РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)
рабочая программа по теме

Рогачёва Лилия Михайловна

Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментального ансамбля, организаторов детского музыкально-фольклорного объединения, организаторов детского вокально-хорового объединения, организаторов кружковой работы в школах и центрах эстетического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_estradnyy_vokal.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

среднего профессионального образования

(повышенный уровень)

г. Егорьевск

2011 г.

ОДОБРЕНА                                                                             Составлена в соответствии

Предметной                                                                              с Государственными

цикловой                                                                                  требованиями к минимуму

комиссией                                                                                 содержания и уровню

                                                                                                    подготовки выпуска по

                                                                                                    специальности  050710  

                                                                                                    «Педагогика дополнительного

                                                                                                     образования»

Председатель ПЦК                                                                              Заместитель директора

Коваленко Н.М.                                                                                   по учебной работе

                                                                                                                 Хохлова Г.Г.

         

                                                                                           

Автор: Рогачёва Л.М. – преподаватель МОМПК        

Рецензент: Урбанович Г.И.,

                    профессор кафедры

                    сольного пения МПГУ

                    и кафедры хорового

                    дирижирования МГК

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Эстрадный вокал» реализуется в Московском областном музыкально-педагогическом колледже         г.Егорьевска, готовящего выпускников по специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования»  / повышенный уровень среднего профессионального образования/. Программа составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, отражёнными в ГОС СПО.

         Программа рассчитана на период обучения со II по III курс (2 года по 1 академическому часу в неделю).

Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментального ансамбля, организаторов детского музыкально-фольклорного объединения, организаторов детского вокально-хорового объединения, организаторов кружковой работы в школах и центрах эстетического воспитания детей.

В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и отличается многообразием форм и направлений. Даже специалисты иногда затрудняются в классификации различных стилистических направлений джазовой, рок и поп музыки. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.

Основным назначением учебного курса является: изучение теоретических основ, необходимых для формирования профессионального музыканта и педагога; овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям эстрадного исполнительского искусства.

«Эстрадный вокал» является учебной дисциплиной, обеспечивающей эффективное обучение по смежным дисциплинам специального цикла, таким, как хоровой класс (обогащение индивидуальными тембрами хоровой звучности, выносливость, неутомляемость голоса при хоровом пении), сольфеджио (вокальное интонирование), педагогическая практика (знание минимума профессионального репертуара, качественный вокальный показ) и т.д.

Целью обучения дисциплины «Эстрадный вокал» является воспитание будущего педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности не только как носителя культурных традиций музыкального искусства в целом и традиций российского искусства в частности, но и как грамотного исполнителя эстрадной музыки современных композиторов. Таким образом, обучение должно быть ориентировано на практическое овладение профессиональными навыками вокальной техники. Занятия по данной дисциплине основаны прежде всего на практических видах деятельности, проходят в форме индивидуальных уроков.

Критериями овладения профессиональными навыками вокальной техники являются:

  1. смешанный (межрёберно-диафрагматический) тип дыхания;
  2. певческая опора;
  3. свободное, физиологическое звучание голоса;
  4. сформированность тембра;
  5. чистота интонации;
  6. ясная, чёткая дикция;
  7. чувство ритма;
  8. чувство стиля;
  9. владение приемами жанра;
  10. осмысленность исполнения.

Для освоения учащимися курса эстрадного вокала используются следующие методы:

- словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;

- наглядные: использование аудио иллюстраций, демонстрация педагогом образца исполнения;

- практические: использование вокальных упражнений и заданий по освоению изучаемого материала;

-  репродуктивный метод: метод показа и подражания;

- проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

 знать:

- специфику сольного исполнительства;

- закономерности и средства исполнения произведений;

- необходимый минимум профессионального репертуара для возможной реализации его в дальнейшей педагогической практике;

- возрастные особенности певческого голоса;

- правила охраны и гигиены голосового аппарата;

- специфику работы с микрофоном и фонограммой («-1»);

 

уметь:

- исполнять произведения на хорошем вокально-техническом уровне;

- анализировать своё пение и пение своих сокурсников;

- исполнять песни под собственный аккомпанемент, без сопровождения;

- преодолевать вокально-технические трудности при работе над вокальными произведениями;

- самостоятельно выстраивать драматургию и актёрски решать новый материал;

-анализировать современный эстрадный репертуар, выявлять наиболее достойные образцы для собственного исполнения или использования в дальнейшей педагогической практике;

-уметь грамотно, ярко, эмоционально, на достаточном техническом уровне исполнять произведения под собственный аккомпанемент.

