Урок-эксперимент
опыты и эксперименты
Урок-эксперимент по биологии «Изучение метода выделения полимерной молекулы ДНК из биологического материала» в рамках Межрегионального семинара для руководителей, заместителей руководителей по УВР/НМР «Организация предпрофильного и профильного обучения в общеобразовательных организациях г. Улан-Удэ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-эксперимент по биологии «Изучение метода выделения полимерной молекулы ДНК из биологического материала»
Автор: Иванова Инна Константиновна
Организация: МАОУ «Гимназия №33 г. Улан-Удэ»
Цель занятия: познакомить учащихся с простейшими методами биотехнологии на примере выделения молекулы ДНК, конкретизировать представления учащихся о молекуле ДНК.
Задачи занятия: создать условия для развития универсальных учебных действий:
1. познавательных:
-через актуализацию теоретических знаний о строении функциях молекулы ДНК в процессе выполнения практических заданий;
-владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение), через развитие умения наблюдать за происходящими процессами и фиксировать результаты наблюдений
2. регулятивных:
-через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
-посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
-личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
-ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, ощущения собственной уникальности;
3. Информационно – коммуникативных:
-посредством развития умения использовать разные источники информации (руководство по проведению работы, речь учителя) для решения поставленной цели;
-посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах на рабочих местах.
Целевые ориентации урока:
Предметные: способствовать формированию знаний об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе – хранении и передаче наследственной информации, умение характеризовать особенности строения и функций молекулы ДНК; выполнять практическую экспериментальную работу.
Метапредметные: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с различными источниками информации, с демонстрационным материалом.
Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, делась правильный выбор будущей профессии.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- образовательные (формирование познавательных УУД) обучающийся должен знать об особенностях строения ДНК: строении отдельного нуклеотида, соединении отдельных нуклеотидов в одну цепь, соединении цепей нуклеотидов в одну молекулу ДНК, основанную на принципе комплементарности, о функциях ДНК, о механизме удвоения ДНК, определении ключевых понятий, уметь пользоваться терминологией.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, отвечать на вопросы, применять в своей речи логические приемы, соблюдать процедуру группового обсуждения, воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие логического мышления, внимания творческих и познавательных способностей, умения анализировать, самостоятельно прорабатывать учебный материал, владеть умениями сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале, оценивать качество и уровень усвоения материала.
Форма: урок-эксперимент «Выделение ДНК»
Технологии, применяемые на уроке:
- технология проблемного обучения;
- информационная технология;
- технология групповой деятельности;
- технология исследовательского обучения.
Ведущая педагогическая идея: реализация метапредметного подхода в преподавании биологии через организацию активной познавательной деятельности учащихся на уроке.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме занятия, лабораторное оборудование для работы в группах: перезрелый банан, физиологический раствор, медицинский спирт, дистиллированная вода, моющее средство, пробирки, воронка, ступка с пестиком, стеклянная палочка, фильтровальная бумага, блендер, стеклянный стакан, мерный стакан, соль, нож, разделочная доска.
инструктивные карты для работы в группах (приложение №1), протокол выполнения работы для каждого учащегося (приложение №2).
Организационный момент. Актуализация знаний
Ребята, мы с вами изучаем тему Наследственность и изменчивость
Как передаётся информация внутри живых существ? Как от одного поколения в другое передается информация о зарождении именно зелёной лягушки, а не красного жасмина?
Как и где она хранится?
Ответ известен: эта удивительная молекула является носителем наследственной информации называется ДНК.
Эта информация, «путешествующая» в молекуле ДНК от матери и отца к их потомству, является «инструкцией», «книга жизни», «свидетелем и уликой» и «секретным хранилищем», которая позволяет механизму в оплодотворенной клетке строить новый живой организм.
Интересные факты
Длина молекулы ДНК одной клетки человека составляет около двух метров!
В организме человека находится от 75 до 100 триллионов клеток.
Длина всех молекул ДНК человека: 150 миллиардов километров.
Этого достаточно, чтобы 3,5 миллиона раз обернуть Землю по экватору и 400 раз долететь до Солнца и вернуться обратно!
На сегодняшний день исследование ДНК, выделенной из объектов биологического происхождения, является общепринятой и наиболее информативной и точной в медицинской практике.
- Для чего выделяют ДНК?
Для анализа улик (в криминалистике)
Для тестирования новорожденных на генетические заболевания
Для установления родства
Для изучения генов, участвующих в образовании раковой опухоли
Для анализа археологического материала
Для идентификации личности людей
- Научные методы, позволяющие выделять ДНК, слишком трудны как в техническом, так и в теоретическом плане. В условиях школьных лабораторий невозможно найти нужное оборудование для проведения работы. А как хочется увидеть ДНК!
Цель нашего занятия - познакомиться с простейшими методами биотехнологии на примере выделения молекулы ДНК банана.
