Главные вкладки

    Информатизация
    статья по теме


    Предварительный просмотр:

    Внедрение в образовательный процесс современных информационных

    и коммуникативных технологий.

    Если мы хотим идти в ногу со временем, развиваться, а не просто быть на плаву, необходимо перейти от количественных измерений в области использования компьютера (количество часов информатики в учебном плане, количество различных уроков  проведенных в  компьютерном классе), к новым качественным переменам.

    Педагогический коллектив нашей школы работает над тем, чтобы компьютер стал не просто инструментом в руках учителя, завуча, директора, а настоящим помощником, решающим важнейшие педагогические задачи, такие как:

    1. оптимизация распределения учебного времени;
    2. педагогическое прогнозирование;
    3. дифференцированный подход к учащимся;
    4. построение системы уроков и урока.

    Компьютеризация нашей школы началась в 2002 году. И  наш педагогический коллектив стал работать над эффективным использованием имеющейся вычислительной техники.

    И начали с того, что ввели информатику со 2 класса. Это позволило привлечь внимание учащихся и родителей к учебному процессу. Вырос и познавательный интерес учащихся.

    Если в 2002-03 учебном году предмет изучали 67 человек (это учащиеся 2-х и 10-х классов), то в 2005-06 учебном году более 300 учащихся I, II ступеней обучения. Активнее стали развиваться межпредметные связи. Так в 2003-04 учебном году при изучении экономики использовались информационные технологии. В этом же году в рамках фестиваля открытых уроков мною был дан интегрированный урок по теме «Моделирование экономических процессов». Анализ урока показал возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе.

    Поэтому в 2004-05 учебном году в данную работу включился весь педагогический коллектив: на базе компьютерного класса были организованы курсы для учителей-предметников. В течение полугода компьютер освоили на уровне пользователя 12 учителей. Это позволило активно внедрять компьютерные технологии на многих уроках:

    1. на уроках истории в старших классах успешно используется комплект мультимедийных учебников. Возможности обучения с использованием этих учебников были представлены на городском семинаре учителей истории;
    2. на уроках географии в 8-9 классах используются мультимедийные учебники и для выполнения практических работ;
    3. на городском семинаре учителей информатики мы представили широкие возможности компьютерного класса для реализации метода проектов с использованием информационных технологий.

    В 2005-06 учебном году значительно расширилась медиатека компьютерного класса, что позволило использовать информационные технологии в преподавании и других предметов. Широкие возможности получили учителя изобразительного искусства, мировой художественной культуры, литературы. Их уроки стали виртуальными экскурсиями в выставочные залы, музеи.

    Возможности компьютерного класса используем при подготовке и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Актовый зал школы приобрел новое качество – проекционное оборудование решает много сценических задач.

    В апреле месяце этого года мне посчастливилось побывать на курсах Дмитрия Шаевича Матроса «Информатизация общего среднего образования». Дмитрий Шаевич является автором одноименной книги и руководит группой разработчиков электронных учебников по алгебре, геометрии, физике, биологии, химии для учащихся 8-11 классов, а также сопутствующих программ: психологического мониторинга, мониторинга здоровья, автоматизированного рабочего места завуча.

    Эти электронные учебники имеют принципиальные отличия от учебников, используемых нами ранее.

    Учебный материал представлен в виде выделенных структурных единиц (например, задачи, гипотезы, теоремы и т.п.) и логических связей между ними. Таким образом, четко выделены все внутрипредметные и межпредметные связи. Поэтому имеется возможность свободно переходить по этим связям в любом направлении. Более того – по запросу выдается вся методическая цепочка. Таким образом, движение по тексту соответствует дидактическому смыслу этого текста.

    По каждому уроку (теме) имеется полная система контроля на трех уровнях сложности. Эти свойства гарантируются тем, что система контроля проверяет каждую структурную единицу и каждую логическую связь. После его проведения ученику и учителю сообщается какие задания выполнены верно, а какие нет. Указывается также, какие структурные единицы учеником не усвоены, то есть указывается, что ученику нужно повторить. Такая же информация сообщается по классу и параллели в целом, чтобы учитель видел, на что надо обратить внимание в конкретном классе, а соответствующее методическое объединение построило свою работу с учетом этой обратной связи.  

    В любой момент можно увидеть на экране (и распечатать) какие результаты имеют с начала учебного года

    1.  каждый ученик;
    2.  класс в целом;
    3.  параллель.

    Эта информация сообщается для каждой темы, урока и внутри урока по каждой структурной единице.

    Проводится структурный автоматический анализ текста и результатов мониторингов: педагогического, психологического и здоровья. На их основе в интерактивном режиме решаются следующие дидактические задачи:

    1. оптимальное распределение учебного времени по предмету и между предметами;
    2. дифференцированный подход к учащимся;
    3. оптимальный отбор форм и методов работы на уроке;
    4. конструирование системы уроков по теме;
    5. прогнозирование результатов учащихся.

    Полный автоматический психологический мониторинг и мониторинг здоровья по параметрам личности и интеллекта с динамикой и анализом изменений этих параметров с I класса по XI класс.

    Администрация школы оперативно обеспечивается следующей информацией:

    1. абсолютные и относительные результаты класса, ученика;
    2. учитель глазами ученика;
    3. соотношение фактических результатов с прогнозируемыми;
    4. какие педагогические решения и в каких условиях  принимал каждый учитель.

