Дополнительная образовательная программа бесплатной образовательной услуги «Спортивная ритмика» для детей дошкольного возраста 5-6 лет на 2023-2024 учебный год
материал
Дополнительная образовательная программа бесплатной образовательной услуги
«Спортивная ритмика»
для детей дошкольного возраста 5-6 лет
на 2023-2024 учебный год
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа бесплатной образовательной услуги
«Спортивная ритмика»
для детей дошкольного возраста 5-6 лет
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Кадырова К.О
Пояснительная записка
Образовательная программа «Веселая ритмика» для детей дошкольного возраста 5-6 лет. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребѐнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребѐнка, формируется личность. В период старшего дошкольного возраста ребѐнок интенсивно растѐт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В последнее время на занятиях физического воспитания детей применяются различные нетрадиционные средства: ритмопластика, игровой стретчинг, танцы и другие. Существует много направлений в такой деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это занятия по ритмике.
Какая польза от таких занятий для детей 5-6 лет? Ритмика помогает творчески реализовать потребность в двигательной активности, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.
Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.
Цели и задачи программы
Цель программы «Веселая ритмика» – всестороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств дошкольника, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи программы:
- Обучающие:
- знакомить с жанрами хореографического искусства;
- дать детям первоначальную хореографическую подготовку;
- научить детей управлять своим телом под музыку.
- Развивающие:
- развивать воображение и фантазию;
- развивать координацию, память, внимание и заинтересованность;
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, умение согласовывать движение с музыкой.
- Воспитательные:
- прививать интерес к народной хореографии;
- воспитывать умение эмоционального выражения в движениях;
- воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности;
- совершенствовать такие качества личности, как выдержка, дисциплинированность, самостоятельность.
- Оздоровительные:
- формировать правильную осанку;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и
нервной систем организма;
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростносиловые способности;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- снятие мышечных зажимов, дающих ребѐнку ощущение свободы и радости, стимулирующих моторное и эмоциональное
самовыражение.
На занятиях проводится работа с детьми по следующим направлениям: Развитие музыкальности:
- Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать еѐ настроение и характер, понимать ее содержание;
- Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
- Развитие музыкальной памяти. Развитие двигательных качеств и умений:
- Развитие ловкости, точности, координации движений;
- Развитие гибкости и пластичности;
- Формирование правильной осанки, красивой походки;
- Воспитание выносливости, развитие силы;
- Развитие умения ориентироваться в пространстве;
- Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- Развитие творческого воображения и фантазии;
- Развитие способности к импровизации в движении. Развитие и тренировка психических процессов:
- Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в
мимике и пантомимике;
- Тренировка подвижности нервных процессов;
- Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:
- Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- Воспитание умения вести себя в группе во время движения,
формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса для реализации поставленных задач
Принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения: гибкость, пластичность.
Методы:
- Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
- Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются
элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология,
историческая справка и др.
- Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
- Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой,
осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;
- корректирование.
Режим занятий
Рабочая программа «Веселая ритмика» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предусматривает доступные и достаточно
разнообразные виды деятельности.
Образовательная программа рассчитана на 34 учебных часа.
Методические аспекты программы
Основные принципы:
- принцип доступности;
- принцип сознательности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности;
- принцип создания благоприятных условий для обучения;
- принцип развивающего обучения.
Методы
- Словесный (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку);
- наглядный (показ упражнений, демонстрация иллюстраций журналов, просмотр видеозаписей концертных выступлений хореографических коллективов);
- практический (метод целостного освоения упражнений, метод
обучения посредством расчленения упражнений, игровой метод, показ упражнений);
- продуктивный.
Педагогические технологии
- Ведущая
- дифференциального обучения.
- Сопутствующие:
- групповая;
- здоровьесберегающая.
Формы контроля ЗУН
При реализации программы проводится мониторинг качества воспитательной и образовательной работы. Для этого используются современные диагностики: наблюдение, беседа, опрос, тестирование. Проходят они в виде текущего или итогового контроля:
- открытые занятия;
- концертные выступления.
Структура занятия по ритмопластике – общепринятая. Каждое занятие состоит из трѐх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
- Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени.
Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм
ребѐнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой.
- Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идѐт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даѐтся большой объѐм знаний, развивающих творческие способности детей.
- Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия
подводится итог.
В работе использую современные диагностики музыкально-двигательного развития детей старшего дошкольного возраста («Диагностика уровня
музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для определения специальных хореографических данных» С.Л. Слуцкая,
«Обследование уровня развития физических качеств» Н.В. Полтавцева)
Предполагаемый результат подготовительного этапа обучения
К концу подготовительного этапа обучения у детей должны сформироваться компетенции
Предметные:
Знания:
- Назначение спортивного зала и правила поведения в нѐм;
- правила безопасности при выполнении элементов гимнастических упражнений;
- Правила подвижных игр;
- Основные танцевальные позиции рук и ног;
- Понятия: круг, шеренга, колонна.
