Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)
методическая разработка по теме
Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и школьных учебников по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
consp.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования
Кафедра теории и методики преподавания истории,
социально-политических дисциплин и права
Слущатель – Вагу Мария Викторовна
Тема итоговой выпускной работы
«Методика проведения лабораторно-практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе по учебнику «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке»
2008
Оглавление
Введение | 3 |
Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и школьных учебников по обществознанию | 4 |
Обсуждение с учителями содержание вводного текста книги для учителя | 4 |
Структурно-аксиологический анализ учебника обществознания | 5 |
Заключение | 5 |
Список использованной литературы | 5 |
Введение
Вводное занятие посвящено авторской концепции нового учебного курса «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» и призвано помочь учителям ориентироваться и решать следующие проблемы: анализировать сложившуюся ситуации в области образования в контексте реализации новых подходов государства к преподаванию новейшей отечественной истории и обществознания, обозначенные на встрече Президента РФ В.В.Путина с преподавателями социально-гуманитарных дисциплин в Ново-Огареве в июне 2007 г., моделировать и проектировать ожидаемые результаты обществоведческого образования, определение специфических особенностей построения УМК по курсу обществознания для выпускников 11 класса.
Программа курса «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» разработана в контексте реализации требований государственных стандартов общего образования второго поколения и современных требований организации единой информационно-образовательной среды.
Цели занятия:
- оказание теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию обществознания,
- подготовка педагогов к деятельности в новых условиях разработки государственного образовательного стандарта второго поколения в соответствии с решением Президента РФ от 09.12.2007 г.
Задачи занятия:
- осмысление нового политического курса Российского государства,
- осмысление потенциала социально-гуманитарного образования как фактора гражданско-патриотического воспитания молодежи.
- осмысление теоретико-методологических основ обществознания в ОУ (новые концептуальные основы построения курса обществознания),
- осмысление путей обновления преподавания обществознания в контексте разработки государственного образовательного стандарта второго поколения.
Ожидаемые результаты:
- объяснить концепцию курса «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке», выделяя его новизну и особенности структуры,
- определять ключевые понятия по каждой теме и использовать их анализ в своей педагогической практике,
- назвать основные стандарты второго поколения и соотносить требования, предъявленные к компетентности выпускников, с преподавание обществознания,
- принять участие в обсуждении и экспертной оценке учебников и методических пособий.
Занятие для преподавателей обществознания проводится в форме лабораторно-практической работы.(создание рабочих групп по 5-6 человек).
Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и школьных учебников по обществознанию.
Предложить учителям сравнить программы по обществознанию, систематизировать ответы можно в виде таблицы:
Учебники СССР | Учебники государственного образовательного стандарта первого поколения | Учебник «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» | |
Предмет изучения | Формационная марксистско-ленинская концепция развития общества | Сферы общества (духовная, экономическая, политическая, правовая, культурная и т.д.) | Глобальный мир |
Цели | Воспитание строителя коммунизма | Деидеологизация выпускника | Нацелить учащихся понимать глобальный мир с точки зрения национальных интересов России |
Ожидаемые результаты | Формирование мировоззрения выпускника в духе марксизма-ленинизма | Справочно-энциклопедические знания для сдачи экзаменов | Практическое применение для социализации учащихся, превращение детей во взрослых, в полноценных членов гражданского общества |
После сравнения программ по обществознанию, учителя оценивая курс «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» приходят к следующим выводам:
- актуальность предлагаемого курса,
- новый подход к преподаванию обществознания, неразрывно связанный с целевыми установками (подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, воспитание патриотизма, формирование у учащихся мотивации к обучению и самообучению, перенос акцента с содержания образовательной программы на результаты освоения)
Обсуждение с учителями содержание вводного текста книги для учителя «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке»
Обсуждение с учителями содержание вводного текста по следующим вопросам:
- какова роль формирования компетентности в курсе обществознания?
- каким должен быть стандарт в области обществознания?
- как общественные процессы влияют на преподавание обществознания?
- какие трудности и почему могут возникнуть у учителя при работе по учебнику?
- какие вопросы вы предлагаете включить в подготовку и повышение квалификации учителей обществознания?
Структурно-аксиологический анализ учебника обществознание «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке»
Рабочим группам предлагается дать оценку качества структурирования материала в учебнике. Для этой цели формируются 3 группы:
- основной текст
- дополнительный текст
- методический аппарат
Можно использовать план структурно-аксиологического анализа учебника («Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания» АПК и ППРО, Москва, 2008, стр.44-46). Предлагается рабочим группам ответить на вопросы (там же, стр.82).
Заключение
В конце занятия предложить учителям сделать выводы о концептуальном основании курса обществознания в 11 классе.
Варианты ответов о программе курса в 11 классе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» могут быть следующими:
- позволяет по-новому взглянуть на предмет.
- научить учащихся понимать глобальный мир с точки зрения национальных интересов России.
- Предметом изучения является глобальный мир
Литература
- Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания» АПК и ППРО, Москва, 2008
- Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. Учебник для общеобразовательных школ под ред. Л.В.Полякова Москва, «Просвещение», 2008
- Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. Программы общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2008
- Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. Книга для учителя под ред. Л.В.Полякова. Москва, «Просвещение», 2008
- Л.В.Поляков, А.Н.Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке». Методическое пособие. Москва, «Просвещение», 2008
- Программа дополнительного профессионального педагогического образования «Актуальные вопросы исторического и обществоведческого образования в средней (полной) школе». Москва, ОАО «Издательство «Просвещение», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме:"Социальный прогресс" курсе обществознания 8 класса
Электронные материалы к уроку по теме:"Социальный прогресс" в обществознании 8 класса, схемы,термины...
Конспект занятия по профилактике социальных преступлений "Незнакомый человек".
Занятие по профилактике социальных преступлений...
Методическое пособие по выполнению практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства».
Методическое пособие выполнено в помощь студентам 4 и 5 курсов при выполнении практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства» в объёме...
Концептуальная основа формирования воспитательной системы класса
В нашем учебном учреждении успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необхо...
Конспект урока Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами.
Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами....
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Практическая работа 1. Сервисы для создания видеолекций на основе искусственного интеллекта
Практическая работа 1. Сервисы для создания видеолекций на основе искусственного интеллектаОписан ход практической работы...