    Целесообразность и актуальность информатизации образовательного пространства нашей школы обсуждались на методическом совете в мае прошедшего учебного года. Был разработан трехлетний план информатизации нашей школы, который  предполагает

    На первом этапе:

    1. внедрение в процесс обучения электронных учебников по алгебре и физике в 8-9 классах;
    2. подготовку учителей биологии и химии к работе с электронными учебниками и  сопутствующими программами;
    3. внедрение в работу завуча автоматизированного рабочего места;
    4. создание информационной модели ученика, основанной на двух принципах: 1. ученик сравнивается только с самим собой. 2. оценка выставляется только за сегодняшние знания. Предыдущие успехи (неудачи) не принимаются.

    На втором этапе планируем:

    1. внедрение в процесс обучения электронных учебников по геометрии, биологии и химии в 8-10 классах;
    2. продолжение работы с электронными учебниками по алгебре и физике в 8-10 классах;
    3. начало использования автоматического психологического мониторинга и мониторинга здоровья.

    Завершающий этап это:

    1. обучение учащихся 8-10 классов по алгебре, геометрии, биологии и химии с использованием электронных учебников;
    2. функционирование психологического мониторинга и мониторинга здоровья с динамикой и анализом изменения параметров с 1 по 11 класс.



    Предварительный просмотр:

    Информатизация образовательного процесса с использованием элементов проблемного обучения.

    Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.

    Я считаю, что переход к компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем. Среди них можно выделить следующие направления:

    1. Выработка единого комплексного научно-методического подхода к решению проблемы внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс.
    2. Разработка методики использования компьютерных технологий в практической деятельности.
    3. Подготовка педагогических кадров к освоению компьютерных технологий обучения и внедрению их в образовательный процесс.  
    4. Подготовка обучающихся к использованию компьютерных технологий для приобретения знаний и умений.
    5. Материально-техническое оснащение образовательного учреждения.
    6. Поиск, разработка и создание соответствующего методического обеспечения.

    Считаю необходимым в своей работе сделать компьютер как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны три направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. Решение этой проблемы возможно на уроках информатики при изучении раздела «Информационные технологии».  При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса, т.е. использование технологий во внеклассной деятельности: подготовка к олимпиадам, семинарам (Приложения № 1). При третьем, компьютер является средством внедрения новых технологий в учебно-воспитательный процесс в целом. (Приложение № 2, 4, 5)

    Основой подготовки ребенка к использованию компьютерных технологий в обучающем процессе служат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения, ориентированным на достижение цели обучения. Из анализа общих свойств информации, ее видов и функций, влияния на развитие и воспитание человека вытекает требование: информация, циркулирующая в образовательном процессе, должна эффективно использоваться на каждом конкретном этапе учебного процесса, в каждый момент деятельности обучающего и обучающегося. Это определяет выбор методов, организационных форм и средств обучения, которые должны обеспечивать активность познавательной деятельности обучающихся, когда все их внимание сосредотачивается на сути изучаемого явления или процесса, а не на компьютере, который выступает в качестве средства обучения. Здесь, думаю, наиболее эффективным является проблемный метод обучения, опирающийся на решение какого-либо вопроса по средствам использования компьютерных технологий (О чем я говорю в докладе «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики через организацию проектной деятельности»).

    Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.

    Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся».

    Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Обновление содержания обучения связано, прежде всего, с повышением роли гуманитарной подготовки, формированием у обучаемых последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.

    Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

    Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации); их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства наряду с использованием книги, авторучки, телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных предметов естественно влечет совершенствование процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе даже дошкольников.

    В современной педагогической литературе все чаще употребляется понятие «компьютерное образование», т.е. развитие, воспитание и обучение человека в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.

    При таком подходе четко определяются цели компьютерного образования – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ученик обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу.

    В качестве рабочего инструмента компьютер применяется уже давно и признан обществом как необходимость. В сфере образования компьютер завоевывает прочные позиции. Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору Сеймуру Пейперту. Работая с Ж. Пиаже, С. Пейперт (60-е г. прошлого столетия) пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде.

    Для развития абстрактного мышления необходима среда, позволяющая активно создавать продукт, используя и создавая новые абстрактные понятия. Такой средой может оказаться компьютер.

    Теория Ж. Пиаже, согласно которой ребенок учится в процессе игры с окружающими его предметами, оказала на С. Пейперта сильное влияние. Вспоминая о своем детском увлечении автомобилями, С. Пейперт, например, сделал вывод, что именно интерес к ним открыл ему связь «объект – мысль» и облегчил в дальнейшем постижение математических абстракций.

    Сеймура Пейперта считают живым классиком. С его именем связывают разработку и реализацию не только среды обучения ЛОГО, но и основополагающей концепции конструкционизма – особого направления в педагогике.

    Ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником (в этом С. Пейперт убежден и основания убежденности находит в теории Ж. Пиаже о когнитивном развитии), может постепенно терять вкус к обучению. Одну из причин формирования у ребенка боязни и нежелания учиться он

    С. Пейперт усматривает в принятом в современном обществе разделении всех людей на способных и не способных к учению, на склонных к математическим наукам и «гуманитариев». С. Пейперт считает, что дело не в способностях, а в организации процесса обучения.

