Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)
методическая разработка по теме

Вагу Мария Викторовна

Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и школьных учебников по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon consp.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки

 работников образования

Кафедра теории и методики преподавания истории,

социально-политических дисциплин и права

Слущатель – Вагу Мария Викторовна

Тема итоговой выпускной работы

«Методика проведения лабораторно-практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе по учебнику «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке»

2008

Оглавление

Введение

3

Методологические подходы к изучению и характеристике

образовательных программ и школьных учебников по обществознанию

4

Обсуждение с учителями содержание вводного текста книги для учителя

4

Структурно-аксиологический анализ учебника обществознания

5

Заключение

5

Список использованной литературы

5

Введение

Вводное занятие посвящено авторской концепции нового учебного курса «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» и призвано помочь учителям ориентироваться и решать следующие проблемы: анализировать сложившуюся ситуации в области образования в контексте реализации новых подходов государства к преподаванию новейшей отечественной истории и обществознания, обозначенные на встрече Президента РФ В.В.Путина с преподавателями социально-гуманитарных дисциплин в Ново-Огареве в июне 2007 г.,  моделировать и проектировать ожидаемые результаты обществоведческого образования, определение специфических особенностей построения УМК по курсу обществознания для выпускников 11 класса.

Программа курса «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» разработана в контексте реализации требований государственных стандартов общего образования второго поколения и современных требований организации единой информационно-образовательной среды.

Цели занятия:

  1. оказание теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию обществознания,
  2. подготовка педагогов к деятельности в новых условиях разработки государственного образовательного стандарта второго поколения в соответствии с решением Президента РФ от 09.12.2007 г.

Задачи занятия:

  1. осмысление нового политического курса Российского государства,
  2. осмысление потенциала социально-гуманитарного образования как фактора гражданско-патриотического воспитания молодежи.
  3. осмысление теоретико-методологических основ  обществознания в ОУ (новые концептуальные основы построения курса обществознания),
  4. осмысление путей обновления преподавания обществознания в контексте разработки государственного образовательного стандарта второго поколения.

Ожидаемые результаты:

  1. объяснить концепцию курса «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке», выделяя его новизну и особенности структуры,
  2. определять ключевые понятия по каждой теме и использовать их анализ в своей педагогической практике,
  3. назвать основные стандарты второго поколения и соотносить требования, предъявленные к компетентности выпускников, с преподавание обществознания,
  4. принять участие в обсуждении и экспертной оценке учебников и методических пособий.

Занятие для преподавателей обществознания проводится в форме лабораторно-практической работы.(создание рабочих групп по 5-6 человек).

Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и школьных учебников по обществознанию.

Предложить учителям сравнить программы по обществознанию, систематизировать ответы можно в виде таблицы:

Учебники СССР

Учебники государственного образовательного стандарта первого поколения

Учебник «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке»

Предмет изучения

Формационная марксистско-ленинская концепция развития общества

Сферы общества (духовная, экономическая, политическая, правовая, культурная и т.д.)

Глобальный мир

Цели

Воспитание строителя коммунизма

Деидеологизация выпускника

Нацелить учащихся понимать глобальный мир с точки зрения национальных интересов России

Ожидаемые результаты

Формирование мировоззрения выпускника в духе марксизма-ленинизма

Справочно-энциклопедические знания для сдачи экзаменов

Практическое применение для социализации учащихся, превращение детей во взрослых, в полноценных членов гражданского общества

После сравнения программ по обществознанию, учителя оценивая курс «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» приходят к следующим выводам:

  1. актуальность предлагаемого курса,
  2. новый подход к преподаванию обществознания, неразрывно связанный с целевыми установками (подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, воспитание патриотизма, формирование у учащихся  мотивации к обучению и самообучению, перенос акцента с содержания образовательной программы на результаты освоения)

Обсуждение с учителями содержание вводного текста книги для  учителя «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке»

Обсуждение с учителями содержание вводного текста по следующим вопросам:

  1. какова роль формирования компетентности в курсе обществознания?
  2. каким должен быть стандарт в области обществознания?
  3. как общественные процессы влияют на преподавание обществознания?
  4. какие трудности и почему могут возникнуть у учителя при работе по учебнику?
  5. какие  вопросы вы предлагаете включить в подготовку и повышение квалификации учителей обществознания?

Структурно-аксиологический анализ учебника обществознание «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке»

Рабочим группам предлагается дать оценку качества структурирования материала в учебнике. Для этой цели формируются 3 группы:

  1. основной текст
  2. дополнительный текст
  3. методический аппарат

Можно использовать план структурно-аксиологического анализа учебника («Методические рекомендации по организации повышения квалификации  учителей истории и обществознания» АПК и ППРО, Москва, 2008, стр.44-46). Предлагается рабочим группам ответить на вопросы (там же, стр.82).

Заключение

В конце занятия предложить учителям сделать выводы о концептуальном основании курса обществознания в 11 классе.

Варианты ответов о программе курса  в 11 классе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» могут быть следующими:

  1. позволяет по-новому взглянуть на предмет.
  2. научить учащихся понимать глобальный мир с точки зрения национальных интересов России.
  3. Предметом изучения является глобальный мир

Литература

  1. Методические рекомендации по организации повышения квалификации  учителей истории и обществознания» АПК и ППРО, Москва, 2008
  2. Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. Учебник для общеобразовательных школ под ред. Л.В.Полякова  Москва, «Просвещение», 2008
  3. Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. Программы общеобразовательных  учреждений. Москва, «Просвещение», 2008
  4. Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. Книга для учителя под ред. Л.В.Полякова. Москва, «Просвещение», 2008
  5. Л.В.Поляков, А.Н.Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке». Методическое пособие. Москва, «Просвещение», 2008
  6. Программа дополнительного профессионального педагогического образования «Актуальные вопросы исторического и обществоведческого образования в средней (полной) школе». Москва, ОАО «Издательство «Просвещение», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме:"Социальный прогресс" курсе обществознания 8 класса

Электронные материалы к уроку по теме:"Социальный прогресс" в обществознании 8 класса, схемы,термины...

Методическое пособие по выполнению практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства».

Методическое пособие выполнено в помощь студентам 4 и 5 курсов при выполнении практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства» в объёме...

Концептуальная основа формирования воспитательной системы класса

В нашем учебном учреждении успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необхо...

Конспект урока Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами.

Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами....

Практическая работа 1. Сервисы для создания видеолекций на основе искусственного интеллекта

Практическая работа 1.  Сервисы для создания видеолекций на основе искусственного интеллектаОписан ход практической работы...