Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями. Выступление на педагогическом совете
статья по биологии (7 класс) по теме

Ларионова Ирина Михайловна

 

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_domashney_raboty.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность  домашней  учебной  работы  учащихся 

и  ее  роль  в  овладении  знаниями

Ларионова И.М., учитель биологии и экологии

МОУ «Медновская СОШ», Тверская область

(выступление на педсовете)

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся.

Специальные исследования показывают,  что  проблема  повышения эффективности обучения может быть успешно решена  только  при  условии, если  высокое  качество  урочных  занятий  будет  подкрепляться   хорошо организованной домашней работой  учащихся.  На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную  память.  Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть  требует организации их домашней учебной работы.  Не менее важна она  также  для  воспитания  учащихся,   поскольку   способствует формированию  у  них  прилежания,  самостоятельности,  служит  средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом,  домашняя  учебная  работа школьников является весьма важной составной частью процесса  обучения  и выступает  одной  из  существенных  форм  его  организации.   Домашняя  учебная работа  учащихся  состоит  в самостоятельном  выполнении  заданий  учителя  по  повторению  и   более глубокому усвоению изучаемого материала и его  применению  на  практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя  работа  по овладению   изучаемым   материалом   характеризуется   двумя   основными признаками  —  наличием  учебного   задания,   даваемого   учителем,   и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

усвоение изучаемого материала по учебнику,

выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые  правила по языку, определение признаков делимости чисел  по  математике,  заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.),

 выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике  и  другим предметам,

выполнение творческих работ по литературе,

подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах,

проведение наблюдений по биологии, географии, физике,

выполнение  практических  и  лабораторных  работ  по  физике,  химии   и биологии,

изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

 

Наряду с общими заданиями для всех учащихся нередко даются индивидуальные  домашние задания. Они рассчитаны  на  преодоление  пробелов  в  знаниях  учащихся  по отдельным  темам,  на  усиление  тренировочных   упражнений   по   выработке практических  умений  и  навыков.  Кроме  того,  даются  задания  повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью  развития  их  творческих способностей  и  склонностей.  

 

Основные  недостатки  домашней  учебной  работы  школьников 

Школьная практика  показывает,  что  в  домашней  учебной  работе  учащихся   имеются существенные недостатки.

Во-первых, многие учащиеся при подготовке  домашних заданий  по  учебнику  сбиваются  на  полумеханическое   чтение   изучаемого материала, не умеют  расчленять  его  на  отдельные  смысловые  части  и  не осуществляют  самоконтроль  за  усвоением   знаний.  

 Во-вторых,   недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое  рабочее время, отсутствие твердо установленного  режима,  связанного  с  выполнением домашних заданий. Это приводит  к  поспешности  в  работе  и  поверхностному усвоению изучаемого  материала. 

В-третьих,  выполнение  письменных  заданий многими   школьниками   осуществляется   без    предварительного    усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания.

Вследствие  этого учащиеся допускают существенные недочеты и  ошибки  в  выполняемых заданиях.   Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними  заданиями.  Перегрузка  нередко обусловливается не только большим объемом домашнего  задания,  но  и  слабой подготовкой  учащихся  на  уроке  к  его  выполнению. 

 

Правила  домашней  учебной  работы  школьников

Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения  знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что  для  всестороннего осмысления и  прочного  усвоения  программного  материала  следует  вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз  в течение некоторого времени. 

Второе:  Домашние  задания  необходимо  выполнять  в день их получения.  Суть  дела  в  том,  что  усвоенный  на  уроке  материал интенсивно забывается впервые 10-12 часов после  восприятия.  При контрольных проверках оказалось, что через  час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа  —

только  28%.

Третье: Приступая  к  подготовке  домашних  заданий,   обязательно   нужно   создать психологический настрой на  их  аккуратное  выполнение  и  прочное  усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно  детально  продумать  ту  цель, которую необходимо достичь при  выполнении  домашнего  задания.  Одно  дело, когда хочется его выполнить и быстрее  пойти  гулять,  и  другое  —  когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять  торопливости и стремиться к глубокому  осмыслению  и  усвоению  материала.  

Четвертое:  Если  домашнее задание  включает  в  себя  усвоение  материала  по  учебнику  и  выполнение различных  упражнений,  то  его  подготовку  нужно  начинать  с  работы  над учебником.

Порядок работы, с учебником следующий:  вначале  нужно  попытаться припомнить то, что осталось  в  памяти  от  урока.  Затем  следует  вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в  нем  важнейшие  положения,  правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и  усвоению.  После  этого  нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля:  пересказ  материала  вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы  учебника  и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще  раз поработать с учебником  и  добиться  свободного  и  полного  воспроизведения изучаемого  материала.  Указанная  методика  относится  главным  образом   к младшим и средним классам. В  старших  классах  значительно  видоизменяется: наряду  с  учебником  учащиеся  часто  используют  дополнительные  источники знаний: тексты художественных  произведений,  научно-популярную  литературу, исторические документы и т.д. Но в целом общая система домашней  работы  и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет  в старших  классах  и  применение  приемов  самоконтроля.  Больше  того,   при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в  прочном  усвоении знаний становится еще выше. 

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным. Последующая работа учащихся  должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, который необходим каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания. 

Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

В первом классе – до 1 часа;

Во втором классе – до 1,5 часа;

В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;

В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;

В седьмом классе – до 3 часов;

В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.

Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

индивидуальная;

групповая;

творческая;

дифференцированная;

одна на весь класс;

составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся, выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания.  Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.

Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения. Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению.. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.

Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.

В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...