Практический семинар "Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения”
методическая разработка по теме

Скурко Марина Владимировна

Практический семинар ”Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения” в форме проблемного овладения теоретическим материалом  позволяет обеспечить творческое участие педагогов  в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого, креативного  мышления, придает познавательной деятельности творческий характер, стимулирует обмен опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_mezhlichnostnoe_obshchenie.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар ”Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения”

Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены не конфликтовали друг с другом, чтобы были здоровы, чтобы каждый трудился и вносил свой вклад в процветание всего общества. Для решения этой задачи очень важно воспитание и обучение подрастающих поколений.

Но чтобы сделать это наиболее эффективно, необходимо знать социально-психологические закономерности развития личности в коллективе.

В любом коллективе возникают деловые и личные отношения. 

Деловые отношения связывают людей как исполнителей каких-то функций в группе.

Личные отношения определяются взаимными симпатиями и антипатиями. Личные взаимоотношения складываются стихийно и оказывают сильное воздействие на каждого индивида и на группу в целом.

Дети, имеющие благоприятный статус в группе, уверены в себе, испытывают положительные эмоции, полноценно развиваются.

Дети, оказавшиеся в изоляции, испытывают отрицательные эмоции, становятся неуверенными в себе или агрессивными, пополняют ряды "трудных". Определяя положение каждого ребенка в коллективе, мы стараемся найти пути улучшения этого положения, выявляя причины, от которых оно зависит.

В детском коллективе не только учитель воспитывает своих учеников, но и сами учащиеся воздействуют друг на друга. Поэтому педагог должен знать, как коллектив влияет на своих членов и руководить этим влиянием в нужном направлении.

Чтобы уменьшить количество детей с асоциальным поведением, необходимо изучать группы детей, определять статус каждого ребёнка в группе и заниматься коррекцией поведения изолированных детей, коррекцией отношения к ним сверстников.

Если ребёнок не имеет возможности самоутвердиться, удовлетворить свою потребность в общении в школьном классе, он ищет другую группу, где мог бы удовлетворить эти потребности. Этими группами могут оказаться спортивные секции, кружки внешкольных учреждений или дворовые компании.

В настоящее время недостаточно изучены взаимоотношения, складывающиеся в группах внешкольных учреждений, изменение статуса учащихся в этих группах. Поэтому данная работа посвящена сравнению положения учащихся в школьных классах и группах внешкольного учреждения.

Очевидно, чтобы школьники стремились посещать кружки, они должны там испытывать положительные эмоции, иметь высокий статус.

Для изучения взаимоотношения в малых группах часто используется социометрический метод, который представляет собой выбор испытуемыми других членов группы для совместной деятельности.

В результате социометрического эксперимента выясняется положение человека в системе личных взаимоотношений. 

Детей, получивших в эксперименте самое большое количество выборов, называют “звёздами”, тех, у кого выборов меньше среднего количества, относят к “принятым”. Тех, кого не выбрал никто, считают “изолированными”. Получивших больше среднего количества выборов называют “предпочитаемыми”.

Обычно меньше в группах лиц, получивших максимальное количество выборов и не получивших ни одного выбора.

Наиболее многочисленные группы “предпочитаемых” и “принятых”.

В любой группе каждый ребенок занимает определенное положение, которое зависит от двух систем факторов: от качества самого ребенка и от системы ценности группы.

Неблагополучие во взаимоотношениях с одноклассниками толкает школьника на поиск другой группы, где он мог бы привлечь к себе внимание, заинтересовать сверстников. Подросток, стремиться любыми способами, завоевать высокий статус в группе: он согласен на роль шута, эрудита, нарушителя дисциплины.

Установлено, что к качествам личности, детерминирующим высокое положение ученика в системе личных взаимоотношений, относится наличие способностей, общительность, готовность оказать помощь товарищу, уравновешенность, самостоятельность, внешняя привлекательность, инициативность. 

Низкий статус учащихся определяется неуживчивостью из-за аффективности, лживостью, неопрятностью, низким уровнем развития, грубостью, жадностью, замкнутостью. 

Установлено, что получить благоприятный статус в группе можно лишь, обладая многими положительными качествами, а чтобы стать изолированным, достаточно одной - двух отрицательных черт.

Как говорилось выше, положение человека в группе детерминируется также ценностями самой группы. Поэтому один и тот же ученик в разных группах может иметь различный статус. Ребёнок, имеющий большое количество выборов в школьном классе, получает мало выборов в дворовой компании, потому что в дворовой компании ценятся сила, хитрость, негативное отношение к взрослым, жестокость, изворотливость и т.п., а в классе – доброжелательность, эрудиция, справедливость, трудолюбие, способности.