        Структура рабочей программы учебной дисциплины «Эстрадный вокал» всецело определяется спецификой обучения данному виду музыкальной деятельности и содержит два основных раздела:

- овладение вокальными навыками, развитие вокальной техники, формирование певческой кантилены (1 год обучения);

- овладение вокально-техническими приёмами, развитие исполнительских качеств (2 год обучения).

        Специфика преподавания учебной дисциплины опирается на три основные формы вокальной деятельности:

 - развитие голоса и овладение вокальной техникой;

 - работа над вокальными произведениями;

 -работа над профессионально направленным репертуаром.

        Содержание дисциплины «Эстрадный вокал», можно разделить на три основных блока:

 - вокально-технический;

 - художественно-исполнительский;

 - культурно-просветительский.

Каждый раздел, в свою очередь, имеет свои цели и задачи:  

Вокально-техническое развитие основной целью ставит формирование голоса как рабочего инструмента. Учитывая специфику будущей работы студента, учебный процесс следует выстраивать так, чтобы выработать у учеников вокальную технику, обеспечивающую наилучшие качества звучания голоса при наименьших затратах поющего, а так же выносливость голосового аппарата и его долговечность.

         Средством достижения служит решение следующих задач:

 - воспитание выносливости голоса;

 - развитие достаточной силы звука;

 - формирование рабочего диапазона;

 - формирование вокально-технических навыков.  

Поскольку основной контингент музыкально-педагогического колледжа составляют студенты 15-19летнего возраста, преподавателю следует обратить  особое внимание на происходящую в этом возрасте эволюцию (мутацию) голоса и связанные с ней возрастные явления, добиваться сознательного выполнения правил охраны и гигиены голосового аппарата.

Блок художественного исполнительства ставит основной целью воспитание культуры вокального эстрадного исполнительства, что обеспечивает решение следующих задач:

 - формирование эстетически приемлемого тембра;

 - овладение приёмами исполнения различных стилей и жанров вокальной музыки;

 - формирование  умений и навыков эмоционально наполненного, выразительного исполнения произведений;

 - формирование навыков творческой интерпретации произведений.

        Культурно-просветительских блок имеет своей целью воспитание будущего педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности как носителя культурных традиций  музыкального искусства в целом, и в том числе традиций российской вокальной эстрадной музыки.

        Методика обучения учебной дисциплине «Эстрадный вокал» опирается на традиции русской вокальной школы, на частные методики, на общепедагогические методы и дидактические принципы.

        Форма обучения – индивидуальное занятие. Подбор учебного материала осуществляется  по критериям индивидуальности, доступности и посильной трудности, прогрессивности, профессиональной направленности.

         Обоснованный индивидуальный подбор репертуара, учитывающий состояние голосового аппарата, особенности развития каждого студента, уровень подготовки, темперамент  имеют большое значение для правильного развития голоса обучающегося.

        Основой учебного материала являются вокально-технические упражнения, вокализы, народные песни, произведения композиторов-классиков, современных авторов, высокохудожественный, эстетически привлекательный эстрадный репертуар.

        Учебно-художественный репертуар, рекомендованный настоящей программой, построен с учётом возрастания степени сложности произведений, а так же возрастных особенностей контингента обучающихся.

        При индивидуальном подборе произведений преподавателю необходимо добиваться разнообразия репертуара. Путём тщательного отбора произведений эстрадного плана нужно воспитывать у студентов критическое отношение к их идейно-художественному уровню, умение отличать талантливые произведения  от бессодержательных и пошлых, приучать использовать выработанные навыки и приёмы звукоизвлечения классического вокала при исполнении эстрадных песен.

Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет преподаватель по данной дисциплине в зависимости от уровня подготовки студента и времени, необходимого для решения профессиональных задач.

        Репертуарные списки, приведённые в программе, являются ориентировочными и не должны ограничивать творческие поиски преподавателей эстрадного вокала в подборе произведений.

Тематический план учебной дисциплины «Эстрадный вокал»

 

Наименование разделов и тем

Макс.

учебная

нагрузка

Кол-во аудиторных

часов при очной

форме обучения

Самосто-ятельная

работа

студента

всего

Практи-ческие

занятия

Введение

1

1

1

-

Раздел 1. Развитие вокальной техники и формирование певческой кантилены

47

37

37

8

Тема 1.1. Освоение основных эстрадно-вокальных приёмов.

