].
Основные принципы «Мирового кафе»: объемная и актуальная для всех участников тема обсуждения; максимально непринужденная и творческая обстановка для работы – долой скучные офисные декорации; цветы, тихая музыка (в качестве фона) и легкие закуски; фокусирование на главном – важно не погрязнуть в мелочах; уважение к каждому участнику «мирового кафе»; принцип «перекрестного опыления»; наглядность и результативность.
Роли участников:
- спонсор кафе (один человек или группа, заинтересованные в проведении);
- «хозяин кафе» (помогает управлять процессом);
- команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие);
- участники собрания.
Как работает Мировое кафе?
Обычное количество участников – не менее 12–15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные – его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме – запись, рисунок, диаграмма.
Через небольшой отрезок времени, например, полчаса, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости».
Проводится несколько (минимум 3–4) раундов бесед с переходом за разные столики. Каждый раунд обычно длится 20–30 минут.
На последнем раунде все возвращаются за свой столик, обобщаются идеи, с которыми знакомятся все участники.
В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» – результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты. Многие Кафе готовят новостную газету или книгу с описанием результатов работы спустя большое время после первоначальной встречи.
Кафе может исследовать лишь один вопрос, или же несколько вопросов могут быть рассмотрены в логическом развитии в течение последовательных раундов диалога.
Основная нагрузка в этой технологии приходится на этап подготовки [3].
В нашей ОО было проведено Мировое кафе на методическом объединении учителей теме «Как повысить профессиональную компетентность педагогов ОО?». Готовясь к проведению мероприятия по данной технологии, мы использовали следующий алгоритм подготовки и проведения Мирового кафе.
Алгоритм подготовки и проведения Мирового кафе
Первый этап: Зачем нам это нужно?
Перед началом непосредственной подготовки ведущий (старший воспитатель) должен четко представлять для себя ответы на следующие вопросы:
- Какой вопрос хотелось бы заявить для рассмотрения и исследования?
- Сколько будет участников?
- Как долго можно проводить обсуждение?
- Сколько аспектов предполагаемой проблемы хотелось бы обсудить? Какие из них будут наиболее важными, какие будут стимулировать креативность?
- Что представляется наиболее желаемым результатом обсуждения?
Второй этап: Как создать атмосферу?
1. Оформление приглашения для участников, в котором указана тема Кафе, которая будет обсуждаться. Необходимо подчеркнуть, что это будет именно исследование проблемы (вопроса), а не обсуждение в формате «проблема – решение».
2. Продумывается оформление помещения (зала).
Третий этап: Как правильно спросить?
1. Составление списка вопросов для Кафе. Это ключевой этап подготовки.
Для 5 раундов Кафе по теме «Как повысить профессиональную компетентность педагогов ОО» мы составили следующие вопросы:
Первый раунд: Что, по вашему мнению, представляет собой система работы по повышению профессиональной компетентности педагогов школы?
Второй раунд: Выделите наиболее эффективные формы работы с педагогами на уровне города по повышению их профессиональной компетентности с описанием специфики их организации.
Третий раунд: Как подготовить и организовать методические объединения (по образовательным областям), чтобы они были эффективными, интересными и полезными?
Четвертый раунд: Мой личный вклад в развитие профессиональной компетентности педагогов
Пятый раунд: Что, по вашему мнению, представляет собой система работы по повышению профессиональной компетентности педагогов школы?
2. Подготовка памятки с «кофейным этикетом» на каждый столик.
Четвертый этап: Как правильно обсуждать? Проведение Кафе.
Распределение участников на группы, объяснение правил работы Кафе, назначение «хозяина стола».
На экран выводится первый вопрос, объявляется 1-й раунд.
Ведущий, хозяева столиков стимулируют участников на то, что они записывали, зарисовывали свои идеи на больших листах бумаги в центре стола.
«Путешествуя по столикам», участники переносят наработанные идеи и обсуждают их с иной точки зрения за другими столиками. Каждый новый раунд продвигает обсуждение на новую глубину.
Затем на экран выводится 2-й вопрос. Хозяин столика приветствует новую группу и кратко делится основными идеями, темами и вопросами, а каждый «путешественник» делится идеей из своей предыдущей группы. Задачей второго раунда является соединение нитей идей первого раунда из разных столиков с идеями, возникающими на данный момент. Таким же образом следует действовать во всех раундах до последнего. В последнем раунде группы возвращаются к своим «родным» столикам, а ведущий выводит на экран тот вопрос, который обсуждался в первом раунде. Таким образом, группы снова ответят на него, но уже синтезировав все новые идеи. Иногда для последнего раунда можно поставить новый вопрос для более глубокого исследования.
Пятый этап: Как подытожить обсуждение?
По окончании последнего раунда проводится общее обсуждение наработанных идей. Для этого необходимо дать высказаться каждому столику относительно своей первоначальной идеи ее конечного результата. После этого можно задать всей группе (всем участникам) следующие вопросы:
- Если бы в нашем музыкальном зале было возможно только одно высказывание, то каким бы оно было?
- Что можно считать самым глубоким вопросом, если такой вопрос рассмотреть в качестве результата обсуждения?
- Что мы узнали в результате прошедшего обсуждения?
В рамках нашего Кафе учителями было наработано несколько интересных идей для возможной дальнейшей деятельности, с которыми продолжается работа и сейчас. Например, проведение методических дней в ОО, создание клуба молодого учителя и др.
Мировое кафе как любая технология, которая считается продуктивной, является таковой лишь тогда, когда выдержаны все правила ее проведения. Данная технология предоставляет большой потенциал для вариативности тем, подходов и результатов.
«Мировое кафе» можно использовать в работе с педагогами по различным темам, например, таким «Взаимодействие ОО и семьи в условиях перехода на ФГОС», «Преемственность ОО и ДОО на современном этапе» и др. Познакомившись и вникнув в данный метод, классные руководители могут использовать его в работе с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий на уроках технологии
Данная статья содержит краткий обзор некоторых современных педтехнологий и описания собственного опыта применения этих технологий на практике....
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

" Применение современных методов обучения и современных технологий на уроках"
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Современные педа...
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Доклад "Современные технологии учебного процесса как неотъемлемая часть современных требований к условиям труда".
В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться...

Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях.
Статья по теме:"«Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях»...