    Для С. Пейперта компьютер – это, в первую очередь, средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. По его мнению, компьютер может изменить характер учения – не чему-то определенному, а учения вообще – и сделать его более интересным и эффективным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными.

    По сути дела, С. Пейпертом предложена концепция школы будущего, исходными моментами которой являются естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства. С. Пейперт не пытается переложить на компьютер функции учителя или учебника. Основная идея – это микромиры, представляющие собой некоторые модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации творит сам ребенок.

    Если ребенок есть «зодчий собственного интеллекта» (Ж. Пиаже), то под рукой у него должно быть все необходимое для работы, и прежде всего – «переходные объекты», служащие нам теми метафорами, с помощью которых мы превращаем опыт телесных манипуляций с вещами в понятийные обобщения и абстракции. Но как выяснить, что может послужить для ребенка «переходным объектом»? Прогресс вычислительной техники сделал подобную идею не столь уж фантастичной.

    Теперь с этой задачей может справиться компьютер, сущность которого – в его универсальности, способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов и запросов.

    Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. Несмотря на различные подходы к организации и содержанию деятельности за компьютером, полученные результаты во многом сходятся:

    1. Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.
    2. У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, не свойственные обычно детям этого возраста.
    3. Было выделено несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером:
    1. а) интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру;
    2. б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
    3. в) мотив успешного решения познавательных задач.
    1. Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
    2. За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей.
    3. Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации: в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.
    4. Применение компьютерных технологий способствует выявлению и поддержке одаренных детей.

    Около 90% американских детей в возрасте от 5 до 17 лет используют компьютеры, а 59% из них пользуются Интернетом.

    Подобные данные были получены в ходе исследований, проведенных департаментом образования США в 2001 и 2002 гг. В обоих случаях показатели превышают аналогичные среди взрослых. Возраст же пользователей глобальной сети неуклонно снижается. Среди пятилетних американцев Интернетом пользуется каждый четвертый ребенок, в группе десятилетних – уже 60%, а среди детей, достигших 16 лет и старше, эта цифра составляет почти 80%. Почти каждая школа в США имеет подключение к глобальной сети. В среднем учебные заведения обладают одним компьютером с выходом в Интернет на каждые 5 учеников. Несмотря на это учащиеся предпочитают пользоваться Интернетом дома, что, по мнению авторов исследования, говорит о том, что многие учителя владеют Интернетом еще не настолько хорошо, чтобы использовать его в ходе уроков.

    По данным исследования, проведенного в 1998 г. по заказу Intel, домашний персональный компьютер получил повсеместное распространение в Великобритании. Результаты опроса Института Гэллапа, которым были охвачены свыше 1000 респондентов, показали, что персональный компьютер уже давно перестал быть достоянием исключительно академических кругов, исследователей и специалистов, превратившись в привычный атрибут повседневной жизни миллионов людей.

    Результаты исследования свидетельствуют о расширении новейших сфер использования компьютера (к примеру, Интернет), повышении роли домашнего компьютера в образовании и воспитании детей, а также огромной популярности компьютерных игр среди представителей всех возрастных категорий.

    Вот наиболее любопытные данные, выявленные опросом: 

    1. Большинство (90%) респондентов полагают, что компьютер стал столь же повсеместно распространенным предметом быта, как, скажем, телевизор.
    2. По мнению 82% опрошенных, современные дети, по всей вероятности, обладают более обширным багажом знаний, чем предыдущие поколения, именно благодаря тем возможностям в образовании, которые открывает компьютер.
    3. Многие (80% опрошенных) характеризуют компьютерные игры как увлекательные и новаторские, и только 6% считают, что они пропагандируют насилие.
    4. По мнению 53% опрошенных, нежелание научиться пользоваться компьютером свидетельствует об узости кругозора, невежестве, упрямстве, технофобии, тупости.
    5. Среди основных факторов, способствующих росту популярности и распространению домашнего компьютера, чаще всего упоминаются удобство и простота эксплуатации (36%), а также помощь в образовании и воспитании детей (34%).
    6. Лишь небольшая часть респондентов признались, что компьютер был ими куплен исключительно для развлечения, при этом больше половины пользователей обожают компьютерные игры.
    7. Интернет привлекает более шестидесяти процентов пользователей, а для 44% Всемирная паутина уже является одним из основных источников информации.

    В применении современных информационных технологий в образовательной среде дошкольных учреждений и образовательных школ Россия идет в ногу с наиболее развитыми странами, даже опередив их в самом начале старта на концептуальном уровне. Стартовая концепция, которая опирается на психологическую теорию деятельности, является новой по отношению к тренинговому направлению, принятому во многих образовательных технологиях Запада.

    К моменту открытия в Москве первого детского сада, оснащенного компьютерами, уже существовал определенный научный задел. В начале 1986 г. Академия педагогических наук СССР в рамках научно-исследовательского проекта информатизации образования, возглавляемого академиком В.Г. Разумовским, видным физиком и педагогом, утвердила направление исследований «Психолого-педагогические основы использования компьютерных игровых программ в системе дидактики детского сада». Основные положения направления легли в основу разработки научных основ информатизации дошкольного образования.

    То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

    Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

    Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:

    1. Активное познание детьми окружающего мира.
    2. Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.
    3. Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.
    4. Активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми.

    Как мы уже говорили выше, диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: а) изучение информатики; б) использование компьютера при изучении различных предметов. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения.

    Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

    Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

    Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

    Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая занимающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

    Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

    Одно из главных условий внедрения компьютера в образовательный процесс детских образовательных учреждений – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, специалисты должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей и воспитательно-образовательную программу в детских образовательных учреждениях.

    При реализации информационных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка.

    Можно сделать вывод: применение компьютера в дошкольном возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.



    Предварительный просмотр:

    Информационные технологии в учебном процессе

    Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.

    Я считаю, что переход к компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем. Для себя выделяю следующие направления:

    1. Выработка единого комплексного научно-методического подхода к решению проблемы внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс.
    2. Разработка методики использования компьютерных технологий в практической деятельности.
    3. Подготовка обучающихся к использованию компьютерных технологий для приобретения знаний и умений.
    4. Поиск, разработка и создание соответствующего методического обеспечения для учителей различных предметов.

    Считаю необходимым в своей работе сделать компьютер, как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. Решение этой проблемы возможно на уроках информатики при изучении раздела «Информационные технологии (Приложения № 4, 5, 6).  При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса, т.е. использование технологий во внеклассной деятельности: подготовка к олимпиадам, семинарам, издание школьной газеты (Приложения № 1, 7).

    Основой подготовки ребенка к использованию компьютерных технологий в обучающем процессе служат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения, ориентированным на достижение цели обучения. Из анализа общих свойств информации, ее видов и функций, влияния на развитие и воспитание человека вытекает требование: информация, циркулирующая в образовательном процессе, должна эффективно использоваться на каждом конкретном этапе учебного процесса, в каждый момент деятельности обучающего и обучающегося. Это определяет выбор методов, организационных форм и средств обучения, которые должны обеспечивать активность познавательной деятельности обучающихся, когда все их внимание сосредотачивается на сути изучаемого явления или процесса, а не на компьютере, который выступает в качестве средства обучения. Здесь, думаю, наиболее эффективным является проблемный метод обучения, опирающийся на решение какого-либо вопроса по средствам использования компьютерных технологий (О чем я говорю в докладе «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики через организацию проектной деятельности»).

    Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. Несмотря на различные подходы к организации и содержанию деятельности за компьютером, полученные результаты во многом сходятся:

    1. Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.
    2. У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, не свойственные обычно детям этого возраста.
    3. Было выделено несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером:
    1. а) интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру;
    2. б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
    3. в) мотив успешного решения познавательных задач.
    1. Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
    2. За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей.
    3. Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации: в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.
    4. Применение компьютерных технологий способствует выявлению и поддержке одаренных детей.

    Как я уже говорил выше, диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: а) изучение информатики; б) использование компьютера при изучении различных предметов. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Поэтому веду активную работу по привлечению педагогов школы к работе с электронными учебниками, использованию компьютерных технологий на своих уроках.

    Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

    Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

    Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая занимающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

    Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

    При реализации информационных технологий исключаю всякое принуждение и подавление желаний ребенка.

    Можно сделать вывод: применение компьютера в школе возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.



    Предварительный просмотр:

    Управление образования МОГО «Воркута»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 42»

    Внедрение в образовательный процесс

    современных информационных и

    коммуникативных технологий

    (из опыта работы)

    Автор: Мусихин Александр Александрович, заместитель директора по УР

    МОУ «СОШ № 42»

    Воркута, 2006

    I. Тема семинара.

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики через организацию проектной деятельности.

    Мусихин Александр Александрович,
    учитель высшей квалификационной категории,
    г.Воркута, Республика Коми, МОУ «СОШ № 42» г.Воркуты

    II. Условия возникновения опыта.

    Можно ли  научить творчеству? Какие условия необходимы для раскрытия творческого потенциала личности? Какие знания и навыки нужны человеку, чтобы он достиг вершин мастерства в своей профессии и сформировался в достойного Мастера своего дела? Эти вопросы волнуют человеческую цивилизацию на всем протяжении ее существования.

    Существует мнение, что умение находить, ставить и решать изобретательские и рационализаторские задачи – это «божий дар», которому нельзя обучить. Как относиться к этой точке зрения? Может ли каждый научиться изобретать?

    Творческое мышление, как всякий процесс, подчинено определенным законам. Пусть последние очень сложны, но, в конечном счете, мы можем их открыть и на этой основе предвидеть, как будет развиваться творческое мышление в зависимости от тех или иных условий.

    Применение метода проектов в практике преподавания информатики в школе явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений школьников по информатике. Часть школьников уже имеет опыт работы в различных областях информатики и с различными программными средствами. Для другой части школьников обучение необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами. В результате построить оптимальный курс обучения даже в одном классе становится практически невозможно. Кроме того, знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.

    Второй важной проблемой является с одной стороны многообразие сфер применения информационных технологий, от областей искусства до сложных задач моделирования реальных процессов, с другой стороны школьники, собранные вместе в рамках классно-урочной организации обучения и имеющие широкий спектр направленностей и потребностей. Решение задачи приобретения качественных знаний по всему курсу информатики каждым школьником видится в оптимальном сочетании его личных направленностей и потребностей с соответствующей областью применения информационной технологии.

    Данный метод обучения информатике был разработан на основе личностной концепции педагогики, которая предусматривает развитие активности учащегося в процессе обучения, создания таких психолого-педагогических условий, при которых ребёнок перестаёт быть получателем знаний, а стремится к ним сам, проявляя и развивая свои творческие способности.