10

10

10

2

Тема 1.2. Работа над произведениями I степени сложности.

13

10

10

2

Тема 1.3. Знакомство со спецификой работы с микрофоном и фонограммой («-1»).

8

6

6

2

Тема 1.4.

Анализ современного эстрадного репертуара.

7

5

5

1

Тема 1.5. Работа над исполнением  вокального произведения под собственный аккомпанемент.

9

6

6

1

Раздел 2.

Овладение вокально-исполнительскими приёмами и развитие исполнительских качеств.

47

30

30

9

Тема 2.1. Развитие вокально-технических и исполнительских качеств

12

9

9

2

Тема 2.2. Работа над вокальными произведениями различных жанров II степени сложности

11

8

8

2

Тема 2.3. Работа над эстрадно-вокальными произведениями с микрофоном и фонограммой («-1»).

7

5

5

2

Тема 2.4.

Анализ современного      эстрадного репертуара.

8

4

4

1

Тема 2.5. Работа над исполнением песни под собственный аккомпанемент

9

4

4

2

Всего по дисциплине

94

77

77

17

Содержание учебной дисциплины

«Эстрадный вокал»

Введение

        Студент должен:

знать:

- значение, роль и место учебной дисциплины «Эстрадный вокал» в в системе профессиональной подготовки педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности;

- особенности сольного исполнительства;

- содержание эстрадной вокальной подготовки;

- цели, задачи и структуру учебной дисциплины;

- связь учебной дисциплины «Эстрадный вокал» с дисциплинами музыкального цикла;

- особенности и специфику обучения дисциплине «Эстрадный вокал».

        

Раздел 1.   Развитие вокальной техники и

          формирование певческой кантилены

        Задача первого года обучения дисциплины «Эстрадный вокал» - формирование вокально-технических и исполнительских навыков.

        В результате обучения на II курсе студент должен:

знать:

- особенности кантиленного пения и сольного исполнительства;

- закономерности и средства исполнения  

произведений;

- особенности работы резонаторов;

- организацию певческого дыхания, опоры звука;

- специфику работы с микрофоном и фонограммой («-1»);

уметь:

-исполнять произведения различных стилей и жанров;

- владеть ровностью звучания голоса на разных участках диапазона;

- расширять по-возможности диапазона голоса;

- совершенствовать дикцию и артикуляцию;

-закреплять навыки точного интонирования на более сложном материале;

- грамотно, ярко, эмоционально, на достаточном техническом уровне исполнять произведения под собственный аккомпанемент.

изучить:

-2 вокализа

-2 произведения без сопровождения (a capella).

-6 вокальных произведений с сопровождением либо с фонограммой  («-1») по выбору.

- 2 произведения детского репертуара под собственный аккомпанемент.

 

Тема 1.1. Освоение основных эстрадно-вокальных приёмов.

        

Певческое дыхание и опора звука.

Пение вокальных упражнений.

Пение вокализов и произведений I степени сложности.

Формирование понятия певческой установки.

Развитие певческого дыхания. Работа по сглаживанию регистров.

Формирование певческой кантилены.

Освоение основных принципов, закономерностей звукообразования и звукоформирования.

Активизация работы артикуляционного аппарата.

Развитие исполнительских качеств.

Тема 1.2. Работа над произведениями I степени сложности.

Работа над вокальными произведениями I степени сложности.

Разучивание и исполнение вокальных произведений I степени сложности  a capella, с сопровождением или с фонограммой («-1»).

Самостоятельная работа: тренировочные занятия, работа с музыкальными словарями, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания вокального произведения.

Тема 1.3. Знакомство со спецификой работы с микрофоном и  фонограммой («-1»).

 

Получение начальных знаний о звуковом оборудовании и технике работы с микрофоном.

Знакомство с основными особенностями работы с фонограммой («-1»).

Анализ собственного исполнения с целью нахождения правильной

подачи звука.

Развитие необходимых профессиональных навыков звукового баланса.

Овладение спецификой микрофонной подачи голоса.

Подготовка к практической деятельности с микрофоном и вокально-усилительной аппаратурой.

Изучение условий работы на концертной площадке и в студии звукозаписи.

Самостоятельная работа: тренировочные занятия, работа с аудио – и видеозаписями, работа с микрофоном и вокально-усилительной аппаратурой.

