педагогические технологии
статья
педагогические технологии, используемые социальным педагогом
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Используемые технологии
В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому важно развить в ребенке с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями интеллекта умения и навыки комфортного пребывания в обществе, в быту. Специальная (коррекционная) школа, работающая на будущее, ориентирована на развитие личности. Педагог достигает своей цели тогда, когда он со знанием дела направляет свою собственную деятельность на коррекцию развития ученика как активного субъекта педагогического процесса.
Образовательный процесс в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении осуществляется с опорой на тщательно продуманную и методически выверенную работу педагогов – администрации, учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, узких специалистов - и их совместную деятельность с родителями (законными представителями) и самими обучающимися. В работе социального педагога используется широкий спектр технологий, направленных на социализацию, адаптацию и поддержку различных категорий населения, а в особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Эти технологии включают в себя как традиционные, так и современные, инновационные методы, такие как социально-педагогическое проектирование, технологии социальной адаптации и реабилитации, информационно-коммуникационные технологии, а также различные диагностические и исследовательские методы.
Главную цель своей работы как социального педагога в школе я вижу в создании условий, при которых каждый ребёнок сможет успешно обучаться, чувствовать себя защищённым и включённым в образовательный процесс, благополучно интегрироваться в обществе. Я выступаю связующим звеном между учеником, школой, семьёй и обществом, помогаю предотвратить негативные явления и обеспечить позитивную социализацию детей. Среди разнообразных путей решения наиболее значимыми в моей педагогической практике являются следующие задачи:
1. Создание психологически комфортной обстановки в совместной деятельности.
Организация образовательного пространства таким образом, чтобы обучающийся мог испытывать удовлетворение от нахождения в школе. В этой связи я нахожусь с классными руководителями и воспитателями на связи в течение учебного дня, контролируя каждого ученика, в особенности состоящих на ВШУ. Сочетаю умеренные поощрения и наказания. Это обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Обсуждаю с детьми в конце дня не только то, что «ты узнал», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.
Кроме того, участвую в организации комфортного для ребенка с ОВЗ зонирования пространства школы.
2. Поддержка переходного периода и интеграции. Помощь учащимся при переходе в новую школу, класс, предоставление эмоциональной поддержки и практической помощи не только ученику, но и его родителям (законным представителям).
3. Вовлечение родителей и общественности. Организация собраний, круглых столов, других совместных мероприятий для повышения вовлечённости родителей и укрепления связи между домом и школой. Привлекаю родительскую общественность к контролю школьного питания, зонирования школьных помещений.
Какие же современные технологии я применяю в своей работе социального педагога:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Использование интернета, электронных ресурсов, социальных сетей для информирования, консультирования, организации образовательных мероприятий и поддержки связи с родителями учащихся и их законными представителями. Данная работа ведется ежедневно. К Круглым столам, родительским встречам составляю собственные презентации в программе PowerPoint, использую отрывки видео- и мультфильмов, которые корректирую сама в программах Movie Maker, ФотоШоуPRO, Format Factory. Применение перечисленных средств улучшает качество понимания воспитательного материала, способствует повышению интереса к предмету разговора, развитию и коррекции развития интеллекта ученика.
Социально-педагогическое проектирование: Разработка и реализация проектов, направленных на решение конкретных социальных проблем, например, организация досуга, профилактика асоциального поведения, развитие социальных навыков. Так, мною разработана Рабочая программа воспитания ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ», программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, нахожусь в стадии разработки общешкольной программы по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних.
Технологии социальной адаптации и реабилитации: Помощь в освоении новых социальных ролей, преодолении трудностей в общении, восстановлении утраченных навыков, поддержка в адаптации к новым условиям жизни (например, после переезда при поступлении в новую среду сверстников, в случае инвалидности или изменения семейного положения и другое). Оказываю помощь воспитанникам, в том числе детям из групп риска (из неблагополучных семей, сиротам, детям с девиантным поведением) на основе индивидуального, дифференцированного подхода, используя методы и формы переубеждения, поощрения. Поддерживаю успехи каждого ученика личные и в коллективе класса, помогаю преодолеть промахи и неудачи, работаю с родителями (ЗП). Содействую в привлечении обучающихся к участию в олимпиадах, интеллектуальных играх, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях школьного, районного и республиканского уровня. Веду общешкольный Журнал учета достижений воспитанников. Данные подходы способствуют изменению внутреннего отношения обучающихся к уровню своих возможностей и развития.