Каждый человек испытывает потребность во внимании окружающих, в их уважении. В подростковом возрасте особенно важным становится общение со сверстниками. 

Неблагополучие в отношениях со сверстниками очень тяжело переживается подростком. Поэтому оказавшейся изолированным в классе ученик, ищет другую группу, в которой мог бы общаться со сверстниками, мог бы самоутвердиться.

Интересы ребят не ограничиваются школьной учёбой, общением со сверстниками. Внешкольные учреждения – это учреждения дополнительного образования и воспитания. Здесь дети могут развить свои способности, удовлетворить те потребности, которые они не могут удовлетворить в школе.

В отличие от школьных классов в группах внешкольных учреждений намного меньше учащихся: в кружках обычно 15-20 человек. Кроме этого, в отличие от школьного класса посещение кружков внешкольных учреждений не является обязательным. Поэтому на занятиях может присутствовать и меньше учащихся.

Если состав школьных классов часто формируется случайно, то группы внешкольных учреждений складываются на основе добровольного объединения учащихся в зависимости от их интересов.

Школьный класс детям сложно поменять, не посещать уроки без уважительных причин они также не имеют права. Если у ребёнка не складываются отношения с учителем или одноклассниками, он не может без помощи родителей перейти в другую школу или класс. Если же такая ситуация возникает в кружке, дети могут уйти из него в любой момент. Поэтому можно предположить, что “изолированных” в группах внешкольных учреждений должно быть очень мало или не должно быть вообще – оказавшись в таком положении, дети просто уйдут из кружка.

Можно сделать вывод, что учащиеся в кружках внешкольных учреждений, как правило, находятся в более благоприятном положении, чем в школьных классах, почти всегда имеют более высокий статус.

Значит для коррекции “изолированного” положение учащихся в школе, для улучшения их эмоционального состояния можно рекомендовать им посещение кружков внешкольных учреждений в соответствии с их интересами.

Практикум

Задание для группы 1. Заполните таблицу  “Различные виды проявлений в поведении”.

Примеры из списка расположите в предложенную таблицу.

Проявления уверенности

Проявления неуверенности

Проявления агрессии

Доброжелательность   Голос (тембр, акцентирование)  Улыбка   Настойчивость   Использование местоимения “Я”   Уместные жесты   Контакт глаз    Ориентация на собеседника   Решительность Шутка    юмор    выслушивание   неуместные паузы  дрожащий голос  тихий голос    перебивание извинения    оправдания   длинная  речь     нечеткая речь    вздохи    невыдержанность цели   ответ вопросом на вопрос    неестественная улыбка   бегающий взгляд    Неуважительная, фамильярная форма обращения    Ирония    Категоричность   Пренебрежение   Грубые, резкие слова   Раздражительный тон   Излишне громкий голос   Захват пространства   Указывающие жесты   Взгляд свысока, излишне пристальный  

Возможный вариант заполненной таблицы

Проявления уверенности

Проявления неуверенности

Проявления агрессии

Доброжелательность

Голос (тембр, акцентирование)

Улыбка

Настойчивость

Использование местоимения “Я”

Уместные жесты

Контакт глаз

Ориентация на собеседника

Решительность

Шутка, юмор

выслушивание

неуместные паузы

дрожащий голос, тихий голос

перебивание

извинения, оправдания

длинная, нечеткая речь

вздохи

невыдержанность цели

ответ вопросом на вопрос

неестественная улыбка

бегающий взгляд

Неуважительная, фамильярная форма обращения

Ирония

Категоричность

Пренебрежение

Грубые, резкие слова

Раздражительный тон

Излишне громкий голос

Захват пространства

Указывающие жесты

Взгляд свысока, излишне пристальный

Задание для группы 2. Заполните таблицу “Различные виды проявлений в поведении с помощью жестов”

Примеры из списка расположите в предложенную таблицу.