Тема 1.4. Анализ современного эстрадного репертуара.

        Анализ современного эстрадного репертуара с целью выявления наиболее достойных образцов для использования в собственной практике и дальнейшей профессиональной деятельности, обладающих эстетической и художественной ценностью.

        Самостоятельная работа: слушание аудио- и просмотр видеозаписей, анализ эстрадной вокальной литературы.

Тема 1.5. Работа над исполнением  вокального произведения под собственный аккомпанемент.

        Начальный этап овладения навыком исполнения вокальных произведений под собственный аккомпанемент.

        Подбор, разучивание и исполнение вокальных произведений под собственный аккомпанемент.

        Понятие «эталонного» показа.

        Исполнительский комплекс аккомпанемент – пение – управление поющими детьми.

        Самостоятельная работа: тренировочные занятия, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания детской песни.

Методические рекомендации

        Первый год обучения несомненно важен для формирования у студента представлений о месте, роли и значении учебной дисциплины «Эстрадный вокал» в системе профессиональной подготовки педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности, что существенно влияет на формирование познавательной мотивации в освоении специальности.

Особое внимание следует уделить художественно-исполнительскому развитию студента. Так как эстрадное пение имеет свою специфику, необходимо развивать у обучающихся исполнительские качества, прививая навыки актёрского мастерства. Эстрадный вокал подразумевает работу на сцене, поэтому педагог должен помочь студенту преодолевать связанные с этим технические и психологические трудности. Помимо этого, подбор репертуара должен осуществляться грамотно. Он должен быть разноплановым, посильным, эстетически и художественно привлекательным и ценным, чтобы были созданы условия для его вокального развития.

Раздел 2.  Овладение вокально-исполнительскими приёмами и развитие исполнительских качеств

Задача второго года обучения дисциплине - закрепление и совершенствование всех уже сформированных навыков, ориентированность на приобретение новых вокальных приёмов, на их филигранное исполнение,  нюансировку.

В результате обучения на III курсе студент  должен:

знать:

- специфику сольного исполнительства;

- особенности кантиленного пения;

- особенности работы резонаторов;

- организацию певческого дыхания, опоры звука;

- закономерности и средства исполнения произведений;

- необходимый минимум профессионального репертуара для возможной реализации его в дальнейшей педагогической практике;

- возрастные особенности певческого голоса;

- правила охраны и гигиены голосового аппарата;

- специфику работы с фонограммой;

уметь:

- исполнять произведения различных стилей и жанров;

- владеть ровностью звучания голоса на разных участках диапазона;

- расширять по-возможности диапазон голоса;

- совершенствовать дикцию и артикуляцию;

- закреплять навыки точного интонирования;

- грамотно, ярко, эмоционально, на достаточном техническом уровне исполнять произведения под собственный аккомпанемент;

- самостоятельно находить нужный звук, нужную тембральную окраску произведения;

- самостоятельно выстраивать драматургию произведения;

- актёрски решать новый материал;

- работать с микрофоном и фонограммой («-1»).

Одним словом, подготавливать себя к работе на сцене и будущей педагогической деятельности.

изучить: 

-2 вокализа

-2 произведения без сопровождения (a capella).

-6 вокальных произведений с сопровождением либо с фонограммой  («-1») по выбору.

- 2 произведения детского репертуара под собственный аккомпанемент.

                

В результате обучения дисциплине «Эстрадный вокал» студент должен приобрести следующие умения:

- преодоление тесситурных сложностей произведения;

- пение в усложнённых ритмах;

- умение самостоятельно находить нужный звук, тембральную окраску произведения;

- умение выстроить драматургию произведения, актёрское решение нового материала.

Тема 2.1. Развитие вокально-технических и исполнительских качеств

        

Пение вокальных упражнений.

Пение вокализов и произведений II степени сложности.

Овладение певческой опорой.

Освоение и закрепление работы резонаторов.

Самостоятельная работа: тренировочные занятия, разбор произведений программы, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания.

Тема 2.2. Работа над вокальными произведениями

различных жанров II степени сложности

        Освоение вокальной литературы разных стилей и жанров.

        Разучивание и исполнение вокальных произведений II степени сложности (усложнённая интервалика, ритмические сложности, украшения - форшлаги)

        Расширение жанрового диапазона вокальных произведений – народные песни, русский или западный романс, песни их мюзиклов, произведения современных авторов.