Диагностические и исследовательские методы: Анкетирование, наблюдение, анализ документов, тестирование для выявления проблем, потребностей и ресурсов воспитанников, а также оценки эффективности проводимых мероприятий. Например, совместно с воспитателями и классными руководителями проводим три раза в учебный год диагностику воспитанности (по возрастам), мониторинг основ социализации и межличностного общения, диагностики «Оценка показателей здоровья», «Безопасность». В конце года провожу оценку планируемых результатов личностного развития, показателей здоровья, знаний правил безопасности. Довожу до педагогов итоги мониторингов с целью планирования дальнейшей деятельности.
Здоровьесберегающие технологии: Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику вредных привычек и поддержку физического и психического здоровья. Эта важнейшая составная часть рациональной организации жизни воспитанника в интернатном учреждении позволяет прививать интерес и привычку к здоровому образу жизни, проводить профилактику деструктивного поведения посредством бесед, тренингов, воспитательных часов и внеклассных мероприятий для предотвращения буллинга, суицидов, прогулов, формирования вредных привычек. Совместная работа с медицинской сестрой школы позволяет качественно проводить деятельность в данном направлении. Участвую в организации родительского контроля правильного здорового питания. Эти и другие меры помогают повысить работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления при выполнении домашних заданий, и прочее. Кроме того, способствуют меньшему количеству пропусков по болезни учеников, стабильному посещению ими спортивных секций, участию в соревнованиях различного уровня.
Игровые технологии: Использование игр для развития социальных навыков, формирования позитивного отношения к себе и окружающим, а также для снятия напряжения и преодоления психологических барьеров.
Технологии групповой работы и консультирования: Организация тренингов, семинаров, круглых столов, дней открытых дверей для решения личных проблем, развития навыков общения и взаимодействия.
Технологии модерации внутрисемейного взаимодействия: Помощь в налаживании конструктивного общения в семье, разрешении конфликтов, создании благоприятной атмосферы для развития детей. Являюсь членом школьной службы медиации. Прошла курсы повышения квалификации по проблемам разрешения конфликтов.
Дистанционные технологии поддержки семьи: Использование онлайн-платформ для консультирования, проведения групповых занятий с родителями, а также для обеспечения связи с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Регулярное посещение семей, находящихся в социально-опасном положении, семей учащихся, состоящих на различных видах учета, обследование их жилищно-бытовых условий, проведение профилактической работы совместно с другими участниками службы профилактики.
Взаимодействие с госструктурами: Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних, полицией, отделом социальной помощи населению, учреждениями культуры, спорта, другими общеобразовательными учреждениями.
Важно отметить, что как социальный педагог я использую эти технологии в комплексе, адаптируя их к конкретным условиям и потребностям воспитанников и их родителей (законных представителей), а также к особенностям ситуации и поставленным задачам. Таким образом, результаты достигаются благодаря применению мною в организации образовательной деятельности эффективных современных педагогических технологий в совокупности, системно.
Подводя итоги, сопоставив планируемые цели и задачи с реальными показателями, следует отметить, что, сочетание современных педагогических технологий с традиционными позволяет добиваться положительных результатов в деле воспитания обучающихся с ОВЗ. Однако, несмотря на положительные достижения обучающихся в целом, некоторые задачи остаются решёнными не полностью. Например, серьёзной проблемой остаётся недостаточная заинтересованность родителей в образовательном процессе. Отсутствие поддержки и помощи со стороны родителей, их безразличие, бездеятельность негативно сказывается на общем состоянии обучающихся, их готовности к взрослой самостоятельной жизни, получении дальнейшего доступного образования.
Таким образом, предстоит серьезная работа, направленная на формирование ключевых жизненных компетенций обучающихся на основе индивидуального личностного подхода; по созданию условий для установления добрых отношений между учеником и его сверстником в их общении, между учеником и родителями в их ежедневном взаимодействии; работа по совершенствованию собственной педагогической деятельности и самообразованию для качественного выполнения вышеописанных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...