    III. Актуальность и перспективность опыта работы.

    Система образования в нашей стране вступает в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новым подходам к разработке и использованию технологий обучения.

    Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.

    Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

    Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

    Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

    Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

    1. тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
    2. итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

    В школе на уроках информатики перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

    Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.


    IV. Ведущая педагогическая идея.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

    В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

    С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

    Работа над проектом:

    1. развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
    2. прививает общую информационную культуру школьника;
    3. реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
    4. является платформой для реализации межпредметных связей.

    Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

    V. Теоретическая база опыта.

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

    Радикальным внедрением идей Дж. Дьюи стало обучение по "методу проектов", разработанному американским педагогом В.Х. Килпатриком, полагавшим, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества. Он видел главную педагогическую задачу в развитии у детей способности к самостоятельному освоению различных методов решения проблем. Учебный процесс по Килпатрику направлен не столько на усвоение и запоминание материала, сколько на ориентирование в конкретных жизненных ситуациях. Школа же призвана готовить учеников не к конкуренции на рынке труда, а к осмысленному участию в совершенствовании условий жизни. Воспитание в такой школе должно основываться на уважении к личности.

    Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX столетия. Пропагандистами данного метода в преподавании являлись С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко, Л.К.Шлегер. Однако в 30-х годах использование данного метода было официально запрещено. Лишь спустя несколько десятилетий метод проектов вновь стал актуальным. Е.С.Полат, И.Е.Брусникина, Т.А.Воронина, А.И.Савенков способствовали его возрождению в практике.

    "Метод проектов", - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.

    Взаимодействие педагогических и технических способностей стало предметом глубокого исследования А.А.Толмачева. Он обосновывает то, что при формулировании творческих задач педагог должен обладать определенными качествами:

    1. Технической наблюдательностью;
    2. Критичностью;
    3. Умением находить критические проблемы;
    4. Видеть недостатки технических объектов;
    5. Способность к ассоциированию;
    6. Установление аналогий;
    7. Генерирование новых технических идей.

    VI. Новизна опыта.

    Под новизной понимается организация скоординированной совместной деятельности учащихся на уроках информатики и во внеурочное время с использованием информационных,  телекоммуникационных, мультимедиа технологий, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

    VII.Технология опыта

    В основу технологии опыта положена идея о развитии творческих способностей учащихся на уроках информатики через организацию проектной деятельности и направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат — опыт деятельности — станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

    Проектом  называют проблемную задачу, процесс решения которой алгоритмизирован, поэтапен и продолжителен по времени. Процесс создания большого программного проекта состоит из нескольких предварительных этапов (мотивационный и этап планирования) и циклически повторяющихся рабочих этапов (моделирования и реализации), предназначенных для решения отдельных задач проекта. Мотивационный этап служит для создания обучаемыми социальной и (или) личностной значимости, необходимости данного проекта. Этап планирования служит для разбиения проекта на подзадачи, которые могут быть решены единым блоком, а также представления обучаемыми конечного результата. Рабочие этапы реализуют задачи проекта, выделенные на этапе планирования, и заключаются в создании модели решения и практической ее реализации. При неадекватности полученного решения исходной задаче, рабочий этап повторяется на более высоком уровне, что заключается в переработке модели решения и (или) самого решения.

    В первую очередь проекты в информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, помогая преодолевать дробность образования. К межпредметным проектам по информатике можно отнести программные комплексы, моделирующие движение тел, физические и химические процессы, а также процессы непосредственно обучения и управления учебной деятельностью. "Метод проектов" в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.

    Этапы совместной деятельности учителя и учащихся можно изобразить в виде
    схемы:

    Метод проектов как самостоятельная деятельность учащихся помогает реализовать их творческий потенциал. Время урока используется для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся, как показывает опыт, должен выполнить или принимать участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся предлагается несколько вариантов организации работы над проектом:

    1. в рамках специального учебного модуля,
    2. в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, на уроке),
    3. в ходе работы детей над реальным проектом.


    Проект – это совокупность «шести П»


    Проблема

    На первоначальном этапе происходит рассмотрение изначально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Здесь учителю необходимо заострить внимание учащихся на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение, то есть результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемыми" (если это  теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)).

    Проектирование

    Совместно с учащимися формулируем цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Учащиеся предлагают собственные идеи, высказывают предположения по реализации идей проекта. Происходит разбиение участников проекта на  несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность. Важно четко сформулировать, каким образом, в дальнейшем, произойдет слияние результатов работы каждой из групп  воедино, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Каким образом будут оформлены результаты деятельности. Определение источни ков информации, способов сбора и анализа информа ции, способа представления результа тов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей) между членами команды.

    Поиск  информации

    На данном этапе происходит сбор информации. Основными инструментами являются: интервью, опросы, наблю дения, эксперименты. Учитель играет роль наблюдателя за всеми участниками проекта, может косвенно руководить деятельностью; учащиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Каждая из групп занимается сбором материала, работает независимо от других групп. Главным является то, что учитель не должен вмешиваться в деятельность учащихся, показывать более быстрый и правильный способ достижения цели. Учащиеся самостоятельно ставят и решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить. Таким образом, учитель из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

    Продукт

    Оформление конечных результатов деятельности. Синтез полученных результатов каждой из групп. Формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. Учащиеся оформляют результаты своей деятельности Реализация частей, составляющих  проект (оценка использования различных источников информации, планирования деятельности, применения различных эффектов).