        Самостоятельная работа: разбор произведений, декламация слов, ритмодекламация отдельных эпизодов, прослушивание аудио – и просмотр видеозаписей, работа с музыкальными энциклопедиями, подготовка к экзамену, анализ собственного пения и пения других студентов.

        

Тема 2.3. Работа над эстрадно-вокальными произведениями с микрофоном и  фонограммой («-1»)

        Работа над эстрадно-вокальными произведениями с учётом уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и микрофоном.

        Выбор микрофонов в зависимости от характера и условий выступления.

        Основные проблемы с микрофоном на сцене. Включение микрофона, переключения на корпусе микрофона, их обозначение.

Положение микрофона. Правильная позиция захвата. Рабочее расстояние для используемого микрофона. Местоположение певца на сцене.

        Самостоятельная работа: тренировочные занятия, работа с аудио – и видеозаписями, работа с микрофоном и вокально-усилительной аппаратурой.

Тема 2.4. Анализ современного эстрадного репертуара.

Анализ современного эстрадного репертуара, выявление наиболее достойных вокальных произведений для использования в собственной практике и дальнейшей профессиональной деятельности.

Формирования понятий о различных стилях и жанрах современного эстрадного репертуара и выявление образцов, имеющих эстетическую и художественную ценность.

Самостоятельная работа: слушание аудио- и просмотр видеозаписей, анализ эстрадной вокальной литературы.

Тема 2.5. Работа над исполнением  вокального произведения под собственный аккомпанемент.

        Дальнейшее совершенствование  исполнения произведений профессионального репертуара под собственный аккомпанемент.

        Подбор, разучивание и исполнение вокальных произведений под собственный аккомпанемент.

        Самостоятельная работа: тренировочные занятия, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания детской песни.

Методические рекомендации

        Педагог, учитывая специфику дисциплины, должен помочь обучающемуся в развитии его исполнительских качеств, готовя к дальнейшей работе на сцене. При подборе вокального репертуара необходимо учитывать уровень студента, его вокальные возможности, музыкальные предпочтения. Репертуар должен быть разноплановым, посильным, развивающим и, что немаловажно, иметь эстетическую и художественную ценность.        В репертуар должны быть включены вокализы, народные песни, романсы, произведения современных жанров (массовая песня, музыка к кинофильмам, музыка из оперетт и т.д.).

Следует отметить немаловажную роль самостоятельной работы студента в его дальнейшем профессиональном становлении. Обучающийся должен научиться реализовывать полученные умения и навыки в новом материале, самостоятельно находя нужный звук, тембральную окраску, грамотно выстраивая  драматургию произведения и решая его актёрски.

Особое внимание следует уделить формированию умений анализировать современный эстрадный репертуар, выявлять для себя достойные образцы, имеющие эстетическую и художественную ценность для использования в собственной практике и дальнейшей профессиональной деятельности. Помимо этого, студенты должны самостоятельно выбрать произведение для исполнения под собственный аккомпанемент, проанализировав репертуар для детского исполнительства, так как всё вышесказанное является неотъемлемой частью будущей профессиональной деятельности.

Требования по курсам

На втором курсе на основе всестороннего изучения вокальных и музыкальных данных, строения голосового аппарата и индивидуальных особенностей каждого студента осуществляется начальный этап вокально-технической работы, обеспечивающей развитие вокального слуха и певческих способностей студентов.

Студентам, не имеющим музыкальное образование, необходимо помогать в освоении основ музыкальной грамоты и постоянно практиковать изучение нотной грамоты на уроках.

В течение года студент должен изучить:

- 2-4 вокализа.

-  2 произведения без сопровождения (a capella).

-  6 вокальных произведений с сопровождением либо с фонограммой («-1») - по выбору.

- 2 произведения детского репертуара под собственный аккомпанемент.

        Работа над детским репертуаром под собственный аккомпанемент представляет значительную сложность, т.к. одновременно используются навыки, приобретённые при изучении параллельных дисциплин (основной музыкальный инструмент, дирижирование).

        Отчётность:

III семестр – итоговое занятие.

IV семестр – итоговое занятие.

Содержание итогового занятия: исполнение двух разнохарактерных произведений с сопровождением или фонограммой «-1».

        На третьем курсе студенты совершенствуют и закрепляют приобретённые навыки звукообразования и дыхания, подвижность голоса, выравнивания звучания по всему диапазону, расширение динамических возможностей голоса. Задачей второго года обучения является изучение жанровой стилистики эстрадного репертуара, художественное развитие студентов.

        В течение года студент должен изучить:

-2 вокализа

-2 произведения без сопровождения (a capella).

-6 вокальных произведений с сопровождением либо с фонограммой  («-1») по выбору.

- 2 произведения детского репертуара под собственный аккомпанемент.

        Отчётность:

V семестр – итоговое занятие.

VI семестр – комплексный экзамен.

Форма экзамена:

- практическое задание (исполнение 2-х разнохарактерных вокальных произведений);

- теоретическое задание (устные ответы на билет, состоящих из 3-х теоретических вопросов по дисциплине «Методика постановки голоса»).

Примерный перечень вопросов к экзамену:

  1. Дать определение понятия «голосовой аппарат» и перечислить основные его разделы.
  2. Что относится к органам дыхания? Дать определение понятия «опора дыхания.
  3. Что относится к органам звукообразования? Дать определение понятия «звукообразование».
  4. Что относится к органам звукоформирования? Дать определение понятия «звукоформирование».
  5. Дать определение понятия «резонатор». Перечислить и охарактеризовать основные функции резонаторов (по В.П.Морозову).
  6. Какие органы относятся к головным резонаторам?
  7. Какие органы относятся к грудным резонаторам?
  8. Вокальные навыки (дать определение, перечислить).
  9. Типы дыхания.
  10.  Моменты певческого дыхания.
  11.  Дать определение понятия «певческая установка».
  12.  Дать определение понятия «дикция».
  13.  Дать определение понятия «артикуляция».
  14.  Атака звука (определение, виды).
  15.  Дать определение понятия «Регистр».
  16.  Регистры женских и мужских голосов.
  17.  Дать классификацию женских голосов.
  18.  Дать классификацию мужских голосов.
  19.  Основные этапы развития певческого голоса.
  20.  Мутация (характеристика периода).
  21.  Гигиена голоса.
  22.  Охрана голоса.
  23.  Дать характеристику концентрического метода.
  24.  Дать характеристику фонетического метода.
  25.  Дать характеристику метода показа и подражания.
  26.  Дать характеристику метода сравнительного анализа.
  27.  Дать характеристику метода мысленного пропевания.
  28.  Особенности построения занятий на первоначальном этапе.
  29.  Вокально-педагогический репертуар.
  30.  Дефекты голоса и пути их преодоления.

Критерии оценки учебной дисциплины

«Эстрадный вокал»

        Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» является одним из дисциплин предметной подготовки и изучается в течение двух лет со II по III курс и завершается комплексным экзаменом по дисциплинам «Эстрадный вокал» и «Методика постановки голоса».

        При составлении репертуара учитываются индивидуальные возможности студентов, принимаются во внимание  степень их музыкальной и общей подготовки, их личные предпочтения, темперамент. В течение обучения данной дисциплине проводятся итоговые занятия и комплексный экзамен, предусмотренные учебным планом в VI семестре, на которых они должны продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данного курса.

           Оценка выставляется в соответствии со следующими критериями:

- ровное звучание на всём диапазоне;

- развитое певческое дыхание;

- навыки правильной артикуляции и дикции;

- грамотное исполнение музыкального материала;

- эмоциональное, выразительное исполнение программы;

- чистота интонирования, в частности в исполнении  произведения без сопровождения.

        Оценка «5» (отлично) ставится:

за уверенное и грамотное исполнение музыкального материала, эмоциональное, выразительное исполнение программы, точное интонирование и выполнение всех вокально-технических требований.

        Оценка «4» (хорошо) ставится:

за хорошее владение музыкальным материалом, выполнение вокально-технических требований, но с допущением некоторых неточностей, неполное раскрытие художественного образа.

        Оценка «3» (удовлетворительно) ставится:

за недостаточно глубокое знание музыкального материала, отсутствие владения профессиональными навыками, формальный подход к исполнению программы.

        Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится:

за неспособность исполнения программы как наизусть, так и по нотам, невыполнение требований вокальной техники.

Примерный репертуарный уровень

Произведения I степени сложности

Народные песни с сопровождением.

Русские: 

«Все мы песни перепели» в обр. А. Лядова,

«Во поле берёза стояла» в обр. Н. Римского-Корсакого,

«Вейся, не вейся капустка» в обр. С.Кондратьева,

«Загулял я, молодец» в обр. И. Прача,

«Как на тоненький ледок» в обр. М. Иорданского, «Калина» в гармонизации А. Березина,

«На улице дождь» в обр. Б. Добровольского,

«Не летай, соловей» в обр. А.Егорова.

Английские :

«Колыбельная» в обр.Н.Баратовой,

«Помнишь ли ты» в обр. Дж .Бейли,

«Спи, малыш» в обр.В. Локтева.

Белорусская: «Перепёлочка» в обр. А. Туренкова.

Латвийская: «Ай-я, жу-жу» в обр.

Немецкие: 

«Весна» в обр. В. Каратыгина,

«Спящая красавица» в обр. И.Брамса.

Польская: «Любопытный дрозд» В обр.Л. Ревуцкого.

Сербская: «Лирическая» в обр. Р.Глиэра.

Народные песни без сопровождения.

Русские : «В тёмном лесе», «Выходили красны девицы», «Как у наших у ворот», «Как за речкою, да за Дарьею», «Лён зеленой», «Пойду ль я, выйду ль я», «Перевоз Дуня держала», «Сеяли девушки яровой хмель», «Со вьюном я хожу», «Соловей, соловьюшка», «У меня ль во садочке», «Ходила младёшенька».

Белорусские : «Реченька», «Журавель».

Латышская : «Вей, вей, ветерок».

Украинская : «Веснянка», «Вийди, вийди, Iванку».

Романсы и песни русских композиторов

В. Абаза               «Утро туманное».

А. Березовский   «Омрачитесь глаза».

М. Звездинский  «Очарована, околдована».

А. Обухов            «Калитка».

И. Рыбасов          «Тебе одной».

Я. Фельдман       «Ямщик, не гони лошадей».

Б. Фомин             «Только раз бывает в жизни встреча».

Н. Шишкин         «Ночь светла».

Произведения  современных композиторов

Е.Агранович     «Я в весеннем лесу»

Г.Гладков         «Романс Дианы»

А. Зацепин      «Есть только миг» из к/ф. «Земля Санникова», «Песенка о медведях» из к/ф. «Кавказская пленница».

Л.Квинт            «Здравствуй, мир»

Е. Крылатов  «Лесной олень» из к/ф. «Ох, уж эта Настя», «Песенка о снежинке».

Г. Мовсенян     «Начало»

А. Петров         «Крылья в небе» из к/ф. «Синяя птица»,  «Песня материнской любви» из к/ф. «Синяя птица», «Под лаской плюшевого пледа».

Р. Паулс          «Вернисаж», «Двое»,  «Дуэт», « Любовь настала».

А. Пахмутова   «Бескорыстная душа», « Нежность», «Надежда», «Полынь».

Г.Портнов       «Увела солдат война»

А. Рыбников «Лунная песня»,  «Ты мне веришь», «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы  «Юнона и Авось».

Ю. Саульский  «Чёрный кот».

Д. Тухманов     «Чистые пруды».

Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из к/ф. «Гусарская баллада», «Серенада», «Песня Доротеи о цветах».

Произведения II степени сложности

Народные песни с сопровождением.

Русские: 

«Ах, ты, степь широкая» в обр. А. Флярковского,

«Вот мчится тройка удалая» в обр. неизвестного автора,

«Из-за лесу, лесу тёмного» в обр. Н.Римского-Корсакова,

«Помнишь ли меня, мой свет» в обр.М. Матвеева,

«Про Добрыню» в обр. Н.Римского-Корсакова,

«Травушка-муравушка» в обр.Н. Фомина,

«Уж как пал туман» в обр.Г. Шварца,

«Чем тебя я огорчила» в обр. А. Флярковского,

«Чернобровый, черноокий» в обр. С. Погребова.

Итальянская : «Тик-е-тик-е-ток» в обр. неизвестного автора.

Литовская : «Дудочка» в обр. Н. Ракова.

Немецкая: «Тки, дочка» в обр. К. Молчанова.

Румынские : «Пой, кукушка», «Перед зеркалом» в обр. В. Сибирского.

Французская : «Птички» в обр. неизвестного автора.

Народные песни без сопровождения

Русские: «Ах, ты,  душечка», «Ах, ты, степь широкая», «Вниз по Волге-реке», «Волга-реченька»,  «Над полями, да над чистыми», «Ой, во поле липенька», «Пряха», «Сама садик садила», «Уж, вы, кумушки», « У зари-то, у зореньки», «Цвели, цвели цветики», «Что ты жадно глядишь на дорогу».              