Позитивные жесты

Негативные жесты

Раскрытые руки ладонью вверх   Руки у щеки   Наклоненная набок голова   Прищуривание глаз  

Потрагивание, легкое потирание носа    ерзанье на стуле   поворот боком  Устойчивый визуальный контакт   Почесывание подбородка  Прикусить зубами кончик какого – либо предмета ( дужку очков, карандаш, ручку)  Руки, скрещенные на груди Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок    Взгляд в сторону  Поворот головы в сторону на 45 градусов  Сжатый кулак

Возможный вариант заполненной таблицы:

Позитивные жесты:

Раскрытые руки ладонью вверх – дружелюбие, открытость, желание сотрудничать

Руки у щеки – раздумья, нерешительность

Наклоненная набок голова – интерес

Прищуривание глаз – поиск решения

Потрагивание, легкое потирание носа, при этом ерзанье на стуле, поворот боком – сомнение

Устойчивый визуальный контакт – открытость, но чрезмерно пристальный может быть истолкован как подозрительный.

Почесывание подбородка – процесс принятия решения

Прикусить зубами кончик какого – либо предмета (дужку очков, карандаш, ручку) – требуется дополнительная информация

Негативные жесты:

Руки, скрещенные на груди – оборонительная, защитная реакция

Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок – критическая оценка

Взгляд в сторону – подозрение и сомнение

Поворот головы в сторону на 45 градусов – вежливый отказ от общения.

Сжатый кулак – властность, решимость, агрессия

Задание для группы 3. Заполните таблицу  “Поза и особенности внешнего вида”

Поза

Значение

Расстегнутый пиджак

Руки разведены в стороны, плечи приподняты

Попытки приблизиться к партнеру по общению

Ноги (все тело) обращены к выходу

Преувеличенно внимательная манипуляция предметами (ручка, карандаш), отстукивание им каждого слова

Возможный вариант заполненной таблицы «Поза и особенности внешнего вида”

Расстегнутый пиджак – открытость, свободное поведение

Руки разведены в стороны, плечи приподняты – недоумение, бессилие.

Попытки приблизиться к партнеру по общению – стремление достичь более дружеских взаимоотношений

Ноги (все тело) обращены к выходу – желание закончить беседу

Преувеличенно внимательная манипуляция предметами ( ручка, карандаш), отстукивание им каждого слова – раздражение

Задание для группы 4. Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся.

По предложенному словестному описанию поз и жестов определите эмоциональное состояние учащихся.

  1. Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (- скука)
  2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые.

 (- нервозность)

3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (- самоконтроль)

4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет кончик карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится, топчется, перебирает ногами. (- неуверенность)

5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. (- недоверие и закрытость, психологическая защита)

Заготовки для работы групп

Заполните таблицу  “Различные виды проявлений в поведении”

Проявления уверенности

Проявления неуверенности

Проявления агрессии

бегающий взгляд  

ирония  

захват пространства  

раздражительный тон  

 ответ вопросом на вопрос    

нечеткая речь

указывающие  жесты  

голос (тембр, акцентирование)  

улыбка  

излишне пристальный взгляд

использование местоимения “Я”  

 контакт глаз    

категоричность    

ориентация на собеседника  

решительность  

грубые, резкие слова  

дрожащий голос    

юмор    

выслушивание  

неуместные паузы  

оправдания  

длинная  речь          

невыдержанность цели  

неестественная улыбка  

настойчивость  

 неуважительная, фамильярная форма обращения    

шутка  

излишне громкий голос  

взгляд свысока

доброжелательность  перебивание  тихий голос    

уместные жесты  

вздохи  

пренебрежение  

извинения

Заполните таблицу  “Различные виды проявлений в поведении с помощью жестов”

Позитивные жесты

Негативные жесты

Жест

Значение жеста

Жест

Значение жеста

Взгляд в сторону  

Ерзанье на стуле  

Наклоненная набок голова  

поворот боком  

Поворот головы в сторону на 45 градусов  

Потрагивание, легкое потирание носа  

Почесывание подбородка  

Прикусить зубами кончик какого – либо предмета (дужку очков, карандаш, ручку)  

Прищуривание глаз  

Раскрытые руки ладонью вверх  

Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок    

Руки у щеки  

Руки, скрещенные на груди

Сжатый кулак

Устойчивый визуальный контакт  

Заполните таблицу  “Поза и особенности внешнего вида”

Поза

Значение

Расстегнутый пиджак

Руки разведены в стороны, плечи приподняты

Попытки приблизиться к партнеру по общению

Ноги (все тело) обращены к выходу

Преувеличенно внимательная манипуляция предметами (ручка, карандаш), отстукивание им каждого слова

Семинар “Межличностное общение подростков”

Выступление психолога

Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сло жившейся ситуации нет.

