Выступление на педагогическом совете. Тема: "Виды и формы домашнего задания по истории"
статья на тему

Семибратова Ольга Вячеславовна

Выступление на педагогическом совете. февраль 2010 год. Тема: Виды и формы домашнего задания""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.odt31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность  домашней  учебной  работы  учащихся  и  ее  роль  в  овладении знаниями.

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом.

Специальные исследования показывают,  что  проблема  повышения эффективности обучения может быть успешно  решена  только  при  условии, если  высокое  качество  урочных  занятий  будет  подкрепляться   хорошо организованной домашней работой  учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в

оперативную, кратковременную  память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть  требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет  она  также для  воспитания  учащихся,   поскольку   способствует формированию  у  них  прилежания,  самостоятельности, служит средством

разумной и содержательной организации внешкольного времени.

Домашняя  учебная работа  учащихся  состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его  применению  на  практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками— наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Домашние задания по истории  включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику.

б) выполнение устных упражнений (заучивание хронологической таблицы по истории).

в) выполнение письменных упражнений (письменный ответ  на вопросы параграфа или работа в тетради на печатной основе)

г) выполнение творческих работ по истории.

д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.

е) составление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т. д.

Основные  недостатки  домашней  учебной  работы  школьников.

Школьная практика  показывает, что  в  домашней  учебной работе учащихся имеются существенные недостатки.

Во-первых, многие учащиеся при подготовке  домашних заданий  по  учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют  расчленять  его  на  отдельные  смысловые  части и  не осуществляют самоконтроль за  усвоением знаний.

Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое  рабочее время,отсутствие твердо установленного  режима,связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в  работе и  поверхностному усвоению изучаемого  материала.

В-третьих, выполнение  письменных заданий многими школьниками осуществляется без  предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания.

Вследствие  этого учащиеся допускают существенные недочеты и  ошибки  в  выполняемых заданиях. Отрицательно сказывается и  перегрузка учащихся домашними  заданиями.  Перегрузка  нередко обусловливается не только большим объемом домашнего  задания, но  и  слабой подготовкой  учащихся  на  уроке  к  его  выполнению.  

Правила  выполнения домашней  учебной  работы  школьников.  

Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит,что для  всестороннего осмысления и прочного усвоения программного  материала следует вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз  в течение некоторого времени.

Второе:  Домашние  задания  необходимо  выполнять  в день их получения. Суть  дела  в  том, что  усвоенный на уроке  материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после  восприятия. При контрольных проверках оказалось,что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа  — только  28%.

Третье: Приступая  к  подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение  и  прочное  усвоение изучаемого материала. Как это сделать?

Четвертое:  Если  домашнее задание  включает  в  себя  усвоение  материала  по  учебнику  и выполнение различных упражнений, то  его  подготовку  нужно  начинать  с  работы  над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось  в  памяти  от  урока. Затем  следует  вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в  нем

важнейшие  положения,  правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и  усвоению.  После  этого  нужно применить

приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ  материала  вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы

на вопросы  учебника  и т.д.

Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником

и  добиться  свободного  и  полного  воспроизведения изучаемого  материала.  Указанная  методика  относится  главным  образом к младшим и средним классам. В  старших  классах  значительно  видоизменяется: наряду  с  учебником  учащиеся  часто используют  дополнительные  источники знаний (тексты художественных  произведений, научно-популярную  литературу,исторические

документы и т.д.). Но в целом общая система домашней  работы  и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет  в старших  классах  и  применение  приемов  самоконтроля.  

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты.

Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.

Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;

В седьмом классе – до 3 часов;

В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности.

Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.

Виды домашней учебной работы:

1. индивидуальная (задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.);

2 групповая ( При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое– то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки.. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.);

3 творческая (Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.);

Творческие задания

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода.

Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл

обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги,

друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.  Выбор творческого задания сам по себе является

творческим заданием для педагога, поскольку требуется  найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения является практическим и полезным для учащихся связано с жизнью учащихся вызывает интерес у учащихся максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте.

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства  информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание,основу любого интерактивного метода.

Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа  и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги,

друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

 Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:не имеет однозначного и односложного ответа или решения является практическим и полезным для учащихся связано с жизнью учащихся вызывает интерес у учащихся максимально служит целям обучения

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы.

4 дифференцированная (Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы , которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер );

5. одна на весь класс (Самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся  огтрабатываются различные навыки, формируются умения.);

6  составление домашней работы для соседа по парте ( новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».)

Формы проверки

  • Фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске.
  •  Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых,

повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.

Советы, которыми следует руководствоваться при решении отдельных аспектов проблемы домашнего задания.

Совет 1. Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности.  Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.

Совет 2. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

Совет 3.  Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.

Совет 4. Удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

Совет 5. На уроках учите школьников методам и технике учения. На дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.

Совет 6.  Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.

Совет 7.  Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Выступление на педагогическом совете «Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы»

Выводы по проблеме домашней работы школьников основаны на анализе наблюдений, данных анкетирования учащихся, результатах, отраженных в ме­тодических исследованиях, в материалах публикаций в журналах «...

Выступление на педагогическом совете по теме "Виды работ на уроках химии"

Химия вокруг нас» – это часто встречающееся утверждение неточно. Химия не только вокруг нас, но и внутри нас....

Выступление на педагогическом совете по теме "Дистанционная форма обучения"

Материал статьи содержит описание опыта реализации дистанционных форм обучения...

Выступление на педагогическом совете Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся.

Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся....