РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины специализации "МУЗЫКА" "ПОСТАНОВКА ГОЛОСА" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень)
рабочая программа по музыке по теме

Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, тематический план, содержание учебной дисциплины, а также требования по курсам, критерии оценки учебной дисциплины, рекомендуемую литературу. Примерный учебно-художественный  репертуар построен с учетом возрастания степени сложности: 1-я, 2-я, 3-я степень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_postanovka_golosa_2009.doc254 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОУ СПО

                                             Московский областной

музыкально-педагогический колледж

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

специализации «Музыка»

«Постановка голоса»

 По специальности 050610 Дополнительное образование детей

среднего профессионального образования

(повышенный уровень)

Егорьевск   2009


Одобрена ПЦК «Вокальный класс»                          Составлена в соответствии

     Протокол №  1 от  30.08. 2009г.                                 с  Государственными

требованиями к минимуму

содержания и уровню

подготовки выпускника

по специальности 050610

                                                                                             «Дополнительное образование детей»

Председатель  ПЦК                                                    Заместитель директора

Тагина Л.В.                                                                  по учебной работе

                                                                            Хохлова Г.Г.

Авторы: Пономаренко Н.И. - преподаватель МОМПК.

 Тагина Л.В. - преподаватель МОМПК,

                 

Рецензенты

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА.

 Рабочая программа учебной дисциплины «Постановка голоса» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и   уровню подготовки выпускников по специальности   050710       Педагогика дополнительного образования  детей (повышенный уровень среднего профессионального  образования) в сфере музыкальной деятельности. Она составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

   Данная программа разработана на основе примерной программы «Вокальный класс» по специальности «Музыкальное образование», утверждённой ИПР СПО Минобразования России.

   Рабочая программа конкретизирует содержание примерной программы применительно к музыкально-педагогическому колледжу г. Егорьевска. Особенно это относится к  младшим курсам, так как в колледж принимаются юноши и девушки,  как с музыкальным, так и без музыкального образования.  

   Программа рассчитана на 2 года: 3,4,5,6 семестры. Учебным планом на занятие отводится один  час в неделю.        Форма обучения – индивидуальная.  

 «Постановка голоса» реализуется в качестве учебной дисциплины специализации «Музыка»,  одной из профилирующих учебных дисциплин данной специализации. Программа по постановке голоса является основой, «базой» для изучения  дисциплины  «Вокал», которая реализуется в ГОУ СПО на 3-4 курсах

  Учебная дисциплина «Постановка голоса» обеспечивает профессиональную подготовку в области вокально-речевой деятельности будущих специалистов – педагогов дополнительного образования детей в сфере музыкальной деятельности в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях  и учреждениях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ, например, организаторов культурно-просветительской и кружковой  работы в школах и центрах эстетического воспитания детей.

  Учебная  дисциплина «Постановка голоса» обеспечивает также более эффективное обучение по смежным  дисциплинам  специального цикла, таким, как хоровой класс (обогащение индивидуальными тембрами хоровой звучности, неутомляемость голоса при хоровом пении); сольфеджио (вокальное интонирование); педагогическая практика (знание минимума профессионального репертуара, «эталонное звучание» - качественный вокальный показ), методика музыкального воспитания (осознание методов вокальной работы с детьми через приобретенные вокальные навыки) и т. д.

  Целью обучения в  классе постановки голоса является развитие певческого голоса студента, подготовка студентов к изучению учебной дисциплины «Вокал».

  Структура дисциплины, предусматривающая деление содержания вокальной подготовки на разделы и темы, является условной, поскольку работа над основными исполнительскими знаниями и навыками проходит параллельно на протяжении всего периода обучения.

 В соответствии с рабочим учебным планом  распределена самостоятельная внеаудиторная работа студентов. В разделе «Содержание учебной дисциплины» представлены разнообразные виды самостоятельной работы студентов.  Они рассчитаны на усвоение учебного материала, формирование знаний, умений и навыков и имеют профессиональную направленность, т.к. готовят будущего специалиста к непрерывному профессиональному самообразованию, что является одним из условий профессиональной мобильности. Актуальна организация индивидуальной  самостоятельной работы, которая позволяет студентам заниматься в соответствии с уровнем  своей подготовки и способствует развитию у них творческих способностей.

 В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

     знать:

  1. основные закономерности и средства художественного исполнения  произведений;
  2. основы вокальной теории;
  3. возрастные особенности певческого голоса;
  4. правила  гигиены голосового аппарата;
  5. методы и приемы вокальной работы с детьми;

     уметь:

  1. исполнять произведения на достаточно хорошем вокально-техническом и                                                художественном уровне;
  2. анализировать звучание голосов;
  3. исполнять песни под собственный аккомпанемент и без сопровождения;
  4. осознанно подходить к преодолению вокально-технические трудности при работе над  вокальными произведениями;

 

 Содержание  учебной  дисциплины «Постановка голоса» всецело определяется спецификой обучения данному виду музыкальной деятельности и содержит три основных раздела:

  1. формирование начальных певческих умений;
  2. формирование вокально-технических навыков;
  3. теоретические основы вокала;

  Специфика преподавания учебной дисциплины опирается на три основные формы вокальной деятельности:

  1. развитие голоса и овладение вокальной техникой;
  2. работа над вокальными произведениями;
  3. работа над профессионально направленным репертуаром.

   Задачи обучения, стоящие перед преподавателями постановки голоса, можно разделить на три основных блока:

  1. вокально-технические;
  2. художественно-исполнительские;
  3. культурно-просветительские.  

  Каждый блок, в свою очередь, имеет свои цели и задачи.                  

     Вокально-техническое развитие основной целью ставит формирование голоса   как рабочего инструмента. Средством достижения служит решение следующих задач:

  1. воспитание неутомляемости голоса;
  2. развитие достаточной силы звука;
  3. формирование рабочего диапазона в рамках децимы;
  4. формирование вокально-технических навыков.

Блок художественного исполнительства ставит основной целью воспитание культуры вокального исполнительства, что обеспечивает решение следующих задач:

  1. формирование эстетически приемлемого тембра;
  2. воспитание умений и навыков эмоционально наполненного, выразительного исполнения произведений;

Блок культурно-просветительских задач имеет своей целью воспитание будущего педагога дополнительного образования детей в сфере музыкальной деятельности как носителя культурных традиций музыкального искусства в целом, и в том числе традиций российской вокальной музыки.

  Методика обучения учебной дисциплине «Постановка голоса» опирается на традиции русской вокальной школы, на частные методики, на общепедагогические методы и дидактические принципы.

      Основной контингент музыкально-педагогического колледжа составляют студенты 15-19-летнего возраста. Преподавателю следует обратить особое внимание на мутационный период и связанные с ним возрастные явления, вести обучение студентов младших курсов в щадящем режиме, добиваться сознательного выполнения правил охраны и гигиены голосового аппарата всеми студентами.

      Подбор учебного материала осуществляется по принципам индивидуальности, доступности, прогрессивности, профессиональной направленности.

 Для правильного развития голосов студентов большое значение имеет обоснованный индивидуальный подбор репертуара, учитывающий состояние голосов  и особенности развития каждого обучающегося (уровень подготовки, темперамент, характер и т.д.)  Поэтому в содержание учебной дисциплины  на одном курсе внесены произведения разной степени сложности.

 Основой учебного материала являются строго дифференцированные вокально-технические упражнения, вокализы, детские песни, песни обязательного школьного репертуара, народные песни, а также произведения композиторов-классиков и современных авторов.

 Учебно-художественный репертуар, рекомендованный настоящей программой,  построен  с  учетом  возрастания  степени сложности произведений:

1-ая, 2-ая, 3-я степень.

       В начале обучения при составлении репертуарных планов учитываются  сложности начального этапа развития голоса. Поэтому рекомендуется работать над произведениями, доступными как по вокальной сложности, так и по восприятию содержания. Это народные песни, детская музыка, несложный русский романс.

 С ростом вокальных возможностей студентов репертуарный список расширяется за счёт увеличения доли усложнённого профессионально-направленного  и развивающего материала (усложняются вокально-технические и исполнительские задачи).  В программу вводятся более сложные произведения по содержанию и исполнению, например, вокальная музыка без сопровождения, расширяется жанровый диапазон, изучаются романсы русских и зарубежных композиторов, старинная музыка,  современные сочинения.

Репертуарные списки, приведенные в программе, являются ориентировочными и не должны ограничивать творческие поиски преподавателей вокала в подборе произведений.

 Для проверки знаний студентов по дисциплине «Постановка голоса» проводятся контрольные уроки и зачёт, предусмотренные учебным планом колледжа :  контрольные уроки - 4,5 семестры; зачёт - 6 семестр, на котором             студенты должны продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные в результате обучения.

                                    ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Постановка голоса».

Наименование разделов и тем

Макс.