Словацкие: «Что ж ты не шёл ко мне», «Ивушка».

Украинские: «Де  ти доля моя бродишь», «Ой, джигуне, джигуне».

Французские: «Возле милой», «Птички».

Романсы и песни русских композиторов

П. Булахов             «Тук, тук, тук, как сердце бьётся…».

А. Варламов          «Ты не пой, душа-девица»

А. Гуэрчиа             «Не любил он».

Б. Прозоровский  «Вернись, я всё прощу»

М. Пуаре               «Я ехала домой».

Н. Харито              «Отцвели хризантемы»

А. Шишкин          «Нет, не тебя так пылко я люблю».

Произведения современных композиторов

 

Ю. Антонов        «Нет тебя прекрасней».

А. Бабаджанян   «Благодарю тебя», «Будь со мной», «Верни мне музыку», «Ноктюрн».

Г.Гладков          «Песня волшебника», Прощальная песня».

Ю. Гуляев         «Желаю Вам».

М.Дунаевский  «Всё пройдёт», «Непогода», «Спасибо, жизнь».

О.Иванов          «Олеся»

А. Лепин        «Песенка о хорошем настроении» из к/ф. «Карнавальная ночь».

Е. Мартыно     «Яблони в цвету», «Лебединая верность», «Отчий дом».

М.Минков         «Летние дожди», «Не отрекаются, любя», «Ты на свете есть»

А. Морозов      «Малиновый звон».

Р. Паулс           «Бабочки на снегу», «Ещё не вечер».

А. Пахмутова  «Мелодия», «Ты меня не оставляй», «Беловежская пуща».

А. Петров         «Любовь волшебная страна»,  «Моей душе покоя нет»  из к/ф. «Служебный роман», «Память», «Песенка о погоде», «Романс».

Е.Розенфельд   «Счастье моё»

Д. Тухманов     «Напрасные слова».

Т. Хренников «Лодочка» из к/ф. «Верные  друзья», «Что так сердце растревожено».

М. Фрадкин «Песня о любви» из к/ф. «Простая история».

И. Шварц     «Любовь и разлука» из к/ф  «Нас венчали не в церкви»

   

Список литературы:

Основные источники:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в общеобразовательной школе. – М., 1983.
  2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968.
  3. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики.  М.: Музыка,1965
  4. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.
  5. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению:Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.
  6. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.

Дополнительные источники: 

  1. Архипова И.К. Музыка жизни. – М., 1997.
  2. Коннов А. Борис Штоколов. – Л., 1987.
  3. Кузнецова А. Повесть о народном артисте (Максим Дормидонтович Михайлов). – М., 1964.
  4. Львов М. А.В.Нежданова. – М., 1952
  5. Магомаев М. Великий Ланца (о Марио Ланце). – М., 1993.
  6. Нестеренко Е. Размышления о профессии. – М., 1985
  7. Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. – Л., 1990
  8. Шейко Р. Елена образцова. – М., 1984.
  9.   Яковенко С.Б. Волшебная Зара Долуханова. - М., 1997.
  10.   http://notes.tarakanov.net

Содержание:

1. Пояснительная записка………………………………………………………3

2. Тематический план учебной дисциплины «Эстрадный вокал»…………..7

3. Содержание учебной дисциплины «Эстрадный вокал»…………………..8

4. Требования по курсам……………………………………………………….13

5. Критерии оценки……………………………………………………………..17

6. Примерный репертуарный уровень…………...........................................18

7. Список литературы………………………………………………………….22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Эстрадный вокал»

Рабочая программа учебной дисциплины «Эстрадный вокал»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины специализации "МУЗЫКА" "ПОСТАНОВКА ГОЛОСА" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень)

Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, тематический план, содержание учебной дисциплины, а также требования по курсам, критерии оценки учебной дисциплины, рекомендуемую лит...

Рабочая программа ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ специальность 050720 “Физическая культура” повышенный уровень среднего профессионального образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины национально-регионального компонента «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» предназначена для реализации государственн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования техниче...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА «Профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы для специальностей 33.02.01 «Фармация» базовый уровень подготовки среднего профессионального образования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация», утвержденной приказом Министерства образова...

Рабочая программа ПМ 01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин для специальности среднего профессионального образования 15.02.16 «Технология машиностроения»

Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.16 Технология машиностроения....