Правила составления рабочих программ по новым стандартам
календарно-тематическое планирование по теме

Реукова Мария Владимировна

Предлагаются правила составления рабочих программ по новым стандартам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3. Основные подходы к разработке программ, образующих образовательную программу общеобразовательного учреждения.

3.1.        Рабочие программы как основной компонент образовательной
программы общеобразовательного учреждения являются средством
фиксации содержания образования на уровне учебных предметов
(предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для
обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных
образовательных курсов для обучающихся.

3.2.        Рабочие программы дают представление о том, как в
практической деятельности педагогов реализуется Федеральный
Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных
предметов с учетом:

особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;

  1. статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);
  2. образовательных потребностей и запросов обучающихся;
  3. особенностей контингента обучающихся;
  4. авторского замысла педагога.

3.3.        К рабочим программам, которые в совокупности определяют
содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках
реализации образовательной программы, относятся:

        программы по учебным предметам;

  1. программы дополнительного образования;
  2. программы элективных курсов;

        программы факультативных занятий.

3.4.        Рабочие программы по учебным предметам составляются на
основе
 а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ; в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

3.5.        На основании п. 19 ст. 28 Закона Российской Федерации "Об
образовании" разработка
примерных программ отнесена к компетенции РФ в
лице ее федеральных органов Государственной власти. Примерные
программы являются структурным элементом основных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования и являются нормативными документами,
развивающими и конкретизирующим положения Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.

3.6.        Примерные программы выполняют две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

3.7.        Примерные программы не могут использоваться в качестве
рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам
обучения и отдельным темам.

3.8.        На основе примерных программ авторы и авторские коллективы
разрабатывают учебно-методические комплекты и программы по предметам
в рамках учебно-дидактических линий. Такие учебные пособия и программы
называются
авторскими. После соответствующей экспертизы авторские
комплекты и учебники включаются (или не включаются) в федеральный
перечень, а программы (наряду с примерными) используются в качестве
основы для составления рабочих программ.

3.9.        Структура рабочей программы:

  1. пояснительная записка;
  2. основное содержание;
  3. требования    к    уровню    подготовки    обучающихся, осваивающих программу     учебного предмета;
  4. календарно-тематическое планирование;
  5. список литературы.

3.10.        Пояснительная записка содержит краткое обоснование выбора
учителем конкретной авторской программы и учебно-методического
комплекта, отражает соответствие концепции выбранной авторской
программы миссии и целям общеобразовательного учреждения, определяет
особенности контингента обучающихся, их образовательные запросы,
возможности и потребности. Если учитель вносит в авторскую программу
модификационные изменения, то в пояснительной записке они отражаются и
обосновываются.

3.11.        Основное содержание раскрывает необходимый уровень
функциональных (предметных) знаний-умений, который формируется уобучающихся и связан с реализацией требований к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.
[1]

Основное содержание и требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного курса, включают в рабочую программу, если:

  1. в авторскую программу обоснованно внесены значительные изменения;
  2. авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету и авторскому учебно-методическому комплекту;
  3. авторские программа и учебно-методический комплект отсутствуют, но рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам для детей).

3.12.        Календарно-тематическое планирование является одним из самых
важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь
учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком
работы общеобразовательного учреждения.

3.13.        Календарно-тематическое планирование осуществляется на
учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам)
нецелесообразно, т.к. не позволяет спланировать, обеспечить и
проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в
полном объеме.

3.14.        Календарно-тематический план должен содержать информацию о
разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их
реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и
разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы
уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного
материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется
последовательно. Сроки прохождения определенных тем указываются по
календарю текущего года в границах недели.

  1. При экспертизе рабочей программы заместитель директора общеобразовательного учреждения проверяет даты контрольных работ и их количество в классе на одной неделе: нецелесообразно проведение контрольных работ на последней перед каникулами неделе, накануне праздников. Количество в неделю контрольных работ по разным предметам в одном классе регламентируется локальными актами общеобразовательного учреждения и соотносится с требованиями СанПиН.
  2. Каждый отчетный период (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Номера

Наименования

Плановые сроки прохождения

Скорректированные

уроков

разделов и тем

сроки прохождения

3.17. Примерная форма календарно-тематического плана.

Название изучаемой темы №1 (всего часов на ее изучение; количество часов в

неделю по учебному плану)

1.

Тема урока

01.09.2009-06.09.2009

2.

Тема урока

3.

Тема        урока контроля

Итого

** часов

  1. В списке литературы, являющемся компонентом рабочей программы, указываются источники, использованные педагогом при подготовке рабочей программы, а также та литература, которая рекомендуется обучающимся для самостоятельного изучения, дополняет содержание учебника. В качестве дополнительной литературы могут быть предложены материалы из учебно-методических комплектов других авторских линий, если соблюдается единообразие методологической основы.
  2. Рабочая программа должна содержать в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и предлагаемой в списке литературы; а также включать данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

3.20.        Титульный лист рабочей программы должен содержать:

  1. наименование общеобразовательного учреждения;
  2. название курса, для изучения которого написана программа;
  3. указание параллели, класса, в котором изучается курс;
  4. Ф.И.О. учителя;
  5. гриф утверждения программы;
  6. год составления программы.

3.21.        Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала
рассматривается на заседании методического объединения учителей на
предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного
стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

  1. После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
  2. Целесообразно для рабочих программ, являющихся авторскими, провести дополнительно внутреннее и внешнее рецензирование.

Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высоко квалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.

Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения на профильных предметных кафедрах региональных вузов, ссузов, Педагогической академии.

3.24.        Важным элементом образовательной программы школы
является пакет
надпредметных программ. Поскольку общие цели
образования можно осуществить лишь при взаимодействии различных
предметов, то надпредметные программы разрабатываются как программы
достижения конкретных метапредметных результатов.

3.25.        Надпредметная программа- это методический инструмент
достижения интегративных (метапредметных) результатов образования.

Основные черты надпредметной программы заключаются в следующем:

  1. в программе формулируется какой-либо из образовательных результатов, на достижение которого она направлена (освоение какой-то области знаний, ориентация в определенных проблемах, формирование способов решения коммуникативных, организационных, • познавательных, аксиологических и иных проблем и т. д.);
  2. определяются условия достижения планируемого образовательного результата (что надо изучить, какими знаниями, умениями, видами деятельности необходимо овладеть);
  3. указывается перечень модулей, составляющих надпредметную программу; в качестве модулей выступают учебные предметы, на материале которых могут формироваться необходимые знания и умения, программы дополнительного образования, программы дополнительного образования, социально-творческой и самообразовательной деятельности;
  4. в программе каждого модуля указывается примерные темы занятий (или виды самостоятельных работ);
  5. надпредметная программа включает график занятий по разным предметам и способы завершения программы, формы подведения итогов и аттестации учащихся.

3.26.        Надпредметные программы могут быть ориентированы на
достижение различных интегративных результатов. Тематика
надпредметных программ определяется, исходя из подготовленности
учителей к совместной деятельности (программы могут предполагать
кооперацию двух и более педагогов) и интересов учащихся.

3.27.        Некоторые примеры возможных надпредметных программ:
«Формирование учащихся умений самоорганизаций», «Формирование
исследовательской культуры учащихся», «Формирование коммуникативной
культуры учащихся», «Формирование опыта проектной деятельности»,
«Формирование информационной культуры учащихся», «Формирование
опыта решения проблем», «Формирование культуры чтения», «Подготовка к
профессиональному выбору», «Школа компетентных избирателей», «Книга»
(обучение эффективному чтению и выбору книг), «Дискуссия», «Грамотный
покупатель», «Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах),
«Первая помощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции,
пользоваться ими и самому составлять инструкции), «Выборы».
Перечисленные программы ориентированы на освоение обучающимися
определенных способов деятельности. Возможны надпредметные
программы, ориентированные на систематизацию и обобщение знаний,
приобретаемых по различным предметам - «Истории и традиции народов
России», «Актуальные проблемы современной общественной жизни» и т.п.

  1. Надпредметные программы могут быть рассчитаны на отдельную ступень школьного образования и даже на меньший период времени. Общий подход к разработке надпредметных программ заключается в том, что каждая из них представляет собой программу обучения школьников решению актуальной для них проблемы или освоения значимых для них умений.
  2. В надпредметной программе указываются:

  1. ключевые компетентности,     для формирования      которых     она составлена;
  2. предметы, на материале которых реализуется программа;
  3. виды познавательной и практической. деятельности;
  4. формы совместной работы по различным учебным предметам (решение комплексных задач, выполнение     проектов,    защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля).

3.30. По надпредметным программам возможно осуществление работы на уроках и других видах занятий за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат и тем самым выйти за рамки образовательных стандартов. Содержание надпредметных программ разрабатывается, исходя из запросов школьников: педагог определяет, за счёт каких предметов и каким образом можно удовлетворить интересы ребенка.

3.3 1 .Разработка надпредметных программ может стать одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений,    поскольку содержание    этих    программ    может и должно учитывать особенности конкретной школы — социальной среды, состава обучающихся, потенциала педагогического коллектива. 3.32. Структура надпредметной программы:

  1. наименование программы;
  2. ступень обучения;
  3. основная цель данной программы {например, создание разнообразных ситуаций, в которых обучающиеся делают выбор и его аргументируют, причем эти ситуации могут быть как реальными (например, выбор предпрофильного курса или способа деятельности -коллективного или индивидуального), так и учебными (например, представленными в виде ситуационных заданий);
  4. организационно-педагогические        условия        реализации программы {например, надпредметная программа предусматривает использование возможностей за счет вариативных часов БУП. Программа была апробирована в ходе эксперимента по модернизации структуры и содержания школьного образования в Московской области);
  5. описание хода реализации программы;
  6. ожидаемые метапредметные результаты по итогам реализации программы.


[1] Обучающиеся должны: знать/понимать - указывается перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым обучающимся знаний; уметь - отражается овладение теми действиями, которые основаны на более сложной, чем воспроизведение деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); владеть, т.е. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для...- определяется группа умений, которыми ученик может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Рабочие программы по новым стандартам

Рабочая программа по алгебре 8 класс (базовый уровень) - 2012-2013 учебный год. 3 часа в неделю. Имеется развёрнутое тематическое планирование.Рабочая прогреамма по геометрии 10 класс...

План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)

Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...

Доклад на тему: "Составление рабочей программы по ИЗО с учетом личностных метапредметных компетенций (общая структура программы)"

Рекомендации преподавателям о составлении рабочих  программ с учетом личностных метапредметных компетенций согласно требованиям ФГОС...

«Составление рабочих программ по математике. Новые требования к рабочим программа в 2018-2018 уч.году»

Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомен...

Составление рабочей программы на основе примерной программы

Данная статья содержит основные пути составления рабочих программ в образовательных учреждениях на основе примерных программ....

Рабочая программа по новым стандартам ФГОС математика 5 класс

Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых тре...