  учебная

  нагрузка

Кол-во аудиторных часов

 

Самост.

 внеауди-             торная

работа

  студента    

Всего

        Лекции        Лекции

Прак-

тические          занятия

Введение                

1

1

1

-

-

Раздел 1.Формирование начальных  

певческих умений.

42

36

-

36

6

Тема 1.1.Знакомство с основами вокальной техники.

10

10

-

10

-

Тема 1.2. Разучивание вокальных произведений 1-й – 2-й степени сложности

 21

17

-

17

4

Тема 1.3. Работа над детской песней для младшего школьного возраста

11

9

-

9

2

Раздел 2. Формирование вокально- технических навыков.

44

36

1

35

8

Тема 2.1. Освоение основных приемов вокальной техники

11

10

-

10

1

Тема 2.2. Работа над вокальными произведениями 2-й – 3-й степени сложности.

21

17

-

17

4

Тема 2.3. Работа над детской песней для старшего школьного возраста.

12

9

1

8

3

Раздел 3.Теоретические основы вокала.

7

4

2

2

3

Тема 4.1.Строение голосового аппарата.

2

1

1

-

1

Тема 4.2. Вокальные навыки.

3

2

1

1

1

Тема 4.3. Гигиена певческого голоса.

2

1

1

1

Всего по дисциплине

94

77

4

73

17

Содержание учебной дисциплины

                                         «Постановка голоса».                       

                                                   

                                                       Введение

Студент должен знать:

  1. значение, роль и место  учебной   дисциплины «Постановка голоса»   в                подготовке педагога дополнительного образования детей в сфере           музыкальной деятельности ;
  1. особенности сольного исполнительства;
  2. содержание вокальной подготовки.

Место, роль и значение учебной дисциплины «Постановка голоса» в системе профессиональной подготовки педагога дополнительного образования детей в сфере музыкальной деятельности. Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

Связь учебной дисциплины «Постановка голоса» с другими дисциплинами музыкального цикла.

Особенности и специфика обучения пению по академическому типу голосообразования.

Основные характеристики и эстетические свойства академического пения.                  

Раздел 1. Формирование  начальных  певческих  умений.

Студент должен:

     знать:

  1.    правила певческой установки;
  2.    правила организации вдоха и выдоха;
  3.    особенности пения в поступательном движении;

уметь:

  1. исполнять вокализы и вокальные произведения 1-й – 2-й степени трудности;
  2. исполнять произведения профессионального репертуара (младший школьный возраст) под собственный аккомпанемент.

  Тема 1.1.Знакомство с основами вокальной техники.

Певческое дыхание и опора звука.

Пение  вокальных  упражнений.  Начальный   этап     овладения     певческим

дыханием.

Формирование ровности и единства тембрового звучания в диапазоне  октавы.

Освоение высокой певческой позиции.

Артикуляционный уклад звуков речи в пении.

Пение вокализов 1-й - 2-й степени трудности (диапазон  не более ноны).

Приобретение умения самостоятельного разбора  мелодий.

Тема 1.2.Разучивание вокальных произведений

                        1-й – 2-й степени сложности.

Работа над вокальным произведением 1-й – 2-й  степени сложности.

Разучивание и исполнение вокальных произведений с сопровождением 1-й  – 2-й степени сложности (с включением нешироких интервалов, в умеренном темпе и удобной тесситуре) в жанрах народной песни, русского и зарубежного романса, детской песни.

    Самостоятельная работа : тренировочные занятия, работа с музыкальными словарями, энциклопедиями.

Тема 1.3. Работа над детской песней для младшего

                          школьного возраста.

    Начальный этап овладения навыком исполнения вокальных произведений под собственный аккомпанемент.

Разучивание и исполнение детских песен для младшего школьного возраста.

Понятие «эталонного» показа.

Исполнительский комплекс аккомпанемент- пение - управление поющими детьми.

     Самостоятельная работа: тренировочные занятия, элементарный анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания детской песни.

               Раздел  2.Формирование  вокально-технических навыков.

      Студент должен:

   

   знать:

  1. организацию певческого дыхания;
  2. особенности точного интонирования;
  3. приёмы дикционной чёткости произношения;
  4. детский репертуар для старшего школьного возраста;

   

    уметь:

  1. пользоваться мягкой атакой;
  2. ясно артикулировать;
  3. петь на легато (основа кантиленного пения);
  4. исполнять произведения 2 – 3 степени сложности;
  5. исполнять произведения без сопровождения;
  6. петь в темпах различной подвижности: состенуто,                            

анданте, аллегретто, модерато;

  1. использовать  украшения (форшлаги).