Проблема подросткового суицида

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств. Большинство специалистов рассматривают суицидальное поведение не только как попытки совершения самоубийства или покушение на него, но и как мысли, намерения, высказывания и угрозы человека, относящиеся к его желанию свести счеты с жизнью. Это очень важное дополнение, т. к. оно иллюст рирует картину подросткового самоубийства, проявляющегося в основном в недейственной форме.

Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом очень зависимы от близких взрослых, прежде всего от родителей, и у них только начинается про цесс внутренней идентификации (самоопределения), поэтому мысли о том, что можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не при ходят им в голову.

Подростковый суицид имеет две характерные особенности. 

1)  отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства. Психотерапевтическая практика показывает, что подростки не могут четко обозначить причину, по которой они решили совершить самоубий ство (обычно причина суицида воспринимается подростком как тяготящая его проблема, разрешить которую не представляется возможным). Обычно их объяснение суицидального намерения ограничивается лаконичной фразой "Просто надоело жить". 

2) отсутствие умения вербализовать свои чув ства, поделиться своими переживаниями, подробно рассказать о них. Невыска занные негативные чувства, не нашедшие пути выхода, аккумулируются в уже болезненной душе подростка, что только усиливает его депрессивное состоя ние.

Причины, обуславливающие детей принять решение о самоубийстве, во многом остаются непонятными, и пока ни медицина, ни психология, ни социо логия не могут однозначно ответить, что заставляет подростков покончить с собой. Общей же причиной суицида является социально-психологическая дез адаптация ребенка, т. е. нарушение его взаимодействия с ближайшим окруже нием, чаще всего с близкими ему людьми и семьей.

ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство - это "крик о помощи", последний способ ребенка привлечь внимание к себе, своей беде и вызвать сочувствие у окружающих. Чаще всего суицидальные поступки подростки со вершают в дневное или вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить. 

Самоубийства подростков часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В этих случаях обида на близкого человека пе реносится на самого себя, таким образом, внешняя агрессия, направленная на обидчика, трансформируется во внутреннюю агрессию на себя, чтобы заставить другого почувствовать вину.

Проблема подросткового суицида во многом связана с искаженным и незрелым представлением ребенка о смерти. Смерть видится подростку как временное состояние, которое можно сравнить со сном, приходящим и уходя щим. В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным ша лостям: катанию на лифтах, подножке трамвая, различным играм на строитель ной площадке и т. п. Такое своеобразное бесстрашие объясняется тем, что у подростков еще не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдаленное будущее. В силу этого и смерть саму по себе подросток восприни мает как нечто не относящееся к нему. Смерть представляется в виде желанно го сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, также она видится средством наказать обидчиков. Подросток, совершенно искренне желая уме реть в невыносимой для него ситуации, в действительности хочет наладить отношения с окружающими.

Ребенок, который намерен совершить самоубийство, находится в тяжелей шем кризисном состоянии, и попытки суицида не являются для него реакцией на единичное выводящее из душевного равновесия событие. Решение покон чить с собой вызревает в контексте накапливающихся в течение продолжитель ного времени личных или семейных проблем. Однако сама по себе попытка может быть импульсивной, неожиданной для самого ребенка.

Самоубийству может предшествовать длительная история проблем и не урядиц подростка в детском возрасте. Так, по данным зарубежных исследова телей, 75% молодых людей, совершивших самоубийство или попытавшихся это сделать, проживали в неполных семьях либо по причине развода родителей, либо в силу смерти одного из них.

В большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и предотвра тить, т. к. еще до совершения самоубийства подросток может привлечь к себе внимание или выразить свой протест через уход из дома, совершение асоци ального поступка (воровство, хулиганство, употребление алкоголя). 

Косвенно большинство детей, покушавшихся на самоубийство, предупреждали ближай шее окружение о своем намерении покончить с жизнью. Так или иначе, пове дением или высказываниями подросток выдает свое суицидальное желание, поэтому, если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, ее можно предотвратить.

Значительная часть подростков, покушавшихся на самоубийство, пережи вали депрессию.

Депрессия в этом возрасте может быть вызвана многими причинами:

  1. негативным отношением к своему телу (телосложению) в период поло вого созревания;
  2. приобретенной в этот период способностью критически воспринимать любую информацию, самостоятельно выносить свои суждения, не опи раясь на мнение взрослых, и, как следствие всего этого, возможной фиксацией на негативных оценках жизни;
  3. одиночеством, низкой популярностью среди сверстников;
  4. трудностями в обучении, низкой школьной успеваемостью.

По мнению психологов, существуют три основные группы факторов, кото рые помогают подросткам справляться с переходными процессами данного возраста:

  1. хорошие отношения с родителями и со сверстниками;
  2. внешкольная занятость подростка в спортивных секциях, творческих кружках и т. п.;
  3. определенная социальная роль, подразумевающая высокую личную от ветственность и моральные обязательства за выполняемые дела (напри мер, шефство над младшими школьниками, оказание помощи престаре лым людям, уход за больными, участие в воспитании младших братьев и сестер). Подобная практика позволяет определить жизненные ценности, приоритеты и встретить возникающие трудности, не впадая в уныние.

Можно выделить определенные группы факторов риска совершения суицида.

1. Семейные проблемы. Как показывает статистика, дети, совершающие суицидальные поступки, воспитываются в неблагополучных семьях, где часто возникают конфликты между родителями, которые порой используют насилие при выяснении отношений с ребенком. Такие родители крайне недоброжела тельно относятся к своим детям, притом не замечая, как далеко заходит их рукоприкладство или унижение ребенка.

Способствовать самоубийству могут и материальные проблемы семьи, часто связанные с утратой одного из родителей. Подростки часто воспринима ют конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собст венную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоля ции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего.

2. Школьные проблемы. Возникающие в школе проблемы с успеваемостью, в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка, его отчужденности от привычных для данного возраста личных дел. Особую роль здесь играет референтная группа ребенка (ближайший круг сверстников), чьи оценки приобретают огромное значение при формировании его представлений о самом себе. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем соци ально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом, сочетающимся с выраженной сензитивностью и уязвимостью к различным пересудам, критике со стороны сверст ников.

3. Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера также могут спровоцировать самоубийство подростка.

Измена любимого человека, отягощенная унижением достоинства под ростка, может привести к совершению им суицида. Чаще всего в ситуации разлада отношений с возлюбленным (или возлюбленной) к самоубийству при бегают те подростки, которые ощущают отвержение со стороны родителей, но при этом эмоционально зависимы от их внимания, уважения, чуткости.

К суицидальному поведению подростка может подтолкнуть и неудачный половой контакт, сомнения по поводу сексуальной ориентации ("гомосексу альная паника"), беременность девушки.

4. Аддиктивное поведение. Более высок риск совершения самоубийства у молодых людей, употребляющих алкоголь и наркотики, т. к. прием этих психо активных веществ снижает критичность мышления и способность контролиро вать импульсивное поведение, предвидеть и понимать последствия своих действий.

5. Незрелость личности и определенные черты характера. Склонные к самоубийству молодые люди отличаются высокой импульсивностью, агрессив ностью или недостаточным уровнем личностной идентификации, что приводит к потере чувства собственного достоинства, целеустремленности и смысла жизни. 

В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в аптечке, подоконник в квартире - все может стать средством совершения самоубийства. Поэтому родителям при выяснении отношений со своими детьми следует помнить, что если скандал уже разгорелся, нужно "не подливать масло в огонь", а попытать ся остановиться и успокоиться, чтобы не спровоцировать ребенка на необду манные действия.

Некоторые подростки, склонные к самоубийству, характеризуются высокой внушаемостью или подражанием. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает телевидение, литера тура, соцкультура. Так, подросток, находящийся в депрессии, может решить, что самоубийство - это удел всех гениальных людей, несчастных в своем оди ночестве и непонимании окружающими. Социальное подражание наиболее свойственно подростковому возрасту, характеризуемому резким негативизмом и пессимистическим настроем молодых людей, склонных делать выводы о том, что будущее от них не зависит или что их мечты вряд ли сбудутся. Небольшие группы подростков даже объединяются и создают общества самоубийц.

Некоторые особенности характера также обусловливают склонность к самоубийству. Подростки с повышенным чувством ответственности за свои поступки, легко ранимые и берущие вину за происходящее на себя, входят в группу риска лиц, склонных к суициду. Жизненные проблемы у людей такого типа вызывают обостренное чувство вины и отчаяния, мысли о собственной никчемности и бесполезности.

Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то о намере нии подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд призна ков.

Словесные признаки:

  1. открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
  2. косвенные намеки на совершение самоубийства (например, "Больше я не буду никому мешать", "Скоро от меня отдохнете" и т. п.);
  3. нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти (например, увлечении книгами о самоубий цах, ритуалах погребения, "загробной" жизни и т. п.), частые разговоры на эту тему (одно из самых распространенных заблуждений заключа ется в том, что люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не со вершат его);
  4. высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме (например, "...смерть - всего лишь одна из сторон жизни", "чего бояться смерти - мы и так значительную часть жизни тратим на сон").