    Презентация

    Защита проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов), коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования.

    Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество исполь зования источни ков, неиспользо ванные возмож ности, потенциал продолжения, качество отчета.

    Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок (Оценка внешнего вида проектной работы; оценка  поставленных задач; оценка по защите проекта).  Критериями оценки являются:

    1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
    2. корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
    3. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
    4. коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
    5. характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
    6. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
    7. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
    8. эстетика оформления результатов проведенного проекта;
    9. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

    Портфолио

    Применение результатов проекта в повседневной жизни, иначе для чего было создавать проект. Для учащихся значимость собственной деятельности, является большим стимулом для выполнения следующих проектов.

    Метод проектов является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности.  Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

    При организации проектной деятельности используется типология проектов, представленная в таблице №1.[1]

    Таблица 1.

    Типология проектов

    Типологические

    признаки

    Типы проектов

    Примеры

    По доминирующей
    деятельности

    Исследовательские

    Поисковые

    Творческие

    Ролевые, игровые

    Прикладные (практико-ориентированные)

    Информационные (ознакомительно-ориентированные)

    "История информатики"

    "Компьютерные сети"

    "Сравнительные характеристики поисковых служб "Интернета"

    "Создание личного Web-сайта"

    "База данных класса"

    По предметно-содержательной
    области

    Монопроекты

    Межпредметные

    "История ЭВМ"

    "Влияние компьютера на здоровье человека"

    Участие во Всероссийском образовательном форуме с проектом на английском языке  "ЗиД – оборонный щит нашей Родины".

    По характеру
    контактов

    Внутренние

    Открытые

    Участие в Региональной
    научно-практической конференции
    "Творчество юных" (г.Зеленоград)

    По количеству
    участников проекта

    Личностные

    Парные

    Групповые

    Дистанционные олимпиады
    по информатике, ИТ.

    Издательская деятельность в школе.

    По продолжительности выполнения проекта

    Краткосрочные

    Средней продолжительности

    Долгосрочные

    Создание Web-сайта школы.

    Создание фильма о школе.

    Требования, предъявляемые к учащимся при работе над проектом

    РЕШЕНИЕ
    ПРОБЛЕМ

    При работе над проектом учащийся:

    УРОВЕНЬ I

    УРОВЕНЬ II

    УРОВЕНЬ III

    УРОВЕНЬ IV

    Постановка
    проблемы

    - называет причины, по которым он приступил к работе над конкретным проектом.

    -     описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию,

    -     указывает на то, что надо изменить в реальной ситуации.

    - самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя,

    -     указывает на причины существования проблемы.

    - самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации;

    -     указывает на возможные последствия существования проблемы,

    -     называет тех субъектов, которые могут быть заинтересованы в решении проблемы.

    Целеполагание и планирование

    - демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем,

    - расставляет в хронологической последовательности шаги (действия), которые необходимо сделать для достижения цели проекта,

    - дает описание продукта, который будет получен в результате реализации проекта.

    - самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя,

    -     дает полную характеристику продукта своей деятельности в рамках проекта,

    -     контролирует соблюдение последовательности действий.

    - самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы,

    1. самостоятельно определяет, какие действия следует предпринять для решения задач на основе общего подхода (стратегии, технологии), выработанного совместно с учителем,

    2. определяет внешнюю (социальную, научную и т.п.) потребность в планируемом продукте,

    -     оценивает промежуточные результаты.

    -     предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив;

    -     анализирует необходимые ресурсы,

    -     прогнозирует последствия появления продукта,

    -     корректирует план на основании оценки промежуточных результатов.

    РЕШЕНИЕ
    ПРОБЛЕМ

    При работе над проектом учащийся:

    УРОВЕНЬ I

    УРОВЕНЬ II

    УРОВЕНЬ III

    УРОВЕНЬ IV

    Оценка
    результата

    - сравнивает полученный продукт с его описанием,

    - определяет, какие новые знания он получил в рамках реализации проекта,

    - определяет, какие действия по проекту вызвали трудности и почему.

    - определяет соответствие  полученного продукта запланированному на основе заранее заданных ему критериев,

    -     определяет, как изменились его интересы, какие новые знания и умения он получил в ходе реализации проекта,

    -    обосновывает, что из своего замысла ему удалось реализовать полностью, в чем не достиг успеха и почему.

    -    разрабатывает критерии оценки качества полученного продукта, оценивает продукт по этим критериям,

    -     дает рекомендации по использованию полученного продукта,-     определяет, какие новые способы деятельности он освоил при реализации проекта.

    -     обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач.

    -     определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученным продуктом,

    -     определяет, в чем состоят его основные личные достижения при работе над проектом,

    -     предлагает пути преодоления трудностей и снижения риска неудачи в дальнейшем,

    - оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией.


    РАБОТА
    С ИНФОРМАЦИЕЙ

    При работе над проектом учащийся:

    УРОВЕНЬ I

    УРОВЕНЬ II

    УРОВЕНЬ III

    УРОВЕНЬ IV

    Поиск
    информации

    - задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для того или иного действия в рамках проекта,

    - следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем.