                     

                   Тема 2.1. Освоение основных приёмов

                                             вокальной  техники.

    Пение вокальных упражнений.

    Развитие певческого дыхания на вокализах 2-й или 3-й степени сложности (диапазон децимы и более). Работа по сглаживанию регистров и формированию тембрового единства  и ровности в диапазоне децимы и более.

    Формирование певческой кантилены.

    Формирование способности локализовать и дифференцировать певческие      

ощущения.

    Пение вокализов 2-й или 3-й степени сложности.

    Самостоятельная работа : разбор вокализов, работа с музыкальными словарями, энциклопедиями.        

Тема 2.2. Работа над вокальными произведениями

2-й – 3-й степени сложности.

     

    Освоение вокальной литературы  разных стилей и жанров.

     Разучивание и исполнение вокальных произведений 2-й или 3-й степени сложности (в диапазоне децимы, с включением усложнённой интервалики, ритмических сложностей и др.).    

        Расширение жанрового диапазона вокальных произведений – народные песни, русский и западный романс, современный романс и песня, легкие ариетты и др.  

       Использование разнохарактерных произведений.

       Развитие вокально-аналитического слуха.

       Самостоятельная работа: тренировочные занятия, декламация слов песни, подбор скороговорок, работа с аудио- и видеозаписями, работа с музыкальными словарями, энциклопедиями.        

Тема 2.3. Работа над детской песней для старшего

школьного возраста.

       Овладение минимумом вокального репертуара для детской аудитории средних и старших классов.

       Анализ детской песни по критериям: интервалики, диапазона, тесситуры, динамики, темпа, характера, жанра.

      Самостоятельная  работа: тренировочные   занятия, более полный анализ музыкального и поэтического текста детских песен.  

Раздел  4. Теоретические основы вокала.

         

         Студент должен:

          знать:

  1. основные понятия  вокальной теории, включая  все вокальные                   навыки, регистры ;            
  2. основные сведения о строении голосового аппарата;                                        
  3. правила гигиены певческого голоса;

уметь:

  1. применять теоретические знания на практике
  2. реализовывать основные теоретические положения основ вокала в собственной  исполнительской деятельности.

                                                                                                                               

Тема 4.1. Строение голосового аппарата.

Определение голосового аппарата. Органы дыхания. Диафрагма и её роль в пении. Органы звукообразования. Органы звукоформирования. Определение резонатора. Головные и грудные резонаторы. Их роль в пении.  

 Артикуляционный аппарат, активные и пассивные органы.

          Самостоятельная работа: конспектирование темы с выделением основных опорных знаний;  изучение вопроса «Артикуляционный аппарат».

Тема 4.2. Вокальные навыки.

Определение вокальных навыков. Певческая установка. Дыхание, типы                     и моменты дыхания. Опора дыхания. Звукообразование. Атака звука и её виды. Звукоформирование. Дикция. Правила произнесения согласных и гласных звуков в пении. Артикуляция.

Самостоятельная работа: конспектирование темы с выделением основных опорных знаний; изучение вопроса « Певческая установка».

Тема 4.3. Гигиена певческого голоса.

Правила  гигиены  певческого голоса.

Мутация. Занятия пением в «щадящем режиме».

Самостоятельная работа: конспектирование темы, изучение вопроса «Гигиена голоса».

                                 

                                     Требования по курсам.

На первом году обучения (2 курс) на основе всесторонне изучения вокальных и музыкальных данных, состояния голосового аппарата и индивидуальных особенностей каждого студента осуществляется начальный этап вокально-технической работы, обеспечивающей  развитие вокального слуха и певческих способностей студентов.

В течение года студент должен изучить:

2 вокализа ,8 произведений с текстом, 2-4 детские песни под собственный аккомпанемент, темы «Строение голосового аппарата» и «Вокальные навыки: певческая установка, дыхание» из раздела «Теоретические основы  вокала».

           Отчётность: 3-й семестр – итоговое занятие.                        

           4-й семестр  –  контрольный  урок.  

Содержание  контрольного  урока: исполнение  вокализа, 2 вокальных произведений с сопровождением из репертуара семестра.  

На втором году обучения (3 курс) продолжается работа по развитию вокального слуха и вокальных способностей учащегося, устранению недостатков звукообразования и достижению естественного звучания голоса.

