Дополнительная образовательная программа бесплатной образовательной услуги «Спортивная ритмика» для детей дошкольного возраста 5-6 лет на 2023-2024 учебный год
материал

Кадырова Кристина Олеговна

Дополнительная образовательная программа бесплатной образовательной услуги

«Спортивная ритмика»

для детей дошкольного возраста 5-6 лет

на 2023-2024 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ritmike_bespl_kruzhok_23-24.docx42.78 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа бесплатной образовательной услуги

«Спортивная  ритмика»

для детей дошкольного возраста 5-6 лет

на 2023-2024 учебный год

Составитель:  Кадырова К.О

Пояснительная записка

Образовательная программа «Веселая ритмика» для детей дошкольного        возраста        5-6        лет. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребѐнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребѐнка, формируется личность. В период старшего дошкольного возраста ребѐнок интенсивно растѐт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В последнее время на занятиях физического воспитания детей применяются различные нетрадиционные средства: ритмопластика, игровой стретчинг, танцы и другие. Существует много направлений в такой деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это занятия по ритмике.

Какая   польза   от    таких    занятий    для    детей    5-6   лет? Ритмика помогает творчески реализовать потребность в двигательной активности, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д.

Музыкально-ритмические                движения        выполняют        релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает        нервное                        напряжение.

Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.

Цели и задачи программы

Цель программы «Веселая ритмика» – всестороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств дошкольника, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  • знакомить с жанрами хореографического искусства;
  • дать детям первоначальную хореографическую подготовку;
  • научить детей управлять своим телом под музыку.
  1. Развивающие:
  • развивать воображение и фантазию;
  • развивать координацию, память, внимание и заинтересованность;
  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, умение согласовывать движение с музыкой.
  1. Воспитательные:
  • прививать интерес к народной хореографии;
  • воспитывать умение эмоционального выражения в движениях;
  • воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности;
  •         совершенствовать такие качества личности, как выдержка, дисциплинированность, самостоятельность.
  1. Оздоровительные:
  • формировать правильную осанку;
  •         содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и

нервной систем организма;

  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростносиловые способности;
  • содействовать профилактике плоскостопия;
  • снятие мышечных зажимов, дающих ребѐнку ощущение свободы и радости, стимулирующих моторное и эмоциональное

самовыражение.

На занятиях проводится работа с детьми по следующим направлениям: Развитие музыкальности:

  • Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать еѐ настроение и характер, понимать ее содержание;
  • Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
  • Развитие музыкальной памяти. Развитие двигательных качеств и умений:
  • Развитие ловкости, точности, координации движений;
  • Развитие гибкости и пластичности;
  • Формирование правильной осанки, красивой походки;
  • Воспитание выносливости, развитие силы;
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  • Развитие творческого воображения и фантазии;
  • Развитие способности к импровизации в движении. Развитие и тренировка психических процессов:
  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в

мимике и пантомимике;

  • Тренировка подвижности нервных процессов;
  • Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:
  • Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
  • Воспитание умения вести себя в группе во время движения,

формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса для реализации поставленных задач

Принципы:

  • принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;
  • принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
  • принцип обучения владению культурой движения: гибкость, пластичность.

Методы:

  1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
  2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются

элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология,

историческая справка и др.

  1. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
  2. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой,

осуществляется поиск художественного и технического решения.

Приемы:

  • комментирование;
  • инструктирование;
  • корректирование.

Режим занятий

Рабочая программа «Веселая ритмика» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предусматривает доступные и достаточно

разнообразные виды деятельности.

Образовательная программа рассчитана на 34 учебных часа.

Методические аспекты программы

Основные принципы:

  • принцип доступности;
  • принцип сознательности;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности;
  • принцип создания благоприятных условий для обучения;
  • принцип развивающего обучения.

Методы

  • Словесный (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку);
  • наглядный (показ упражнений, демонстрация иллюстраций журналов, просмотр видеозаписей концертных выступлений хореографических коллективов);
  • практический (метод целостного освоения упражнений, метод

обучения посредством расчленения упражнений, игровой метод, показ упражнений);

  • продуктивный.

  Педагогические технологии

  • Ведущая
  • дифференциального обучения.
  • Сопутствующие:
  • групповая;
  • здоровьесберегающая.

Формы контроля ЗУН

При реализации программы проводится мониторинг качества воспитательной и образовательной работы. Для этого используются современные диагностики: наблюдение, беседа, опрос, тестирование. Проходят они в виде текущего или итогового контроля:

  • открытые занятия;
  • концертные выступления.

Структура занятия по ритмопластике – общепринятая. Каждое занятие состоит из трѐх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

  1. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени.

Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм

ребѐнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой.

  1. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идѐт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даѐтся большой объѐм знаний, развивающих творческие способности детей.
  2. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия

подводится итог.