Поведенческие признаки:

  1. безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значи мость;
  1. налаживание отношений с непримиримыми врагами;
  1. отсутствие желание ухаживать за собой, запущенный и неряшливый
    внешний вид;
  2. пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребен ка увлечениям, хобби;
  1. отстранение от друзей и семьи;
  2. частое  уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
  3. безразличие к окружающему миру.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими советами, которые помогут изменить ситуацию.

  1.  Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
    В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять пробле му, скрытую за словами.
  2.  Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, узнайте его конкрет ный план совершения самоубийства. Ситуация будет более острой, если ребе нок имеет ясное представление о том, каким способом он хотел бы покончить с собой.
  3.  Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
  4.  Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытай тесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися пробле мами.
  5.  Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
  6.  Постарайтесь акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах жизни. Попросите подростка, чтобы он припомнил эмоционально приятные события, связанные с чем-то очень важным для него: увлечением спортом, общением с друзьями, воплощением мечты, гордостью за него родителей – всем тем, что очень высоко ценится ребенком. Спросите у подростка, что ощутили бы близкие люди, узнав о его смерти. Такая попытка проговорить чувства ок ружающих значимых людей может принести ощутимый эффект.
  7.  Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязатель но справитесь со своими проблемами.

Оснований для совершения подростком самоубийства много, и во всех случаях ребенку необходима профессиональная психологическая консультация и помощь.

Суицид среди подростков. Факторы  риска совершения суицида.

1. Семейные проблемы.

2. Школьные проблемы.

3. Проблемы интимно-сексуальной сферы.

4. Аддиктивное поведение  (употребление  алкоголя и наркотиков, прием психо активных веществ снижение  критичности   мышления, контроля  поведения)

5. Незрелость личности и определенные черты характера.

Словесные признаки:

  1. открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
  2. косвенные намеки на совершение самоубийства (например, "Больше я не буду никому мешать", "Скоро от меня отдохнете" и т. п.);
  3. нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти (например, увлечении книгами о самоубий цах, ритуалах погребения, "загробной" жизни и т. п.), частые разговоры на эту тему (одно из самых распространенных заблуждений заключа ется в том, что люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не со вершат его);
  4. высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме (например, "...смерть - всего лишь одна из сторон жизни", "чего бояться смерти - мы и так значительную часть жизни тратим на сон").

Поведенческие признаки:

  1. безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значи мость;
  1. налаживание отношений с непримиримыми врагами;
  1. отсутствие желание ухаживать за собой, запущенный и неряшливый
    внешний вид;
  2. пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребен ка увлечениям, хобби;
  1. отстранение от друзей и семьи;
  2. частое  уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
  3. безразличие к окружающему миру.

Действия по изменению  ситуации

  1.  Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
    В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять пробле му, скрытую за словами.
  2.  Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, узнайте его конкрет ный план совершения самоубийства. Ситуация будет более острой, если ребе нок имеет ясное представление о том, каким способом он хотел бы покончить с собой.
  3.  Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
  4.  Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытай тесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися пробле мами.
  5.  Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
  6.  Постарайтесь акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах жизни. Попросите подростка, чтобы он припомнил эмоционально приятные события, связанные с чем-то очень важным для него: увлечением спортом, общением с друзьями, воплощением мечты, гордостью за него родителей – всем тем, что очень высоко ценится ребенком. Спросите у подростка, что ощутили бы близкие люди, узнав о его смерти. Такая попытка проговорить чувства ок ружающих значимых людей может принести ощутимый эффект.
  7.  Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязатель но справитесь со своими проблемами.

Оснований для совершения подростком самоубийства много, и во всех случаях ребенку необходима профессиональная психологическая консультация и помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....

Элективный курс"Психология межличностных взаимоотношений"

Элективный курс для учащихся 10-х классов (36 часов) Утвержден в АППО (Санкт-Петербург)...

«Организация воспитательной работы во взводах по оптимизации межличностных взаимоотношений и обучению процесса адаптации».

Программа психологической поддержки   кадет  направлена не только на создание благоприятной психологической атмосферы во взводе,  сплочение ученического коллектива, воспитани...

Формирование позитивных межличностных взаимоотношений учащихся с ОВЗ

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка являе...

Формирование позитивных межличностных взаимоотношений учащихся с ОВЗ

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка являе...