В течение года студент должен изучить: 2 вокализа, 6 вокальных произведений с текстом, 2 произведения без сопровождения, 2-4 песни для школьников под собственный аккомпанемент, темы «Вокальные навыки: звукообразование, звукоформирование, дикция», «Гигиена певческого голоса» из  раздела «Теоретические основы вокала».

Отчетность: 5-й семестр – контрольный урок.

Содержание контрольного урока: исполнение  вокализа,  вокального произведения с сопровождением,  произведения без сопровождения (а капелла),  детской песни под собственный аккомпанемент

 6-й семестр  -  зачёт.

 Содержание зачёта: исполнение  2  вокальных произведений  с сопровождением,  детской песни под собственный  аккомпанемент, устный ответ на  1 вопрос из раздела «Теоретические основы вокала» по темам «Строение голосового аппарата», «Вокальные навыки», «Гигиена певческого голоса».

        Примерный перечень теоретических вопросов к зачету:

  1. из каких разделов состоит голосовой аппарат (перечислить);
  2. что относится к органам дыхания;
  3. что относится к органам звукообразования;
  4. что относится к органам звукоформирования;
  5. что такое резонаторы (определение);
  6. какие органы относятся к головным резонаторам (перечислить);
  7. какие органы относятся к грудным резонаторам (перечислить);
  8. что такое вокальные навыки (определение);
  9.  вокальные навыки ( перечислить);
  10.  типы дыхания ( перечислить);
  11.  моменты певческого дыхания;
  12.  опора дыхания (определение);
  13.  дикция (определение);
  14.  артикуляция (определение);
  15.  какие органы относятся к артикуляционному аппарату;
  16.  что такое звукообразование;
  17.  что такое звукоформирование;
  18.  атака звука (определение);
  19.  виды атак (перечислить);
  20. гигиена певческого голоса;
  21. что такое мутация;
  22. что такое обучение в «щадящем режиме».

Критерии оценки учебной дисциплины

«Постановка голоса».

Первый год обучения (2 курс).

1. При оценке исполнения произведения с концертмейстером учитываются:

  1. мягкая атака звука,
  2. правильная певческая установка,
  3. правильная организация вдоха и выдоха,
  4. высокая певческая позиция,
  5. пение на легато (в поступательном движении и на интервалы),
  6. навыки формирования гласных и согласных звуков, начиная с      центрального участка диапазона,
  7. наличие элементов художественной выразительности в пении ( умение строить выразительную исполнительскую фразу).

2. При оценке исполнения произведения под собственный аккомпанемент учитываются  начальные навыки исполнения детского репертуара.

3. Знание тем «Строение голосового аппарата» и «Вокальные навыки: певческая установка, дыхание» из раздела «Теоретические основы  вокала».

         Второй год обучения (3-й курс).

1. При оценке исполнения произведения с концертмейстером учитываются:

  1. чистота интонирования,
  2. кантиленное звучание,
  3. мягкая атака звука,
  4. высокая позиция звучания,
  5. достаточно развитое певческое дыхание и опора звука,
  6. работа резонаторов,
  7. осознанное эмоционально-художественное исполнение.

2. При оценке исполнения произведения  а капелла учитывается все выше перечисленное.

3. При оценке исполнения произведения под собственный аккомпанемент учитываются:

  1. ансамбль между голосом и инструментом,
  1. показ дыхания,
  2. четкость дикции и артикуляции,
  3. выразительность исполнения.

4. Знание  темы «Вокальные навыки: звукообразование, звукоформирование, дикция», «Гигиена певческого голоса» из  раздела «Теоретические основы вокала».

         

 

  Оценка «5»(отлично) ставится:

за уверенное и глубокое знание музыкального материала, эмоциональное, выразительное исполнение программы, точное интонирование, выполнение всех вокально-технических требований.

   

 Оценка  «4» (хорошо) ставится:

за хорошее владение музыкальным материалом, выполнение вокально-технических требований, но с допущением некоторых неточностей, неполное раскрытие художественного образа.

  Оценка  «3» (удовлетворительно) ставится:

за  недостаточно глубокое знание музыкального материала, отсутствие владения профессиональными навыками, формальный подход к исполнению программы.

 

   Оценка  «2» (неудовлетворительно ) ставится:

за неспособность исполнения программы как наизусть, так и по нотам, невыполнение требований вокальной техники.

                         Примерный репертуарный уровень.

  Произведения 1-й степени сложности.

                    Романсы и песни русских композиторов.

     А. Аренский. «Там вдали, за рекой», « Расскажи, мотылёк».

     М. Глинка. «Ты, соловушка, умолкни».

     Ц. Кюи. «Зима» («Летом всё цветёт и зреет…»), «Майский день», «Осень»,   «Росинка», «Мыльные пузырики».

     А. Лядов. «Окликание дождя».

     М. Мусорский. «Вечерняя песенка».

     М. Яковлев. «Зимний вечер».  

                        Романсы и песни зарубежных композиторов.

   И.С. Бах. «За рекою старый дом»                                                                                                                                                                              Л. Бетховен. «Сурок», «Волшебный цветок», «Павшие братья».    

     Ж. Векерлен. «Лизетта встала», «Младая Флора», «Нанетта».

     Й. Гайдн. «Тихо дверцу в сад открой».

     А. Гретри. «Спор».

     Э. Григ. «Лесная песнь».

     Ж. Люлли. «Жан и Пьерро».

     Ж.Ж. Руссо «День без тебя».        

     Р. Шуман. «Вечерняя звезда».                                        

     

                                       Народные песни с сопровождением.

                    Русские: «Все мы песни  перепели» в обр. А. Лядова,

                       «Во поле берёза стояла» в обр. Н. Римского-Корсакого,

                       «Вейся, не вейся капустка» в обр. С.Кондратьева,

                       «Загулял я, молодец» в обр. И. Прача,

                       «Как на тоненький ледок» в обр. М. Иорданского,

                       «Калина» в гармонизации А. Березина,

                       «На улице дождь» в обр. Б. Добровольского,

                       «Не летай, соловей» в обр. А.Егорова.

                  Английские : «Колыбельная» в обр.Н.Баратовой,

        «Помнишь ли ты» в обр.  Дж .Бейли,

   «Спи, малыш» в обр.В. Локтева.

     Белорусская:  «Перепёлочка» в обр. А. Туренкова.

     Латвийская: «Ай-я, жу-жу» в обр.

     Немецкие: «Весна» в обр. В. Каратыгина,

        «Спящая красавица» в обр. Й.Брамса,

        «Песочный человечек» в обр. Й. Брамса.

  Польская: «Любопытный дрозд» В обр.Л. Ревуцкого.                                                                                           Сербская: «Лирическая» в обр. Р.Глиэра.

Словацкая: «Спи, моя милая» в обр.В. Неедлы.

     Украинская: «Ой, в лесу есть калина» в обр.Л. Ревуцкого.

     Французские: «Большой олень» в обр.М. Раухвергера,

         «Кадэ  Руссель» в обр. Ж.Векерлена,

         «Пастушка» в обр. Ж. Векерлена.

     Хорватская: «Под окошком твоим» в обр.Ф.Кюссака.

                            Песни российских композиторов ХХ века. 

       А. Александров. «Уж ты, зимушка-зима».

       Р. Бойко «Берёзки».

       Д. Васильев-Буглай. «Осенняя песенка».

       В. Волков. «Рябинушка».     

        В. Герчик. «Часы Кремля», «Осень».

       И. Дунаевский. «Доброе утро».

       В. Иванников. «Самая хорошая».

       Д. Кабалевский. «Наш край».

       М. Красев. «Ландыш».                                                                                                                                                    

       М. Леви. «Колыбельная». 

       М. Магиденко. «У Кремлёвской стены».

       Т. Назарова. «Снегурочка».

       Ю. Слонов. «Крошка Вилли Винки».

       Д. Шостакович. «Родина слышит».                                                                                                                         

                

                             Произведения 2-й степени сложности.

          

                             Романсы и песни русских композиторов.

А.Алябьев. «Зимняя дорога», «Незабудочка», «Собрались мы  к  хозяину».

А. Аренский. «Комар один, задумавшись», «Спи, дитя моё, усни»

П.Булахов. «Тук-тук-тук, как сердце бьётся…», «Право, маменьке  скажу».

А. Варламов. «Горные вершины».

А. Гурилёв. «Сарафанчик», «Улетела пташечка».

Д. Дюбюк. «Не обмани».

В. Калинников.  «Осень».

Ц. Кюи. «Весенняя  песенка», «Май».

С. Танеев. «Колыбельная».

П. Чайковский. «Осень», «Колыбельная».

                       Романсы и песни зарубежных композиторов.

И.С. Бах.  «Нам день приносит свет зари».

Й. Брам. «Колыбельная».

Ж. Векерлен. «Бродя в лесах», «Пастушка-резвушка», «Приди   поскорее       весна», «Филис скупая».

Й. Гайдн. «К дружбе».

Э. Григ.  «Детская песенка».

  А. Тома.  «Вечерняя песенка».

  С. Монюшко. «Золотая рыбка».

  В. Моцарт. «Детские игры», «Маленькая пряха», «Тоска по весне».                                                    Ф. Мендельсон. «Привет».

  Г. Пёрселл. «Ах, как сладок миг любви ».        

  Б. Флис. «Колыбельная».

  Э. Шентирмай. «В мире есть красавица одна».

  Ф. Шуберт. «Колыбельная».

  Р. Шуман. «Мотылёк», «Приход весны».

Песни российских композиторов ХХ века.

     Р. Бойко. Песня Девочки из оперы «Песенка  в лесу»».

М. Блантер. «Грустные ивы», «Колыбельная», «Как служил солдат».               Н. Будашкин. Песня Настеньки из м/ф «Аленький цветочек».

     И. Дунаевский. «Сон приходит на порог», «Шумят седые сосны».

М. Красев. «Летний вальс».

Е. Крылатов. «Рисунки на асфальте», «Где музыка берет начало»,

        «Ласточка».

К. Молчанов.  Песня туристов из к/ф  «А зори здесь тихие».

С. Никитин. «Александра».

А. Островский.  «Пусть всегда будет солнце».

А. Пахмутова. «Хорошо, когда снежинки падают».

В. Соловьёв - Седой. «Никто не забыт».

А. Спадавеккиа. Три песенки Золушки, «Добрый жук» из к/ф «Золушка».

И.Тульчинская. « Муравьиный фонарщик».

Народные песни с сопровождением.

   Русские : «Гуляла я в садочке»  в  обр. С. Булатого,

«Зачем сидишь до полуночи» в обр. А.Варламова,                                                                                                                

          «Не велят Маше» в обр. А.Глазунова,

          «Полосынька» в обр. Ф.Фёдорова,

     «По небу, по синему» в обр. А.Копосова,

   «По улице мостовой»  в  обр. И. Прача,

   «Среди долины ровныя»  в  обр. А.Долуханяна

    Венгерская : «Тихий уголок»  в обр. Н.Новича.

   Литовская : «Добрый мельник» в обр.В.Шипулина.

   Мордовская : «Ой, летят, летят» в обр. Г.Тихомирова.

   Неаполитанская : «Колыбельная» в обр. В. Мельо.

   Польская  : «Висла» в обр. В.  Иванникова.

   Словацкая : «Ивушка» в обр. В. Новака.

Украинская : «Казав менi батько» в обр. Н. Лысенко.

Финская : «Роза у дороги»  в обр. О. Мериканто.

Французская: «Три принцессы» в обр. Х.Мёллера.

Японская : «Среди цветов» в обр. В. Локтева.                                                                                                                           

                     

                            Произведения  3-й степени сложности.

                                     Песни и романсы русских композиторов.

 А.Алябьев.«Я вас любил», «Я вижу образ твой»,«Если жизнь тебя обманет».

П. Булахов.  «Гори, гори моя звезда», «И нет в мире очей».  

  А. Варламов. «Белеет парус одинокий», «Глаза», «Красный сарафан».                                                                        

М. Глинка. «Ах ты душечка», «Жаворонок», «Северная звезда», «Не пой     красавица  при мне», песня Вани из оперы «Иван Сусанин».

А. Гурилев. «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка».

А.Даргомыжский. «Лихорадушка», «Расстались гордо мы», «Юноша и дева», «Шестнадцать лет».

А. Дюбюк. «Солнце горы золотило».      

     В. Калинников.  «На старом кургане».

     М.Мусорский.  «С куклой» из цикла «Детская».

К. Пауфлер. «Тихая звёздная ночь».

     Н.Римский – Корсаков. « Тихо вечер догорает».

     А. Титов.  «Не пой, красавица, при мне».

     Ц.Кюи.  «Царскосельская статуя».

     М. Яковлев. «Элегия».         

                 Произведения зарубежных композиторов.

  Л. В. Бетховен. Песня Клерхен  из музыки к трагедии  И.В. Гёте «Эгмонт». 

  Й. Брамс.  «Девичья песня», «В зелёных ивах».

  Ж. Векерлен. «Девы, спешите».

  Дж. Грегори. Менуэт «В душу запал мне образ прекрасный».

  Б. Годар. «Пастушка».

  Э. Григ. «Люблю тебя», «Заход солнца», «Избушка».

  Ф. Кавалли. «Пусть ты жестока».

  С. Маркези. «Бедная роза».