Умения:
- передавать характер музыкального произведения в движении (весѐлый, грустный, лирический, героический и т.д.).
- умение согласовывать движение с музыкой;
- воспитывать умение эмоционального выражения в движениях;
- Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
Навыки
- Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
- Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
- Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
- Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;
- Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
- Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами.
Личностные компетенции:
- развитие воображения и фантазии (Л4);
- развитие координации, памяти, внимания (Л4);
- интерес к занятиям, к народной хореографии (Л2);
- развитие чувства ритма, музыкального слуха (Л4);
- культура общения в процессе совместной деятельности (Л5);
- формирование личностных качеств: выдержка, дисциплинированность, самостоятельность (Л4);
- формирование правильной осанки (Л1);
- развитие и функциональное совершенствование органов
дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма (Л2);
Метапредметные компетенции:
- репродуктивное познание (М2);
- самоанализ своей деятельности (М2).
Тематический план подготовительного этапа обучения
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
I. | «Танец – это радость» (вводное занятие) | 1 | - | 1 |
II. | «Вместе весело шагать» (координационно- двигательные навыки) | - | 8 | 8 |
III. | «Игропластика» (гимнастические упражнения на гибкость) | 1 | 6 | 7 |
IV. | «Весѐлая минутка»
| - - - | 4 4 2 | 10 |
V. | «Играем и танцуем»
| - - - | 3 4 1 | 8 |
ВСЕГО | 2 | 32 | 34 |
Содержание учебной деятельности
- «Танец – это радость» (вводное занятие) Теория:
-беседа о танце, музыке, о движениях в танце;
-демонстрационная программа (прослушивание фрагментов из музыкальной сказки «Щелкунчик», показ иллюстраций к сказке, иллюстраций танцующих детей).
Практика:
-научить чувствовать ритм, передавать в движении характер музыки;
-общее физическое развитие и укрепление мышечного аппарата.
«Вместе весело шагать»
Теория:
-дать понятие о шеренге, круге, полукруге, «звѐздочке»;
-понятие «линия танца». Практика:
-построение в шеренгу и колонну по команде;
-передвижение в сцеплении (цепочка);
-построение в круг и движение по кругу в различном направлении
-(«по линии танца» и «против линии танца»);
-построение «в рассыпную», бег «в рассыпную»;
-перестроение из одной шеренги, колонны в несколько по ориентирам, по выбранным водящим;
-бег по кругу и по ориентирам («змейкой»);
-перестроение: круг - полукруг;
-круг - 2 круга;
круг - «звѐздочка».
«Игропластика»
Основывается на традиционной и нетрадиционной методике развития
мышечной силы и гибкости детей. Используются элементы гимнастических движений и упражнений, выполняемых в игровой форме.
Практика:
-«Змея» - упор лѐжа, согнувшись;
-группировка «Ёжик» - лѐжа на спине, руки вверх,
сгруппироваться, обхватив руками согнутые в коленях ноги;
-«Морская звезда» - лѐжа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь;
-«Морской конѐк» - сидя на пятках, руки за голову;
-«Краб» - передвижения в упоре сидя, согнувшись, ноги врозь;
-«Дельфин» - лѐжа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок»;
-«Улитка» - упор, лѐжа на спине, касание ногами за головой;
-«Морской лев» - упор, сидя между пятками, колени врозь;
-«Медуза» - сидя, ноги врозь с наклоном вперѐд до касания руками стопы;
-«Уж» - сидя с предельно разведѐнными врозь ногами, руки на
пояс;
-«Морской червяк» - упор, стоя, согнувшись;
-«Велосипед» - лѐжа на спине, сгибание и разгибание ног.
«Весѐлая минутка»
В этот блок входят разделы:
«Музыкально-ритмические упражнения» - они являются основой для развития чувства ритма, учат детей правильно выполнять движения под
музыку, соответственно еѐ структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
«Музыкально-подвижные игры» - этот раздел содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках, и является ведущим видом
деятельности дошкольника. Здесь используются приѐмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации. Способствует закреплению разученного материала в игровой форме.
«Креативная гимнастика» - предусматривает целенаправленную
работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
Теория:
-разучивание стихотворного текста к играм, играм-путешествиям;
-разучивание правил игры. Практика
Музыкально-ритмические упражнения:
-хлопки в такт музыки;
-акцентированная ходьба;
-движение руками в различном темпе;
-различие динамики звука «громко - тихо»;
-хлопки и удары ногой на каждый счѐт и через счѐт, только на первый счѐт.