В работе использую современные диагностики музыкально-двигательного развития детей старшего дошкольного возраста («Диагностика уровня

музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для определения специальных хореографических данных» С.Л. Слуцкая,

«Обследование уровня развития физических качеств» Н.В. Полтавцева)

Предполагаемый результат подготовительного этапа обучения

К концу подготовительного этапа обучения у детей должны сформироваться компетенции

Предметные:

Знания:

  • Назначение спортивного зала и правила поведения в нѐм;
  • правила безопасности при выполнении элементов гимнастических упражнений;
  • Правила подвижных игр;
  • Основные танцевальные позиции рук и ног;
  • Понятия: круг, шеренга, колонна.

Умения:

  •         передавать характер музыкального произведения в движении (весѐлый, грустный, лирический, героический и т.д.).
  • умение согласовывать движение с музыкой;
  • воспитывать умение эмоционального выражения в движениях;
  • Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;

Навыки

  • Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
  •         Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
  • Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
  • Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;
  • Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
  • Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами.

Личностные компетенции:

  • развитие воображения и фантазии (Л4);
  • развитие координации, памяти, внимания (Л4);
  • интерес к занятиям, к народной хореографии (Л2);
  • развитие чувства ритма, музыкального слуха (Л4);
  • культура общения в процессе совместной деятельности (Л5);
  • формирование личностных качеств: выдержка, дисциплинированность, самостоятельность (Л4);
  • формирование правильной осанки (Л1);
  • развитие и функциональное совершенствование органов

дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма (Л2);

Метапредметные компетенции:

  • репродуктивное познание (М2);
  • самоанализ своей деятельности (М2).

Тематический план подготовительного этапа обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

I.

«Танец – это

радость» (вводное занятие)

1

-

1

II.

«Вместе весело шагать» (координационно- двигательные

навыки)

-

8

8

III.

«Игропластика» (гимнастические упражнения на

гибкость)

1

6

7

IV.

«Весѐлая минутка»

  1. Музыкально- ритмические упражнения
  2. Музыкально- подвижные игры
  3. Креативная гимнастика

- - -

4 4 2

10

V.

«Играем и танцуем»

  1. танцевальные движения
  2. ритмические танцы

- - -

3 4 1

8

ВСЕГО

2

32

34

Содержание учебной деятельности

  1. «Танец – это радость» (вводное занятие) Теория:

-беседа о танце, музыке, о движениях в танце;

-демонстрационная программа (прослушивание фрагментов из музыкальной сказки «Щелкунчик», показ иллюстраций к сказке, иллюстраций танцующих детей).

Практика:

-научить чувствовать ритм, передавать в движении характер музыки;

-общее физическое развитие и укрепление мышечного аппарата.

  1. «Вместе весело шагать»

Теория:

-дать понятие о шеренге, круге, полукруге, «звѐздочке»;

-понятие «линия танца». Практика:

-построение в шеренгу и колонну по команде;

-передвижение в сцеплении (цепочка);

-построение в круг и движение по кругу в различном направлении

-(«по линии танца» и «против линии танца»);

-построение «в рассыпную», бег «в рассыпную»;

-перестроение из одной шеренги, колонны в несколько по ориентирам, по выбранным водящим;

-бег по кругу и по ориентирам («змейкой»);

-перестроение: круг - полукруг;

-круг - 2 круга;

круг - «звѐздочка».

  1. «Игропластика»

Основывается на традиционной и нетрадиционной методике развития

мышечной силы и гибкости детей. Используются элементы гимнастических движений и упражнений, выполняемых в игровой форме.

Практика:

-«Змея» - упор лѐжа, согнувшись;

-группировка «Ёжик» - лѐжа на спине, руки вверх,

сгруппироваться, обхватив руками согнутые в коленях ноги;

-«Морская звезда» - лѐжа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь;

-«Морской конѐк» - сидя на пятках, руки за голову;

-«Краб» - передвижения в упоре сидя, согнувшись, ноги врозь;

-«Дельфин» - лѐжа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок»;

-«Улитка» - упор, лѐжа на спине, касание ногами за головой;

-«Морской лев» - упор, сидя между пятками, колени врозь;

-«Медуза» - сидя, ноги врозь с наклоном вперѐд до касания руками стопы;

-«Уж» - сидя с предельно разведѐнными врозь ногами, руки на

пояс;

-«Морской червяк» - упор, стоя, согнувшись;

-«Велосипед» - лѐжа на спине, сгибание и разгибание ног.

  1. «Весѐлая минутка»

В этот блок входят разделы:

«Музыкально-ритмические упражнения» - они являются основой для развития чувства ритма, учат детей правильно выполнять движения под

музыку, соответственно еѐ структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

«Музыкально-подвижные игры» - этот раздел содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках, и является ведущим видом

деятельности дошкольника. Здесь используются приѐмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации. Способствует закреплению разученного материала в игровой форме.