  Ф. Мендельсон. «Лесной замок», «Любимое место».

  С. Монюшко. «Пряха».

  В. А. Моцарт.  Ария Барбарины  из оперы «Свадьба Фигаро»,  «К цитре».

  Дж. Перголези. «Если любишь», «Три дня прошло…».

  А. Скарлатти. «Нет мне покоя», «Перестаньте сердце ранить».

  Р. Фальво. «Скажите, девушки…».                                                                                                                                                                          

  Ф. Шуберт. «Дикая роза», «К музыке», «Куда», «К лютне».

  Р. Шуман.  «На чужбине».

                                      Песни российских композиторов ХХ века.

И. Дунаевский. «Весна идет»  из к/ф «Весна», «Дорогой широкой»  из к/ф «Цирк», «На луга - поляны».

Я. Дубравин. «Сказка родного края».

   Д.Кабалевский. Серенада  Красавицы, Серенада  Дон Кихота    из    музыки  к радиопостановке «Дон Кихот». Песня Насти  из оперы «Семья Тараса».

   З. Левина.  «Вот цветочек распустился», «Весёлая песенка».

  И. Лученок. «Березка», «Память сердца».

К. Молчанов. «Помни».

А.Петров. Песня материнской любви, песня  Синей птицы  из   к/ф     «Синяя

птица». Песня Настеньки из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».   Песня («Гаснут на песке…») из к/ф «Зайчик».

С. Туликов. «О чём шептал мне старый сад».

Т.Хренников. Колыбельная Светланы,  песенка Лепелетье  из музыки к спектаклю «Давным-давно».  «Ай-ай» - куплеты Доротеи  из оп. «Доротея».

Ю. Чичков. «Свет материнских глаз».

А. Эшпай.  Песня об иве.

Народные песни с сопровождением.

Русские: «Ах, ты, степь широкая»  в  обр. А. Флярковского,

      «Вот мчится тройка удалая»  в обр. неизвестного автора,

     «Из-за лесу, лесу тёмного»  в обр. Н.Римского-Корсакова,

     «Помнишь ли меня, мой свет»  в обр.М. Матвеева,

     «Про Добрыню» в обр. Н.Римского-Корсакова,

     «Травушка-муравушка»  в обр.Н. Фомина,

     «Уж как пал туман»  в обр.Г. Шварца,

     «Чем тебя я огорчила»  в  обр. А. Флярковского,

     «Чернобровый, черноокий» в обр. С. Погребова.

Итальянская : «Тик-е-тик-е-ток» в обр. неизвестного автора.

Литовская : «Дудочка» в обр. Н. Ракова.

Немецкая: «Тки, дочка»  в  обр. К. Молчанова.

   Румынские : «Пой, кукушка», «Перед зеркалом» в обр. В. Сибирского.

Французская : «Птички» в обр. неизвестного автора.

                                             

                Народные песни без сопровождения.                                                                      Русские : «В тёмном лесе», «Выходили красны девицы»,

     «Как у наших у ворот», «Как за речкою, да за Дарьею»,

    «Лён зеленой», «Пойду ль я, выйду ль я», «Перевоз Дуня держала»,

     «Сеяли девушки яровой хмель», «Со вьюном я хожу»,

     «Соловей, соловьюшка»,  «У меня ль во садочке»,

     «Ходила младёшенька», «Шёл ленинградский паренёк».

Белорусские : «Сел комарик на дубочек», «Реченька», «Журавель».

Латышская : «Вей, вей, ветерок».

Украинская : «Веснянка», «Вийди, вийди, Iванку».

          Рекомендуемая литература.

Вопросы  вокальной педагогики. Вып. 1 – 7. – М., 1962-1984.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 2000.

Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в      общеобразовательной школе. – М., 1983.

Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1988.

Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. – М., 1995.

Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. – Л.,1977.

Морозов В.П. Искусство резонансного пения.  – М., 2002.

Примерная программа учебной дисциплины «Вокальный класс»  - М.:    Издательский отдел ИПР СРО, 2002.

Шевелёва Е.И. Человеческий голос как музыкальный инструмент. – СПб., 1993.

                                                СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ------------------------------------------------------    3

Тематический план учебной дисциплины «Постановка голоса»----   7

Содержание  учебной дисциплины «Постановка голоса»------------   8

Требования по курсам --------------------------------------------------------  12

Критерий оценки учебной дисциплины «Постановка голоса»-------  13

Примерный репертуарный уровень----------------------------------------  15

Рекомендуемая литература -------------------------------------------------  20