Музыкально-подвижные игры: «Музыкальные змейки», «День - ночь»,
«Эхо», «Нитка - иголка», «Паровозик», «Цапля и лягушки», «Улица», «Птица без гнезда», «Игры-путешествия».
Креативная гимнастика и музыкально-творческие игры: «Повтори за мной», «Бег по кругу», «Делай как я, делай лучше меня», «Магазин игрушек», «Имя и движение», «Зеркало».
«Играем и танцуем»
Игровые танцы направлены на формирование у воспитанников
танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребѐнка. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы
хореографических упражнений. Теория
-знакомить детей с правилами и условиями игры;
-объяснить значение музыки в исполнении тех или иных движений.
Практика
Виды шага: «Прогулка», «Высокий шаг», «Топающий шаг»,
«Приставной шаг», «Хороводный шаг», «Шаг на носках», «Шаг с небольшим подскоком», «Крадущийся шаг», «Скрестный шаг», «Подготовительный шаг польки».
Виды бега: «Спокойный танцевальный бег», «Семенящий бег», «Бег с захлѐстом», «Лошадки».
Прыжки: «Точка», «Часики», «Лесенка», «Заборчик», «Паровозик»,
«Поскок», «Подскок», «Солнышко», «Метѐлочка», «Боковой галоп», «Галоп вперѐд» («Прямой галоп»).
Хлопки: «Ладушки», «Блинчики», «Тарелочки», «Бубен», «Стенка»,
«Крестик».
Позиции рук: «Внизу», «Впереди», «Вверху», «В стороны», «Поясок»,
«Юбочка», «Матрѐшка», «Полочка».
Позиции ног: «Основная стойка», «Узкая дорожка», «Широкая дорожка».
Танцевальные движения: «Точка» (пяточка, носочек), «Притоп»
(одной
ногой, двумя ногами), «Тройной притоп», «Пружинка», «Маленький поклон», «Ковырялочка».
Ритмические танцы: «Приглашение», «Танец утят», «Если весело живѐтся», «Пингвин», «Хоровод», «Старый жук», «Куклы-неваляшки»,
«Лошадки».
«Ай да мы!»
«Веселая ритмика»
Календарно – тематическое планирование
№ | тема | теория | Прак тика | Всего часов | дата |
I 1 | «Танец – это радость». Вводный урок. Инструктаж по ТБ. | 1 | - | 1 | |
II 2 | «Вместе весело шагать». Игра «Давайте познакомимся» | - | 1 | 8 | |
3-4 | Развитие координационных навыков. | - | 2 | ||
5 | Перестроения в сцеплении: круг. | - | 1 | ||
6 | Направление движения: «линия танца» | - | 1 | ||
7 | Понятия: «по линии танца», «против линии танца». Игра «Найди своѐ место» | - | 1 | ||
8 | Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Игра «Плетень». | - | 1 | ||
9 | «Весѐлая зарядка». Закрепление разученного. | - | 1 | ||
III | «Игропластика»(гимнастическ | 1 | 1 | 7 |
10 - 11 | и е упражнения на гибкость). Соблюдение правил личной гигиены. Партерная гимнастика. Упр. «Кукла». | ||||
12 | Напряжение и расслабление мышц. Упр. «Шарик», «Кукла». | - | 1 | ||
13 - 14 | Партерная гимнастика. Развитие гибкости. Упр. «Змея». | - | 2 | ||
15 | Партерная гимнастика. Развитие выворотности. | - | 1 | ||
16 | Упражнения на совершенствование гибкости и пластичности тела. | - | 1 | ||
IV | «Весѐлая минутка» | 10 | |||
17 - 18 | Музыкально – ритмические упражнения. | - | 4 | ||
- 19 - 20 | |||||
21 - 22 - 23 - 24 | Музыкально – подвижные игры. | - | 4 | ||
25 - 26 | Креативная гимнастика. | - | 2 | ||
V | «Играем и танцуем» | 8 | |||
27 - 28 - 29 | Танцевальные движения. | - | 3 | ||
30 - 31 - 32 - 33 | Ритмические танцы. | - | 4 | ||
34 | Заключительный занятие | - | 1 | ||
Итого: 34час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа "Коррекция страхов и тревохности у детей дошкольного возраста"
Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Рекомендации для родителей "Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции для детей дошкольного возраста"
Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос: «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? »...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи (обучение на дому, образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2023/2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе ...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (2023-2024)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, федеральной рабочей программы по русскому языку, А...