«Креативная гимнастика» - предусматривает целенаправленную

работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Теория:

-разучивание стихотворного текста к играм, играм-путешествиям;

-разучивание правил игры. Практика

Музыкально-ритмические упражнения:

-хлопки в такт музыки;

-акцентированная ходьба;

-движение руками в различном темпе;

-различие динамики звука «громко - тихо»;

-хлопки и удары ногой на каждый счѐт и через счѐт, только на первый счѐт.

Музыкально-подвижные игры: «Музыкальные змейки», «День - ночь»,

«Эхо», «Нитка - иголка», «Паровозик», «Цапля и лягушки», «Улица», «Птица без гнезда», «Игры-путешествия».

Креативная гимнастика и музыкально-творческие игры: «Повтори за мной», «Бег по кругу», «Делай как я, делай лучше меня», «Магазин игрушек», «Имя и движение», «Зеркало».

  1. «Играем и танцуем»

Игровые танцы направлены на формирование у воспитанников

танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребѐнка. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы

хореографических упражнений. Теория

-знакомить детей с правилами и условиями игры;

-объяснить значение музыки в исполнении тех или иных движений.

Практика

Виды шага: «Прогулка», «Высокий шаг», «Топающий шаг»,

«Приставной шаг», «Хороводный шаг», «Шаг на носках», «Шаг с небольшим подскоком», «Крадущийся шаг», «Скрестный шаг», «Подготовительный шаг польки».

Виды бега: «Спокойный танцевальный бег», «Семенящий бег», «Бег с захлѐстом», «Лошадки».

Прыжки: «Точка», «Часики», «Лесенка», «Заборчик», «Паровозик»,

«Поскок», «Подскок», «Солнышко», «Метѐлочка», «Боковой галоп», «Галоп вперѐд» («Прямой галоп»).

Хлопки: «Ладушки», «Блинчики», «Тарелочки», «Бубен», «Стенка»,

«Крестик».

Позиции рук: «Внизу», «Впереди», «Вверху», «В стороны», «Поясок»,

«Юбочка», «Матрѐшка», «Полочка».

Позиции ног: «Основная стойка», «Узкая дорожка», «Широкая дорожка».

Танцевальные движения: «Точка» (пяточка, носочек), «Притоп»

(одной

ногой, двумя ногами), «Тройной притоп», «Пружинка», «Маленький поклон», «Ковырялочка».

Ритмические танцы: «Приглашение», «Танец утят», «Если весело живѐтся», «Пингвин», «Хоровод», «Старый жук», «Куклы-неваляшки»,

«Лошадки».

«Ай да мы!»

«Веселая ритмика»

Календарно – тематическое планирование

тема

теория

Прак

тика

Всего

часов

дата

I 1

«Танец – это радость».

Вводный урок. Инструктаж по ТБ.

1

-

1

II

2

«Вместе весело шагать».

Игра «Давайте познакомимся»

-

1

8

3-4

Развитие координационных

навыков.

-

2

5

Перестроения в сцеплении:

круг.

-

1

6

Направление движения: «линия

танца»

-

1

7

Понятия: «по линии танца»,

«против линии танца». Игра «Найди своѐ место»

-

1

8

Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы.

Игра

«Плетень».

-

1

9

«Весѐлая зарядка». Закрепление

разученного.

-

1

III

«Игропластика»(гимнастическ

1

1

7

10

- 11

и

е упражнения на гибкость). Соблюдение правил личной гигиены. Партерная гимнастика.

Упр. «Кукла».

12

Напряжение и расслабление мышц.

Упр. «Шарик», «Кукла».

-

1

13

- 14

Партерная гимнастика.

Развитие

гибкости. Упр. «Змея».

-

2

15

Партерная гимнастика. Развитие

выворотности.

-

1

16

Упражнения на совершенствование

гибкости и пластичности тела.

-

1

IV

«Весѐлая минутка»

10

17

- 18

Музыкально – ритмические упражнения.

-

4

- 19

- 20

21

- 22

- 23

- 24

Музыкально – подвижные игры.

-

4

25

- 26

Креативная гимнастика.

-

2

V

«Играем и танцуем»

8

27

- 28

- 29

Танцевальные движения.

-

3

30

- 31

- 32

- 33

Ритмические танцы.

-

4

34

Заключительный занятие

-

1

Итого:

34час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа "Коррекция страхов и тревохности у детей дошкольного возраста"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Рекомендации для родителей "Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции для детей дошкольного возраста"

Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос:  «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? »...

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи (обучение на дому, образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2023/2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе ...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (2023-2024)

     Адаптированная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, федеральной рабочей программы по русскому языку, А...