    -  определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом,

    -   определяет «белые пятна» в имеющейся информации,

    - демонстрирует владение технологиями поиска информации в источнике определенного типа (источник задает учитель),

    -   использует бумажные и электронные каталоги.

    -  определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации,

    -  прогнозирует минимальный и максимальный объем информации по тому или иному вопросу, необходимый для выполнения проекта,

    -  формирует тематические каталоги любым способом, на любом носителе.

    -  указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе,

    -  обосновывает свой выбор источников информации по тому или иному вопросу, дает их характеристику,

    -  вырабатывает критерии для отбора и первичной систематизации информации.

    Обработка
    информации

    - структурирует полученную информацию в форме и на носителях, предложенной учителем,

    - высказывает свое отношение к полученной информации на основе имеющегося опыта,

    - делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации.

    систематизирует и структурирует полученную информацию в соответствии с принципами, определенными совместно с учителем,

    -  высказывает свое понимание (интерпретирует) самостоятельно полученных данных (статистических данных, свидетельств, расчетов и т.п.),

    - указывает на свое согласие или несогласие с имеющимися сведениями;

    -  определяет необходимость той или иной информации для реализации проекта,

    -  использует полученную информацию для аргументации (опровержения) идей, лежащих в основе проекта, уточнения или изменения плана деятельности.

    -самостоятельно определяет структуру для размещения полученных данных и сведений,

    -интерпретирует полученную информацию в контексте темы проекта,

    -     дает объяснение выявленным противоречиям в информации и выходящим из общего ряда данным

    -     сопоставляет информацию, полученную из разных источников,

    -     делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия).

    -     предлагает и реализует способы проверки новой для себя или противоречивой информации,

    -     делает аргументированный вывод на основе информации, полученной из всей совокупности источников.

    КОММУНИКАЦИЯ

    При работе над проектом учащийся:

    УРОВЕНЬ I

    УРОВЕНЬ II

    УРОВЕНЬ III

    УРОВЕНЬ IV

    Письменная
    коммуникация

    - соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем,

    - демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.),-     соблюдает жанр, нормы и правила оформления документа, согласованные с учителем.

    -     определяет цель и аудиторию для предъявления информации,

    -     использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме).

    -самостоятельно определяет адекватные форму и структуру предоставления информации и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта.

    Публичное
    выступление

    - готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы по проекту,

    - отвечает на уточняющие вопросы.

    -     готовит по образцу (жанр, форма), предложенному учителем, и делает публичное выступление о цели, ходе, содержании полученной информации или результатах проекта,

    -     обращает аудиторию к наглядным материалам,

    -  отвечает на вопросы, нацеленные на понимание содержания выступления.

    -самостоятельно ставит цель публичного выступления,

    -самостоятельно выбирает жанр публичного выступления, в соответствии с его целью и характером информации;

    -     использует общепринятые средства невербального воздействия на аудиторию,

    -  отвечает на вопросы, направленные на развитие содержания выступления.

    - демонстрирует владение способами (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию,

    -  отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции,

    -  организует обратную связь с аудиторией.

    Групповая
    коммуникация

    - принимает и выполняет правила группового обсуждения, предложенные учителем;

    - предлагает группе свои идеи,

    - выражает свое отношение к чужим идеям,

    - выполняет порученную часть работы, понимая ее значение для общего результата.

    - договаривается о правилах обсуждения в группе;

    -  убеждается в том, что его идея правильно понята другими членами группы,

    -  задает вопросы, направленные на понимание идей других членов группы,

    - самостоятельно определяет свою зону ответственности в работе группы, берет на себя определенные обязанности и участки работ,

    -  оценивает свой вклад в работу группы.

    -  высказывает свои ожидания от группового обсуждения,

    -  использую эффективную процедуру группового обсуждения,

    -  развернуто аргументирует свои высказывания,

    -  подвергает аргументированной критике идеи других членов группы,

    -  указывает собеседнику на точки совпадения и расхождения мнений

    -  использует идеи других членов группы для развития своих идей;

    -  согласует распределение зон ответственности в работе над проектом,

    -   оценивает успешность работы группы.

    -  определяет цель группового обсуждения, оценивает ее достижение,

    -  корректирует цель и содержание коммуникации в зависимости от полученной обратной связи;

    -  оценивает эффективность процедуры группового обсуждения и предлагает новую процедуру, в случае необходимости;

    -   использует высказывания собеседника для построения своих аргументов;

    -  осознанно выполняет свою роль в группе;

    -   оценивает эффективность распределения ролей и вклад каждого участника в результат работы группы.

    Работа над проектом заканчивается написанием отчёта, который должен соответствовать вполне определённым требованиям.

    КАК НАПИСАТЬ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА

    Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 1)

    1. Проанализируй реальную ситуацию и сформулируй проблему.
    2. Сделай прогноз на основе анализа последствий существования проблемы.
    3. Назови субъектов, заинтересованных в решении данной проблемы.
    4. Сформулируй цель выполнения своего проекта.
    5. Опиши стратегию (технологию) достижения цели.
    6. Обоснуй необходимость тех или иных ресурсов для реализации проекта.
    7. Проанализируй пути преодоления трудностей при выполнении проекта.
    8. Обоснуй ценность своего продукта.
    9. Сформулируй цель презентации и обоснуй выбор жанра.
    10. Сделай вывод на основе полученных данных.

    Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 2)

    1. Обоснуй свой выбор данной проблемы.
    2. Каковы причины и последствия ее существования?
    3. Кого еще волнует эта проблема и почему?
    4. Каким образом можно решить данную проблему?
    5. Что необходимо для этого сделать?
    6. В чем состоит предполагаемая ценность своего продукта?
    7. Опиши, с какими трудностями ты столкнулся, реализуя данное решение?
    8. Зачем тебе нужно было выступление?
    9. Как ты готовился к выступлению?
    10. Доволен ли ты результатом?
    11. Что бы ты сделал не так, выполняя отчет по другому проекту?

    Памятка для учащихся 8-9 классов

    1. Укажи проблему и причину ее возникновения.
    2. Назови цель работы, связанную с проблемой.
    3. Перечисли задачи работы.
    4. Представь план работы.
    5. Опиши предполагаемый продукт.
    6. Назови критерии, по которым можно оценить продукт.
    7. Укажи свои успехи и неудачи, объясни их причины.
    8. Укажи источники информации.
    9. Оцени эффективность групповой работы (ее результативность, затраченное время).
    10. Обоснуй выбор формы презентации.
    11. Сравни полученный продукт с предполагаемым.
    12. Назови те, кому твой продукт будет интересен и полезен.


    Памятка для учащихся 5-7 классов

    1. Опиши желаемую ситуацию и обоснуй, почему она для тебя желаема.
    2. Укажи, что нужно изменить в реальной ситуации.
    3. Обозначь цель и сформулируй задачи, направленные на достижение цели.
    4. Запиши в хронологической последовательности шаги с указанием затраченного времени в зависимости от сложности работ.
    5. Опиши свой планируемый продукт, опираясь на заданные учителем критерии оценки.
    6. Дай оценку полученному продукту в соответствии с критериями оценки, заданными учителем.
    7. Укажи причины успехов и неудач, пути их преодоления.
    8. Назови новые знания и умения, полученные в работе над проектом. Где еще ты сможешь их применить?
    9. Укажи источники новой информации. Какие из них ты нашел самостоятельно?
    10. Достиг ли ты цели? Если не достиг, то почему?

    Памятка для учащихся 1-3 классов

    1. Почему ты выбрал этот проект, а не другой?
    2. Расскажи, что ты сделал для получения результата?
    3. Чем результат работы похож и чем отличается от твоего желания?
    4. Какая информация для тебя была полезна?
    5. Тебе понравилось работать над этим проектом?
    6. Что было трудным?

    Защита проектов проводится  в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

    От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

    Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.


    VIII. Результативность.

    На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся ответили:

    1. правильно распределять время
    2. анализировать собственные действия
    3. презентовать результаты своего труда
    4. доделывать всё до конца
    5. достигать поставленной цели
    6. рассматривать проблему с разных точек зрения

    Проектная технология способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Ее результативность определяется через диагностику сформированности творческих, коммуникативных и организаторских умений обучающихся. Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности творческих умений.

    Для определения результативности деятельности, степени эффективности решения поставленных целей и задач используются мониторинговые исследования всего учебно-воспитательного процесса путём использования диагностических методик:

    1. Определение уровня обученности и обучаемости учащихся – А.К.Маркова;
    2. Сформированность компонентов учебной деятельности –  Г.В.Репкина, Е.В.Заика (Томск, АПН).

    Для изучения результативности реализации задачи формирования у обучающихся информационной компетентности осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) по разделам курса «Информационные технологии», а также сформированности различных операций мыслительной деятельности.

    Использование различных методов, приемов, форм организации познавательной деятельности обучающихся в процессе урочной деятельности и в системе дополнительного образования направлено на удовлетворение познавательных интересов детей.


    IX. Литература:

    1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
    2. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альманах, - 2002. - № 11.
    3. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное образование", 1998г.
    4. Якиманская И., Якунина О. "Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения", "Директор школы", 3, 1998.
    5. Пак Н.И. "О нелинейных технологиях обучения", "Информатика и образование", 5, 1997г.
    6. Чечель И. "Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула", "Директор школы", 3, 1998.
    7. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
    8. Барыкова Н.А. "Метод проектов' в преподавании информатики в системе общего среднего образования. Сб. трудов "X международная конференция "Информационные технологии в образовании, часть II". М., МИФИ, 2000. С. 60—61.
    9. Гусева О.Л., Гусев В.Ю., Миронова Н.Н. Одна задача, два подхода к решению. // Информатика, № 44, 45, 46, 47, 48/2001, 6/2001.
    10.  Новые технологические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. По лат. М.: Издательский центр "Академия", 1999.


    [1] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

    «Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

    использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

    «Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

    Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игре баскетбол

    За последнее время баскетбол как спортивная игра значительно интенсифицировался. Эта тенденция требует не только больших физических затрат, но прежде всего, психической подготовленности (разви...

    Информатизация учебного процесса как результат совместной деятельности администрации и педагогов

    Информатизация образования является одним из важнейших условий  успешного развития процессов информатизации общества. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, кот...

    Программа информатизации образовательного учреждения

    Реализация программы информатизации образовательного учреждения обеспечит достижение следующей цели: Повышение качества образования  через активное внедрение  информационных технологий. Дл...

    Лекция для 11 класса «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий».

    Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыска...

    «Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования»

    Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информаци...