Объект исследования:
Выделенные из тканей животного и растения молекулы ДНК
Предмет исследования:
Структура ДНК
Выделенные из банана молекулы ДНК
Химический состав нуклеопротеидов
Физические свойства ДНК
Репарация ДНК
Оборудование и реактивы:
Дегергент (жидкое моющее средство «AOS») 2 столовые ложки. Разрушает липидные мембраны клеток и ядерную мембран, высвобождая ДНК.
Этанол 95% 15-30 мл. Экстрагирует молекулы ДНК из водного раствора.
Поваренная соль (NaCl) 0,9г. Создает физиологическую среду, препятствуя разрушению молекул ДНК.
Пробирки, химические стаканы.
Пипетки.
Для наблюдения - школьный цифровой микроскоп, компьютер, интерактивная доска.
Выделение ДНК
- Ребята, каждая группа получила инструкцию по выделению ДНК из банана.
Обратить внимание на необходимость строгого соблюдения инструкции!
Под руководством учителя проводит эксперимент по выделению ДНК из банана.
Алгоритм проведение эксперимента « Как самому выделить ДНК» лежит на парте.
Методика и этапы работы:
Организация выполнения практической части в соответствии с инструктивными картами. По ходу практической части учащиеся заполняют протокол практической работы.
- Ребята, пользуясь инструкцией по выполнению работы, под моим руководством, мы с вами попробуем быть в роли генетиков.
- На слайды тоже обращаем внимание.
Пошаговая инструкция по выделению молекул ДНК
Для эксперимента подойдет любой растительный материал. Проще работать с тем, что легче измельчить, например мякоть банана.
Чтобы извлечь ДНК из ядра растительной клетки, нам потребуются:
- ступка с пестиком, дома можно использовать блендер;
- воронка;
- стеклянная посуда: колба, стакан, пробирка;
- фильтровальная бумага или марля;
- хлорид натрия (поваренная соль) — 1,5 г;
- гидрокарбонат натрия (сода) — 5 г;
- весы, позволяющие взвешивать от одного до нескольких грамм; в отсутствие весов для соли и соды можно использовать мерные ложки — здесь главное соблюсти пропорции ингредиентов;
- детергент (лат. detergio — стираю) — это разновидность поверхностно-активного вещества, которое уменьшает поверхностное натяжение воды и способствует ее проникновению в поры и между волокнами; детергенты помогают отмывать что угодно от грязи; в домашних условиях в качестве детергента можно использовать мыло, средство для посуды;
- дистиллированная вода — 120 мл;
- 95%-й этиловый спирт.
Шаг 1. Готовим буферный раствор
Буферными (англ. buff — смягчать удар) называют растворы с определенной устойчивой концентрацией водородных ионов. Проще говоря, pH такого раствора почти не меняется, даже если мы добавляем в него кислоту или щелочь.
Чтобы приготовить буферный раствор для нашего эксперимента, наливаем в колбу 120 мл дистиллированной воды и добавляем в нее 1,5 грамма хлорида натрия. В домашних условиях можно использовать поваренную соль, это, конечно, не химически чистый NaCl, но для нашей миссии подойдет.
Далее взвешиваем и добавляем в раствор 5 грамм гидрокарбоната натрия (мы используем соду).
После добавления перемешиваем содержимое колбы до полного растворения.
Шаг 2. Смешиваем буферный раствор с детергентом
В качестве детергента мы используем средство для мытья посуды. Нам будет вполне достаточно 50–60 мл. Добавляем его в буфер и перемешиваем полученную смесь в течение трех минут.
Шаг 3. Подготовка сырья для извлечения ДНК
Мякоть банана тщательно измельчаем до однородного состояния. Это удобнее сделать блендером.
Шаг 4. Разрушение клеточных стенок
К полученной массе добавляем холодную смесь буферного раствора с детергентом. Тщательно перемешиваем. Детергент разрушает клеточные мембраны и мембраны ядер клеток. Таким образом, нити ДНК окажутся свободно плавающими.
Шаг 5. Получение молекул в растворе
Разрушив клеточные стенки, удаляем их: для этого фильтруем раствор в течение 10 минут при помощи воронки с фильтром. В нашем случае мы используем фильтровальную бумагу, но дома можно взять ткань или даже марлю.
- Просмотр видеоролика из передачи «ДНК» по НТВ.
Шаг 6. Визуализация
К полученному фильтрату по стенке сосуда под острым углом осторожно приливаем охлажденный в морозилке 95% этиловый спирт, чтобы он не перемешивался с содержимым. Добавляем сколько не жалко. Но в целом количества, равного половине имеющегося в колбе фильтрата, будет достаточно.
И вот на границе раздела двух жидкостей мы наблюдаем, как постепенно появляются белые нити ДНК.
Из всех клеточных компонентов только ДНК быстро выпадает в осадок в спирте, образуя видимые глазу белые нити.
Все остальные компоненты остаются в водной фазе.
Шаг 7. Нанизать деревянной палочкой молекулу ДНК и посмотреть под микроскопом.
Обсуждение эксперимента, оформление в тетради
- Ребята, давайте сделаем выводы по нашему эксперименту.
1. Что мы получили?
2. Зачем мы измельчали банан в блендере?
3. Что такое детергент
4. Зачем нужен спирт?
5 Думали ли вы, что можно в домашних условиях выделить молекулу ДНК и увидеть её своми глазами?
6. Цель нашего занятия достигнута?
-Ребята, заполняем протоколы и сдаём.
Заполнение протокола позволяет сделать работу учащихся более осознанной, развивать способности к рефлексии собственной деятельности, умению формулировать результаты наблюдений на письме. Следует обратить внимание, что колонка «Что делали?», не должна быть заполнена списанными из руководства по выполнению фразами, а должна быть заполнена самостоятельно, т.е. кратко описывать проделанную работу.
Подведение итогов работы.
Обсуждения практической значимости исследований молекулы ДНК. Например, значение ПЦР в медицине.
-Ребята, внимание на экран.
Ученые из Института Бабрахама в Кембридже совместно с известным музыкантом и звукорежиссером Максом Купером, а также мастером визуального искусства Энди Ломасом презентовали уникальную работу, демонстрирующую элегантный и сложный процесс организации генов в единую систему.
Хаотично движущиеся на видео линии — на самом деле компьютерная модель агрегации генетической информации, записанной на молекулах в ДНК, в живых клетках. «Это исследование меняет наше понимание биологии, показывая, как гены, которые находятся близко друг к другу в геноме, взаимодействуют и влияют друг на друга», — поясняет EurekAllert!.
При упоминании ДНК люди чаще всего представляют маленькие Х-образные хромосомы, расположенные в аккуратных маленьких линиях на большом расстоянии друг от друга. Но каждое ядро клетки, размером меньше песчинки, содержит длинные цепи ДНК. Большую часть времени 46 хромосом в человеческой клетке выглядят как часть запутанной массы ДНК — больше всего это похоже на маленький комок шерсти.
Ученые поясняют: движение генов может казаться хаотичным, но на самом деле они высокоорганизованны. Красным цветом на видео выделены области с наиболее высокой активностью генов. (Видео 3 минуты)
На этом заканчиваем наше занятие. Подведём итог, как мы работали. Перед вами смайлики, они отражают вашу работу. Возьмите тот смайлик который выражает вашу работу и прикрепите его на доску.
Ну а вообще, в нашей жизни бывает всякое, и мы должны быть готовы ко всему, чтобы прокормить себя.
Внимание на экран. (Видеоролик 2мин. « На вас персональный наряд на все 15 суток»)
Спасибо за работу!
Список используемой литературы
1. Буферные растворы: приготовление и использование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/44036/bufernyie-rastvoryi-prigotovlenie-i-ispolzovanie
2. Введенский Э. Л., Плешаков А. А. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Линия «Вектор». – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012
3. Великов В. А. Молекулярная биология. Практическое руководство. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. – 84 с.2.
4. Лаборатория на кухне (выделение в домашних условиях ДНК) [Электронный ресурс]. – Examen.ru – портал для абитуриентов и их родителей. – Режим доступа:http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/natural-sciences/genetics/stati-2201/laboratoriya-na-kuxne-vyidelenie-v-domashnix-usloviyax-dnk
5. Сивоглазов В. И. Биология: общая биология. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2016. – 254 с.
6. http://wsyachina.narod.ru/technology/reduction_dna.html, http://www.venda.ru/mater/metod/bio/dnkvdomashnihuslovijah.htm, http://www.begin-edu.com/node/5824 .
Методические рекомендации:
Настоящая разработка представляет собой адаптированный вариант к конкретному классу. Занятие рассчитано на 1 учебный час и проводится после изучения учащимися темы «Нуклеиновые кислоты». В нашем случае оно проводилось как дополнительное профориентационное занятие по биологии.
Использование презентации и видеофрагментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-эксперимент " Удивительная молекула ДНК"
Данный эксперимент можно рекомендовать к проведению на уроке биологии по теме: «Клетка», а также на уроке при изучении структуры нуклеиновых кислот. Эта работа может быть проведена на заня...

Урок-эксперимент "Выделение ДНК: гены на ладони".
Методическая разработка урока-эксперимента "Выделение ДНК: гены на ладони" позволяет познакомить учащихся с простейшими методами биотехнологии на примере выделения молекулы ДНК, конкретизировать предс...
Методическая разработка бинарного урока - эксперимента
Проведение урока на русском и английском языках....
Конспект урока -эксперимента по теме Электризация
Урок предназначен для развития исследовательских навыков у учащихся...

Презентация к уроку "Эксперимент-двигатель науки"
На уроке "Эксперимент-двигатель науки" была организована деятельность обучающихся по повторению, обобщению и систематизации знаний, умений и навыков за курс физики 8 класса. На уроке у...

Урок-эксперимент по алгебре "Разгадываем код да-Винчи"
Урок-эксперимент по алгебре для учащихся 7-го класса по теме "Решение систем линейных уравнений методом подстановки". Материал содержит план урока, а также файд пдф с презентацией к уроку....
